Научная статья на тему 'Некоторые организационно-управленческие меры в сфере оперативно-разыскной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в финансово-кредитной системе (по материалам УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области)'

Некоторые организационно-управленческие меры в сфере оперативно-разыскной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в финансово-кредитной системе (по материалам УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ / ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / FINANCIAL AND CREDIT SYSTEM / STATE BUDGET / LEGAL RELATIONSHIP IN THE SPHERE OF FINANCIAL ACTIVITY OF THE STATE / ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE MEASURES / COUNTERFEITING / ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзестелов Х. А., Лазебный Н. А.

В статье рассматриваются современное состояние оперативной обстановки по линии борьбы с экономическими преступлениями в финансово-кредитной системе, основные организационно-управленческие меры, предпринимаемые подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции, при борьбе с экономическими и преступлениями в финансово-кредитной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дзестелов Х. А., Лазебный Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some organizational and administrative measures in the sphere of operational search activity on fight against economic crimes in financial and credit system (on materials UEBiPK GU of Ministry of Internal Affairs of Russia across the Moscow region)

In article the current state of an operational situation through fight against economic crimes in financial and credit system, the main organizational and administrative measures of divisions of economic security and corruption counteraction for fight against crimes in financial and credit system is considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые организационно-управленческие меры в сфере оперативно-разыскной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в финансово-кредитной системе (по материалам УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области)»

Х.А. ДЗЕСТЕЛОВ,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, доцент

(Академия управления МВД России)

Н.А. ЛАЗЕБНЫЙ, начальник ОРЧ № 1 ЭБиПК ГУ МВД России по Московской области

H.A. DZESTELOV,

Associate professor of the organization of operational search activity, associate professor (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

N.A. LAZEBNY, Chief of ORCH № 1 EBaPK HD Ministry of Internal Affairs of Russia across the Moscow region

УДК 343

Некоторые организационно-управленческие меры в сфере оперативно-разыскной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в финансово-кредитной системе (по материалам УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области)

Some organizational and administrative measures

in the sphere of operational search activity on fight against

economic crimes in financial and credit system

(on materials UEBiPK GU of Ministry of Internal Affairs

of Russia across the Moscow region)

В статье рассматриваются современное со- In article the current state of an operational situ-

стояние оперативной обстановки по линии ation through fight against economic crimes in fi-

борьбы с экономическими преступлениями nancial and credit system, the main organizational

в финансово-кредитной системе, основные ор- and administrative measures of divisions of eco-

ганизационно-управленческие меры, предпри- nomic security and corruption counteraction for

нимаемые подразделениями экономической fight against crimes in financial and credit system

безопасности и противодействия коррупции, is considered. при борьбе с экономическими преступлениями в финансово-кредитной системе.

Финансово-кредитная система, государственный Financial and credit system, the state budget, le-

бюджет, правоотношения в сфере финансовой gal relationship in the sphere of financial activity of

деятельности государства, организационно- the state, organizational and administrative mea-

управленческие меры, фальшивомонетниче- sures, counterfeiting, economic security, corrup-

ство, экономическая безопасность, противо- tion counteraction. действие коррупции.

39

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

40

Анализ отечественного опыта свидетельствует о том, что эффективность любых экономических преобразований в значительной мере зависит от надежности и стабильности финансово-кредитной системы (далее — ФКС).

Финансово-кредитную систему составляют государственные и частные коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг и пр.

В процессе функционирования кредитно-финансовых институтов и финансовой деятельности кредитно-финансовых органов (учреждений) между ними возникают определенные правоотношения. Они касаются мобилизации (формирования), распределения, перераспределения и использования денежных фондов государством и органами местного самоуправления [1, ст. 71].

Государство, решая свои финансовые задачи, использует бюджет1 страны и методы финансовой деятельности, такие как:

1) финансирование — метод предоставления денежных средств для безвозвратного, окончательного расходования на определенные цели (самофинансирование, государственное, бюджетное);

2) кредитование — предоставление кредитором заемщику ссуды в денежной или товарной форме на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой [9];

3) инвестирование — долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, социально-экономические программы, инновационные проекты (государственные, частные, иностранные). Инвестирование складывается из трех составляющих: наличие капитала, сфера вложения капитала, получение прибыли [8];

4) выплата страховых возмещений, пенсий, выигрышей [12];

5) расчеты [10].

