Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1(104). С. 80-89. Jurist-Pravoved. 2023. № 1(104). Р. 80-89.
Научная статья УДК 34
ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИМ И КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ (В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ)
Иванов Петр Иванович
Академия управления МВД России, Москва, Российская Федерация IvanovPI1952@yandex.ru
Введение: в условиях реально функционирующей виртуальной (цифровой) среды, настойчивого снижения административного давления на бизнес, поиска внутренних резервов экономии ресурсов на фоне экономического кризиса остро стоит вопрос скорейшей адаптации возможностей нынешней модели риск-ориентированного подхода интересам оперативно-розыскного противодействия экономической и коррупционной преступности, чтобы максимально учесть возможные риски при его осуществлении. Кроме того, ограничение внепроцессуальных проверок (плановых, внеплановых) диктует необходимость поиска новых форм и методов такого противодействия, как бы не навредить уже наработанным между хозяйствующими субъектами деловым связям необоснованным вмешательством в сложившиеся отношения.
Справедливо утверждают экономисты и финансисты, что внедрение риск-ориентированного подхода как новая современная модель способствует снижению трудовых, материальных и финансовых ресурсов и повышению эффективности любого вида деятельности. Разумеется, его потенциал этим не ограничивается.
Материалы и методы: методологическую базу исследования составили общефилософские принципы диалектики, общенаучные, частные и специальные методы, а также системный подход, обеспечивающие единство, объективность и концептуальную целостность статьи (работы).
Использование системно-структурного метода и метода факторного анализа позволило определить структуру и направление проводимого исследования. С помощью формально-юридического метода установлены, проанализированы и систематизированы основные источники оперативно-розыскных знаний об организации противодействия экономическим и коррупционным преступлениям, установлено их влияние на формирование научных положений и научно-обоснованных рекомендаций по организации указанного вида противодействия.
Логико-юридический метод применялся для исследования нормативных правовых актов, позволивших определить понятия «оперативно-розыскное противодействие экономическим и коррупционным преступлениям» и «риск-ориентированная модель». Формально-логический метод способствовал выявлению им систематизации элементов оперативно-розыскной характеристики преступлений экономической и коррупционной направленности и определению закономерных связей между ними. Статистический метод обеспечил возможность сбора, анализа и систематизации данных о предупреждении и пресечении указанных видов преступлений с использованием риск-ориентированного метода. Конкретно-социологический метод использован при анкетировании руководителей подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее - ЭБиПК ОВД), изучении материалов предварительной и последующей оперативной проверки оперативно-значимой информации.
Решение задач исследования на основе привлечения обширного спектра теоретического и эмпирического материала предопределило использование разнообразного научного инструментария.
Результаты исследования: авторское определение понятий «оперативно-розыскное противодействие экономическим и коррупционным преступлениям» и «риск-ориентированная модель»; вывод автора об установлении зависимости организации оперативно-розыскного противодействия от совокупности факторов (обстоятельств); обоснование объективной необходимости (потребности) внедрения риск-ориентированной модели в оперативно-розыскное противодействие экономическим и коррупционным преступлениям; сформулированные и обоснованные автором предложения по совершенствованию в подразделениях ЭБиПК ОВД отдельных направлений организации противодействия.
Выводы и заключения: внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении оперативно-розыскного противодействия выступает одним из направлений повышения его эффективности. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления оперативно-розыскного противо-
действия. Оперативно-розыскное противодействие, осуществляемое с применением риск-ориентированного подхода, - приоритетное направление оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК ОВД.
Ключевые слова: оперативно-розыскное противодействие, экономическая и коррупционная преступность, риск-ориентированный подход.
Для цитирования: Иванов П. И. Внедрение метода риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию экономическим и коррупционным преступлениям (в порядке постановки проблемы) / П. И. Иванов // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1(104). - С. 80-89.
