Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
'

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1373
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выявление и предупреждение преступлений / оперативно-розыскная деятельность / оперативно—розыскные мероприятия / киберпреступления / Интернет / сеть DARKNET изменения / законодательство. / detection and prevention of crimes / operational-search activity / operational-search activi-ties / cybercrimes / the Internet / the DARKNET network changes / legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеев Сергей Владимирович, Пороховой Эдуард Юрьевич

Введение: в статье исследованы проблемы, возникающие в деятельности опера-тивных подразделений органов внутренних дел при выявлении, предупреждении и профилактике преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На основе изучения отечественной и зарубежной практики деятельности правоохранительных органов дан краткий их анализ, а также предложены меры по совершенствованию правового регулирования, организации и тактики противодействия киберпреступности. Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Консти-туция Российской Федерации, уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство, локальные нормативные акты, регламентирующие во-просы взаимодействия органов государственных власти и участников уголовного су-допроизводства. Методологической основой исследования послужил общий диалек-тический метод научного познания, носящий универсальный характер, а также позна-вательные методы обобщения и описания, приемы наблюдения, сравнения и анализа. Результаты исследования: проблема противодействия преступлениям, совер-шаемым с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, является одной из актуальных для теории оперативно-розыскной деятельности, нося-щей как теоретико-методологический, так и прикладной характер. В рамках исследо-вания к числу дополнительных мер по повышению эффективности противодействия рассматриваемой категории преступлений предлагается отнести: создание специали-зированных сил и средств компетентных органов в целях комплексного анализа циф-ровых данных запрещенного в Российской Федерации контента информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сбор, анализ и оперативное документирования преступных действий лиц, представляющих оперативный интерес; нормативное пра-вовое закрепление возможности осуществлять комплексные оперативно-профилактические операции информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в целях деанонимизации личности преступника. Выводы и заключения позволили уточнить отдельные положения, относящиеся к выработке новых подходов к оперативно-розыскному противодействию преступле-ниям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимофеев Сергей Владимирович, Пороховой Эдуард Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND PREVENTION OF CRIMES ON THE INTERNET: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Introduction: The article investigates the problematic issues of the organization and tactics of the activities of the operational divisions of the internal affairs bodies for the de-tection and prevention of crimes committed using the Internet. Based on the study of domestic and foreign experience in the activities of law enforcement agencies, a brief analysis is given, and measures are proposed to improve the organization and tactics of countering cybercrime. Materials and methods: The normative basis of the study is formed by the Constitu-tion of the Russian Federation, criminal, criminal procedural and operational-search legis-lation, local regulations governing the content of interaction between participants in criminal proceedings. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, as well as cognitive methods of generalization and description, methods of observation, comparison and analysis. The results of the study: the problem of combating crimes committed with the use of information and telecommunication technologies and the Internet is one of the topical issues for the theory of operational search activity, which is both theoretical, methodolog-ical and applied in nature. Within the framework of the study, it is proposed to include among additional measures to improve the effectiveness of countering the category of crimes under consideration: the creation of specialized forces and means of competent authorities for the purpose of a comprehensive analysis of digital data of the content pro-hibited in the Russian Federation on the Internet, as well as the collection, analysis and documentation of criminal actions of persons, of operational interest; normative legal con-solidation of the ability to carry out complex operational and preventive operations, in-cluding for the purpose of de-anonymizing Internet users, etc. Findings and Conclusions: it possible to clarify certain provisions related to the development of new approaches to operational-investigative counteraction to crimes committed using information and telecommunication technologies and the Internet.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ »

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4 (99). С. 220—229. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. no.4 (99). P.220—229.

12.00.12. Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Научная статья УДК 343.9

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-220-229

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Сергей Владимирович Тимофеев 1, Эдуард Юрьевич Пороховой 2

12Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], [email protected]

Введение: в статье исследованы проблемы, возникающие в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел при выявлении, предупреждении и профилактике преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На основе изучения отечественной и зарубежной практики деятельности правоохранительных органов дан краткий их анализ, а также предложены меры по совершенствованию правового регулирования, организации и тактики противодействия киберпреступности.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство, локальные нормативные акты, регламентирующие вопросы взаимодействия органов государственных власти и участников уголовного судопроизводства. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, а также познавательные методы обобщения и описания, приемы наблюдения, сравнения и анализа.

