ВЫЯВЛЕНИЕ, РАСКРЫТИЕ
и расследование преступлений
Булгаков Сергей Сергеевич,
слушатель* 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России), Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Поздняков Александр Николаевич,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 Е-mail: sonino 51@mail .ш
DOI 10.24412/2072-9391-2022-464-76-82
Дата поступления статьи: 20 июня 2022 г. Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2022 г.
Sergey Sergeyevich Bulgakov,
student** of the 2nd Faculty (Training Chiefs
(Heads) of the Territorial Bodies
of the Interior Ministry of Russia),
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8
Alexander Nikolaevich Pozdnyakov,
Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Operational Laying Activities,
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8
Scientific Specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences
Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки
УДК 343
О новых терминах в сфере отечественной правоохранительной деятельности: «киберпреступность»
About New Terms in the Field of Domestic Law Enforcement: "Cybercrime"
Аннотация
Актуальность проблемы объясняется широким распространением в научных публикациях и в практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации термина «киберпреступность», содержание которого не закреплено в нормативных правовых актах и по этой причине имеет различную трактовку, что неприемлемо в правоохрани-
Abstract
Relevance of the problem is explained by the widespread use of the term "cybercrime" in scientific publications and in the practical activities of law enforcement agencies of the Russian Federation, the content of which is not fixed in regulatory legal acts and for this reason has a different interpretation, which is not acceptable in law enforcement activities related, including documenting
* Заместитель начальника Бюро специальных технических мероприятий УМВД России по Еврейской автономной области.
** Deputy Head of the Bureau of Special Technical Measures of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Jewish Autonomous Region.
тельной деятельности, связанной в том числе с документированием правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием 1Т-технологий, и в последующем при реализации в уголовном процессе полученной оперативным путем информации.
Постановка проблемы: исследовать содержание термина «киберпреступность» в его уголовно-правовой трактовке применительно к правонарушениям, совершаемым с использованием 1Т-технологий, а также зарубежный опыт по использованию данного термина в уголовном законодательстве и правоприменительной практике.
Цель исследования: на основе анализа правоприменительной практики, трудов отечественных и зарубежных ученых выработать оптимальное и взаимоприемлемое определение понятию «киберпреступность» с перспективой его закрепления на законодательном уровне, что, с точки зрения авторов статьи, будет способствовать комплексному подходу к выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием 1Т-технологий.
Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социо-логический,статистический.
Результаты и ключевые выводы: широкое распространение информационно-коммуникационных технологий привело к их использованию при совершении различного рода преступлений и правонарушений, введению в повседневную жизнь и правоохранительную практику новых терминов и понятий, среди которых и термин «киберпреступность». При этом в ряде зарубежных стран, как и в России, под этими терминами подразумевается различное содержание. Это связано с тем, что в международной правоохранительной сфере присутствуют рекомендации по их использованию, на основе которых во многих странах на их основе сформулированы национальные определения многих терминов, включая и термин «киберпреступность». Применительно к российской действительности авторами сформулировано собственное определение этого термина и сделан вывод о необходимости его правового закрепления для использования в сфере отечественной правоохранительной деятельности, включая и правоприменительную практику.
offenses and crimes committed using IT-technologies and, in particular, when implemented in criminal proceedings, information obtained operationally. Problem statement: to investigate the content of the term "cybercrime" in its criminal legal interpretation in relation to offenses committed using IT-technologies, as well as foreign experience in the use of this term in criminal legislation and law enforcement practice.
The purpose of the study: based on the analysis of law enforcement practice, the works of domestic and foreign scientists, to develop an optimal and mutually acceptable definition of the concept of "cybercrime" with the prospect of its consolidation at the legislative level, which, from the point of view of the authors of the article, will contribute to an integrated approach to the identification, suppression and disclosure of crimes of this type.
Research methods: comparative-legal, formal-logical, concrete-sociological, statistical methods.
