Иванов Пётр Иванович,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
ORCID 0000-0002-2367-3369
E-mail: IvanovPI1952@yandex.ru
Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки
УДК 343.98
DOI 10.24412/2072-9391-2022-464-83-92
Дата поступления статьи: 21 сентября 2022 г. Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2022 г.
Petr Ivanovich Ivanov,
Doctor of Law, Professor,
Merited Lawer of Russian Federation,
Chief Research Officer,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
ORCID 0000-0002-2367-3369
E-mail: IvanovPI1952@yandex.ru
Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences
Оперативно-розыскное противодействие киберпреступлениям (проблемы и пути их решения)
Operational-Investigative Counteraction to Cybercrimes (Problems and Ways to Solve Them)
Аннотация
Актуальность углубленного изучения и анализа состояния оперативно-розыскного противодействия киберпреступности во многом обусловлена ее повышенной общественной опасностью, транснациональным и трансграничным характером, территориальной распространенностью (географией), причиняемым интересам юридических и физических лиц материальным ущербом. Существенное влияние на ее дальнейшее развитие оказывают информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет». На этом фоне неизмеримо возрастает значимость оперативно-розыскного противодействия в первую очередь преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, таким как: уклонение от уплаты налогов, финансирование экстремистской и террористической деятельности, финансовые интернет-пирамиды, фальшивомонетничество, незаконные азартные игры в сети, осуществление противоправных сделок с использованием криптовалюты, попытки махинаций с электронными цифровыми подписями.
Как нам представляется, эффективность опе-
Abstract
The relevance of in-depth study and analysis of the state of operational and investigative counteraction to cybercrime is largely due to its increased public danger, transnational and cross-border nature, territorial prevalence (geography), material damage caused to the interests of legal entities and individuals. Information and telecommunication networks, including the Internet, have a significant impact on its further development. Against this background, the importance of operational and investigative counteraction increases immeasurably, first of all, crimes of economic and corruption orientation committed using information and communication technologies, such as: tax evasion, financing of extremist and terrorist activities, financial Internet pyramids, counterfeiting, illegal online gambling, illegal transactions using cryp-tocurrencies, attempts at fraud with electronic digital signatures.
It seems to us that the effectiveness of operational-investigative counteraction to these manifestations of cybercrime largely depends
84
ративно-розыскного противодействия указанным проявлениям киберпреступности во многом зависит от наличия на сегодняшний день современного его механизма, разработанного с учетом модернизации ныне действующего законодательства, отечественного и зарубежного передового опыта, а также последних достижений науки и техники, прежде всего в области высоких технологий. Вот почему научное обеспечение деятельности недавно созданных ^-подразделений службы экономической безопасности и противодействия коррупции является первоочередной задачей научных и образовательных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Автор стремится внести свою лепту в ее скорейшее решение.
Постановка проблемы: как показывают теория и практика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, повышение эффективности противодействия киберпреступ-ности невозможно или крайне затруднительно без наличия разработанных научно обоснованных рекомендаций (в форме оперативно-розыскной методики), направленных на улучшение качества деятельности в первую очередь по выявлению и документированию преступлений экономической и коррупционной направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, посредством оптимизации проводимого комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий.
Цель исследования: разработка научно выверенной и непротиворечащей действующему законодательству оперативно-розыскной методики противодействия киберпреступности и ее проявлениям экономической и коррупционной направленности, содержащей алгоритм действий сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Такая цель вряд ли может быть успешно достигнута в рамках одной отдельно взятой научной статьи, поскольку это возможно лишь на основе комплексного изучения и анализа современного состояния противодействия киберпреступности.
Методы исследования: общенаучные, включающие формально-логические (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), частнонауч-ные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов).
Результаты и ключевые выводы: своевременное познание закономерностей, сопровождающих деятельность по противодействию киберпреступности, служит объективной предпосылкой для разработки практико-ориентированных рекомендаций, направленных на повышение эффективности указанного вида деятельности. Автором в настоящей научной статье предпринята попытка теоретически обосновать важность их разработки с учетом современных реалий, которые могли бы послужить в качестве ин-
on the availability of its modern mechanism today, developed taking into account the modernization of current legislation, domestic and foreign best practices, as well as the latest achievements of science and technology, primarily in the field of high technology. That is why the scientific support of the activities of the newly created IT departments of the economic security and anti-corruption service is a priority task of scientific and educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author strives to contribute to its speedy solution.
The problem statement: its essence lies in resolving the existing contradiction between the improvement of the mechanism for countering cybercrime, and the current state of scientifically based ideas about such a mechanism that meets modern digital realities. The conducted selective study clearly shows that efficiency improvement is impossible or extremely difficult without the availability of scientifically sound and practice-oriented recommendations developed on the basis of generalization of the forensic investigative practice of investigating this category of criminal cases and developments in the theory of operational investigative activities within specific operational and tactical situations (cyber threats).
