DOI 10.24412/2587-9820-2021-2-64-71 УДК 343.98
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ А. Г. Куликов
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу состояния оперативно-розыскного противодействия распространению экстремистских идей, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Исследована правовая основа и практика деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по эффективному решению задач по борьбе с экстремистками проявлениями. Предложена методика выявления правонарушений экстремистского характера, а также меры по совершенствованию данного направления деятельности.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, экстремизм, пропаганда, информационно-телекоммуникационные технологии, сеть Интернет, оперативно-розыскные мероприятия.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Куликов А. Г. К вопросу совершенствования оперативно-розыскной деятельности по противодействию экстремизму в сети Интернет // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — Т. 18. — № 2. — С. 64—71. DOI 10.24412/2587-9820-2021-2-64-71
ON THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES ON COUNTERING EXTREMISM ON THE INTERNET
A. G. Kulikov
East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the problems of operational-search counteraction to the spread of extremist ideas committed using information and telecommunication technologies. The legal basis and practice of the activities of the operational divisions of the internal affairs bodies for the effective solution of tasks to combat manifestations of extremists have been studied. A methodology for identifying offenses of an extremist nature, as well as measures to improve this area of activity, are proposed.
Keywords: operational-search activity, complementing the tracking activities, extremism, propaganda, information and telecommunication technologies, the Internet.
FOR CITATION
Kulikov A. G. On the question of improvement of operational-search activities on coun-
tering extremism on the Internet. Kriminalistika: vchera segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2021, vol. 18. no, 2, pp. 64—71 (in Russ.). DOI 10.24412/2587-9820-2021-2-64-71
В настоящее время проблема активного распространения экстремистских идей с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИТТ) и сети Интернет является не только серьёзным вызовом для правоохранительных органов Российской Федерации, но и реальной угрозой безопасности общества и государства в целом. Исходя из этого, становится очевидным, что консолидация усилий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД) в целях реализации положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации (далее — Концепция), позволяет эффективно осуществлять стратегическое планирование в соответствии с национальными приоритетами1.
Одним из приоритетов, определенных Концепцией, является совершенствование системы выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма. Кроме этого приоритетность данного направления оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент Российской Федерации В. В. Путин [1].
Следует согласиться с мнением А. В. Варданяна и О. П. Грибунова, которые отметили: «Раскрытие и расследование преступлений — это сложный процесс, осуществляемый на основе соответствующей уголовно-правовой, процессуальной, оперативно-розыскной и криминалистической информации и знаниях определенных частных закономерностей» [2, с. 27].
Нам импонирует точка зрения С. В. Тимофеева о том, что «эффективное решение задач ОРД в наше время невозможно без принятия адекватных мер по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства» Российской Федерации [3, с. 150].
На наш взгляд наиболее обосновано мнение Д. Н. Лузько о том, что «современные реалии всё чаще заставляют задуматься над тем, что правоохранительной системе необходимо развитие новых и совершенствование имеющихся форм и методов противодействия преступности. Криминальный мир мобилен и подвижен при решении своих противоправных замыслов, что предопределяет потребность принятия от государства своевременных и, главное, действенных мер противоборства» [4, с. 134].
Актуальность дальнейшего совершенствования ОРД оперативных подразделений органов внутренних дел (далее — ОВД) по противодействию экстремизму показал анализ данных ГИАЦ МВД России. Так, в Российской Федерации за 2017 г. зарегистрировано 1 тыс. 521 преступление экстремистской направленно-
1 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
сти (+4,9 %), в 2018 г. — 1 тыс. 265 преступлений (-16,8 %), в 2019 г. — 585 (53,8 %), в 2020 г. — 833 (+42,4 %)1. При этом наблюдается динамика увеличения числа преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием ИТТ. В частности, количество деяний, предусмотренных статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации, в виде публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности с использованием сети Интернет за последние три года увеличилось с 252 до 340, или на 74,1 % [5].
При исследовании любого вопроса, в том числе и проблем противодействия экстремизму, прежде всего, необходимо рассмотреть встречающиеся в теории и практике термины, добиться единообразия понятийного аппарата.
Понятие экстремизма давалось рядом ученых. Так, В. Ю. Голубовский термин «экстремизм» трактует как убежденность крайними взглядами и мерами, отрицание существующих традиционных государственных норм морали и правил поведения со стороны отдельных личностей или групп личностей. Нам импонирует точка зрения Н. Н. Афанасьева о том, что экстремизм — это «приверженность к крайним толкованиям, основанием которых является не только нетерпимость к иной точке зрения, но отсутствие чувства меры в её проявлении. Как правило, человек оперирует искаженными и гипертрофированными представлениями о действительности. Такое „сочетание" и приводит к выражению несогласия на языке агрессии и насилия» [6].