Original paper
IMPLEMENTATION OF THE RISK-BASED APPROACH METHOD IN THE OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY COUNTERING ECONOMIC AND CORRUPTION CRIMES (IN THE ORDER OF THE PROBLEM STATEMENT)
Ivanov Petr Ivanovich
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation
Introduction: in the conditions of a really functioning virtual (digital) environment, persistent reduction of administrative pressure on business, search for internal reserves to save resources against the background of the economic crisis, the issue of early adaptation of the capabilities of the current model of a risk-based approach to the interests of operational search counteraction to economic and corruption crime is acute, in order to take into account possible risks in its implementation as much as possible. In addition, the restriction of nonprocedural inspections (planned, unscheduled) dictates the need to search for new forms and methods of such counteraction, so as not to harm the business relations that have already established between economic entities by unjustified interference in the existing relations.
Economists and financiers rightly claim that the introduction of a risk-based approach as a new modern model contributes to the reduction of labor, material and financial resources and increases the efficiency of any type of activity. Of course, its potential is not limited by this.
Materials and methods: the methodological basis of the study was made up of general philosophical principles of dialectics, general scientific methods, private and special methods, as well as a systematic approach that ensures the unity, objectivity and conceptual integrity of the article ( reseach work).
The use of the system-structural method and the method of factor analysis made it possible to determine the structure and direction of the study. With the help of the formal legal method the main sources of operational search knowledge about the organization of countering economic and corruption crimes have been identified, analyzed and systematized, their influence on the formation of scientific provisions and scientifically based recommendations for the organization of this type of counteraction has been established.
The logical-legal method was used to study regulatory legal acts that allowed defining the concepts of «operational - search counteraction to economic and corruption crimes» and «risk-oriented model». The formal-logical method helped to identify the systematization of the elements of the operational- search characteristics of crimes of economic and corruption orientation and to determine the natural links between them. The statistical method made it possible to collect, analyze and systematize data on the prevention and suppression of these types of crimes using a risk-based method. The specific sociological method was used in the survey of the heads of economic security and anti-corruption departments of the internal affairs bodies (hereinafter referred to as the Department of Internal Affairs), the study of materials of preliminary and subsequent operational verification of operationally significant information.
The solution of research tasks based on the involvement of a wide range of theoretical and empirical material predetermined the use of a variety of scientific tools.
Results of the research: the author's definition of the concepts of «operational- search counteraction to economic and corruption crimes» and «risk-oriented model»; the author's conclusion about the establishment of the dependence of the organization of operational- search counteraction on a set of factors (circumstances); justification of the objective necessity (need) of introducing a risk-oriented model in operational- search counteraction to economic and corruption crimes; the proposals formulated and substantiated by the author on the improvement of certain areas of the organization of counteraction in the divisions of the Department of Internal Affairs.
Conclusions: the introduction of a risk-based approach in the implementation of operational search counteraction is one of the ways to increase its effectiveness. The risk-oriented approach is a method of organizing and implementing operational- search counteraction. Operational- search counteraction carried out using a risk-oriented approach is a priority area of operational- search activities of the divisions of the Department of Internal Affairs.
Keywords: operational-search counteraction, economic and corruption crime, risk-oriented approach.
For citation: Ivanov P. I. Vnedreniye metoda risk-oriyentirovannogo podkhoda v deyatel'nost' po opera-tivno-rozysknomu protivodeystviyu ekonomicheskim i korruptsionnym prestupleniyam (v poryadke postanovki problemy) [Implementation of the risk-based approach method in the operational search activity countering economic and corruption crimes (in the order of the problem statement)]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 1(104). P. 80-89.