Результаты исследования: проблема противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, является одной из актуальных для теории оперативно-розыскной деятельности, носящей как

и и т-ч

теоретико-методологический, так и прикладной характер. В рамках исследования к числу дополнительных мер по повышению эффективности противодействия рассматриваемой категории преступлений предлагается отнести: создание специализированных сил и средств компетентных органов в целях комплексного анализа цифровых данных запрещенного в Российской Федерации контента информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сбор, анализ и оперативное документирования преступных действий лиц, представляющих оперативный интерес; нормативное правовое закрепление возможности осуществлять комплексные оперативно-профилактические операции информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в целях деанонимизации личности преступника.

© Тимофеев С. В., Пороховой Э. Ю., 2021

Выводы и заключения позволили уточнить отдельные положения, относящиеся к выработке новых подходов к оперативно-розыскному противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Ключевые слова: выявление и предупреждение преступлений, оперативно-розыскная деятельность, оперативно—розыскные мероприятия, киберпреступления, Интернет, сеть DARKNET изменения, законодательство.

Для цитирования: Тимофеев С. В., Пороховой Э. Ю. Выявление и предупреждение преступлений в сети интернет: проблемы и пути их решения // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. — 2021. — № 4 (99). — С. 220—229. DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-220-229

12.00.12. Criminalistics; forensic expertise; operatively-search activity Original article

IDENTIFICATION AND PREVENTION OF CRIMES ON THE INTERNET: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Sergey V. Timofeev 1, Eduard Yu. Poroxovoi 2

1-2 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation [email protected], [email protected]

Introduction: The article investigates the problematic issues of the organization and tactics of the activities of the operational divisions of the internal affairs bodies for the detection and prevention of crimes committed using the Internet. Based on the study of domestic and foreign experience in the activities of law enforcement agencies, a brief analysis is given, and measures are proposed to improve the organization and tactics of countering cybercrime.

Materials and methods: The normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, criminal, criminal procedural and operational-search legislation, local regulations governing the content of interaction between participants in criminal proceedings. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, as well as cognitive methods of generalization and description, methods of observation, comparison and analysis.

The results of the study: the problem of combating crimes committed with the use of information and telecommunication technologies and the Internet is one of the topical issues for the theory of operational search activity, which is both theoretical, methodological and applied in nature. Within the framework of the study, it is proposed to include among additional measures to improve the effectiveness of countering the category of crimes under consideration: the creation of specialized forces and means of competent authorities for the purpose of a comprehensive analysis of digital data of the content prohibited in the Russian Federation on the Internet, as well as the collection, analysis and documentation of criminal actions

of persons, of operational interest; normative legal consolidation of the ability to carry out complex operational and preventive operations, including for the purpose of de-anonymizing Internet users, etc.

Findings and Conclusions: it possible to clarify certain provisions related to the development of new approaches to operational-investigative counteraction to crimes committed using information and telecommunication technologies and the Internet.

Keywords: detection and prevention of crimes, operational-search activity, operational-search activities, cybercrimes, the Internet, the DARKNET network changes, legislation.

For citation: Timofeev Sergey Vladimirovich, Poroxovoi Eduard Yurievich. identification and prevention of crimes on the internet: problems and ways of their solution // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021, no. 4 (99) pp. 220-229 (in Russ.). DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-220229

В последние годы проблема преступлений, совершаемых с использованием цифровых технологий, остается одной из самых актуальных и несет серьёзную угрозу национальной безопасности Российской Федерации1. Это обусловлено ускоренным внедрением в повседневную жизнь общества достижений информационных технологий, позволяющих преступникам оставаться вне поля зрения правоохранительных органов2 . Неуклонный рост количества преступлений указанной категории свидетельствует о необходимости поиска наиболее оптимальных и эффективных форм, методов и средств их выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования.

