Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)
УДК 372.217 ББК Ч 411.382
Н. В. Машинистова
г. Чита
Характеристика лингвистической образовательной программы для старших дошкольников в системе дополнительного образования
Статья касается вопроса лингвистического образования в дошкольных учреждениях. Изучение иностранных языков в дошкольном возрасте соответствует требованиям современного общества и способствует развитию гармоничной личности. Современная лингвистическая образовательная программа для дошкольников должна быть тесно связана с лингвистической программой начальной школы и реализована в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Являясь дополнительной программой, она базируется на основных принципах основной программы. Программа должна также развивать универсальные учебные действия, личностные компетенции и специальные способности для изучения иностранных языков.
Ключевые слова: лингвистическая образовательная программа, система дополнительного дошкольного образования, новые образовательные стандарты, универсальные учебные действия, личностные компетенции.
N. V. Mashinistova
Chita
Characteristic of linguistic educational program for senior preschool children in the system of supplementary education
The article deals with the problem of linguistic education in pre-school institutions. Study of foreign languages at under school age meets the requirements of modern society and promotes the development of harmonious personality. The modern linguistic educational preschool program should be closely connected with the linguistic program of primary school and realized in accordance with demands of new educational standards. Being a supplementary program it is founded on the main principles of the basic program. The program should also develop universal educational operations, personal competences and special abilities for learning foreign languages.
Key words: linguistic educational program, system of supplementary preschool education, new educational standards, universal educational operations, personal competence.
Одной из задач современной системы образования является воспитание активной, целеустремленной, разносторонне развитой, самостоятельно мыслящей и творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию. В 2010 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения, в основе которого лежит системнодеятельностный подход, т. е. ребенок должен овладеть не только определенной суммой знаний, но и конкретными способами деятельности, применением приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях [3]. Особую роль в образовании и в жизни общества в целом выполняет язык, который является средством познания окружающего мира и общения людей. Без соответствующего уровня лингвистического образования затруднено формирование гармоничной личности ребенка. В настоящее время в связи с широко распространяющимся процессом глоба-
лизации взаимодействия культур вопрос повышения мотивации изучения иностранного языка на раннем этапе приобретает новую значимость. Иностранный язык необходим для разностороннего развития ребенка и полноценной реализации его возможностей в будущей самостоятельной жизни. Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка, т. к. дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта. Недавние исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у детей, которые изучают иностранные языки в дошкольном возрасте, когнитивные способности развиваются лучше; они раньше овладевают чтением, способны гибко и на абстрактном уровне усваивать язык.
Научно-экспериментальное исследование Е. И. Негневицкой подтвердило целесообразность и эффективность раннего изучения иностранных языков с 4 лет. Это способствует фор-
мированию всесторонне развитой личности, развивает языковые способности детей и обеспечивает более прочное усвоение иностранных языков в дальнейшем [6]. «Современное состояние раннего обучения иностранным языкам характеризуется тем, что, во-первых, практическое овладение иностранными языками стало насущной потребностью широких слоев общества, во-вторых, общий педагогический контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранным языкам, использования гибкой системы выбора условий и вариантов их изучения» [6, с. 3].
В настоящее время параллельно с традиционными формами дошкольного образования существуют дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г., дополнительное образование детей - это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Какое место занимает лингвистическая образовательная программа в системе современного дошкольного образования? В условиях модернизации образования многообразие программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании» [3]. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. В 1995 г. постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованных органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы [3].
Вариативные программы могут быть основными и дополнительными. Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы для дошкольного образования от 2009 г. программа должна соответствовать принципу
развивающего образования, сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости, соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, строиться с учетом принципа интеграции, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ [3]. К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности, в том числе и коммуникативно-речевой. Поэтому лингвистическая образовательная программа является дополнительной программой в системе дошкольного образования.
Что представляет из себя лингвистическая программа дополнительного образования дошкольников? На основании требований к психолого-педагогической программе в ее структуру должны входить:
- пояснительная записка с описанием актуальности программы, ее концептуальных основ и принципов; целью и задачами; указанием вида программы (модифицированная, экспериментальная, авторская), возрастных особенностей детей; с прогнозируемыми результататами реализации программы;
- календарно-тематический план (по годам обучения);
- содержание программы (краткое описание разделов и тем внутри разделов);
- методическое обеспечение программы (способы и формы работы с детьми, перечень дидактических материалов);
- список литературы.
Выбор тем определяется содержанием основной программы, которая является базовой в данном дошкольном учреждении. Например, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой предлагает такие темы для занятий по развитию речи: «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Животные» и др. [2].
Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)
Общая цель дошкольного языкового образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка, которое создает предпосылки для формирования элементарной коммуникативной компетенции в начальной школе. Поэтому изучение иностранного языка, согласно стандартам второго поколения, направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения;
- расширение лингвистического кругозора;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации;
- развитие личностных качеств;
- развитие эмоциональной сферы;
- приобщение к новому социальному опыту;
- духовно-нравственное воспитание;
- развитие познавательных способностей [5].
Согласно «Типовому положению об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» от 2008 г. должна обеспечиваться преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по следующим направлениям:
- развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей обучающегося;
- формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;
- развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.
Лингвистическая программа для дошкольников должна способствовать развитию:
1. Универсальных учебных действий
(УУД).
Преемственность разных ступеней образовательной системы ориентируется на ключевой стратегический приоритет - формирование умения учиться. «Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции» [1, с. 27]. В составе основных компонентов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный (знание моральных норм, соотношение поступков и событий с этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения); 2) регулятивный (организация учебной деятельности);
3) познавательный (общеучебные, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы); 4) коммуникативный (социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми) [1].
2. Личностных компетенций, а именно:
- расширение представлений о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
- развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
3. Специальных способностей, необходимых для усвоения иностранного языка:
- фонематического слуха;
- объема слухоречевой памяти;
- имитационных способностей;
- скоростного проговаривания;
- языковой догадки [4].
Таким образом, в основе лингвистического образования дошкольников лежит системнодеятельностный подход, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Реализация лингвистической программы возможна не только на базе традиционных форм дошкольных учреждений, но и в учреждениях дополнительного образования. Являясь дополнительной программой, она базируется на основных принципах основной образовательной программы и реализуется параллельно с ней. Лингвистическая программа для старших дошкольников должна соответствовать требованиям ФГОС и обеспечивать преемственность с начальной школой. Кроме этого, она должна способствовать развитию универсальных учебных действий, личностных компетенций и специальных способностей дошкольников для изучения иностранного языка.
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. [и др.]. Как проектировать учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 152 с.
2. Васильева М. А, Гербова В. В, Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 208 с.
3. Грибанов В. И., Капустняк А. К., Шупта А. Б. Общее и дошкольное образование: сб. нормативных правовых документов. М.: МЦФЭР, 2005. 448 с.
4. Микляева Н. В., Ревенкова К. М., Шматко Н. Ю. Лингвистический поезд: методика обучения английскому языку дома и в детском саду. М.: Перспектива, 2010. 80 с.
5. Примерные программы по учебным предметам: в 2-х ч. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011. 231 с.
6. Шабельникова Е. Ю. Обучение детей 5-6 лет английскому языку. Волгоград: Учитель, 2009. 127 с.