The purpose of the study: development of a scientifically verified and operational investigative methodology for countering cybercrime and its manifestations of economic and corruption orientation, which does not contradict the current legislation, containing an algorithm of actions of employees of economic security and anti-corruption units. Such a goal can hardly be successfully achieved within the framework of a single scientific article, since this is possible only on the basis of a comprehensive study and analysis of the current state of countering cybercrime.
The research methods: general scientific, including formal-logical (analysis, synthesis, generalization, hypotheses), private scientific (observation, questioning, interviewing, content analysis of documents).
The results and key conclusions: timely knowledge of the patterns accompanying the activities to counter cybercrime serves as an objective prerequisite for the development of practice-oriented recommendations aimed at improving the effectiveness of this type of activity. The author in this scientific article attempts to theoretically substantiate the importance of their development taking into account modern realities, which could serve as a tool for solving existing problems.
струмента разрешения имеющихся проблем.
Кроме того, автор считает целесообразным сформулировать организационно-правовой механизм их реализации.
Ключевые слова/ оперативно-розыскное противодействие; киберпреступность; дистанционное мошенничество; 1Т-преступления; источник угрозы экономической безопасности.
In addition, the author considers it expedient to formulate an organizational and legal mechanism for their implementation.
Keywords: operational and investigative counteraction; cybercrime; remote fraud; IT crimes; a source of threat to economic security.
Поиск наиболее действенного механизма оперативно-розыскного противодействия киберпреступности и ее проявлениям1 в виде преступлений экономической и коррупционной направленности во многом обусловлены: реализацией национальных проектов (программ); либерализацией уголовной политики в сфере экономики; недопустимостью давления на бизнес; глобализацией; цифровизацией экономики; распространенностью преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; слиянием экономической преступности с коррупционной; трансграничным, международным характером2 преступлений экономической направленности; многообразием способов их совершения и сокрытия, а также тем, что криптовалюта стала выполнять двоякую роль, будучи предметом и средством преступления.
Эти и другие факторы, как показывает судеб-но-следственная практика, накладывают отпечаток на организацию оперативно-розыскного противодействия киберпреступности.
В связи со сказанным профессор А. Л. Репец-кая справедливо утверждает, что сегодня преступления с использованием информационно-коммуникационных технологий являются наиболее динамично развивающимися уголовно наказуемыми деяниями [12, с. 61], среди которых доминируют хищения (мошенничество) крип-товалюты, дача и получение взятки, где предметом преступления выступает криптовалюта, факты изготовления поддельных документов, легализации преступных доходов, уклонения от уплаты налогов (сборов), сокрытия доходов от налогообложения, криминального банкрот-
1 Данная задача непосредственно вытекает из Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 октября 2021 г. № 760.
2 Отдельно взятая страна не в состоянии эффективно противодействовать киберпреступности, так как последняя носит
глобальный (международный) характер. Отсюда возникает необходимость формирования единого мирового информационного пространства. Учитывая это обстоятельство, подготовлен проект Конвенции Организации Объединенных Наций о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.
ства, финансирования экстремистской деятельности и терроризма.
В настоящее время проблема противодействия киберпреступности3 остро нуждается в теоретическом осмыслении ведомственной наукой на предмет определения наиболее эффективных средств и методов борьбы с ней [6]. При этом мы невольно вспоминаем слова А. Суворова: «теория без практики мертва, практика без теории слепа». Уже сегодня, в несколько обновленном виде, звучат нами воспроизведенные слова легендарного полководца: «нет ничего практичнее, чем хорошая теория». Тем самым подчеркивается особая значимость теории оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) как науки, располагающей на сегодняшний день отчасти познанными ею закономерностями возникновения и развития киберпреступности [5]. Полученные знания, как правило, складываются в своеобразную систему, состоящую из двух блоков — научно-теоретического и прикладного.
Многолетняя практика убедительно показывает, что любая реформа, как правило, сопровождается увеличением числа противоправных деяний, в том числе киберпреступлений экономической и коррупционной направленности. Преобразования не могли не затронуть и область оперативно-розыскного противодействия указанным видам преступлений, подталкивая ее на поиск новых более эффективных форм и методов борьбы с криминальными проявлениями в виртуальном пространстве.
Прежде чем приступить к анализу заявленной нами темы, определимся с понятием «киберпре-ступность», поскольку на сегодня отсутствует законодательно закрепленное уголовным законодательством единое определение данного понятия. Забегая вперед, полагаем целесообразным ввести его для конкретизации преступлений, связанных с информационными технологиями.
3 Доля противоправных деяний, совершенных с использованием ГГ-технологий, в общей структуре преступности в прошлом году составила 25 %. Динамика ежегодного прироста фиксируется последние несколько лет. Киберпреступность является наиболее транснациональной изо всех преступлений, поэтому расследование таких преступлений и требует эффективного международного сотрудничества.