Оперативно-розыскное противодействие, рассматриваемое как вид деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности, в условиях цифровой среды и экономического кризиса интенсивно совершенствуется, преследуя цель поиска наиболее действенных форм и методов противоборства новым угрозам экономической безопасности. Ответные меры, исходя из общей концепции ее обеспечения, должны быть не только эффективными, но и малозатратными. В обеспечении этих условий (требований) во многом отвечает внедрение риск-ориентированного подхода1 в деятельность по противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности2, ибо такая модель прежде всего ориентирована на риски причинения вреда (ущерба) интересам обеспечения экономической безопасности. Мы полагаем, что это произойдет не так быстро, поскольку без предварительного теоретического осмысления его внедрения, все это может не привести к желаемым результатам. Думается, что в этом вопросе спешка не уместна.
Учитывая данное обстоятельство, нами предпринята попытка рассмотреть в порядке постановки проблемы вопрос о возможностях внедрения риск-ориентированного подхода с учетом его достоинств и преимуществ в деятельность по противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности. Мы осознаем, что он в таком ключе ранее не ставился, а потому теоретически не выверен. Не исключаем, что на этом этапе возможны огрехи и недостатки, которые могут даже в некоторой степени скомпрометировать такое нововведение. Хотим поделиться своими измышлениями с научным сообществом. Скорее всего, среди них найдется немало оппонентов, возражающих использованию риск-ориентированного подхода как метода в оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Безусловно, идея новая («пионерская»), требующая углубленного изучения и проработки. Мы будем очень рады, если вокруг этой проблемы развернется настоящая полемика, дискуссия. Есть что обсуждать.
Вот как рассуждают экономисты, отвечая на вопрос: какую пользу может нести в себе применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) с экономических позиций?
Сразу заметим, что они сходятся в одном - его роль и значение на сегодня достаточно высоки. Это можно определить хотя бы по трем параметрам: 1) в профилактике нарушений обязательных требований субъектами предпринимательской деятельности; 2) в отнесении по установленным правилам этих субъектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности с учетом тяжести потенциальных негативных последствий; 3) наконец, в оценке вероятности несоблюдения отдельными субъектами предпринимательской деятельности соответствующих обязательных требований. В настоящее время разработаны критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных
1 Понятие риск-ориентированного подхода появилось в поправках к Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесенных в середине 2015 г. Следует отметить, что формы и методы оперативного контроля не регулируются указанным законодательным актом. Между тем мы полагаем вполне возможным применение метода риск-ориентированного подхода для нужд оперативно-розыскной деятельности.
2 Под оперативно-розыскным противодействием нами понимается вид деятельности, осуществляемый оперативными подразделениями полиции в соответствии с Федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» во взаимодействии с другими правоохранительными, контрольно-надзорными органами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, посредством принятия комплекса преимущественно негласных оперативно-розыскных мер, направленных на своевременное выявление и пресечение преступлений, связанных с завладением бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ).
предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска. Следует отметить, что механизм применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) разработан на уровне Правительства Российской Федерации, и он успешно внедряется в сферу экономики.
Обобщая сказанное, приходим к выводу о том, что риск-ориентированный подход вполне мог бы быть применен и в оперативно-розыскном противодействии, в частности, преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым в сфере бюджетного финансирования, чтобы с помощью этого метода (модели) можно было обеспечить рациональное, экономное, целевое расходование средств, выделяемых государством на социальные нужды населения.
А.В. Федоров [2], изучая вопросы, связанные с совершенствованием ОРД в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, пришел к выводу о том, что одним из направлений повышения эффективности этой деятельности могла бы послужить инновационная методология риск-ориентированного подхода, предполагающая активное привлечение бесконтактного межведомственного взаимодействия правоохранительных органов, расширение зоны приоритетного мониторинга на предмет своевременного обнаружения возможных рисков, а также установление носителей криминалистически и оперативно-значимой информации. Автор подчеркивает тем самым преимущества метода риск-ориентированного подхода перед иными традиционными методами ОРД.
Риск-ориентированный подход и оперативно-розыскное противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности, на первый взгляд, казалось бы, несовместимые между собой понятия. Когда погружаешься в их содержание, начинаешь понимать, что они очень близкие по смыслу понятия, преследующие единую цель - недопущение нерационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов посредством своевременного упреждения возможных рисков нанесения вреда, ущерба интересам развития предпринимательской деятельности в условиях экономического кризиса.