В науке по этому поводу высказывались различные точки зрения. Следует согласиться с мнением А. В. Варданяна и О. П. Грибунова, которые отметили что «Раскрытие и расследование преступлений — это сложный процесс, осуществляемый на основе соответствующей уголовно-правовой, процессуальной, оперативно-розыскной и криминалистической информации и знаниях определенных частных закономерностей» [1, с. 27].

В правовой литературе справедливо отмечают, что «Любой вид деятельности направлен на достижение определенных целей, в том числе и по вопросам государственного управления процессами в своей сфере. Цели отражают потребности развития общества в целом, а также конкретного объекта управления в частности. В современных условиях приходится констатировать, что эффективность управления в той или иной сфере общественных отношений прямо зависит от правильной организации, где исполнителю понятна и подкреплена мотивацией его цель» [2, с. 174].

Значимость противодействия данному виду преступлений определяет особую специфику осуществления оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД). Осу-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 2 июл. 2021 г. № 400. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

2 Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 3 марта 2021 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/65090 (дата обращения: 21.07.2021).

ществление ОРД оперативными подразделениями органов внутренних дел (далее — ОВД) посредством только проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) не полной мере обеспечивает эффективное противодействие данному виду преступности [3, с. 138]. Это обусловлено высокими уровнями анонимности делинквентов и латентности преступности, осуществляемой с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИТТ) и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) в целом [4, с. 113]. Также указанное обстоятельство обусловлено недостаточным уровнем научной проработки и нормативного правового регулирования рассматриваемого вопроса [5, с. 139].

Однако следует признать, что решение проблемы оперативно-розыскного противодействия преступности, совершаемой с использованием цифровых технологий, заключается в разрешении существующих противоречий между потребностью в повышении эффективности их предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования, и неполнотой научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию оперативно-розыскной теории и практики в области противодействия цифровой преступности.

Актуальность названной проблемы, по мнению авторов настоящей статьи, также обусловлена наметившейся в последние годы тенденции к повышению уровня преступлений, совершаемых с использованием ИТТ. Так, анализ статистических данных показал, что в Российской Федерации за 2017 г. зарегистрировано 90,5 тыс. преступлений, совершенных с использованием ИТТ, за 2018 г. — уже 174,6 тыс. преступлений, за 2019 г. уже 294,4 тыс. за 2020 г. — уже 510,3 тыс., что на 73,4 % больше аналогичного периода предыдущего года. Тенденция роста преступлений, совершенных с использованием ИТТ, была отмечена и в 2021 г. В январе — августе 2021 года зарегистрировано 358,7 тыс. преступлений, совершенных с использованием ИТТ, или на 12,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общем числе зарегистрированных преступлений в Российской Федерации их удельный вес увеличился с 4,3 % в 2017 году, до 26,5 % в 2021 году1.

Приведенные данные государственной статистики свидетельствуют о том, что вопрос совершенствования деятельности оперативных подразделений ОВД по противодействию цифровым преступлениям требует выработки научно обоснованных практических рекомендаций, направленных не только на выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сети Интернет, но и осуществление одного из приоритетных направлений деятельности ОВД — профилактики, предупреждения этих преступлений.

Проведенный нами анализ научной литературы, действующего законодательства Российской Федерации, практической деятельности отечественных и зарубежных правоохранительных органов показал, что одной из эффективных форм профилактики, предупреждения преступности является проведение органами государственной власти

1 Общие сведения о состоянии преступности. Состояние преступности 2017—2021 гг. [Электронный ресурс]. — URL: https://mvd.ru (дата обращения: 01.10.2021).

и организаций с различной формой собственности (преимущественно в сфере IT), комплексных оперативно-профилактических операций (далее — КОПО).

Вектор российского государства на адаптацию отечественного законодательства

к современным вызовам и угрозам цифровой преступности приносит положительные i

результаты1, но не в полной мере использует имеющиеся резервы в организации использования всего потенциала институтов гражданского общества. Решение этой проблемы позволит более эффективно выполнять задачи борьбе с правонарушениями исследуемой категорий. В частности, по мониторингу веб-ресурсов2 «теневой» части сети Интернет — сети DARKNET, где в основном и содержится запрещённый в Российской Федерации контент информацию.