Кроме того, термин экстремизм имеет определение в Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г., под ним понимается какое-либо «деяние», направленное на насильственный захват власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в указанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.
Изучение практики показало, что сейчас самым динамично развивающимся и опасным способом распространения экстремистских идей является сеть Интернет. Так же ключевым признаком сетевой преступности является её организованный характер и высокий уровень внедрения и использования современных информационно-телекоммуникационных технологий [7]. В этой связи предлагаем более детально рассмотреть некоторые аспекты совершенствования ОРД по оперативно-розыскному противодействию данному виду экстремистской деятельности.
Опираясь на исследования ученых и анализ правоприменительной деятельности правоохранительных органов, в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений экстремистской направленности, субъектам ОРД ОВД необходимо дальнейшее совершенствование оперативно-служебной деятельности по мониторингу пространства сети Интернет. Это требует от сотрудников оперативных подразделений ОВД наличия соответствующего уровня профессиональной квалификации и в связи с этим — потребность в специальных познаниях о методах, средствах и алгоритмах функционирования социальных сетей.
1 Сведения ФКУ «ГИАЦ МВД России» [Электронный ресурс]. — URL: httpsy/мвд.рф/-Deljatelnost/statistics (дата обращения: 25.03.2021).
Анализ функционирования аккаунтов в социальных сетях Интернета, а также информации в его глубинной части — DarkNet, позволяет своевременно выявлять, собирать, исследовать, анализировать и в необходимых случаях документировать факты размещения материалов (аудио-, видеозаписи, книги в электронном виде, графические изображения), включённых в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации (далее — ФСЭМ).
Особое внимание сотрудников оперативных подразделений, по нашему мнению, должны вызывать факты размещения в социальных сетях графических изображений с нацистской символикой и атрибутикой, символикой экстремистских организаций. Подобные требования распространяются и на текстовые материалы, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, унижающие человеческое достоинство либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
Обращают на себя внимание данные мониторинга сети Интернет исследовательской компании Mediascope, в соответствии с которым в феврале — ноябре 2020 г. сетью Интернет пользовались 78,1 % населения России, что в среднем составляет около 95,6 млн человек. В среднем за день в сеть Интернет выходили 87,1 млн человек, или 71,1 % населения России, при этом данное исследование показало, что доля проникновения среди возрастной группы 12—24 года приблизилась к 100 %. Среди россиян в возрасте до 44 лет число пользователей превысило 90 %, а в группе населения 45—54 года Интернетом пользовались хотя бы раз в месяц 84,2 % россиян. Возрастная группа старше 55 лет в указанном сегменте составляет 49,7 %.
Российские пользователи всех возрастов предпочитают мобильные устройства для выхода в сеть Интернет. Например, в 2020 г. хотя бы раз в месяц Интернетом на мобильных устройствах пользовались 86,6 млн человек, или 70,8 % населения. Среднесуточная мобильная аудитория составила 79,8 млн человек, или 65,2 % населения [8].
Приведенные цифры и сказанное показывают, что наиболее приоритетными в деятельности оперативных подразделений ОВД, специализирующихся на противодействии различным проявлениям экстремизма с использованием ИТТ и сети
Интернет, являются комплексный, системный и тематический анализ контента со__« ТЛ «
циальных сетей. В этих целях сотрудникам данных оперативных подразделений ОВД необходимо:
— осуществлять комплексный мониторинг социальных сетей, преимущественно с сообществами, имеющими большое количество участников;
— организовать просмотр уведомлений о размещенных новостях в указанных сообществах, группах, «пабликах». В ходе мониторинга уделять особое внимание информации об участии лиц, являющихся выходцами из регионов Северного Кавказа и Средней Азии; новостных «постах» религиозной и национальной тематики; информации, размещенной в информационных аккаунтов блокам — «Стена», «Аудиозаписи», «Видеозаписи», «Фотографии», «Сохраненные фотографии»;
— на постоянной основе осуществлять взаимодействие с руководством служб безопасности социальных сетей, позволяющее своевременно получать необ-
ходимую информацию в целях идентификации личности пользователей сети Интернет.