Данные методы финансовой деятельности в той или иной степени подвержены криминальному влиянию со стороны организованных преступных групп, а также используются коррумпированными чиновниками для легализации незаконно полученных средств [14].

Экономическая преступность в сфере финансово-кредитных отношений проявляется в различных формах: в криминализации бан-

1 Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

ковского сектора; системе денежных расчетов (прежде всего в сфере несанкционированного обналичивания денег); криминализации системы кредитования физических и юридических лиц; увеличении процессов фальшивомонетничества (введение в оборот не только фальшивых денег, но и фальшивых ценных бумаг и банковских документов) [13].

Всего за 2013 г. в финансово-кредитной системе, согласно статистическим данным, выявлено 39 424 преступления экономической направленности (-23,3 %)2, из них выявлено сотрудниками органов внутренних дел 38 197 преступлений (-24,4 %), совершенных в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб — 6 187 преступлений (-35,1 %).

Вместе с тем результаты оперативно-разыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не в полной мере отражают складывающуюся оперативную обстановку.

Анализ статистики и практики деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции показывает, что многие многоэпизодные уголовные дела (содержащие до 215 эпизодов преступной деятельности), поставленные на учет якобы по линии ФКС, фактически связаны с мошенничеством бухгалтерских работников предприятий ЖКХ.

По нашему мнению, для эффективного осуществления оперативно-разыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, следует обращать внимание на наличие на оперативно обслуживаемой территории объектов отдельных сегментов финансово-кредитной системы [10, 11].

Особенно сложной является оперативно-разыскная деятельность по выявлению преступлений, связанных с легализацией денежных средств, полученных преступным путем [5]. Изучение результатов оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по данному направлению показывает, что объем легализованных денежных средств и имущества, добытых преступным путем, в последние годы постоянно увеличивается.

К сожалению, руководители и сотрудники территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях при проведении оперативно-разыскных мероприятий недостаточно используют возможности Росфинмони-торинга, куда ими направляются запросы лишь в единичных случаях [4, 6].

Одной из самых острых проблем финансово-кредитной системы остается фальшивомонетничество. К сожалению, оперативно-разыскная

2 По сравнению с АППГ.

деятельность оперативных подразделении по раскрытию фактов сбыта поддельных денежных купюр на раИонном уровне осуществляется недостаточно.

Необходимо отметить, что к задачам подразделении экономической безопасности и противодействия коррупции можно отнести следующее:

— своевременное выявление и прогнозирование внешних и внутренних угроз, связанных с особенностями функционирования регионов и отраслей экономики;

— разработка и реализация мер противодействия экономическим угрозам;

— выработка стратегических решений по совершенствованию организации оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности;

— подготовка предложений по совершенствованию мер правового регулирования и оценке эффективности тех из них, которые в установленном порядке реализуются органами государственной власти;

— пресечение попыток проникновения криминала в бюджетную сферу;

— проведение оперативно-профилактических мероприятий по декриминализации бюджетообразующих предприятий и банковской системы;

— пресечение каналов легализации доходов, полученных преступным путем [2, 3]. Применительно к организации оперативно-разыскной деятельности в финансово-кредитной системе необходимо выделить основные направления деятельности подразделений ЭБиПК, такие как предупреждение и пресечение преступлений: в банковском секторе; связанных с посягательствами на средства федерального бюджета; на страховом рынке; на фондовом рынке; связанных с посягательствами на средства физических и юридических лиц с использованием поддельных ценных бумаг; с использованием поддельных кредитных карт.

Изучение состояния оперативной обстановки и анализ правовых норм в ФКС позволяет выделить следующие приоритетные направления деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции: сбор, накопление и анализ информации о состоянии оперативной обстановки, выявление негативных тенденций; оптимальное использование имеющихся оперативно-разыскных сил, средств; осуществление взаимодействия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, иными правоохранительными органами по выявлению, предупреждению и раскрытию экономических преступлений в указанной сфере экономики; методическое обеспечение указанной линии работы; обобщение передового опыта по борьбе с экономиче-

скими преступлениями наиболее криминогенных сегментов ФКС.

При рассмотрении аналитического обеспечения оперативно-разыскной деятельности подразделений ЭБиПК в финансово-кредитной системе следует уделить внимание особенностям функционирования финансово-кредитных организаций, защите законных интересов вкладчиков и кредиторов при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков.