1. В современном законодательстве Российской Федерации предусмотрена обязанность операторов связи выявлять наиболее распространенные и доступные анонимайзеры3. Кроме того, операторы поисковых систем сети Интернет обязаны прекращать выдачу по запросам пользователей ссылок на информационные ресурсы, доступ к которым запрещен или ограничен. В случае неисполнения указанных требований Роскомнадзор устанавливает ограничение доступа к данным ресурсам. Однако, как показывает практика, этих мер недостаточно, и заблокированные информационные ресурсы продолжают функционировать в сети DARKNET и после принятия решения о их блокировке.

Анализ деятельности правоохранительных органов зарубежных стран показал многоаспектность системы противодействия цифровым преступлениям. Например, правоохранительные органа США и ряда стран западной Европы активно используют методы технического противодействия распространения наркотических средств, осуществляемых с использованием ИТТ (осуществление DDoS-атак на ресурсы сети Интернет — операция Онимус (Operation Onymous)) [6]. Основу тактики указанной специальной операции составляет техническое противодействие в виде массовых DDoS-атак на ряд информационно-телекоммуникационных ресурсов в глубинной части сети Интернет - в сети DARKNET, как наиболее криминализированной части глобальной сети Интернет. В результате чего были выявлены IP-адреса более 17 владельцев торговых интернет-площадок в сети DARKNET по продаже наркотиков и сопутствующих товаров, а затем произведены задержания их владельцев.

Совершенно очевидно, что проведение подобных специальных операций в Российской Федерации объективно невозможно без участия других органов государственной власти.

1 В уголовное законодательство введена ответственность за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей

(включая Интернет); постановлением Правительства Рос. Федерации от 26 окт. 2012 г. № 1101 был создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3 Веб-ресурс — совокупность информационных ресурсов, размещенных в сети Интернет.

5 Анонимайзер — средство для скрытия информации о компьютере или пользователю в сети от удаленного сервера.

В подтверждение необходимости проведения КОПО в сети Интернет можно провести результаты анкетирования сотрудников оперативных подразделений ОВД из 53 регионов Российской Федерации1. Данное исследование показало, что основными факторами, обусловливающими неуклонный рост цифровых преступлений, являются:

1. Высокая доступность информационно-телекоммуникационных ресурсов, предлагающих запрещенные в гражданском обороте предметы, вещества и услуги, на фоне низкого технического контроля государственных органов и практически полной анонимности их администраторов (владельцев) — 95 % опрошенных.

2. Агрессивная маркетинговая работа представителей криминальных элементов (сообществ) в сети Интернет (рассылка сообщений в мессенджерах; реклама ресурсов, занимающихся распространением запрещенных в гражданском обороте предметов, средств, веществ, услуг) — 87 % опрошенных.

3. Отсутствие у подавляющего числа сотрудников оперативных подразделений ОВД познаний в области современных методов добывания и анализа информации о цифровых следах преступления, деанонимизации пользователей сети Интернет, особенно в его «теневой стороне» — DARKNET — 58 % опрошенных.

4. Отсутствие специализированных сил для проведения комплексной оперативно-профилактической операции в сети Интернет, в целях противодействия преступлениям, совершаемым с использованием ИТТ, из числа сотрудников оперативных подразделений уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, противодействия экстремизму — 98 % опрошенных.

5. Сложная, иерархичная и высоко законспирированная с помощью современных технических средств, структура организаторов и участников преступных групп (сообществ) — 43 % опрошенных.

6. Доступность технологий легализации (отмывания) денежных средств, добытых в результате совершения преступлений, осуществляемых с использованием ИТТ и в сети Интернет — 91 % опрошенных.

7. Отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации эффективных механизмов оперативно-розыскного и технического противодействия функционированию информационно-телекоммуникационных ресурсов (сайтов, торговых площадок, форумов и т. п.) в сети DARKNET — 96 % опрошенных.

8. Низкий уровень взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность с операторами связи, в части сложности процедуры и своевременности предоставления технической информации и ограничения деятельности ресурсов в сети Интернет — 90 % опрошенных.

9. Низкая эффективность предпринимаемых уполномоченными государственными органами мер по блокировке запрещенного контакта в сети Интернет — 97 % опрошенных.

