UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7univ6rsum.com
ВНЕДРЕНИЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
АННОТАЦИЯ
В данной статье автор рассматривает актуальность внедрения модифицированной образовательной программы курса для дошкольника. Данное внедрение осуществляется в детском развивающем центре. Программа составлена в соответствии с обязательными требованиями к дошкольному образованию. Форма обучения носит характер дополнительного образования. Данная программа является вариативной и рассчитана на детей дошкольного возраста.
In this article the author reviews relevance of modified educational program implementation for preschoolers. This program is realized at Child development center and it’s made up according to mandatory requirements for preschool. The type
Базулева Екатерина Кирилловна
руководитель детского развивающего центра «Азбушка»,
РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
THE INTRODUCTION OF A MODIFIED EDUCATIONAL PROGRAM EDUCATIONAL COURSE FOR PRESCHOOLERS
Bazuleva Ekaterina
director of Child development center «AZBUSHKA»,
Russia, Moscow
ABSTRACT
Базулева Е.К. Внедрение модифицированной образовательной программы развивающего курса для дошкольников // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 1(12) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1855
of Education is Supplementary Education. The program is variable and it’s intended for pre-school-age children.
Ключевые слова: модифицированная образовательная программа,
дополнительное образование, дошкольное образование, стандарты дополнительного образования.
Keywords: modified educational program, additional education, preschool education, the standards further education.
В настоящее время заметна тенденция интереса родителей к дополнительной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется психическому и эмоциональному состоянию детей. Важную роль в гармоничном развитии любого ребенка играет взаимодействие семьи-социума-педагогов. В процессе организации детского развивающего центра я опиралась на основные федеральные государственные требования, стремясь предоставить качественную образовательную услугу. Для этого была составлена и внедрена модифицированная образовательная программа развивающего курса для дошкольников.
В основу программы взят Стандарт дополнительного образования, что представляет собой своего рода инновационный подход [2, п. 2.6].
Стандарт позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как психологически особого периода развития ребёнка, а с другой — обеспечить целостность и преемственность системы российского образования.
За последние годы термин «инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Инновации (англ. Innovation — нововведение) — внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки [1]. Создание инновационного климата в сфере образования — цель национальной образовательной политики России.
Характерно, что в образовании говорят о необходимости именно модернизации, а не реформирования, так как жизнь доказала, что в этой специфической сфере нужна не ломка, а разумное сочетание традиций и инноваций.
В своем детском развивающем центре я попыталась соединить стандарты образования и новый подход к развитию личности ребенка. В настоящее время моя программа проходит аттестацию в Министерстве образования Московской области.
В основе дошкольного образования лежат следующие принципы:
1. Сохранение самоценности детства — периода, значимого самого по себе.
2. Взаимодействие родителей (законных представителей) и педагогов, несущее развивающий характер.
3. Уважение к личности.
Мы должны принять ребенка таким, какой он есть, направить его и показать, какие возможности существуют для его развития. Ребенок — маленький человек, со своими интересами, потребностями, желаниями, слабостями, достоинствами и недостатками, и так важно именно в дошкольном возрасте помочь правильно сформировать и развить те качества и способности ребенка, которые в дальнейшем помогут ему находиться в обществе с возможностью самореализоваться и саморазвиваться.
В моем Центре реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. В нашем коллективе очень талантливые и креативные педагоги — люди, которые не стесняются учиться у других и даже у детей, а у них есть чему поучиться. Мы ввели в образовательный процесс уникальные курсы, такие как, например, арт-студия (песочная анимация или песочная терапия). Этот курс направлен:
• на развитие в ребенке воображения, уверенности в его способностях,
• на воспитание чувства прекрасного — художественно-эстетическое развитие;
• на возможность ребенка самовыразиться через его общение с природными материалами: песком, морскими камешками, ракушками, веточками и т. д.;
• на развитие мелкой моторики.
Возможны следующие задания:
• действие с песком;
• отыскать в песочнице предметы;
• определение предмета;
• предметы с определенными характеристиками;
• охарактеризовать предметы;
• прикосновения к песку;
• рисование на песке.
Также мы работаем над развитием речи детей, в основном в следующих направлениях:
• обогащение и закрепление слов родного языка — одна из самых важных задач развития речи;
• активизируем лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а также дюн, барханы, караваны и другие слова;
• обогащаем словарь детей;
• закрепляем и активизируем словарь с использованием сюжетных игр;
• работаем над формированием фразовой речи;
• цепная схема текста выстраивается реальными действиями.
Рассмотрим другой курс — «Школа внимания», рассчитанный на детей
от 6 до 8 лет. Данный курс будет привлекателен как для детей дошкольного возраста, если рассматривать его как неотъемлемую часть подготовительного развития, так и для первоклассников, которым не просто находиться
в обучающем процессе. Эта программа способствует развитию «психологического фундамента» ребенка, на котором, впоследствии будут формироваться навыки чтения, письма и счета и без которого освоение этих умений будет проходить неполноценно. Составляющими этого «фундамента» являются:
• осуществление звукового анализа и синтеза (умение выделять звуки речи, умение различать звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам);
• зрительный анализ (умение выделять сходные и различающиеся элементы различных объектов);
• анализ и копирование образца;
• выявление пространственных отношений между объектами (профилактика появления «зеркального» письма);
• психомоторное развитие (дифференцирование степени напряжения мелкой мускулатуры руки для формирования в дальнейшем двигательного навыка письма;
• понимание и правильное выполнение задания по словесному указанию взрослого;
• подчинение своей деятельности заданной системе правил и контролирование себя.
В программу входят занятия по развитию:
• мышления;
• памяти;
• восприятия;
• воображения;
• ощущения;
• внимания;
• эмоционально-чувственной сферы деятельности.
Занятия, проходящие в рамках данной программы, создают благоприятную среду, которая обогащает психическое развитие детей и обеспечивает развитие психологических качеств и необходимых интеллектуальных умений. В процессе обучения происходит формирование учебно-познавательной мотивации (желания учиться, интереса к приобретению знаний) и положительного эмоционального отношения к школе и учению в целом. Формирование интеллектуальных умений, успех при выполнении предлагаемых заданий, позитивная эмоциональная атмосфера на занятиях позволят ребенку укрепить свои силы, почувствовать радость и удовлетворение от выполнения познавательных заданий, что приведет к появлению интереса к обучению, потребности в приобретении новых знаний [3, с. 7], что очень важно в обучающем процессе.
В связи с тем что форма пребывания детей в центре представляет собой посещение курса, выбранного родителем и ребёнком, перечень занятий-студий составлен таким образом, чтобы охватить следующие образовательные области [2, п. 2.6]:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
При выборе воспитательно-образовательной программы я преследовала задачу, чтобы выбранная программа позволила формировать у детей следующие интегративные качества: физически развитый, овладевший
основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками. Как и любая система образования, данная должна быть ориентирована на результат, конечным результатом которой является личность.
Обучение может быть увлекательным и интересным, поэтому не может не радовать, что нам удалось внедрить модифицированную образовательную программу развивающего курса для дошкольников. Уже сейчас я вижу результаты от того, как ребенок приходит получать знания с удовольствием и стремлением узнать что-то новое. А родитель получает качественную образовательную услугу для своего ребенка. Ведь видеть улыбку на лице своего ребенка дорогого стоит.
Список литературы:
1. Инновация // Википедия — свободная энциклопедия / [Электронный
ресурс]. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%ED%EE%E2%E0%F6%E8%FF (дата обращения: 16.11.2014).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. «Цветик-семицветик» — Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. — СПб.—М., 2014.