Results and key conclusions: based on the analysis of law enforcement practice, the works of domestic and foreign scientists, to develop an optimal and mutually acceptable definition of the concept of "cybercrime" with the prospect of its consolidation at the legislative level, which, from the point of view of the authors of the article, will contribute to an integrated approach to the identification, suppression and disclosure of crimes and offenses committed using IT-technologies.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; цифровизация; кибер-преступность; правоохранительная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
Keywords: information and communication technologies; digitalization; cybercrime; law enforcement activities; operational investigative activity.
78
В последние годы широкое распространение в гражданском обществе и в отдельных сферах правоохранительной деятельности получила приставка «кибер», показывающая отношение чего-либо к кибернетике и связанным с ней явлениям (киберкультура, киберсоревнования, киберсфера, кибероружие, кибератака, кибер-преступления и др.). Такое широкое ее распространение принято связывать с повсеместным внедрением коммуникационных и цифровых технологий в современную жизнь и современное правосознание.
Однако при употреблении слов с этой приставкой не всегда имеется четкое представление об их значении и происхождении. Если в гражданском обороте конкретизация термина не является обязательным условием, то в уголовном судопроизводстве и, естественно, в таком специфическом, строго регламентированном процессе, как оперативно-розыскная деятельность, содержание определения «кибер-преступность» требует своего законодательного закрепления.
При изучении любого явления особое внимание уделяется этимологии самого термина. В данном контексте следует начать с рассмотрения происхождения слова «кибернетика».
Широкое использование данного термина в различных областях общественной жизни связывают с именем ученого Норберта Винера (1894—1964 гг.), сферой интересов которого были математика, кибернетика и искусственный интеллект, и с его трудом «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.). В этом научном труде он заложил основу для новой науки — кибернетики. В редакции ученого это наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе1.
В «Энциклопедии кибернетики» представлено следующее определение: кибернетика — это «наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество» [10].
Рассмотрение этимологии слова «кибернетика» подводит нас к более полному пониманию таких явлений, как «киберпреступление» и «киберпреступность».
В русскоязычном сегменте электронной энциклопедии «Википедия» понятию «киберпре-ступность», или преступлениям в сфере информационных технологий, дается следующее определение — преступления, совершаемые
в сфере информационных технологий2. Иными словами, определение «привязывается» к гл. 28 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
В англоязычном сегменте электронной энциклопедии «Википедия» это же понятие (cybercrime) определяется так: «это преступление, в котором участвуют компьютер и сеть»3.
По мнению Г. Г. Саркисяна и Ю. А. Лапу-новой, под киберпреступлениями следует понимать «противоправную деятельность в ки-берпространстве либо противоправную деятельность, совершенную с использованием информационных технологий. При этом понятие "информационные технологии" содержит в себе как технические средства (персональные компьютеры, смартфоны и т. д.), так и саму информацию и ее носителей» [9] .
С точки зрения В. А. Номоконова и Т. Л. Тропиной, понятие «киберпреступле-ние» является более обширным, чем «компьютерная преступность», и точно отражает такое явление, как преступность в информационном пространстве [5].
Заметим, что термин «киберпреступление», имеющий множество разнообразных толкований, является не единственным, с помощью которого исследователи пытаются обозначить существующие криминальные правонарушения в этой сфере. Исследователи предлагают различные формулировки самого понятия, обозначающего преступления, совершаемые в киберпространстве. Так, например, Р. И. Дремлюга использовал термин «интернет-преступления» [1], А. Л. Осипенко — «сетевые компьютерные преступления» [8], Л. В. Иванова — «преступления с использованием высоких технологий» [3]. В Конвенции по борьбе с киберпреступностью, принятой Советом Европы 23 ноября 2001 г., предусмотрены скоординированные действия на национальном и межгосударственном уровнях по пресечению несанкционированного вмешательства в работу компьютерных систем, незаконного перехвата данных и вмешательства в компьютерные системы. По смыслу Конвенции такие действия считаются преступными и допускают применение силы, необходимой для эффективной борьбы с ними, а также мероприятий, необходимых для обнаружения, расследования и судебного преследования таких преступлений как внутри государства, так и на международном уровне4.
