К. В. КАЛАШНИКОВ,
* о
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
K. V. KALASHNIKOV, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125993, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
ОЯСГО 0000-0001-6694-5427
Scientific specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work;
Operative Investigative Activity. ORCID 0000-0001-6694-5427
УДК 343.9
Дата поступления: 25 октября 2019 г.
Дата принятия статьи в печать: 6 декабря 2019 г.
Оперативно-розыскное противодействие экономическим преступлениям на объектах кредитно-банковской системы: проблемы и пути решения
Operational-search counteraction to economic crimes at the facilities of the credit and banking system: problems and solutions
Аннотация
Актуальность: в современных условиях развития общества и государства для эффективного противодействия экономическим преступлениям на объектах кредитно-бан-ковской системы необходимо повышение уровня осведомленности об оперативной обстановке. Для этого нужен комплексный подход, направленный на концентрацию усилий сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел для осуществления оперативного обслуживания вышеуказанных объектов с учетом современных условий.
Постановка проблемы: из анализа правоприменительной практики по противодействию экономическим преступлениям в кредитно-банковской системе, соответствующих статистических данных, результатов научных исследований специалистов оперативно-розыскной деятельности следует, что недостаточная ре-
Annotation
Relevance: in modern conditions of development of society and the state for effective counteraction to economic crimes on objects of credit and banking system it is necessary to increase level of awareness of an operational situation. We need a comprehensive approach aimed at concentrating the efforts of employees of the economic security and anti-corruption departments of the internal Affairs bodies for the implementation of operational maintenance of the above facilities, taking into account modern conditions for this.
Statement of the problem: from the analysis of law enforcement practice on combating economic crimes in the credit and banking system, relevant statistical data, the results of scientific research of specialists of operational and investigative activities, it follows that the lack of effectiveness of economic security and anti-corruption units is a consequence of imperfect legal regulation of relations, as well as the use of ineffective methods of
* Ранее - начальник отдела УЭБиПК ГУ МВД России по Алтайскому краю.
** Previously - Head ofthe Department of Economic Security and AntiCorruption ofthe main Department of the MIA of Russia in the Altai territory.
зультативность деятельности подразделении экономической безопасности и противодействия коррупции является следствием несовершенного правового регулирования отношений, а также использования малоэффективных методов оперативно-розыскной деятельности применительно к современным условиям.
Цель исследования: используя необходимую методологическую основу, научно обосновать и разработать новый подход к осуществлению подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел оперативно-розыскных мер по противодействию экономическим преступлениям на объектах кредитно-банковской системы.
Методы исследования: методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: анализ документов, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, статистический, анкетирование.
Результаты и ключевые выводы: анализ эмпирической базы, теоретических воззрений позволил автору выявить проблемные вопросы противодействия криминальным проявлениям в кредитно-банковской системе и прийти к выводу о том, что дальнейшее развитие оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел видится в контексте применения и совершенствования оперативного обслуживания объектов данной системы, поскольку действующая модель не отвечает условиям качественного выполнения возложенных на органы внутренних дел задач в современных условиях. Для совершенствования оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел в области предупреждения и раскрытия преступлений экономической направленности в кредитно-банковской системе предлагается улучшить информационное обеспечение оперативно-розыскной информацией путем применения оптимальной модели оперативного обслуживания объектов данной сферы, совершенствования правового регулирования и кадрового обеспечения оперативных подразделений.
operational and investigative activities in relation to modern conditions.
The purpose of the study: using the necessary methodological basis, to scientifically substantiate and develop a new approach to the implementation of economic security units and anti-corruption of internal Affairs operational investigative measures to combat economic crimes at the facilities of the credit and banking system.
Research methods: the methodological basis of the study was General scientific and private scientific methods: analysis of documents, comparative legal, specific historical, statistical, questionnaire.
Results and key conclusions: the analysis of the empirical base, theoretical views allowed the author to identify problematic issues of combating criminal manifestations in the credit and banking system and to come to the conclusion that the further development of operational and investigative activities of economic security units and anticorruption of internal Affairs bodies is seen in the context of the application and improvement of operational services of objects of this system, since the current model does not meet the conditions of high-quality performance of the tasks assigned to the internal Affairs bodies in modern conditions. To improve the operational and investigative activities of economic security units and anti-corruption of internal Affairs bodies in the field of prevention and disclosure of crimes of economic orientation in the credit and banking system, it is proposed to improve the information provision of operational and investigative information by applying the optimal model of operational maintenance of objects in this sphere, improving legal regulation and staffing of operational units.
