УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
органов внутренних дел
Р. Р. АЛАБЕРДЕЕВ,
профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат экономических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Д. В. КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника управления ЭБиПК УМВД России по Рязанской области E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
R. R. ALABERDEEV, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor at the Department of the Operative Investigative Activity Organization (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
D. V. KUZNETSOV, Deputy Head at the Department of Economic Security and Anti-Corruption Activities of the MIA of Russia on the Ryazan Region
Scientific speciality:
12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operative Investigative Activity.
УДК 343.85
Совершенствование деятельности органов внутренних дел по повышению эффективности
борьбы с преступлениями экономической
«.» *
и коррупционной направленности
Improvement of the Activity of the Bodies of Internal Affairs to Improve the Effectiveness of Combating an Economic and Corruption Crimes**
Статья посвящена вопросам совершенствования организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, а также направлениям повышения ее эффективности.
Экономическая безопасность, криминализация отраслей экономики, оперативно-розыскная деятельность, борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности, взаимодействие, поиск новых форм и методов борьбы с преступлениями, профилактика преступлений.
The article is devoted to the issues of improving the organization of operational search activity in the fight against economic and corruption crimes and directions to improve the efficiency of the crimes under consideration.
Economic security, criminalization of economic sectors, operative investigative activity, combating crimes of economic and corruption, interaction, search for new forms and methods of combating crimes, crime prevention.
* При поддержке РФФИ в рамкахнаучного проекта№ 18-001-00001. ** Supported by Russian Foundation ofBasic Research underthe program
of scientific project № 18-001-00001.
76
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экономической и коррупционной направленности являются составной частью организации борьбы с указанными преступлениями и охватываются собирательным понятием «обеспечение экономической безопасности». Их содержанием является защита законных экономических интересов собственников путем осуществления комплекса экономических, организационных и правовых мер. Как справедливо отмечают В. А. Казакова и Н. Д. Ковалев, «экономическая безопасность России — это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны» [5, с. 186—190].
В свою очередь А. А. Воронцов пишет, что «не составляет особого секрета то, что под экономической преступностью ныне принято понимать социальное, относительно массовое, изменчивое, но устойчивое явление, состоящее из совокупности преступных посягательств, совершаемых в сфере экономики либо связанных с экономической жизнедеятельностью общества» [3, с. 26].
Среди правовых мер обеспечения экономической безопасности важное место принадлежит оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности.
Далее рассмотрим состояние организации борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности на примере одной из ключевых отраслей экономики — агропромышленного комплекса (далее — АПК), так как криминализация данной отрасли напрямую угрожает продовольственной безопасности. В связи с тем, что экономическая преступность проникла во все сферы хозяйственной деятельности АПК, дестабилизирует их функционирование и угрожает продовольственной безопасности, можно с уверенность сказать, что она угрожает и национальной безопасности страны.
Оказывая негативное воздействие на экономические процессы, происходящие в отраслях АПК, криминальные явления в данной сфере обладают специфическими факторами, которые можно разделить на три категории: социально-экономические (дефицит квалифицированных кадров, высокий уровень безработицы и низкий уровень заработных плат, высокий уровень износа основных фондов производственной сферы), экономико-правовые (использование сельхозугодий (земель) не по назначению, особенности налоговых режимов в сфере АПК) и социальные (незнание значительной частью
населения сельских местностей нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере АПК).
В сфере АПК в среднем ежегодно по стране выявляется свыше 1,5 тыс. преступлений экономической и коррупционной направленности, следствие по которым обязательно и основную долю которых составляют преступления против собственности (мошенничество, присвоение или растрата). При этом в сфере экономической деятельности выявляется менее четверти преступлений [7, 8].
Если рассматривать региональный аспект, то, например, в Рязанской области в данной сфере ежегодно выявляется в среднем около 20 преступлений экономической и коррупционной направленности. В период с 2015 по 2017 г. сотрудниками экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) УМВД России по Рязанской области выявлено 58 (в 2015 г. - 23, в 2016 г. - 19, в 2017 г. - 16) преступлений экономической и коррупционной направленности на объектах АПК, по которым обязательно производство предварительного следствия. При этом Рязанская область по результатам работы в 2017 г. по линии противодействия экономической и коррупционной преступности на объектах АПК заняла 5 место по ЦФО и 17 место по России [7, 8].
Организацию деятельности по борьбе с преступлениями экономической и коррупционной направленности в сфере АПК осуществляют в масштабах страны ГУЭБиПК МВД России, а в регионах - оперативные подразделения ЭБиПК МВД, ГУ (У) МВД России по субъектам Российской Федерации.