86
Изучение и анализ юридической и специальной литературы показывают, что в этом плане среди специалистов различных отраслей знаний, в том числе теории ОРД как науки, пока что нет единого мнения. Так, В. А. Номоко-нов и Т. А. Тропина [10] считают, что кибер-преступность — это совокупность противоправных деяний, совершаемых в виртуальном пространстве посредством компьютерных систем. В свою очередь под 1Т-преступлениями они понимают уголовно наказуемые деяния, совершаемые с использованием информационных технологий и глобальных сетей. Думается, что, не вдаваясь в глубину высказанной точки зрения, можно предположить возможность такого подхода к определению анализируемого нами понятия и его содержания. Из-за ограниченности объема настоящей научной статьи мы не в состоянии привести свое видение на этот счет, да и не ставили перед собой такую задачу. Мы присоединяемся к мнению указанных авторов, ибо оно в целом отражает суть затронутого социально-правового явления.
Заслуживает, на наш взгляд, особого внимания предлагаемая отдельными исследователями классификация по различным основаниям 1Т-преступлений. Так, например, Н. Р. Мартьянов [9] по объекту посягательства выделяет следующие группы: экономические компьютерные преступления; компьютерные преступления против личных прав и неприкосновенности частной сферы; компьютерные преступления против общественных и государственных интересов. В настоящей работе нас интересует лишь первая группа — экономические компьютерные преступления, при последующем изложении материала мы раскроем их особенности совершения.
Пока приведем еще одну точку зрения. В частности, по мнению А. А. Подупейко [11, с. 139], киберпреступления — это такие 1Т-преступления, составными частями которых, наряду с другими компонентами (объект, средство, способ), выступают компьютер, программное обеспечение и информационная сеть. Автор подробно раскрывает в своей научной статье все указанные элементы, поэтому нет особой необходимости останавливаться на них, поскольку в противном случае повтора не избежать. Мы привели мнение приведенного автора лишь по одной причине — оно содержит ключевые компоненты 1Т-преступлений, которые присущи только этой категории противоправных деяний. В настоящей работе нами делается основной упор на них при изложении собранного материала в рамках затронутой темы.
Специалисты в области оперативно-розыскной науки при определении понятия «кибер-преступление» прежде всего исходят из наиболее характерных для него признаков. Мы полагаем, что такой подход, безусловно, приемлем
и оптимален. Одновременно считаем, что к такого рода признакам следует отнести: специфическую сферу его проявления — виртуальную среду, не имеющую границ; то, что при совершении киберпреступлений является обязательным условием — использование информационных технологий, функционирующих на специально разработанном программном продукте; возможность ухода от уголовного наказания за счет аноними-зации пользователя (физическое или юридическое лицо) информационно-коммуникационной сети, включая сеть «Интернет»; получение криминального дохода. Как нам представляется, отсюда нетрудно сформулировать авторское определение, но мы решили ограничиться лишь изложением характерных черт киберпреступлений.
Переходя к рассмотрению оперативно-розыскного противодействия киберпреступности, следует отметить, что повышение его эффективности находится в прямой зависимости от своевременного решения комплекса проблем, носящих теоретический, правовой, организационный, методический и оперативно-тактический характер.
Первая группа проблем непосредственно связана с познанием закономерностей в интересах поиска новых форм и методов оперативно-розыскного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий4. Иными словами, теоретическое осмысление проблемы преследует цель оптимизации оперативно-розыскного противодействия5, достижение которой предполагает познание и учет следующей группы закономерностей6:
— раскрывающих механизм взаимообусловленности между мерами, предпринимаемыми подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) в рамках указанного вида противодействия, и способами подготовки, совершения и сокрытия преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
— отражающих «взаимосвязи организации», понимаемой нами как деятельность по упорядочению, согласованию взаимодействия оперативных подразделений киберпространства полиции при выявлении, пресечении, предупреждении и раскрытии названных видов преступлений, с контролирующими и надзорными органами,
это предмет оперативно-ро-
4 Познание закономерностей -зыскной науки.
5 Автор связывает оптимизацию прежде всего с эффективностью, понимаемой как достижение поставленных перед подразделениями ЭБиПК целей при условии соответствия затраченных усилий конечному результату.
6 Под «закономерностью» здесь и далее мы понимаем объективно существующие, необходимые, устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся взаимосвязи между операциями и действиями лиц.
банковским сообществом, интернет-провайдерами, операторами сотовой связи, с тактикой ее осуществления. Говоря о взаимодействии с названными субъектами, мы имеем в виду, прежде всего, их совместное раскручивание схемы криминальных деяний. Заметим, что познание этой группы закономерностей и их учет при разработке методики может помочь избежать возможных проб и ошибок при решении указанных задач, стоящих перед подразделениями ЭБиПК;
— высвечивающих существующие взаимосвязи и взаимообусловленности между типичными версиями и оперативно-тактическими ситуациями, программами по их разрешению. Выборочное изучение и анализ многолетней практики показывает, что одной из действенных форм оперативно-розыскного противодействия является документирование преступных действий, орудующих в сфере цифровых технологий посредством установления и закрепления типичных носителей и источников следовой информации;
— связанных с использованием современных достижений высокой технологии в процессе легализации преступных доходов с последующим их выводом за рубеж. Учет в правоприменительной практике позволяет установить все звенья этой цепочки, в том числе коррупционных связей — аффилированных должностных лиц (покровителей бизнес-сообществ) и конечных бенефициаров;
— вытекающих из причинно-следственных связей механизма совершения киберпреступле-ний и форм (средств) оперативно-розыскного противодействия как ответная реакция со стороны подразделений ЭБиПК.