Ключевые слова: кредитно-банковская система; борьба с преступлениями в кредитно-банковской сфере; оперативное обслуживание объектов; предупреждение и раскрытие экономических преступлений; оперативно-розыскная деятельность подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел.
Key words: credit and banking system; fight against crimes in the credit and banking sphere; operational maintenance of objects; prevention and disclosure of economic crimes; operational-search activity of divisions of economic security and counteraction of corruption of law-enforcement bodies.
Введение
Кредитно-банковская система является важной частью рыночной экономики, которая занимается распределением финансов между различными отраслями и регионами, международными и внутригосударственными расчетами субъектов экономических взаимоотношений, формирует денежные средства физических и юридических лиц, дает возможность для инвестиций в развитие сельского хозяйства и производственной деятельности. Кредитно-бан-ковскую систему государства часто сравнивают с «кровеносной системой» живого социального организма, которая является «приводным ремнем» рыночной экономики, в связи с тем, что состояние и в целом развитие последней зависят от безопасности и эффективности функционирования банковского сектора [11]. Таким образом, обеспечение безопасности от преступных посягательств в кредитно-банковской системе является одной из приоритетных задач правоохранительных органов.
В современных условиях развития государства и общества, когда происходят постоянные изменения законодательства, стремительно развиваются информационные технологии, эффективное функционирование указанной системы имеет большое значение. Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, «банковская система играет ключевую роль в достижении сбалансированности и инновационности развития экономики; она должна быть способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности»1. Как видим, развитие банковского сектора и кредитных организаций в целом признано одной из главных задач государственного масштаба. Вышеизложенное предопределяет актуальность данной темы, необходимость проведения комплексного исследования указанных проблем.
Проблема
На наш взгляд, успешное разрешение обозначенной проблемы противодействия преступлениям, совершаемым на объектах кредитно-банковской системы, не возможно при условии ее дальнейшей криминализации, в настоящее время выступающей в качестве одного из наиболее значительных барьеров для неуклонного развития и повышения конкурентоспособности
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
российской экономики. Периодическое реформирование экономики и отсутствие качественного контроля и защиты от преступных посягательств, несовершенство законодательства в указанной сфере способствовали совершению и росту различного вида преступлений, которые ранее не совершались.
Для понимания этого необходимо определить, какие основные криминальные угрозы сложились в кредитно-банковской системе. Анализ действующей правоохранительной практики показывает, что криминальные посягательства в указанной сфере отличаются значительным разнообразием, особой изощренностью и высокоинтеллектуальным характером. Классификация преступлений в кредит-но-банковской сфере может быть осуществлена по различным основаниям в зависимости от целей изучения явления.
Хотелось бы выделить следующую классификацию преступлений:
— преступления, совершаемые представителями самих банков;
— преступления в отношении банков;
— преступления, совершаемые с помощью банков.
Рассмотрим подробнее вышеуказанные блоки.
Преступления, совершаемые представителями банков, как правило, из числа руководства банков и других кредитных организаций, отличаются повышенной общественной опасностью. Жертвами преступлений становятся значительные группы субъектов экономических отношений. Наиболее типичные преступления: мошенничество (как правило, злоупотребление депозитным капиталом путем мошеннического присвоения денежных средств, привлеченных на банковские счета); лжепредпринимательство (создание банков и других кредитных организаций (микрофинансовых организаций) с целью привлечения и последующего хищения денежных средств других лиц, в том числе с использованием принципа финансовых пирамид); криминальные банкротства (сюда входят преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, связанные с различными незаконными манипуляциями с банковскими активами).
2. К преступлениям в отношении банков относятся криминальные проявления, совершаемые различными субъектами экономической деятельности в ходе кредитных отношений, а также работниками кредитных организаций. Жертвами в данном случае являются сами банки, куда можно отнести различные хищения (мошенничество, присвоение, растрата), незаконное получение кредита, различные киберпреступления.