1 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kfl6epHeTHKa (дата обращения: 23.05.2022).
2 URL: Шр8://т.мЫреё1а.ощ/мМ/Преступления_в_сфере_ин-формационных_технологий (дата обращения: 23.05.2022).
3 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Computer_Crimes (дата обращения: 23.05.2022).
4 Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.). Доступ из справ.-
Множественность различных подходов, рассмотреть которые в рамках данной статьи не представляется возможным, с одной стороны, свидетельствует о глубине содержания рассматриваемого термина, с другой — о необходимости упорядочения различных взглядов с целью формирования единого и в данном случае необходимого законодательного подхода к его сущности.
К настоящему времени общепринятое определение понятия «киберпреступление» не сформулировано. Такое положение вещей связывается с тем, что данный термин является междисциплинарным в цикле правоохранительных дисциплин. По этой причине данное понятие наделяется специфическим смыслом в зависимости от принадлежности того или иного лица к профессиональной или научной дисциплине. Однако, несмотря на то что в России понятие «кибер-преступление» на законодательном уровне отсутствует, УК РФ содержит статьи, по которым лица, совершившие преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28 УК РФ), подлежат уголовной ответственности. Помимо этого, УК РФ содержит ряд статей, в которых использование информационно-коммуникационных технологий является отягчающим обстоятельством, влияющим на общую квалификацию преступления. На заседании Коллегии МВД России по итогам работы Министерства в 2021 г. в выступлениях Министра и Президента в едином ключе говорилось о проблемах борьбы с киберпреступления-ми и кибермошенниками и необходимости укрепления кибербезопасности5. Представляется, что упоминание первым лицом государства этой относительно новой для правоохранительных органов России проблемы далеко не случайно. Несмотря на то, что в 2021 г. рост числа преступлений, которые были совершены с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, существенно замедлился6, с учетом высокой латентности этих преступлений указанные в статистике показатели не отражают истинных размеров киберпреступности. Результативность оперативно-розыскных мер, предпринимаемых органами внутренних дел, направленных на выявление, пресечение, раскрытие и расследование киберпреступлений, явно не отвечает предъявляемым требованиям (раскрываемость в 2021 г. составила 23,4 %, причем из зарегистрированных киберпреступлений более половины следует относить к особо тяжким и тяжким — 55,7 %)7.
правовой системы «Гарант».
5 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ deliberations/65090 (дата обращения: 03.03.2022).
6 Статистика ФКУ «ГИАЦ МВД России».
7 Для проведения мероприятий по повышению квалификации работников правоохранительных органов на всех этапах следствия
создан перечень аккредитованных компаний в области расследования киберпреступлений (письмо Минцифры России от 13 октября
Причем, детальный анализ составов преступлений, отнесенных Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»8 к Перечню № 25 (киберпре-ступления), и анализ показателей нанесенного ущерба дает основания утверждать, что ряд преступлений такого рода совершается под «крышей» юридического лица. Именно юридическое лицо способствовало обучению киберпре-ступников социальной инженерии и методам воздействия на психику человека.
Увеличение числа киберпреступлений сопровождается их качественными инновационными изменениями в направлении формирования цифровой криминальной экосистемы и ростом профессионализма исполнителей [7]. Их криминальные навыки, организованность и программно-аппаратное обеспечение позволяют успешно противостоять правоохранительным органам, отстающим в своем развитии [6].
С учетом изложенного под киберпреступле-ниями следует понимать противоправную деятельность в киберпространстве физических и/ или юридических лиц, совершаемую с использованием информационных технологий, функционирующих на специально разработанном программном обеспечении, дающем возможность получения криминальным путем сверхприбылей, и с возможностью ухода от уголовного наказания. При проведении оперативно-розыскных мероприятий такая криминальная конструкция должна быть выявлена, задокументирована роль каждого участника, полученная информация в установленном порядке введена в уголовный процесс и в перспективе учтена при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании.
Следует отметить, что попытки сформулировать понятие «киберпреступность» были предприняты практически сразу и неоднократно после появления первых преступлений, совершенных с использованием компьютера и компьютерной сети во второй половине ХХ в., однако данные документы носили рекомендательный характер и на законодательном уровне не были закреплены.