Чтобы как-то изучить в рассматриваемом контексте вопрос, который пока что специалистами теории ОРД незаслуженно обойден вниманием3 [1], на наш взгляд, следует сосредоточиться на исследовании междеятельностных их связей и отношений через призму познания существующих закономерностей. Не должна оставаться вне поля зрения исследователей и совокупность факторов, негативно или позитивно влияющих на состояние затронутого нами вопроса. К большому сожалению, риск-ориентированный подход пока что не стал в теории и практике ОРД одним из методов. Оперативно-розыскная наука не раскрыла его потенциальные возможности в интересах ОРД, а потому он не адаптирован к ее нуждам.
Учет возможных рисков при разработке и проведении оперативно-розыскных мероприятий позволяет максимально исключить их из системы (алгоритма) предстоящих действий. Тем самым минимизировать наступление нежелательных негативных последствий, потерь.
Проведенное выборочное изучение показывает, что повышение эффективности оперативно-розыскного противодействия преступности в немалой степени зависит от внедрения риск-ориентированного подхода4.
Суть оперативно-розыскного противодействия преступности на основе риск-ориентированного подхода заключается в преодолении противоречий между потребностью (необходимостью) повышения его эффективности посредством внедрения такого подхода, и недостаточной теоретической и практической наработкой данного метода применительно к оперативно-розыскному противодействию преступности, осуществляемому в условиях цифровой трансформации.
Снижение рисков осуществления оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, особенно при проведении в его рамках комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий, чтобы при этом не навредить
3 Затронутая тема в какой-то степени для нас не нова, ибо мы к ней неоднократно возвращались как к слабо разработанной, но перспективной, поскольку в условиях экономического кризиса и глобализации поиск наиболее эффективных форм и методов обеспечения экономической безопасности стал вдвойне актуальным, насущным и объективно необходимым.
4 В дальнейшем наряду с использованием полного словосочетания «риск-ориентированный подход» нами также применяется термин «метод».
интересам бизнес-структур путем внезапного нанесения вреда (ущерба), на что заблаговременно ориентирует риск-ориентированный подход при его внедрении. Сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее - ЭБиПК) уже на этапе планирования предстоящих мероприятий должны предвидеть, просчитать возможные риски и формы их проявления.
В настоящее время в свете требований Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России № 760 от 14 октября 2021 г., приоритетными направлениями оперативно-розыскного противодействия в рассматриваемом аспекте являются:
- своевременное выявление и пресечение преступлений экономической и коррупционной направленности, совершаемых на объектах сферы бюджетного финансирования, посредством повышения эффективности оперативно-розыскной профилактики, способствующей минимизации возможных негативных последствий от указанных видов преступлений;
- оперативно-розыскное их предупреждение путем надлежащей организации предварительной и последующей оперативной проверки имеющейся в распоряжении подразделений ЭБиПК оперативно-значимой информации;
- раскрытие оперативным путем экономических и коррупционных противоправных деяний. В рамках данного направления оперативно-розыскная работа должна осуществляться путем разработки и проведения комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий, а также целенаправленного осуществления оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел по преступлениям указанной категории и судебного разбирательства. Одной из задач, решаемой на этом этапе, является обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного рассматриваемыми видами преступлений посредством установления имущества, подлежащего конфискации.