К числу указанной группы проблем относится также определение тенденций дальнейшего развития киберпреступности и сферы ее проявлений, с которыми тесно связан процесс научного познания будущего состояния данного вида преступности, факторов, влияющих на ее изменения, а также разработки криминологического прогноза. Проведенное нами выборочное изучение киберпреступности в сфере экономики позволило выявить и сформулировать следующую совокупность тенденций: перемещение транзакций как финансового инструмента в теневой сектор Интернета; использование криптовалюты для оплаты коррупционных услуг; совершение преступлений против собственности в виртуальном пространстве, не имеющем границ [13]; рост беспрецедентными темпами материального ущерба от хищений криптовалюты7; распространение
7 С учетом высокого уровня латентности этих и иных преступле-
ний указанные в статистике показатели не отражают истинных размеров киберпреступности. Результативность оперативно-розыскных мер, предпринимаемых подразделениями ЭБиПК органов внутрен-
них дел, направленных на выявление, пресечение, раскрытие и рас-
следование киберпреступлений, явно не отвечает предъявляемым
криминальных рынков в интернет-сетях посредством анонимного совершения расчетов при использовании виртуальных (цифровых) валют (трудно идентифицировать пользователей); популяризация легализации преступных доходов с использованием блокчейн-технологий; распространение в условиях цифровизации предпринимательской деятельности фактов ухода от платежей и сборов; виртуализация криминальных рынков услуг (фальшивомонетничество, финансирование экстремистской деятельности и терроризма, а также иные виды преступной деятельности); появление все новых и новых феноменов (деяний) в виртуальном пространстве, посягающих на экономические и финансовые отношения, а также дальнейшее развитие новых способов совершения традиционных преступлений с появлением криптовалюты и блокчейн-технологий.
Проблемы правового порядка охватывают вопросы нормативно-правового регулирования, прежде всего, ОРД, без решения которых избавиться от иных проблем невозможно или крайне затруднительно.
Исследователи справедливо утверждают, что в настоящее время законодательство отстает от современного темпа развития общественных отношений, а правоприменение еще более — от динамично развивающихся способов и форм совершения экономических и коррупционных преступлений, основанных на новых технологиях и социальных коммуникациях. Исправлению сложившейся ситуации, на наш взгляд, способствует система мер, предусмотренных Концепцией реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, выступающей ведомственным документом стратегического планирования, о которой мы говорили выше. В частности, эти меры направлены в первую очередь против таких угроз экономической безопасности, как: противоправные деяния, связанные с использованием цифровой валюты; совершение фактов дистанционного мошенничества при дистанционном (удаленном) банковском обслуживании; финансирование экстремистской и террористической деятельности, транснациональной организованной преступности; совершение в условиях пандемии корона-вируса СОУГО-19 преступлений экономической и коррупционной направленности, в том числе в организованных формах, криминально активными лицами, специализирующимися на этом, когда на борьбу с последствиями пандемии был выделен значительный объем государственной
требованиям (раскрываемость в 2021 г. составила 23,4 %, причем из зарегистрированных киберпреступлений более половины следует относить к особо тяжким и тяжким, а именно 55,7 %).
88
поддержки различным отраслям экономики и социальной сферы; противоправные деяния в сфере реализации национальных проектов (программ). Защита бюджетных средств от незаконного получения мер государственной поддержки в виде грантов и субсидий и неправомерного завладения денежными средствами, выделенными из федерального и регионального бюджетов в рамках реализации национальных проектов для исполнения государственных и муниципальных контрактов, заключенных с коммерческими организациями на строительство и ремонт социальных, промышленных объектов, автомобильных дорог, поставку, монтаж оборудования.
Другими не менее значимыми проблемами продолжают оставаться проблемы организационного характера, широкий охват которых значительно ограничивает возможности деятельности подразделений ЭБиПК по оперативно-розыскному противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий8. Исследователи [8, с. 333], изучая состояние этой деятельности, пришли к выводу о том, что среди множества проблем организационного плана особо значимыми на сегодня, по их мнению, выступают: недостаточное программно-техническое обеспечение производства компьютерных экспертиз; низкая квалификация сотрудников специализированных 1Т-подразделений9. В последнее время на необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов исследователи стали обращать особое внимание [3; 4]. Отдельные из них предлагают компетентност-ную модель специалиста в области кибербезо-пасности, состоящую из системы защиты информации, формирования профессиональных компетенций у сотрудников10, а также из систем-
8 Чтобы деятельности по противодействию 1Т-преступности придать упорядоченный характер, было принято решение организационно-структурно ее обеспечить, а именно был издан приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 878 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 1 ноября 2019 г. № 3км "О мерах по совершенствованию организации работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий"». В структуре подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне были созданы подразделения, специализирующиеся на противодействии указанным видам преступлений (1Т-отделения и группы).