Ежегодный ущерб, согласно отчетам формы № 495 за 2015-2017 гг., от экономической и коррупционной преступности в сфере сельского хозяйства превышает 5,5 млрд руб. [7, 8]. В связи с указанными статистическими данными можно привести слова С. В. Васева, который указывает, что «существенный материальный ущерб, причиняемый предприятиям, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, в сочетании со значительной распространенностью недостач, порчи, непроизводительных расходов и разного рода других потерь, выступает одним из признаков, свидетельствующих о высоком уровне латентности экономических преступлений на объектах этой отрасли» [2, с. 13].
Структура преступности в сфере АПК неоднородна и имеет специфику, меняющуюся в каждом отчетном периоде. Так, в структуре возбужденных в 2017 г. уголовных дел на объектах АПК более 50 % составляют преступления против собственности - 1193, из которых 677 преступлений - мошенничество, в сфе-
ре экономической деятельности — 325, налоговые преступления — 227. Прослеживается закономерность: преступления в сфере АПК совершаются в тех регионах, «где сосредоточены большие финансовые и материальные ресурсы, а также более развито предпринимательство» [1, с. 14].
Важнейшую роль в выявлении и раскрытии экономической и коррупционной преступности на объектах АПК играет организация межведомственного взаимодействия с министерствами, управлениями, отделами сельского хозяйства и продовольствия органов исполнительной власти субъектов РФ, инспекциями ФНС России, подразделениями Россельхознадзора, другими государственными и региональными органами государственной власти, гражданами. В Рязанской области подобное взаимодействие налажено с управлением Федеральной налоговой службы по региону, откуда систематически поступают обращения по организации совместных проверок или о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий для использования при документировании правонарушений в налоговой сфере1. Среди субъектов внешнего взаимодействия, с которыми следует наладить деловое сотрудничество в плане совместных проверок и обмена значимой информацией о хищении бюджетных средств, взяточничестве среди сотрудников ветеринарной службы, контрабандном ввозе мяса, — региональные подразделения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также территориальные подразделения Федеральной службы по финансовому мониторингу [2, 6].
Высказывания указанных в статье авторов, а также наши собственные наблюдения за криминальной ситуацией в сфере АПК позволили нам определить основные виды преступлений, представляющих наибольшую угрозу экономической безопасности комплекса, к которым относятся следующие:
— деятельность физических и юридических лиц, нацеленные на преднамеренное или фиктивное банкротство предприятий, функционирующих в сфере АПК;
— преступления в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
— преступления в сфере налоговых отношений, направленные на неисполнение установленных налоговым законодательством обязательств по уплате налогов и сборов;
1 О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу: приказ МВД и ФНС России от
25 мая 2017 г. № 317/ММВ-7-2/481.
— преступления коррупционной направленности, прежде всего должностных лиц органов управления и распределения бюджетных средств сферы АПК и работников банковской сферы, направленные на хищения бюджетных денежных средств, выделяемых на развитие и поддержку отраслей и объектов АПК. При этом, как отметил А. Е. Чечетин, «результативность борьбы с коррупцией во многом зависит от активности и профессионализма правоохранительных органов, которые должны обеспечиваться надежными и достаточными правовыми средствами для выявления такого рода деяний, а также защитой государства от попыток их дискредитации при правомерном выполнении своих задач» [9, с. 117].
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, для совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере АПК целесообразно осуществление деятельности подразделений ЭБиПК по следующим направлениям.
1. При осуществлении нормотворческой функции органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности и установлению недостатков, оказывающих существенное влияние на результативность деятельности подразделений ЭБиПК МВД России, вносить предложения в ГУЭБиПК МВД России по совершенствованию правового регулирования деятельности подразделений ЭБиПК ОВД по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической и коррупционной направленности.
2. На постоянной основе вести мониторинг состояния взаимодействия подразделений ЭБиПК с подразделениями органов предварительного следствия МВД России и Следственного комитета Российской Федерации в процессе расследования преступлений экономической и коррупционной направленности. При установлении неэффективного взаимодействия заслушивать ответственных сотрудников ЭБиПК и следственных подразделений на совместных совещаниях.
3. Совершенствовать информационно-аналитическое обеспечение подразделений ЭБиПК. В этих целях необходимо формирование интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел, системы автоматизированных банков данных общего пользования, а также создание инфраструктур единого информационного пространства и информационной безопасности.
4. Организовывать эффективное взаимодействие подразделений ЭБиПК с территориальными подразделениями министерств (управлений) сельского хозяйства и продовольствия региона функционирования, вете-
78
ринарными учреждениями (подразделениями Россельхознадзора), территориальными инспекциями ФНС, службами и подразделениями ФТС и др.
5. Разрабатывать методические рекомендации по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений и выработка новых способов и методов борьбы с преступлениями, совершаемыми на объектах и в отраслях АПК, совершенствовать правоприменительную практику по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями и взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления, осуществляющими регулирование сферы АПК.