Мы полагаем, что раскрытие содержания каждого из названных направлений - предмет отдельного их рассмотрения. К тому же они в той или иной мере нами уже были затронуты в своих научных трудах применительно к преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемых в сфере бюджетного финансирования, которая оказалась весьма притягательной со стороны криминальных структур. На наш взгляд, данное обстоятельство в значительной мере подталкивает на необходимость внедрения в деятельность оперативно-розыскного противодействия риск-ориентированного подхода, который в научной литературе рассматривается в трех значениях: как метод, как принцип и как методология. Мы полагаем, что он как метод применительно к противодействию представляет тактически оправданный прием выбора рациональных форм оперативного контроля, зависящего от степени подверженности хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере бюджетного финансирования, криминальному влиянию. Что же касается как методологии, то риск-ориентированный подход играет обеспечительную функцию при целевом воздействии на указанные объекты оперативного контроля, основанную на результатах анализа состояния обеспечения экономической безопасности, риска возможного нанесения ущерба собственности и экономическим интересам собственников.
Наконец, риск-ориентированный подход как принцип, в частности организации оперативного контроля, осуществляемого в процессе оперативно-розыскного противодействия, интенсивность которого и выбор его форм зависят от рисков нанесения ущерба собственности предпринимателей и их экономическим интересам.
Во всех трех случаях на первое место выходит целеполагание указанного подхода.
Чтобы понять значимость риск-ориентированного подхода, на наш взгляд, следует при этом исходить из того, какие же цели данный метод преследует за собой. Изучение нами имеющихся в настоящее время научных разработок, проведенных преимущественно в рамках теории экономической безопасности, убедительно свидетельствует о трех взаимосвязанных между собой целях: 1) обеспечение экономии имеющихся в распоряжении средств посредством рационального их расходования, затрагивающих не только финансовые, но и трудовые, а также материальные ресурсы; 2) снижение издержек при решении конкретных задач, решаемых ради достижения единой цели; 3) повышение эффективности и результативности той деятельности, в которой указанный метод используется.
Как видим, приведенные подцели по своей направленности преследуют одно - недопущение ущерба в результате недооценки возможных рисков и их последствий. На это по
существу ориентировано и оперативно-розыскное противодействие. Одним из ключевых его направлений - предупреждение противоправных деяний, совершаемых в сфере бюджетного финансирования, целиком и полностью посвящено минимизации их последствий путем проведения оперативно-профилактических мероприятий в интересах своевременного упреждения. В этом плане, как нам представляется, риск- ориентированный подход и оперативно-розыскное противодействие имеют общую точку соприкосновения и могут рассматриваться как тесно взаимосвязанные виды деятельности (это и сближает их). Со своей стороны мы полностью разделяем мнение большинства специалистов в области теории экономической безопасности, утверждающих, что риск-ориентированный подход на сегодня выступает как самый прогрессивный метод ресурсосбережения. Данное обстоятельство во многом усиливает наши аргументы в части внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемых в сфере бюджетного финансирования.
Риск-ориентированный подход к организации оперативно-розыскного противодействия преступности, по мнению автора, новаторская идея, суть которой заключается в преодолении противоречий, имеющих место при недопущении потерь (ущерба, вреда) в результате осуществления комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами. Несмотря на это, хозяйствующие объекты, подлежащие защите, могут потерпеть (из-за возможного риска) некоторые непредвиденные негативные последствия в виде вреда, ущерба в результате интенсивного оперативного контроля со стороны подразделений ЭБиПК.