Кроме того, должны проводиться следующие мероприятия: изучение оперативной обстановки; определение объектов ФКС, подпадающих под юрисдикцию подразделений ЭБиПК; выявление потенциальных и реальных угроз экономической безопасности на участке оперативной ответственности; определение круга дестабилизирующих факторов, оказывающих негативное воздействие на эффективность организации деятельности подразделений ЭБиПК; анализ и обобщение данных о динамике экономической преступности, ее качественных характеристиках, результатах борьбы с ней; анализ причин превалирования отдельных видов экономических правонарушений; определение фактического состояния оперативно-разыскной деятельности и потенциальных возможностей повышения эффективности работы подразделений ЭБиПК; качественная и количественная характеристика сил и средств, которые могут быть использованы в решении задач оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; изучение материалов судебно-следственной практики, уголовных дел по отдельным категориям экономических преступлений; обобщение информации дел оперативного учета как архивных, так и находящихся в производстве в рассматриваемой сфере экономики [7, 14 ].

Информационное обеспечение играет важную роль в решении задач оперативно-разыскной деятельности, борьбе с экономической преступностью и предназначено для удовлетворения информационных потребностей сотрудников и руководителей подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, а также иных оперативных подразделений.

Для организации информационной деятельности подразделений ЭБиПК их руководителям необходимо следующее: определить объем данных, получение и систематизация которых является обязательной в решении задач оперативно-разыскной деятельности; определить круг субъектов, располагающих необходимыми сведениями; определить порядок и основания их получения; выбрать наиболее оптимальную форму их накопления (литерное дело, ПК); определить порядок использования такой информации другими субъектами оперативно-разыскной деятельности; определить основания

41

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

42

и порядок обновления имеющейся или устаревшей информации.

При рассмотрении методического обеспечения оперативно-разыскной деятельности в финансово-кредитной системе существенное практическое значение имеют следующие действия: выявление, обобщение и распространение положительных форм и методов работы; проведение экспериментов по внедрению новых форм борьбы с экономической преступностью; использование потенциала других оперативных подразделений органов внутренних дел, а также правоохранительных и контролирующих органов.

Выделим следующие аспекты взаимодействия оперативно-разыскной деятельности в финансово-кредитной системе:

а) совместная разработка методических рекомендаций по выявлению и раскрытию экономических преступлений в ФКС;

б) привлечение специалистов гражданских вузов для проведения занятий с сотрудниками оперативных подразделений, закрепленных по линии оперативного обслуживания объектов ФКС;

в) использование бюджетных ассигнований Банка России, которые выделяются для информирования населения в целях проведения оперативно-профилактических мероприятий.

Список литературы

1. 2.

6.

7.

На наш взгляд, для повышения эффективности выявления, предупреждения и раскрытия экономических преступлений в ФКС, необходимо проводить следующие мероприятия:

- организовать эффективное взаимодействие со службами безопасности ФКС на территории оперативного обслуживания с учетом обновления и изменения кадрового состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции;

- наладить эффективный обмен информацией между подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции и контролирующими, надзорными и правоохранительными органами в борьбе с экономическими преступлениями;

- по всем уголовным делам и материалам проверок по экономическим и налоговым преступлениям рассматривать факты незаконного обналичивания денежных средств, направлять в Росфинмониторинг запросы, касающиеся легализации денежных средств;

- руководителям территориальных органов МВД России на районном уровне следует держать на контроле вопросы составления статистической карты по Ф. 1, уделяя особое внимание виду экономической деятельности, в ходе осуществления которого совершено преступление.

Конституция Российской Федерации. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр. О государственной тайне: Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41.

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33.

О коммерческой тайне: Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 98-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 32.

О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52.

Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ // СПС Кон-сультантПлюс.

9.

О кредитных историях: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ // Рос. газ. 2005. 13 янв.

О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Рос. газ. 2002. 13 июля.

О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Рос. газ. 1996. 10 февр.

О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ // Рос. газ. 2003. 27 дек.

О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса РФ, используемые при формировании статистической отчетности: указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 11 сентября 2013 г. № 387-11/2.

14. О статистической отчетности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 28 февраля 2012 г. № 134.

Тел.: 8 (499) 745-82-16.

10.

11

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.