Кроме указанных мер первоочередными задачами оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК органов внутренних дел являются профилактика экономической и коррупционной преступности оперативно-розыскными средствами и методами и профилактическое воздействие на лица, «замышляющие либо подготавливающие преступления» и «состоящие на оперативно-розыскных и профилактических учетах ОВД» [4, с. 33-35].
Список литературы:
1. Алабердеев Р. Р. и др. Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться. М., 2011.
2. Васев С. В. Совершенствование механизма противодействия криминализации АПК региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
3. Воронцов А. А. Легализация в оперативно-разыскном законодательстве понятия подведомственности как фактор, способствующий своевременному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности // Оперативник (сыщик). 2017. № 3.
4. Ищук Я. Г. Личность как объект оперативно-разыскной профилактики преступлений // Оперативник (сыщик). 2017. № 4.
5. Казакова В. А, Ковалев Н. Д. Уголовная ответственность за взяточничество через призму обеспечения государственной безопасности // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 6.
6. Лобанов М. А. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью. Вопросы теории и практики. М., 2011.
7. Сведения о преступлениях экономической направленности, следствие по которым обязательно, выявленных подразделениями ЭБиПК ОВД РФ в сферах экономи-
Реализация предлагаемых нами мер должна стать стратегической задачей федеральных и региональных органов власти, способствующей повышению уровня обеспечения экономической безопасности объектов и отраслей АПК и эффективности мер по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.
Подводя итоги, можно отметить, что предложенный нами перечень организационно-управленческих и экономических мер не является исчерпывающим для всех правонарушений, но, несомненно, их реализация улучшит качество деятельности органов внутренних дел, других правоохранительных и контрольно-надзорных органов по противодействию оперативно-розыскными средствами и методами экономической и коррупционной преступности. При этом совершенствование сложившейся практики борьбы подразделений ЭБиПК с экономическими и коррупционными преступлениями окажет благоприятное воздействие на состояние экономической безопасности АПК как на региональном, так и на федеративном уровнях, а также создаст благоприятные условия для развития продовольственной безопасности и независимости государства.
References:
1. Alaberdeev R. R. i dr. Chto takoe «kriminalizaciya ekonomiki Rossii» i kak s nej borot'sya. M., 2011.
2. Vasev S. V. Sovershenstvovanie mekhanizma protivodejstviya kriminalizacii APK regiona: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2012.
3. Voroncov A. A. Legalizaciyav operativno-razysknom zakonodatel'stve ponyatiya podvedomstvennosti kak faktor, sposobstvuyushchij svoevremennomu vyyavleniyu, raskrytiyu i rassledovaniyu prestuplenij ekonomicheskoj napravlennosti // Operativnik (syshchik). 2017. № 3.
4. Ishchuk Ya. G. Lichnost' kak ob"ekt operativno-razysknoj profilaktiki prestuplenij // Operativnik (syshchik). 2017. № 4.
5. Kazakova V. A., Kovalev N. D. Ugolovnaya otvetstvennost' za vzyatochnichestvo cherez prizmu obespecheniya gosudarstvennoj bezopasnosti // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2017. № 6.
6. Lobanov M. A. Bor'ba s nalogovoj i korrupcionnoj prestupnost'yu. Voprosy teorii i praktiki. M., 2011.
7. Svedeniya o prestupleniyah ekonomicheskoj napravlennosti, sledstvie po kotorym obyazatel'no, vyyavlennyh podrazdeleniyami EBiPK OVD RF v sferah ekonomicheskoj deyatel'nosti // Oficial'nyj sajt FKU «GIAC MVD Rossii» za 2015-2017 gg. URL: https: //mvd.rf/mvd/structure1/Centri/
9.
ческой деятельности // Официальный сайт ФКУ «ГИАЦ МВД России» за 2015-2017 гг. URL: https: //мвд.рф/mvd/structurel/Cen-tri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 02.07.2018). Состояние преступности в России в 20152017 гг. // Официальный сайт ФКУ «ГИАЦ МВД России» за 2015-2017 гг. URL: https: // мвд.рф /mvd/stracture1/Centri/Glavmj_infor-macionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 02.07.2018).
Чечетин А. Е. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией // Алтайский юридический вестник. 2016. № 2.
9.
Glavmj_informationno_analiticheskij_cen (data
obrashcheniya: 02.07.2018).
Sostoyanie prestupnosti v Rossii v 2015—2017 gg. //
OfitiaTnyj sajt FKU «GIAC MVD Rossii» za 2015—
2017 gg. URL: https: //mvd.rf/mvd/structure1/
Centri/Glavnij_infbrmacionno_analiticheskij_cen
(data obrashcheniya: 02.07.2018).
Chechetin A. E. Topical Problems of Fighting
Corruption // Altai Law Journal. 2016. № 2.
< UJ
X
s
X X
UJ
a
H
^
X м ва О X
а
a
О
J3 H
u о X
л
<
и н к
UJ ^
UJ
s
X
и <
as
а, С
79