На основе изучения и анализа различных источников информации мы приходим к выводу о том, что теоретическое осмысление внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности преследует цель ее оптимизации5, достижение которой предполагает познание и учет следующей группы закономерностей6:
- закономерности отражения происходящих перемен в экономике в условиях кризиса на состояние криминогенной ситуации по линии противодействия указанным видам преступлений. Нестабильная обстановка в социально-экономической сфере накладывает свой отпечаток на обеспечение экономической безопасности в целом и в сегменте полномочий системы МВД России. Новые вызовы7 и угрозы8 подталкивают на необходимость поиска ответных мер, адекватно отражающих степени и характеру общественной опасности, исходящей от них;
- закономерности, раскрывающие специфические особенности взаимосвязи между системой противодействия и современной моделью риск-ориентированного подхода. Указанные взаимодействующие компоненты ориентированы на возможные риски причинения вреда, ущерба охраняемым законом собственности от преступных посягательств, своевременное их обнаружение и принятие мер по нейтрализации, локализации и минимизации предполагаемых потерь. Как нам представляется, на базе познанных закономерностей целесообразно разработать современный механизм взаимодействия системы противодействия с современной моделью риск-ориентированного подхода;
- закономерности, сопутствующие успешному решению задач, стоящих перед подразделениями ЭБиПК, осуществляющими оперативно-розыскное противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности на основе современной модели риск-ориентированного подхода. Для названных подразделений крайне важно профессионально грамотное распознавание так называемой следовой картины - несоответствий (отклонений), чтобы тем самым спрогнозировать возможные риски, приводящие, как правило, к негативным последствиям;
5 Автор оптимизацию связывает, прежде всего, с эффективностью, понимаемой как достижение поставленных перед подразделениями ЭБиПК целей при условии соответствия затраченных усилий конечному результату.
6 Под «закономерностью» здесь и далее мы понимаем объективно существующие, необходимые, устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся взаимосвязи между операциями и действиями лиц.
7 «Вызовы», в нашем понимании - это совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
8 «Угрозы» - это комплекс условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба экономической безопасности.
- закономерности, связанные с внедрением в деятельность указанной модели по противодействию экономической и коррупционной преступности;
- закономерности организации деятельности по противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности;
- закономерности по разработке концепции риск-ориентированного подхода к регулированию деятельности по противодействию указанным видам преступлений;
- наконец, закономерности, способствующие уяснению механизма действия причинно-следственных связей между предпринимаемыми мерами по их минимизации и совокупностью возможных рисков. Знание их в практической деятельности подразделений ЭБиПК позволяет успешно решить триединые задачи: сконцентрировать основные их усилия на упреждение негативных последствий; конкретизировать из большого множества рисков наиболее типичный для данной ситуации; точечно определить уязвимые места, которые могут вызвать криминальное проявление.
Ставя перед собой задачу о необходимости познания закономерностей в анализируемом контексте, невольно натыкаемся на мысль о том, как же все-таки предотвратить предполагаемые негативные последствия. Говоря об этом, заслуживает определенного внимания сочетание при этом гласных и негласных методов и средств как ключевого принципа ОРД9.
Разумеется, не только указанный принцип остается во главе угла. По существу, все принципы, закрепленные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 3)10, без ограничения могут быть задействованы при решении задачи, связанной с предотвращением рисков и угроз нанесения ущерба в рамках оперативно-розыскного противодействия. Нами принципы условно поделены на две группы: носящие общий и специальный характер. К первой группе мы относим законность, гласность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, приоритет упреждающих и профилактических мер, комплексное использование сил и средств, неотвратимость наказания за совершение, в частности, преступлений экономической и коррупционной направленности, сотрудничество подразделений ЭБиПК с общественными и иными организациями, гражданами в противодействии указанных видов преступлений.
В свою очередь ко второй группе считаем целесообразным отнести такие принципы, как активность и наступательность, конспирация, сочетание целей, задач и практической деятельности.
Говоря о принципах, отметим следующие принципиально важные положения: организация оперативно-розыскного противодействия экономической и коррупционной преступности основывается на совокупности принципов, являющихся связующим звеном в системе11 противодействия; перечисленные принципы не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, они, благодаря ей, получают в содержательном плане конкретное организационное и тактическое наполнение; названные руководящие идеи носят императивный, властно-повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств и методов.
Поиск оптимальной программы действий, прогнозов при использовании риск-ориентированного подхода к обеспечению экономической безопасности, на наш взгляд, предполагает:
- предварительное установление скрытых взаимосвязей между оперативно-розыскным противодействием и риск-ориентированным подходом как методом познания;
- отслеживание тенденций развития указанных понятий (категорий) в условиях цифровой трансформации, когда ОРД оказалась в замкнутой цифровой среде (виртуальной, глобальной);
9 «Принципы ОРД» - это закрепленные в законодательных и иных нормативных правовых актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.
