УДК 343.9 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10127
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Артем Сергеевич ШЕМЕТОВ, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье автор рассматривает правовую основу оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел. Дана классификация нормативных правовых актов. Обозначены правовые проблемы по организации оперативно-розыскного предупреждения.
Annotation. In this article the author considers the legal basis of operational-search prevention of economic crimes of economic security and anti-corruption of the internal affairs bodies. The classification of normative legal acts is given. Legal problems on the organization of operational-search warning are indicated.
Ключевые слова: подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативно-розыскное предупреждение, экономические преступления, правовая основа, органы внутренних дел.
Keywords: units of economic security and combating corruption, investigative prevention, of economic crimes, the legal basis, the bodies of internal affairs.
Законодательно определенные задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны между собой и подчинены достижению единой цели. При этом следует согласиться с авторами, полагающими, что задачу предупреждения преступлений можно назвать приоритетной, поскольку ее успешное решение избавляет от необходимости решения остальных задач оперативно-розыскной деятельности1.
Одним из основных условий повышения эффективности оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений является правовое регулирование.
Правовая основа является результатом правового регулирования, которое считается неотъемлемой частью государственного механизма, регламентирующего общественные отно-
шения, в том числе и правоотношения в сфере ОРД, посредствам установления правовых норм и принятия решений в соответствии с ними.
Правовое регулирование следует понимать как государственную и общественную деятельность по подготовке и принятию нормативных правовых актов.
Правовой основой организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений являются нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. В реализации обозначенного направления правоохранительной деятельности кроме национального законодательства используются и нормы международ-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
ного права, в первую очередь, общепризнанные принципы и нормы, а также содержащиеся в международных договорах.
Анализ литературы свидетельствует о наличии трех групп юридических источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности:
■ нормативные правовые акты, хотя непосредственно и не регулирующие оперативно-розыскную деятельность, однако служащие основанием для решения различных правовых, организационных и тактических аспектов ее осуществления;
■ нормативные правовые акты, содержащие указания о необходимости применения оперативно-розыскных мер, но также не регламентирующие ее осуществление;
■ нормативные правовые акты, которые непосредственно регулируют оперативно-розыскную деятельность2.
Таким образом, всю совокупность нормативных правовых актов, в той или иной степени регулирующих общественные отношения по предупреждению экономических преступлений, предлагаем классифицировать по следующим уровням:
1) конституционный;
2) законодательный;
3) подзаконный уровень высших органов исполнительной власти;
4) ведомственный.
Первый уровень — это Основной закон — Конституция Российской Федерации.
Ко второму уровню относятся федеральные законы, гражданское, бюджетное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, оперативно-розыскное и иное законодательство.
Третий уровень составляют указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, касающиеся вопросов борьбы с преступностью и регулирования отношений в различных сферах экономики.
К четвертому уровню относятся разнотипные нормативные правовые акты (приказы, инструкции, положения, планы и т.п.) МВД России и иных министерств, служб, как непосредственно регулирующие оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК), так и имеющие существенное значение для ее организации.
Таким образом, приведенная система уровней правового регулиро-вания ОРД соответствует положениям ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
По нашему мнению, отправной точкой для дальнейшей реализации всех потенциалов правоохранительной системы в области предупреждения преступлений стало принятие в 2016 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»3.
Между тем отметим, что принятию Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предшествовало длительное по времени научное осмысление его объективной необходимости, структуры и содержания Закона. Мы твердо уверены в том, что это был единственно правильный подход. Теперь можем констатировать, что наконец-то государственная система профилактики имеет прочную правовую основу. В дальнейшем данное обстоятельство может позитивно сказаться и на правовом регулировании оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений.
Общественные отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскного предупреждения, регулируются нормами не только актов федерального уровня, но и регионального, принятых с учетом местных условий.
Так, в г. Москве принят Закон «О единой системе профилактики правонарушений в г. Москве» от 19 марта 2008 г. № 14. Закон содержит целый ряд направлений профилактики правонарушений, в том числе обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции (выявление и устранение причин и условий ее возникновения), с приведением для этого комплекса мер.
Помимо всего сказанного, со своей стороны усматриваем следующие пробелы в нормативном правовом регулировании.
Так, до сего времени подразделения ЭБиПК не располагают исчерпывающим перечнем лиц, подлежащих постановке на профилактический учет, не определены для этого основания, формы и способы оперативно-профилактического воздействия4.
Более того, в системе оценки деятельности указанных подразделений пока недостаточно находят отражение результаты оперативно-профилактических операций и мероприятий5. К тому же целесообразно было бы определить основания и условия проведения оперативно-про-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
филактических операций и мероприятий, четко их разграничить6.
С учетом этих и других упущений следовало бы регламентировать деятельность подразделений ЭБиПК по оперативно-розыскному предупреждению в рамках отдельно принятой Инструкции.
Разумеется, данная деятельность существенным образом отличается от аналогичной деятельности, осуществляемой подразделениями уголовного розыска. Объекты оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК — это учредители малого, среднего и крупного предпринимательства, их учредители, высокопоставленные чиновники с широкими полномочиями и т.д.
Следует заметить, что они в настоящее время, как никогда ранее, защищены от излишнего вмешательства в их финансово-хозяйственную деятельность. Теперь даже административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности (проведение плановых и внеплановых мероприятий) максимально исключены.
Иными словами, теперь значительно сужены внепроцессуальные права органов внутренних дел, а это накладывает свой отпечаток на выбор форм и методов работы, в том числе сотрудников подразделений ЭБиПК. В отсутствии четко прописанного алгоритма действий сохраняется большая вероятность совершения работниками указанных подразделений различного рода нарушений, ограничивающих права и свободы граждан.
В заключение автор приходит к мнению, что ведомственные нормативно-правовые акты являются малоэффективными, не соответствуют
требованиям практики, динамике, качеству и структуре экономической преступности, а также имеют существенные пробелы.
Неурегулированными остаются вопросы, связанные с применением оперативно-розыскных мер в целях предупреждения экономических преступлений, организацией получения оперативно значимой информации о подготавливаемых и замышляемых преступлениях.
1 Вагин O.A., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: Деловой двор, 2009. С. 23.
2Атмажитов В.М. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Учебник: Общая часть. М: Академия МВД СССР, 1990. С. 25—26.
3 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182 -ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.
4 О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России № 19 от 17.01.2006 г. Этим приказом МВД России утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, которая лишь в общих чертах определяет функции подразделений ЭБиПК.
5 Стимулирующие показатели отсутствуют и в том случае, когда в проведении оперативно-профилактических операций задействованы другие службы и подразделения ОВД. Приложение № 3 к Приказу МВД России № 1310 2011 г. не содержит в числе показателей «эффективность предупреждения и пресечения преступлений», относящихся к деяниям экономической и коррупционной направленности.
6 О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: Приказ МВД России № 772 от 13.08.2002 г. // http://base.garant.ru/1356359/
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018