Преступления, совершаемые посредством банков или с помощью банков, в настоящее время очень распространены и имеют негативные последствия. Как правило, они совершаются организованными группами с участием работников (руководителей) банков или при их попустительстве. Субъектами указанных преступлений, успешно осуществляющими преступную деятельность, как показывает практика, часто бывают бывшие банковские работники, сотрудники правоохранительных органов, служащие налоговой инспекции, которые благодаря своим профессиональным навыкам посвящены в тонкости указанной специфической интеллектуальной преступной деятельности. Ущерб, как правило, наносится интересам государства. В основном мы рассматриваем преступления, которые часто способствуют совершению других экономических преступлений. Речь идет о незаконной банковской деятельности, способствующей финансированию терроризма, организованной преступной деятельности, хищению бюджетных средств, уклонению от уплаты налогов, легализации (отмыванию) денежных средств.
На протяжении многих лет в статистике наблюдается увеличение размера причиненно-
го ущерба от преступлений в кредитно-банков-ской сфере, а также повышение уровня их организованности [3]. В результате интервьюирования практических работников (представителей ГУЭБиПК, Росфинмониторинга) установлено, что за последний год пресечена работа 27 «площадок» по обслуживанию теневых потоков. Общая сумма теневых денежных средств, выявленных в результате данной деятельности, составила более 240 млрд руб. Так, в 2018 г. ущерб от преступлений, совершаемых в банковском секторе, составил более 170 млрд руб. Масштаб и опасность указанных эпизодов понимают даже непосвященные, не имеющие специального образования граждане (последствия от указанных преступлений отражаются на жизни и благополучии каждого жителя России).
Необходимо отметить, что тенденция повышения количества зарегистрированных преступлений в кредитно-банковской системе отметилась с начала 90-х гг. прошлого столетия. Данный сектор экономики всегда привлекал к себе внимание криминальных структур. Начиная с 2010 г. количество зарегистрированных преступлений стало снижаться и последние пять лет держится на одном уровне, о чем свидетельствуют статистические данные (табл.1).
Статистические показатели количества преступлений в кредитно-банковской сфере в 2010—2018 гг. [8]
Таблица 1
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Количество преступлений 73 272 57 251 51 433 39 424 31 254 31 596 28 884 27 288 29 833
Это может быть связано с уменьшением количества банков в связи с происходящей активной чисткой российской банковской системы. Согласно статистическим данным Банка России только в 2017-2018 гг. количество действующих банков в стране сократилось на 156, а за 10 лет - более чем в два раза. На 1 июня 2019 г. в России насчитывается 467 кредитных организаций [1].
Кроме того, снижение связано с изменением способов подсчета статистических показателей
и невозможностью отражения в отчетности отдельных эпизодов одного преступления.
Проанализировав указанные показатели, необходимо отметить, что снижение количества преступлений, к сожалению, не связано с декриминализацией кредитно-банковской системы и эффективной борьбой с преступлениями, так как при уменьшении количества регистрируемых преступлений размеры причиняемого ущерба от них продолжают увеличиваться (табл. 2).
Статистические показатели суммы ущерба от преступлений в кредитно-банковской сфере в 2010—2018 гг. [8]
Таблица 2
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Сумма ущерба (тыс. руб.) 58 205 875 60 060 869 45 339 245 87 017 008 53 764 509 125 472 486 201 174 174 62 313 873 170 950 114
Таким образом, мы видим, что меры, принимаемые государством по санации банковского сектора и ликвидации проблемных (ненадежных) банков, с одной стороны, способствуют уменьшению количества совершаемых незначительных для всей сферы преступлений, с другой — провоцируют граждан, подверженных криминальному влиянию в лице руководителей и собственников кредитных организаций, на совершение финансовых махинаций, направленных на хищение активов с последующим банкротством банков. Ущерб от этих многоуровневых схем хищения средств акционеров и вкладчиков, иногда выраженных в одном преступлении (возбужденном уголовном деле), значительно превышает суммарный объем ущерба от незначительных преступлений, совершаемых в банковском секторе, и в целом способствует общему росту ущерба в кредитно-бан-ковской системе.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что в настоящее время методика борьбы с преступлениями в кредитно-банковской сфере требует изменения системного подхода к осуществлению оперативно-розыскной деятельности с учетом складывающихся преступных тенденций и современных требований.