10 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
11 Под «системой» мы понимаем объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое.
- познание закономерностей возникновения, становления и развития риск-ориентированного подхода как всеобъемлющего метода постижения истины. Закономерности условно можно сгруппировать на познанные (установленные) и подлежащие познанию (доказыванию, исследованию, чтобы их установить и адаптировать к реальной ситуации);
- уяснение смысла и содержания самого риска, его видов, механизма влияния их на среду функционирования оперативных подразделений полиции, нейтрализации, локализации и минимизации последствий в случае наступления вреда, потерь;
- определение ключевых проблем во взаимообусловленности оперативно-розыскного противодействия и риск-ориентированного подхода посредством осуществления аналитической работы. Исследование такого рода проблем обеспечивает получение нового знания, связанного с механизмом их взаимодействия, с целью поиска оптимальной программы действий в рамках оперативно-розыскного противодействия с использованием риск-ориентированного подхода. Характерной особенностью научно-исследовательской работы в указанной области является то, что внешнее проявление проблем, как правило, происходит в условиях противоборства, осуществляемого скрытно, конспиративно и завуалированно.
Оперативно-розыскное противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности и риск-ориентированный подход преследуют одну и ту же цель - недопущение разбазаривания бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ), посредством сочетания оперативно-розыскных сил, средств и методов с приемами и способами экономического обнаружения и реагирования на негативные тенденции и отношения. Таким путем удается предупредить на ранней стадии формирование причинного комплекса детерминантов. При выработке оптимальной программы действий подразделений ЭБиПК в рассматриваемом направлении целесообразно учесть указанное обстоятельство, что согласуется в свете декриминализации экономических составов преступлений.
Выработка оптимальной программы действий подразделений ЭБиПК по оперативно-розыскному противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности с применением риск-ориентированного подхода как метода (приема) для глубокого и достаточно полного изучения указанного вида деятельности предполагает (подразумевает):
- оперативно-розыскное прогнозирование как рассматриваемых видов преступности, так и возможных мер противодействия со стороны проверяемых (подозреваемых). В его рамках речь идет о научном познании будущего состояния преступности, факторов, влияющих на ее изменения, разработке оперативно-розыскного прогноза (вероятное суждение о будущем). При этом в первоочередном порядке принимается во внимание состояние и тенденции преступности, ее детерминанты и последствия, личность преступника и меры противодействия (качественная и количественная оценка предполагаемых изменений);
- программирование и планирование оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности с применением риск-ориентированного подхода;
- оперативно-розыскное предупреждение на специальном уровне.