9 Наряду с указанными проблемными вопросами имеют место: длительные сроки получения интересующей информации из кредитных организаций, от операторов сотовой связи, от представителей социальных сетей и компаний, предоставляющих интернет-услуги; использование преступниками при совершении преступлений широкого спектра средств сокрытия личности (анонимизация, УРМ-сервисы, анонимные браузеры, 1Р-телефония и др.).
10 Сегодня действительность такова, что каждый сотрудник должен уметь пользоваться электронным документооборотом, служебной почтой, использовать базы данных и информационные ресурсы органов внутренних дел и других государственных органов, современные цифровые технологии и программный продукт, владеть навыками в области информационной безопасности и защиты информации.
но-деятельностного подхода к формированию указанных компетенций.
Со своей стороны полагаем, что ключевым при этом должна оставаться надлежащая организация, в том числе ОРД, поскольку оперативно-розыскное противодействие киберпреступлени-ям тем более не приемлет иное.
В рамках настоящей научной статьи хотели бы вкратце остановиться на использовании фальшивомонетчиками11 ресурсов «Даркнет»12. В этом плане определенный интерес представляет точка зрения отдельных исследователей [14, с. 122], предлагающих вполне конкретные предложения по повышению эффективности противодействия киберпреступности в теневом интернете, включая Даркнет. В частности, рекомендуют: законодательно закрепить как собирательный термин «теневое информационное пространство», объединяющий все известные информационные системы и технологии; учитывая транснациональный характер сетей, разработать на национальном и международном уровнях алгоритмы действий по идентификации личности пользователей «теневого» Интернета, который привлекателен для криминальных структур из-за преследования их правоохранительными органами, когда, например, они совершают транзакции либо их члены ведут бизнес через криптовалюту, скрывая при этом свою личность. Доступ к базам данных возможен только у зарегистрированных пользователей, информация защищена паролем.
Мы полагаем, что оперативно-розыскное противодействие на этом фоне, безусловно, нуждается и в технической поддержке в части обеспечения альтернативной специальной поисковой системой, позволяющей получать оперативно значимую информацию.
Проблемы, связанные с методическим обеспечением противодействия, образуют относительно самостоятельную группу анализируемой нами системы противодействия. Они, прежде всего, направлены на разработку с учетом сложившейся криминогенной ситуации практико-ориен-тированных предложений и рекомендаций13, содержащих пошаговый алгоритм действий сотрудников специализированных подразделений
11 Судебно-следственная практика уже знает примеры, когда члены организованной преступной группы в целях извлечения сверхприбыли, используя ресурсы Даркнета, открывали интернет-магазин по продаже поддельных денег.
12 Даркнет - это компьютерная сеть с ограниченным доступом, которая используется для незаконного обмена файлами в децентрализованной сети. Основная особенность Даркнета заключается в том, что его пользователи являются анонимными и защищены от доступа третьих лиц. Кроме того, Даркнет - совершенно новое пространство для развития криминальных деяний, скрытое от глаз правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
13 В последнее время значительное внимание уделяется организационно-методическому обеспечению. Свидетельством тому служат конкретные разработки научных и образовательных организаций.
ЭБиПК. Их омолаживание усиливает объективную потребность в них с тем, чтобы как можно быстрее обеспечить потребности указанных подразделений в высококвалифицированных кадрах.
На наш взгляд, в комплексе мер14 противодействия ГТ-преступлениям должны превалировать целенаправленные действия по их недопущению посредством ранней профилактики. Но, к сожалению, как справедливо отмечает Р. А. Дерюгин, «по большей части, — контрмеры в ответ на уже совершенные преступления или действия, направленные на их пресечение. Как бы это печально ни звучало, современный преступник значительно быстрее осваивает просторы Интернета, активнее изучает, разрабатывает и применяет новейшие технические разработки» [2, с. 47].
Как показало проведенное нами выборочное изучение указанной проблемы, на сегодня наиболее действенными инструментами противодействия ГТ-преступлениям продолжают оставаться:
— тактически грамотная организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях документирования преступных действий лиц, специализирующихся на их совершении;
— оперативно-розыскная методика выявления и раскрытия киберпреступлений (дистанционное мошенничество, хищения денежных средств путем присвоения или растрат, фальшивомонетничество), подразумевающая комплексное в указанных целях использование негласных сил, средств, методов и мероприятий. При методическом обеспечении ГТ-подразделений следует ориентироваться на создание необходимых условий для их реализации.
При разработке оперативно-розыскных методик и методических рекомендаций следует учесть ряд обстоятельств, а именно: киберпре-ступления не имеют границ, ибо они носят глобальный характер; высокий уровень латентно-сти (по различным данным он колеблется от 85 до 90 %); совершение рассматриваемого вида преступления высококвалифицированными специалистами в организованной форме; многообразие способов (схем), применяемых преступниками при их совершении15; наличие теневого сегмента Интернета; использование криминали-
14 Среди такого рода мер особо значимыми являются: практика приостановления российскими банками сомнительных денежных переводов, осуществляемых без согласия клиентов; страхование их вкладов за счет кредитно-финансовых организаций; оперативная блокировка различных криминальных механизмов, действующих в глобальной сети, посредством использования регуляторных возможностей и полномочий; ужесточение требований к порядку выдачи и использования электронной цифровой подписи; совершенствование информационного обмена с кредитными организациями и интернет-провайдерами, операторами связи и иными структурами, в том числе путем перехода на электронный документооборот; введение в эксплуатацию подсистемы «Дистанционное мошенничество», позволяющей доказывать причастность лиц к серийным ГТ-преступлениям.