Одна из первых попыток дать правовое определение киберпреступности на международном уровне была предпринята на Десятом Конгрессе Организации Объединенных Наций по пред-
2021 г. № П25-18390-ОГ «О рассмотрении обращения»).
8 Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» от 29 декабря 2021 г. № 790/11/1.
80
упреждению преступности и обращению с правонарушителями (Вена 10—17 апреля 2000 г.). В рамках прошедшей дискуссии было констатировано, что «киберпреступность охватывает любое преступление, которое может совершаться с помощью компьютерной системы или сети, в рамках компьютерной системы или сети или против компьютерной системы или сети. В принципе, оно охватывает любое преступление, которое может совершаться в электронной среде»9.
Но в Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации ЕТ8 № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) отсутствует определение киберпреступности, в данном документе этот вид преступности отнесен к компьютерным преступлениям, в нем же дается их классификация, разработаны общие принципы, касающиеся международного сотрудничества в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности.
Что касается правовых позиций зарубежных стран по рассматриваемому понятию, то здесь также отсутствует консолидированная точка зрения. В частности, в США под киберпресту-плениями понимается «любая незаконная деятельность, связанная с компьютером или электронным устройством, подключенным к сети, например мобильным телефоном, сканером, радио и т. д. [4]. В данном случае под этим правонарушением имеется в виду «противоправная деятельность, связанная с использованием электронных устройств, подключенных к любой сети» [4]. При этом «Департамент юстиции США разделяет киберпреступления на следующие категории:
1. Преступления, в которых само устройство является целью.
2. Преступления, в которых устройство является орудием преступления.
3. Преступления, когда устройство является источником хранения» [2].
По определению Федерального управления уголовной полиции Германии, термин «кибер-преступность» охватывает все преступления, совершенные с использованием информационно-коммуникационных технологий или против них. Указывается, что киберпреступность охватывает особые явления и проявления этой формы преступности, в которой элементы электронной обработки данных (вычислительная техника) имеет важное значение для совершения преступления (киберпреступность в узком смысле)10. В Уголовном кодексе Германии
9 URL: https://www.unodc.org/documents/congress/ Previous_Congresses/10th_Congress_2000/017_AC0NF.187.10_ Crimes_Related_to_Computer_Networks_R.pdf (дата обращения: 23.05.2022).
10 Bundeskriminalamt (Hrsg.) (2011). Cybercrime: Bundeslagebild
для характеристики компьютерных преступлений используется термин «daten» (данные), определение которому дано в ст. 202a. «Данные — это только те, которые хранятся или передаются в электронном, магнитном или ином, непосредственно не воспринимаемом виде»11. Следует отметить, что в структуре правоохранительных органов Германии давно и успешно функционируют подразделения по борьбе с ки-берпреступностью.
Великобритания, как и многие другие государства, на законодательном уровне не имеет четкого определения понятия киберпреступно-сти. Ратифицированная в 2011 г. Великобританией Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях от 23 ноября 2001 г. позволяет говорить о применении этим государством общего подхода к определению киберпреступ-ности в своем законодательстве. Также отметим, что в Великобритании отсутствие установленного на законодательном уровне понятия киберпреступления не стало препятствием по привлечению к ответственности виновных лиц по данной категории противоправных деяний. В целом англосаксонская правовая система является относительно гибкой, и лица, виновные в совершении киберпреступле-ний (например, удаленное хищение денежных средств), стали привлекаться к ответственности относительно давно, при этом применение компьютера в преступных целях не отражалось на квалификации противоправного деяния. Принятие в 1990 г. Закона о злоупотреблении компьютером способствовало более эффективной борьбе с данными видами преступных угроз.
В законодательстве Франции, как и ряда других европейских стран, также отсутствует определение киберпреступности, а при квалификации преступлений, совершаемых с использованием IT-технологий, используются общие нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения. Министерство внутренних дел Франции определяет кибер-преступление как преступление в сфере информационных технологий, совершенное в цифровых сетях.