Мы согласны с мнением О. Е. Ступиной, которая отмечает, что «использовавшаяся ранее в Российской Федерации практика предупреждения экономических преступлений на современном этапе развития государства является неэффективной. Вместе с проблемой предупреждения и замедления темпов роста правонарушений в кредитной сфере возникает вопрос в разработке и построении адекватной сегодняшним реалиям модели обеспечения предотвращения совершения экономических преступлений» [10, с. 184—185]. Ключ к решению проблем, связанных со снижением эффективности противодействия преступлениям, совершаемым в кредитно-банковской системе, и предотвращением нанесения значительного ущерба государству, по нашему мнению, необходимо искать в повышении информированности правоохранительных органов. Зачастую низкое качество или отсутствие оперативной информации не позволяет оперативным подразделениям экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее — ЭБиПК ОВД) гибко реагировать на угрозы кредитно-банковской сферы, прогнозировать возможные ситуации, выстраивать стратегию противодействия. Существующая проблема вызывает особую тревогу в связи с тем, что оперативно-розыскная деятельность, рассматриваемая как искусство добывания оперативной информации, не осуществляется над-
лежащим образом применительно к кредитно-банковской системе.
Анализ материалов предварительных проверок и уголовных дел по преступлениям в рассматриваемой сфере позволяет сделать вывод о наличии некоторых устойчивых факторов, влияющих на появление в оперативных подразделениях конкретной и качественной информации, позволяющей предпринять возможный спектр оперативно-розыскных мер или определить направление дальнейшей деятельности.
Разберем основные объективные и субъективные факторы, которые, как мы считаем, негативно влияют на обеспеченность сотрудников ЭБиПК ОВД оперативной информацией.
1. Несовершенство законодательной базы, регулирующей отношения в рассматриваемой сфере.
Так, требуют проработки некоторые положения Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» в части обязательного и своевременного информирования Банком России органов внутренних дел о выявленных в ходе надзора показателях, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности кредитных организаций.
Соглашение «О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации» следует пересмотреть в части учета интересов МВД России при выполнении задач по борьбе с экономическими преступлениями.
Не оставляют своей актуальности проблемные вопросы, связанные с определением перечня документов и сведений, относящихся к банковской тайне и находящиеся в распоряжении кредитных организаций. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»2.
Кроме того, кредитные организации, по мнению многих специалистов, обладают избыточным правовым иммунитетом, препятствующим действенному контролю за их деятельностью со стороны государства [7]. В частности, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлено понятие «справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц». Однако ни в одном нормативном правовом акте законодательства РФ не дано определение данному понятию и не утверждена форма справки. Указанное обстоятельство позволяет кредит-но-банковским учреждениям трактовать данное
2 О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР
от 6 декабря 1990 г. № 27. Ст. 357.
понятие произвольно, в зависимости от конкретной ситуации, и предоставлять запрашиваемую информацию в формате, не позволяющем производить ее качественный анализ.
2. Низкий уровень взаимодействия.
Прежде всего это касается правоохранительных органов в связи с возникающей нездоровой конкуренцией и желанием выделиться перед вышестоящим руководством. В результате возникают ситуации не предоставления информации для ознакомления подразделениям, осуществляющим свою деятельность непосредственно в поле компетенции имеющейся информации.
Таким образом, необходимо на уровне нормативных правовых актов (соглашений, инструкций) закрепить алгоритмы предоставления информации и ответственность за отказ в ее предоставлении:
1) с органами, наделенными контрольно-надзорными функциями (Банком России и его территориальными подразделениями, Росфинмо-ниторингом). При этом следует отметить, что в настоящее время не на должном уровне налажено взаимодействие с Банком России. Имеющиеся трудности в своевременном получении данных о выявленных в ходе надзора показателях, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности кредитных организаций, а также сведений, составляющих банковскую тайну, затрудняют работу оперативных подразделений. Указанные факты подтверждаются практическими работниками. Так, 93 % интервьюированных сотрудников подразделений ЭБиПК ОВД свидетельствуют о нежелании работников Банка России оказывать помощь ОВД, а также о затягивании предоставления необходимых документов. Что касается взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу, то здесь ситуация намного лучше. При этом прослеживается единый вектор выполняемых задач и стремление противодействовать экономической преступности в данной сфере. Вместе с тем имеются некоторые проблемы, которые нужно решать путем более тесного взаимодействия [5]. Считаем, что для улучшения сотрудничества необходимо сократить сроки предоставления сведений и создать возможность непосредственной работы исполнителей ведомств в прямом контакте (онлайн — режиме);
2) с негосударственными службами безопасности кредитных организаций.
3. Кадровый вопрос, имеющий для оперативных подразделений ЭБиПК ОВД в современных условиях серьезную актуальность.