15 Более 92 % преступлений - это хищения путем использования компьютерной техники.
тетом криптовалюты как средства преступления; серийность последнего.
Наконец, проблемы оперативно-тактического плана, казалось бы, по счету последние, но не последние по значимости, поскольку от их успешного решения в большей мере зависит конечный результат всего комплекса предпринятых мер по оперативно-розыскному противодействию киберпреступности. Указанная группа мер подразумевает непосредственную практическую реализацию негативных факторов, оказывающих влияние на современное состояние существующей системы противодействия.
Говоря о проблемах указанного порядка, назовем одно весьма тревожное обстоятельство: около 74 % преступлений экономической и коррупционной направленности территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) на региональном уровне регистрируется по результатам рассмотрения официальных заявлений и обращений юридических и физических лиц. Отсюда невольно следует, что на местах несколько принижены роль и значение оперативно-розыскной функции, без осуществления которой своевременное выявление и раскрытие рассматриваемых видов преступлений, совершаемых в крупном и особо крупном размерах, невозможно либо крайне затруднительно.
Нами на основе выборочного изучения и анализа состояния противодействия киберпреступности специализированными подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне обобщен некоторый опыт борьбы с ней, с учетом которого хотим предложить читателям некий перечень мер, направленных на повышение эффективности этой борьбы. В первоочередном порядке, на наш взгляд, целесообразно реализовать следующую группу мер, предусматривающих:
— разработку на основе общей концепции оперативно-розыскной политики [7] частной ее составляющей в области борьбы с киберпре-ступностью. Здесь представляет интерес мнение специалистов из других областей знаний. Так, Ю. В. Гаврилин, рассматривая криминалистическую политику через призму понятия и содержания государственной научно-технической политики, предлагает авторскую модель, состоящую из трех взаимосвязанных между собой компонентов: научно-технического, организационно-управленческого и кадрового [1, с. 100]. Соглашаясь с позицией автора, хотим подчеркнуть, что предложенный подход, на наш взгляд, вполне приемлем и в оперативно-розыскной политике, ибо указанные составляющие наиболее полно отражают содержание рассматриваемой автором политики. На примере цифровой трансформации механизма киберпреступлений можно увидеть,
90
насколько актуализируется процесс совершенствования средств криминалистической техники, который обусловлен, прежде всего, необходимостью своевременного обнаружения, фиксации и изъятия следов указанного вида преступления, решения экспертных задач, возникающих в процессе расследования 1Т-преступлений, когда приходится доказывать особенно их серийность;
— систему обеспечения в процессе оперативно-розыскного противодействия киберпре-ступности соблюдения принципов законности, системности и комплексности осуществления оперативно-розыскных и иных мер, приоритета профилактических мер, сочетания целей и задач практической деятельности путем использования преимущественно негласных сил и средств, а также взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, международными организациями, гражданами и организациями в целях оперативно-розыскного противодействия киберпресту-плениям;
— нормативно-правовое обеспечение по вопросам предупреждения и раскрытия указанных видов преступлений. Среди этой группы мер законодательное закрепление терминов и определений «киберпреступность», «киберпреступления», «кибербезопасность», «киберугроза», «киберпро-странство», часто используемых в процессе выявления и раскрытия 1Т-преступлений, давно назревшая проблема и требует скорейшего ее решения. Тем самым будут исключены разночтение и различное толкование этих терминов, можно добиться единообразного их понимания. Со своей стороны, полагаем, что целесообразно бы предусмотреть названные термины в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»16 либо Федеральном законе «О полиции»17;
— формирование, ведение и использование федерального банка оперативно-розыскных данных, содержащих сведения о лицах, предметах и фактах, представляющих оперативный интерес. Необходимо обеспечить непрерывное пополнение информационного ресурса (массива) новыми данными, полученными на основе обобщения передовой оперативно-следственной и судебной практики, новых научных разработок относительно способов (схем) совершения и сокрытия киберпреступлений;
— составление оперативно-розыскного портрета личности преступника, совершающего (специализирующегося на совершении) кибер-
16 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
17 О полиции: Федеральный закон от 3 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
преступления, содержащего совокупность признаков, характеризующих структуру личности преступника, включая уголовно-правовую и криминологическую составляющие (мотив, интересы, потребности, навыки, знания и умения);
— комплекс мер по повышению уровня компетентности субъектов ОРД по применению сил, средств, методов и проведению оперативно-розыскных мероприятий, совершенствование подготовки кадров в области оперативно-розыскного противодействия киберпреступности. В настоящее время весьма востребованы высококвалифицированные специалисты, обладающие компетенциями в области не только ОРД, но и криминалистики, уголовного права и процесса, а также способные противодействовать киберпреступлениям (вызовам и угрозам кибер-безопасности). Помимо указанных компетенций, они должны владеть в совершенстве информационно-коммуникационными технологиями. Это обстоятельство особенно накладывает свой отпечаток на их подготовку.