1 Результаты анкетирования и интервьюирования сотрудников и руководителей оперативных подразделений в ходе их обучения на факультете повышения квалификации Восточно-Сибирского института МВД России, в период с 2018 по 2021 гг.

В то же время исследование показало, что основные факторы, обусловливающие совершение преступлений, осуществляемых с использованием цифровых технологий, базируется в том числе и на общих принципах экономического образа мышления как такового [7, с. 15]. Если учитывать один из основных экономических принципов — «спрос рождает предложение» [8, с. 960], то всю деятельность оперативных подразделений по выявлению и предупреждению преступлений, совершаемых с использованием ИТТ и в сети Интернет можно условно классифицировать на два вида деятельности.

Первый вид деятельности оперативных подразделений направлен на сокращение незаконного спроса, а второй на ликвидацию (ограничение) функционирования информационно-телекоммуникационных ресурсов (сайтов, торговых площадок, форумов), предоставляющих возможность не только приобретения (получения) незаконных предметов, средств, веществ и услуг, но и обучения, вовлечения (вербовки) в преступную деятельность новых участников.

Здесь следует отметить, что практическое значение в деятельности оперативных подразделений ОВД, думается, имеет профилактика незаконного предложения на указанных информационно-телекоммуникационных ресурсах. Такая работа может вестись по двум направления:

1. Общепрофилактические меры по сокращению незаконного предложения и спроса на приобретение на информационно-телекоммуникационных ресурсах незаконных предметов, средств, веществ и услуг;

2. Индивидуальная профилактика в отношении лиц, предоставляющих возможность предложения незаконных предметов, средств, веществ, услуг.

Анализ правоприменительной деятельности показал, что в своей деятельности оперативные подразделения ОВД достаточно эффективно используют проведение комплексных оперативно-профилактических операций по отдельным направлениям дея-тельности1. Однако в законодательстве Российской Федерации и в практике деятельности оперативных подразделений ОВД отсутствуют правовые, организационно-тактические механизмы предупреждения и профилактики преступлений, совершаемым с использованием цифровых технологий в сети Интернет.

Решением данных проблем, по мнению авторов, является расширение практики проведения комплексных оперативно-профилактических операций.

В системе МВД России проведение комплексных оперативно-профилактических операций регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России «Об утверждении Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России»2, в соответствии с которой под

1 Ежегодно в Российской Федерации проводится межведомственная комплексная оперативно-профилактическая операция «Мак» по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств растительного происхождения, выявления и ликвидации посевов и очагов произрастания дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

2 Об утверждении Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: приказ МВД России от 13 авг. 2002 г. № 772 [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/1356359/ (дата обращения: 10.10.2021).

термином «комплексная оперативная операция» понимается совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел (при необходимости — совместно с другими федеральными органами исполнительной власти) в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Российской Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели1.

В анализируемом нормативном правовом акте МВД России обозначены следующие цели операции:

— снижение остроты криминогенной обстановки на определенной территории, объекте или в отрасли экономики;

— повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, административными правонарушениями;

— активизация выявления и розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда.

Используя мировой опыт борьбы с цифровой преступностью, назрела объективная необходимость в разработке современной концепции проведения специальной КО-ПО в сети Интернет оперативными подразделениями ОВД во взаимодействии с Роскомнадзором, другими заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, предоставляющими услуги связи.

На основе проведенного анализа, для реализации концепции специальной КОПО в сети Интернет считаем целесообразным осуществить следующие мероприятия, направленные на:

— создание специализированных сил и средств из числа органов, подразделений осуществляющих ОРД, государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере телекоммуникаций, организаций, предоставляющих информационно-телекоммуникационные услуги;

— создание оперативно-поисковых и групп анализа цифровых данных запрещенного в Российской Федерации контента в сети Интернет;

— сбор и документирование цифровых сведений о лицах и ресурсах, представляющих возможность приобретать, хранить, распространять запрещенные предметы, вещества, средства и услуги;

— налаживание эффективного механизма взаимодействия с операторами связи в целях деанонимизации личности преступников, использующих при совершении преступлений современные цифровые технологии;

— нормативного правового закрепления возможности осуществлять в рамках КОРО специальные технические операции — ББо8-атаки, т. е. специальные атаки на информационно-телекоммуникационные ресурсы в сети Интернет, распространяющих запрещённый контент, в том числе в целях деанонимизации пользователей сети Интернет или доведения их до отказа от противоправной деятельности;

1 Об утверждении Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: приказ МВД России от 13 авг. 2002 г. № 772.