Китайская Народная Республика (далее — КНР), как и многие другие государства, уделяет самое пристальное внимание кибербе-зопасности. Уже в 1994 г. были приняты Правила регулирования, обеспечивающие безопасность компьютерных и информационных систем. Эти правила наделили Министерство государственной безопасности полномочия-
2011. Bundeskriminalamt: Wiesbaden, S. 5.
11 URL: http://www.gesetze-im-internet.de/stgb/ (дата обращения: 23.05.2022).
ми по контролю, инспекции и обеспечению национальной информационной безопасности, расследованию, раскрытию и предотвращению преступлений в области информационно-телекоммуникационных технологий [2]. Уголовный кодекс КНР содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за «компьютерные» преступления. Правовая база КНР продолжает совершенствоваться, и отсутствие законодательного закрепления понятия киберпреступления не мешает КНР быть одним из лидеров в области кибербезо-пасности.
На межгосударственном уровне также можно выделить Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, принятое на совете глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, подписанное в Екатеринбурге 16 июня 2009 г. В данном соглашении понятию «информационная преступность» дано следующее определение — использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в противоправных целях12.
В Соглашении о сотрудничестве государств — участников Содружества независимых государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, подписанном 1 июня 2001 г. в Минске, сформулировано определение компьютерного преступления, которое дано в его первой статье — «преступление в сфере компьютерной информации — уголовно наказуемое деяние, предметом посягательства которого является компьютерная информация»13. Здесь же дается и определение компьютерной информации — это информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи.
Страны — участники Организации Договора о коллективной безопасности 30 ноября 2020 г. на Парламентской Ассамблее приняли Постановление «О проекте Концепции плана действий и инструментария в вопросах противодействия кибервызовам и угрозам»14.
Что касается правоохранительных органов Российской Федерации и их оперативных под-
12 URL: https://base.garant.ru/2571379/ (дата обращения: 23.05.2022).
13 URL: https://base.garant.ru/12123778/ (дата обращения: 23.05.2022).
14 О проекте Концепции плана действий и инструментария
в вопросах противодействия кибервызовам и угрозам [Электронный ресурс]: Постановление Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности от 30 ноября 2020 г. № 13-5.4 // Официальный сайт Организации Договора о коллективной безопасности. URL: https://odkb-csto.org/authorized_ organs/parliamentary_assembly (дата обращения: 21.12.2021).
разделений по борьбе с киберпреступностью, то задачи им в этой правоохраняемой сфере были поставлены Президентом, и заключаются они в следующем: «нужно самым серьезным образом совершенствовать порядок взаимодействия МВД с финансовыми организациями, операторами связи и другими структурами, работающими в цифровом пространстве и в области телекоммуникаций. В целом для укрепления кибербезопасности требуется более скоординированная работа правоохранительных органов, соответствующих государственных ведомств и регуляторов, экспертного сообщества и бизнеса. Обязательно нужно действовать на опережение, включая обновление нормативной базы, укрепление технических возможностей МВД, ведь кибертехнологии развиваются стремительно, возникают новые риски, и нужно их предупреждать, не позволять преступникам паразитировать на технологическом прогрессе»15.
В качестве вывода следует подчеркнуть, что ограниченность национального законодательства и отсутствие единой правовой базы правоохранительных органов в борьбе с этим видом правонарушений — вот одна из главных причин стремительного роста киберпреступности. Представляется, что координаторами в рамках выполнения поставленных задач должны выступать оперативные подразделения правоохранительных органов, обладающие необходимыми силами и средствами, определенными Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
В заключение отметим, что, несмотря на отсутствие в законодательстве многих стран четкого определения понятия киберпресту-пления, всеми участниками международных правоотношений осознается серьезная опасность, исходящая от данной сферы преступных проявлений. Как показал проведенный анализ, позиция, согласно которой понятию киберпреступления на законодательном уровне не дается определения, вполне оправдана. Учитывая, что законодательная сфера является весьма инертной, стремительное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий будет требовать постоянного внесения дополнений и изменений. Последнее создает высокую вероятность того, что совершение новых видов киберпреступлений может не подпадать под ответственность, и это приведет к нарушению принципа неотвратимости наказания.