Помимо перечисленных мер, направленных на повышение эффективности оперативно-розыскного противодействия киберпреступлениям, также следует:
— разработать с учетом современных вызовов новые и совершенствовать существующие оперативно-розыскные методики документирования отдельных видов преступлений, включая дистанционное мошенничество;
— максимально обеспечить достоверность результатов ОРД посредством использования для этого достижений науки и техники, внедрения научно обоснованных предложений и рекомендаций;
— совершенствовать механизм оценки эффективности использования возможностей конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям полиции путем разработки новых критериев, отвечающих сложившимся реалиям;
— наладить систему внедрения отечественного и зарубежного передового опыта в деятельность подразделений ЭБиПК по оперативно-розыскному противодействию 1Т-преступлениям экономической и коррупционной направленности. Для этого необходимо обеспечить непрерывный мониторинг информационно-телекоммуникационной сети, включая сеть «Интернет»;
— разработать систему оперативно-розыскного обеспечения возмещения причиненного киберпреступлениями имущественного вреда на основе эффективного использования преимущественно негласных сил, средств, методов и мероприятий.
Подведем некоторые итоги.
Во-первых, оперативно-розыскное противодействие киберпреступлениям экономической и коррупционной направленности — основная функция специализированных подразделений
ЭБиПК, реализуемая ими во взаимодействии с другими правоохранительными, контрольно-надзорными органами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Во-вторых, рассматриваемый вид деятельности основывается на трех взаимосвязанных между собой компонентах: выбор теоретико-правовой модели, исходя из результатов анализа и оценки состояния рассматриваемой деятельности (знание угроз, их тенденций развития, совокупности факторов, влияющих на нее); наличие заблаговременно разработанных методик на случай осложнения ситуации (обеспечивающих оперативную готовность, наступательность и опережение предпринимаемых действий со стороны преступников); степень организационного и информационно-аналитического обеспечения (современная информационная технология; автоматизированные банки данных оперативно-розыскного назначения; оперативно-технические комплексы; искусственный интеллект; большие данные; моделирование; алгоритмизация).
В-третьих, среди проблемных вопросов организационное обеспечение противодействия занимает значимое место, так как принимаемые решения без организационно-структурного, на-
пример, обеспечения, могут оставаться лишь на бумаге, если в системе ОВД не иметь специализированную структуру, выполняющую функцию борьбы с указанными видами преступлений. Создание таких подразделений (специализированные ГТ-подразделения) было объективно продиктовано, они появились в 2019 г. в системе территориальных органов МВД России на региональном уровне.
В-четвертых, оперативно-розыскное противодействие — комплексная проблема. Отдельно взятая структурная единица правоохранительной системы не способна переломить сложившуюся криминогенную ситуацию в цифровой среде и защитить собственность и их владельцев от преступных посягательств. Только объединенными усилиями правоохранительные органы могут противостоять киберпреступности, нанеся решительный удар по криминалитету.
В-пятых, контролировать киберпреступ-ность и бороться с ней на уровне отдельного государства практически невозможно, так как это виртуальное пространство. Важную роль в этом плане играют международные соглашения, а также выработка механизмов более тесного международного сотрудничества.
Список литературы:
References:
1. Гаврилин Ю. В. О понятии и содержании го- 1. сударственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики) // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62).
2. Дерюгин Р. А. Киберпреступность в России: 2. современное состояние и актуальные проблемы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 2 (22).
3. Еремин С. Г., Решняк О. А. Цифровая грамот- 3. ность как способ повышения качества расследования преступлений // Юристъ-Пра-воведъ. 2022. № 2 (101). 4.
4. Иванов И. П., Тимофеев В. В., Кирю-шин И. И. Разработка компетентностной модели специалиста в области кибербезопас-ности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета 5. МВД России. 2022. № 2 (68).
5. Иванов П. И. Актуальные вопросы развития оперативно-розыскной науки на современном этапе // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тезисы докладов Международной научно-практической конференции 6. (26 февраля 2021 г., Минск). Минск, 2021.
6. Иванов П. И. К вопросу о перспективах развития оперативно-розыскной науки в усло-
Gavrilin Yu. V. On the concept and content of the state scientific technical policy in the field of forensic support of law enforcement (forensic policy) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62).
Deryugin R.. A. Cybercrime in Russia: Modern Condition and Actual Problems // Vest-nik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 2 (22).