Риск-ориентированный подход при внедрении в деятельность по оперативно-розыскному противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности предполагает:
- результативность и эффективность применяемых оперативно-розыскных мер в указанных целях. При этом следует учесть одно немаловажное обстоятельство: внедрение системы риск-ориентированного подхода уже преследует три единые цели: 1) повышение эффективности; 2) снижение степени опасности последствий; 3) снижение трудозатрат при принятии указанных мер;
- осуществление мониторинга, подразумевающего наблюдение, анализ, оценку и прогноз развития оперативно-розыскного законодательства под влиянием нормотворческой деятельности оперативно-розыскной политики, а также реализация планов, программ и стратегий по его модернизации на фоне предстоящей цифровой трансформации. Результаты такого мониторинга способствуют иметь современную некую картины о состоянии оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий (криптовалюты);
- заблаговременное определение рисковых зон, т. е. звеньев (сегментов) экономики, которые в большей степени подвержены влиянию криминальных структур. Для этого необходимо прогнозировать вероятности и рассчитать риски возникновения;
- своевременное обнаружение новых вызовов12 и угроз обеспечения экономической безопасности13. При этом под «угрозой» понимается комплекс условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба экономическим интересам предпринимателей и их собственности от преступных посягательств;
- комплексное использование оперативно-розыскных сил, средств, методов и мероприятий в целях предотвращения возможных потерь (вреда и ущерба) от риска. Помимо внутренних ресурсов в указанных целях объективно возникает потребность во взаимодей-ствии14 с правоохранительными, контрольно-надзорными органами и органами, осуществляющими ОРД;
- своевременное выявление факторов, вызовов и угроз. «Вызовы» - это совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности. Сами угрозы есть комплекс условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба государственным интересам. Основными факторами, обуславливающими качественное изменение криминальной среды, на наш взгляд, выступают: процесс глобализации, прозрачность границ, незаконная миграция, 1Т - преступления, этническая организованная преступность, киберпреступность;
- научно-теоретическое осмысление новых вызовов и угроз экономической безопасности, нацеленное на познание закономерностей15 их проявления и характера воздействия на распространение преступности экономической и коррупционной направленности;
- снижение административного давления на бизнес, предполагающего модернизацию уголовного законодательства в целях защиты экономических интересов бизнес-сообщества, его собственности от преступных посягательств.
В заключение сказанного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности выступает одним из направлений повышения его эффективности. Риск-ориентированный подход к обеспечению экономической безопасности сферы бюджетного финансирования - наиболее приемлемый прием, способствующий своевременному развертыванию имеющихся в распоряжении подразделений ЭБиПК специальных сил, средств, методов и мероприятий.
Во-вторых, «риск-ориентированный подход» представляет собой метод организации и осуществления оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, при котором выбор форм оперативного контроля зависит от степени подверженности хозяйствующих субъектов криминальному влиянию. Целью риск-ориентированного подхода является оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, снижение при этом издержек и повышение эффективности и результативности этой деятельности.
12 «Вызовы» (в нашем понимании) - это совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности.
13 Об утверждении Концепции реализации в системе МВД РФ государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: приказ МВД России № 760 от 14 октября 2021 г. Документ официально опубликован не был.
14 Под «взаимодействием» понимается основанная на нормах законодательства и ведомственных нормативных правовых актах, согласованная по цели, месту и времени деятельность подразделений ЭБиПК с другими субъектами обеспечения экономической безопасности, которая направлена на своевременное предупреждение и раскрытие рассматриваемых видов преступлений. Взаимодействие, как правило, рассматривается как элемент организации деятельности, условие, создающее достижению поставленной цели, а также как принцип - основополагающее начало при ее организации.
15 Под «закономерностью» нами понимается объективно существующие, необходимые, устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся взаимосвязи между противоправными деяниями и факторами, способствующими их распространению.
В-третьих, оперативно-розыскное противодействие, осуществляемое с применением риск-ориентированного подхода - приоритетное направление ОРД подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями экономической и коррупционной направленности, совершаемых в сфере бюджетного финансирования. Успешное решение указанной задачи предполагает разработку оптимальной программы действий, преследующей цель выявления скрытых между противодействием названным видам преступлений и рассматриваемой моделью взаимосвязей, тенденций, закономерностей и рисков.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Иванов П.И. Криминальные проявления в сфере реализации национальных проектов (программ): меры оперативно-розыскного противодействия // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2022. № 3(60).
2. Федоров А.В. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 11(102).
REFERENCES
1. Ivanov P.I. Criminal manifestations in the implementation of national projects (programs): operational-search counteraction measures // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 3(60).
2. Fedorov A.V. Improving operational search activities in the field of countering the legalization of proceeds from crime // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2018. №2 11(102).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Иванов Петр Иванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный профессор Академии управления МВД России, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра. 125993, Российская Федерация, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. ORCID 0000-0002-2367-3369
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ivanov Petr Ivanovich, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Professor of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Chief Researcher of the Research Center. 125993, Russian Federation, Moscow, 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh St.