15 Стенограмма выступления Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 17 февраля 2022 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67795 (дата обращения: 05.03.2022).
Список литературы:
References:
1. Дремлюга Р. И. Интернет-преступность: монография. Владивосток, 2008.
2. Зверянская Л. П. Организационно-правовое обеспечение международной и национальной информационной безопасности: опыт Китайской Народной Республики // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 5.
3. Иванова Л. В. Виды преступлений по российскому уголовному законодательству // Юридические исследования. 2019. № 1.
4. Кучерков И. А. О понятии «киберпреступле-ние» в законодательстве и научной доктрине // Юридическая наука. 2019. № 10.
5. Номоконов В. А., Тропина Т. Л. Киберпре-ступность как новая криминальная угроза // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 1 (24).
6. Овчинский В. С. Мафия. Новые мировые тенденции [Электронный ресурс]. URL: https://law.wikireading.ru/hkMueIiFDn? (дата обращения: 11.12.2021).
7. Овчинский В., Жданов Ю. Киберпреступ-ность: эволюция или революция? [Электронный ресурс]. URL: https://zavtra.ru/ blogs/kiberprestupnost_evolyutciya_ili_ revolyutciya (дата обращения: 21.12.2021).
8. Осипенко А. Л. Сетевая компьютерная преступность: теория и практика борьбы: монография. Омск, 2009.
9. Саркисян Г. Г., Лапунова Ю. А. Создание ки-берполиции в Министерстве внутренних дел Российской Федерации: от первых шагов к реализации // Академическая мысль. 2022. № 1 (18).
10. Энциклопедия кибернетики / под ред. В. М. Глушкова. Киев, 1974. Т. 1.
1. Dremlyuga R. I. Internet-prestupnost': mono-grafiya. Vladivostok, 2008.
2. Zveryanskaya L. P. Institutional and legal support for international and national information security: experience of the People's Republic of China // Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2017. Vol. 12. № 5.
3. Ivan ova L. V. Types of crimes under Russian criminal law // Legal Studies. 2019. № 1.
4. Kucherkov I. A. The concept of "cybercrime" in legislation and scientific doctrine // Legal Science. 2019. № 10.
5. Nomokonov V. A, Tropina T. L. Kiberprestup-nost' kak novaya kriminal'naya ugroza // Kri-minologiya: vchera, segodnya, zavtra. 2012. № 1 (24).
6. Ovchinskij V. S. Mafiya. Novye mirovye ten-dencii [Elektronnyj resurs]. URL: https://law. wikireading.ru/hkMueIiFDn? (data obrash-cheniya: 11.12.2021).
7. Ovchinskij V., Zhdanov Yu. Kiberprestupnost': evolyuciya ili revolyuciya? [Elektronnyj resurs]. URL: https://zavtra.ru/blogs/kiberprestupno-st_evolyutciya_ili_revolyutciya (data obrash-cheniya: 21.12.2021).
8. Osipenko A. L. Setevaya komp'yuternaya prestupnost': teoriya i praktika bor'by: mono-grafiya. Omsk, 2009.
9. Sarkisyan G. G., Lapunova Yu. A. Sozdanie kiberpolicii v Ministerstve vnutrennih del Rossi-jskoj Federacii: ot pervyh shagov k realizacii // Akademicheskaya mysl'. 2022. № 1 (18).
10. Enciklopediya kibernetiki / pod red. V. M. Glushkova. Kiev, 1974. T. 1.
Для цитирования:
Булгаков Сергей Сергеевич, Поздняков Александр Николаевич. О новых терминах в сфере отечественной правоохранительной деятельности: «киберпреступность» // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 76-82.
For citation:
Bulgakov Sergey Sergey evich, Pozdnyakov Alexander Nikolaevich. About New Terms in the Field of Domestic Law Enforcement: "Cybercrime" // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4 (64). P. 76-82.
82