Eremin S. G., Reshnjak O. A. Digital Literacy as a Way to Improve the Quality of Crime Investigation // Jurist-Pravoved. 2022. № 2 (101). Ivanov I. P., Timofeev V. V., Kirjushin 1.1. Development of a competency model for a cybersecuri-ty specialist // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior Affairs of Russia. 2022. № 2 (68). Ivanov P. I. Aktual'nye voprosy razvitija op-erativno-rozysknoj nauki na sovremennom jetape // Problemy bor'by s prestupnost'ju i podgotovki kadrov dlja pravoohranitel'nyh or-ganov: tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (26 fevralja 2021, Minsk). Minsk, 2021.
Ivanov P. I. To the Question of the Prospects for the Development of Operational Investigative Science in the Conditions of Digital Transformation // Jurist-Pravoved. 2022. № 2 (101).
92
виях цифровой трансформации // Юристъ-Правоведъ. 2022. № 2 (101).
7. Иванов П. И. Концептуальные основы формирования оперативно-розыскной политики: понятие, сущность и содержание // Вестник Владимирского юридического института. 2022. № 2 (63).
8. Искалиев Р. Г., Телков А. В. Современное состояние оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности с использованием информационно-коммуникационных технологий // Оперативно-розыскная деятельность в цифровом мире: сборник научных трудов / под ред. В. С. Овчинского. Москва, 2021.
9. Мартьянов Н. Р. Уголовно-правовая борьба с ки-берпреступлениями на современном этапе // Государственная служба и кадры. 2020. № 1.
10. Номоконов В.А., Тропина Т. Л. Киберпре-ступность как новая криминальная угроза // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 1 (24).
11. Подупейко А. А. Противодействие киберпре-ступности в Республике Беларусь // Предупреждение современной преступности (ки-берпреступность): материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Независимости Республики Казахстан (18 июня 2021 г., Караганда). Караганда, 2021.
12. Репецкая А. Л. Криптопреступления как следствие цифровизации преступности // Долгов-ские чтения: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции (27 января 2021 г., Москва) / под общ. ред. О. С. Капинус; науч. ред.: В. В. Меркурьев, П. В. Агапов; сост. М. В. Ульянов, Н. В. Сальников. Москва, 2021.
13. Федоренко О.А. Международное сотрудничество государств в области борьбы с транснациональной киберпреступностью // Предупреждение современной преступности (киберпреступность): материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Независимости Республики Казахстан (18 июня 2021 г., Караганда). Караганда, 2021.
14. Чубейко С. В., Довиденко П. Ю. Теневой интернет как элемент развития информационных технологий и преступности // Философия права. 2021. № 3 (98).
Для цитирования:
Иванов Пётр Иванович. Оперативно-розыскное
противодействие киберпреступлениям (проблемы
и пути их решения) // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 83—92.
7. Ivanov P. I. The Conceptual Foundations of the Formation of Operational Investigative Policy: Concept, Essence and Content // Bulletin of Vladimir Law Institute. 2022. № 2 (63).
8. Iskaliev R. G, Telkov A. V. Sovremennoe sos-tojanie operativno-rozysknogo protivodejstvi-ja prestuplenijam jekonomicheskoj i korrupci-onnoj napravlennosti s ispol'zovaniem infor-macionno-kommunikacionnyh tehnologij // Operativno-rozysknaja dejatel'nost' v cifro-vom mire: sbornik nauchnyh trudov / pod red. V. S. Ovchinskogo. Moskva, 2021.
9. Mart'janov N. R. Criminal and Legal Fight Against Cybercrime at the Present Stage // Public service and personnel. 2020. № 1.
10. Nomokonov V. A, Tropina T. L. Kiberprestupnost' kak novaja kriminal'naja ugroza // Kriminologija: vchera, segodnja, zavtra. 2012. № 1 (24).
11. Podupejko A. A. Protivodejstvie kiberprestup-nosti v Respublike Belarus' // Preduprezhde-nie sovremennoj prestupnosti (kiberprestupno-st'): Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, posvjashhennoj 30-letiju Nezavisimosti Respubliki Kazahstan (18 ijunja 2021, Karaganda). Karaganda, 2021.
12. Repeckaja A. L. Kriptoprestuplenija kak sled-stvie cifrovizacii prestupnosti // Dolgovsk-ie chtenija: sbornik materialov I Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (27 janvarja 2021, Moskva) / pod obshh. red. O. S. Kapinus; nauch. red.: V. V. Merkur'ev, P. V. Agapov; sost.: M. V. Ul'janov, N. V. Sal'nikov. Moskva, 2021.
13. Fedorenko O. A. Mezhdunarodnoe sotrud-nichestvo gosudarstv v oblasti bor'by s transnacional'noj kiberprestupnost'ju // Pre-duprezhdenie sovremennoj prestupnosti (kiber-prestupnost'): materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjash-hennoj 30-letiju Nezavisimosti Respubliki Ka-zahstan (18 ijunja 2021, Karaganda). Karaganda, 2021.
14. Chubejko S. V., Dovidenko P. Ju. Darknet as an element of the information technologies development and criminality // Philosophy of Law. 2021. № 3 (98).
For citation:
Ivanov Petr Ivanovich. Operational-Investigative Counteraction to Cybercrimes (Problems and Ways to Solve Them) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4 (64). P. 83-92.