— создание таких технических условий, при которых пользователи ресурсов не смогут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам (серверам) либо этот доступ будет ограничен (затруднен);

— рассылку информационных сообщений гражданам Российской Федерации в целях активизации борьбы с пропагандой распространения оружия, наркотиков и других запрещенных предметов, веществ и услуг в сети Интернет;

— создание специализированных групп анализа и прогнозирования развития преступности в сети Интернет для своевременного установления причин и условий, способствующих совершению киберпреступлений и своевременному принятию организационно-управленческих решений руководством правоохранительных органов Российской Федерации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Варданян А. В. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений / А. В. Варданян, О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 2 (81). — С. 23—35.

2. Кнаус О. А. Мотивирование сотрудников органов внутренних дел в системе оценки оперативно-служебной деятельности / О. А. Кнаус // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2019. — № 1 (88). — С. 172—179.

3. Невский Е. П. Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Дневник науки. — 2019. — № 4 (28). — С. 138.

4. Тимофеев С. В. К вопросу добывания оперативно значимой информации в сети интернет: проблемы и пути их решения / С. В. Тимофеев // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — № 2 (18). — С. 111—117.

5. Лузько Д. Н. Розыск военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы: правовые и практические аспекты / Д. Н. Лузько // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2020. — № 2 (14). — С. 138—144.

6. Великий колесный путь. Власти США закрыли интернет-магазин наркотиков Silk Road // Информационное агентство Лента.РУ [Электронный ресурс]. — URL: https://lenta.ru/articles/2013/10/03/ silkroad/ (дата обращения: 08.10.2020).

7. Зарипов З. С. Некоторые вопросы совершенствования мер противодействия наркомании несовершеннолетних // Криминологический журнал. — 2007. — № 1 (17).

8. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. — М., 2007.

REFERENCES

1. Vardanyan A.V., Gribunov O.P. Modern doctrine of methodological and criminalistic support of investigation of certain types of crimes // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017, no. 2 (81), pp. 23-35.

2. Knaus O. A. Motivation of employees of internal affairs bodies in the system of evaluation of operational performance / O. A. Knaus // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019, no. 1(88), pp. 172-179.

3. Nevsky E.P. Prevention of crimes related to drug trafficking // Diary of Science. 2019, no. 4 (28), p. 138.

4. Timofeev S. V. On the issue of obtaining operationally significant information on the Internet: problems and ways to solve them / S. V. Timofeev // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2021, no. 2(18), pp. 111-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Luzko D. N. Search for military personnel evading military service: legal and practical aspects / D. N. Luzko // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2020, no. 2(14), pp.138-144

6. The Great Wheel Way. The US authorities have closed the online drug store Silk Road // <url> News Agency. URL: https://lenta.ru/articles/2013/10/03 / silkroad/ (Available at:08.10.2020).

7. Zaripov Z.S. Some issues of improving measures to counteract drug addiction of minors // Criminological Journal. 2007, no. 1(17)

8. Smith A. Studies on the nature and causes of the wealth of nations. Moscow, 2007.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Тимофеев Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. ORCID: 0000-0002-417201571

Пороховой Эдуард Юрьевич, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. ORCID: 0000-0002-7581-176Х INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Timofeev Sergey Vladimirovich, senior lecturer of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment in the Department of Internal Affairs. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 110, Lermontov st., Irkutsk, Russia, 664074.

ORCID: 0000-0002-417201571

Poroxovoi Eduard Yurievich, senior lecturer of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment in the Department of Internal Affairs. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 110, Lermontov st., Irkutsk, Russia, 664074.

ORCID: 0000-0002-7581-176Х

Статья поступила в редакцию 23.06.2021; одобрена после рецензирования 01.07.2021; принята к публикации 02.12.2021.

The article was submitted 23.06.2021; approved after reviewing 01.07.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.