Следует отметить, что в современных условиях остро стоит вопрос сокращения штатной численности сотрудников оперативных подразделений ОВД при постоянно нарастающей на-
грузке (появление новых преступных схем, усложнение процедуры документирования и т. д.), что не позволяет охватить объем функций, в том числе касающихся оперативного обслуживания рассматриваемой сферы, в полном мере (отметили 73 % респондентов). При этом большинство действующих оперативных сотрудников не понимают специфики деятельности кредит-но-банковской системы, не говоря уже о специальном образовании или курсах подготовки по получению навыков, присущих отрасли (финансово-бухгалтерских, экономико-правовых), а также, что очень важно, способов получения первичной оперативной информации при выполнении задач противодействия преступности. Не редки случаи, когда оперативная информация лежит на поверхности, а сотрудник не видит нарушений законодательства или не знает, как правильно ей распорядиться. В связи с этим представляется важным ученым-теоретикам совместно с практиками осуществлять меры, направленные на обучение личного состава подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и обеспечение методическими материалами, содержащими «типичные признаки криминальных проявлений» [9] и содержательные практические примеры поэтапных действий, приводящих к результату.
На основании вышеизложенного представляется правильной позиция Н. В. Павличен-ко о том, что устранение некоторых субъективных и объективных факторов, оказывающих негативное влияние на оперативно-розыскную деятельность в экономической сфере, возможно посредством проведения определенных мер, формирующих знание сотрудников оперативных подразделений о наиболее типичных криминогенных детерминантах, позволяющих применять действенные оперативно-розыскные меры, направленные на выявление и предупреждение противоправных проявлений как на стадии формирования преступного умысла, так и при подготовке и покушении на совершение преступлений [6]. Таким образом, при подготовке специалистов, осуществляющих деятельность в сфере противодействия преступлениям в кредитно-банковской системе, важным критерием обучения является анализ опыта выявления и раскрытия ранее совершенных преступлений с полной характеристикой обстоятельств, факторов, явившихся катализаторами совершения. Для этого сотрудников необходимо обучать на постоянной основе. При этом кандидаты на службу в подразделения ЭБиПК ОВД должны проходить специальный отбор, в связи с чем встает вопрос о необходимости повышения привлекательности самой работы в подразделениях, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями.
4. Отсутствие эффективных организационно-тактических рекомендаций и методик, использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, обусловленных особенностями кредитно-банковской системы в современных условиях.
Надо понимать, что преступления, совершаемые в кредитно-банковской сфере, как правило, это сложные составы, имеющие многоэпи-зодный, часто межрегиональный характер, требующие получения судебных решений на доступ к банковской тайне, влияющих на длительность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сотрудники, осуществляющие борьбу с преступлениями в данной сфере, должны, кроме владения знаниями и методами ОРД, обладать компетенциями в банковском и межотраслевом законодательстве, а также владеть современными криминалистическими знаниями в области информационных технологий [2].
В теории оперативно-розыскной деятельности существуют различные методики повышения информационной обеспеченности оперативных сотрудников. Мы согласны с точкой зрения Н. Н. Киселева о том, что «оперативные сотрудники должны владеть информацией о состоянии оперативной обстановки, складывающейся на объектах. Непрерывное поступление такой информации достигается в процессе правильно организованного оперативного обслуживания» [4, с. 202]. При этом правильной организации оперативного обслуживания способствует разработка модели, представляющей собой алгоритм четких, достаточно понятных
и продуктивных действий. Модель не должна быть сложной и проблематичной для выполнения, содержать простые, но эффективные взаимосвязанные элементы. Элементы должны учитывать специфику функционирования банковской сферы и характеризовать важные черты деятельности подразделений ЭБиПК ОВД, которые позволяют сформировать представление о состоянии оперативной обстановки и принимать адекватные меры по ее улучшению при возникновении негативных факторов.
Вывод
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что к проблеме борьбы с преступлениями в кредитно-банковской сфере следует подходить комплексно. Акцентами дальнейшего совершенствования деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в рассматриваемой сфере является продуманное и эффективное нормативно-правовое регулирование складывающихся отношений, налаживание взаимодействия между субъектами системы, качественное формирование кадрового состава оперативных подразделений, способного продуктивно выполнять оперативное обслуживание объектов сферы с учетом современных требований. Последовательное и системное решение рассмотренных проблем и негативных факторов в совокупности с применением действенных мер, по нашему мнению, положительно отразится на борьбе с экономическими преступлениями в кредитно-банков-ской сфере.
Список литературы:
1. Банковская система Российской Федерации. URL: http://www.grandars.ru/student/ bankovskoe-delo/bankovskaya-sistema-rossii. html (дата обращения: 28.05.2019).
2. Гаврилин Ю. В. Основные направления развития криминалистических знаний в условиях информационного общества // Криминалистика в условиях развития информационного общества (59-е ежегодные криминалистические чтения): сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018.
3. Казина Д. У. Преступность в сфере банковской деятельности как предмет криминологического анализа // Вестник КазНПУ. 2016.
4. Киселев Н. Н. Организация оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка на современном этапе // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6.
5. Мангасаров Р. А. Организация противодействия хищениям бюджетных денежных
References:
1. Bankovskaya sistema Rossijskoj Federacii. URL: http://www.grandars.ru/student/bank-ovskoe-delo/bankovskaya-sistema-rossii.html (data obrashcheniya: 28.05.2019).
2. Gavrilin Yu. V. Osnovnye napravleniya razvitiya kriminalisticheskih znanij v usloviyah informa-cionnogo obshchestva // Kriminalistika v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva (59e ezhegodnye kriminalisticheskie chteniya): sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2018.
3. Kazina D. U. Prestupnost' v sfere bankovskoj deyatel'nosti kak predmet kriminologicheskogo analiza // Vestnik KazNPU. 2016.
4. Kiselev N. N. Organizaciya operativnogo obslu-zhivaniya organami vnutrennih del ob"ektov potrebitel'skogo rynka na sovremennom etape // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2014. № 6.
5. Mangasarov R. A. Organizaciya protivodejstviya hishcheniyam byudzhetnyh denezhnyh sredstv // Akademicheskaya mysl'. 2019. № 1 (6).
средств // Академическая мысль. 2019. 6. № 1 (6).
6. Павличенко Н. В. Влияние криминогенных факторов на оперативно-розыскную профилактику преступлений в сфере оборота 7. драгоценных металлов // Полицейское право. 2006. № 1 (5).
7. Савенков А. Н. Уголовная политика и устой- 8. чивость кредитно-финансовой системы // Журнал российского права. 2016. № 9.
8. Сведения о преступлениях экономической и коррупционной направленности, выявленных подразделениями правоохранитель- 9. ных органов за 2010—2018 годы по форме 1-А № 451. М., 2019.
9. Синилов Д. К. Системный метод в борьбе 10. с экономическими преступлениями: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
10. Ступина О. Е. Комплекс действующих мер
по предотвращению правонарушений в фи- 11. нансово-кредитной сфере // Территория науки. 2018. № 4.
11. Якоби Став. Противодействие преступности в сфере банковской деятельности: криминологические и уголовно-правовые проблемы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
Pavlichenko N. V. Vliyanie kriminogennyh fak-torov na operativno-rozysknuyu profilaktiku prestuplenij v sfere oborota dragocennyh met-allov // Policejskoe pravo. 2006. № 1 (5). Savenkov A. N. Ugolovnaya politika i ustojchi-vost' kreditno-finansovoj sistemy // Zhurnal rossijskogo prava. 2016. № 9. Svedeniya o prestupleniyah ekonomicheskoj i korrupcionnoj napravlennosti, vyyavlennyh podrazdeleniyami pravoohranitel'nyh organov za 2010-2018 gody po forme 1-A № 451. M., 2019.
Sinilov D. K. Sistemnyj metod v bor'be s eko-nomicheskimi prestupleniyami: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2001. Stupina O. E. Kompleks dejstvuyushchih mer po predotvrashcheniyu pravonarushenij v finans-ovo-kreditnoj sfere // Territoriya nauki. 2018. № 4.
Yakobi Stav. Protivodejstvie prestupnosti v sfere bankovskoj deyatel'nosti: kriminologicheskie i ugolovno-pravovye problemy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.
Для цитирования:
For citation:
Калашников К. В. Оперативно-розыскное противодействие экономическим преступлениям на объектах кредитно-банковской системы: проблемы и пути решения // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 4 (52). С. 149—156.
Kalashnikov K. V. Operational-search counteraction to economic crimes at the facilities of the credit and banking system: problems and solutions // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4 (52). P. 149-156.
156