Необходимо осуществлять взаимодействие с территориальными подразделениями ОВД по противодействию экстремизму для консультации относимости материалов к экстремистским. Так, в случаях выявления аккаунтов, в информационных блоках которого пользователь разместил материал, содержащий сведения:
— с информацией, включенной в список ФСЭМ;
— о графических изображениях с нацистской символикой и атрибутикой;
— с текстовыми материалами, содержащими информацию, направленную на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
При выявлении аккаунтов, в информационных блоках которых содержатся графические изображения с символикой и атрибутикой нацистской Германии, экстремистских организаций, необходимо запланировать и провести следующие мероприятия:
1. Задокументировать правонарушение путем составления протокола осмотра места происшествия. При составлении протокола следует использовать фиксацию изображений с монитора персонального компьютера посредством производства «скриншотов», которые впоследствии приобщаются к материалам осмотра места происшествия.
Указанное следственное действие, в соответствии с ч. 1.1 ст. 170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, возможно производить без участия понятых, но учитывая тот факт, что в дальнейшем материал будет рассматриваться в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), возможно составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения (в этом случае участие понятых обязательно).
В ходе составления протокола осмотра места происшествия необходимо зафиксировать размещенные в информационных блоках аккаунта графические материалы, содержащие символику и атрибутику нацистской Германии либо иные электронные ресурсы, где пользователь разместил аналогичные изображения, зафиксировать все размещенные пользователем аккаунта данные. «Скриншоты», прилагаемы к протоколу, в обязательном порядке должны содержать дату и время, а также адрес аккаунта. Также необходимо зафиксировать фотографии лица (при наличии), использующего аккаунт.
2. Проверить указанные пользователем в информационных блоках аккаунта данные по оперативно-справочным и криминалистическим учетам систем органов внутренних дел, в целях выявления совпадения с реальными лицами и получения оперативно значимой информации.
3. Составить и зарегистрировать в рапорт об обнаружении признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, с указанием даты выявления, полных данных лица (при наличии), предположительно совершившего правонарушение.
4. В случае неустановления лица, разместившего в социальной сети материал
экстремистского характера, следует подготовить запрос в адрес службы безопасности интересующей социальной сети (с указанием регистрационного номера в книге учета сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях).
5. Провести опрос предполагаемого правонарушителя по обстоятельствам материала проверки, в котором выяснить следующие вопросы:
— когда и кем зарегистрирован указанный аккаунт;
— какой абонентский номер телефона использовался при регистрации ак-каунта и на кого он зарегистрирован;
— время размещения обнаруженных графических изображений;
— местоположение правонарушителя в момент размещения материалов экстремистского характера;
— кто из третьих лиц имеет доступ к аккаунту;
— каким электронным устройством опрашиваемый пользовался при выходе в сеть Интернет и аккаунт (марка, модель, 1МЕ1);
— цель размещения указанных материалов.
6. В случае возникновения необходимости идентификации графического изображения, символики и атрибутики нацистской Германии либо символики экстремистских организаций рекомендуется получение экспертного мнения у соответствующего квалифицированного специалиста в области этих знаний.
7. В зависимости от фактических данных, изложенных в объяснении правонарушителя, принять правовое решение.
При этом следует учитывать, что, в связи с положениями федерального закона от 1 марта 2020 г. № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 20.3 КоАП РФ», административная ответственность не распространяется на случаи использования нацистской и экстремистской атрибутики или символики без цели их пропаганды или оправдания идеологии, а также в случае её использования для создания негативного отношения общества к идеологии нацизма и экстремизма, ввиду отсутствия признаков пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеоло-1
гии .
В ходе мониторинга пространства сети Интернет при обнаружении аккаунта, содержащего текстовые материалы (статьи, комментарии), направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 20.3.1 КоАП РФ), необходимо действовать в следующем порядке:
1. Задокументировать размещенные тестовые материалы (комментарии, статьи) посредством проведения оперативно-розыскного мероприятия (далее — ОРМ) «Наблюдение». По результатам составить рапорт на имя руководителя, правомочного на осуществление ОРД, с приложениями в виде «скриншотов» страниц информационного ресурса и участием незаинтересованных граждан.
1 О внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 1 марта 2020 г. № 31-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. В ходе проведения ОРМ «Наведение справок» в имеющихся информационных базах данных проверить указанные пользователем в информационных блоках аккаунта данные на предмет совпадения с реальными лицами. В случае совпадения данных с реальным лицом проверить его на предмет привлечения к административной и уголовной ответственности.
3. Во взаимодействии с подразделениями по противодействию экстремизму определить круг вопросов и назначить лингвистическое исследование, производство которого может быть осуществлено в специализированных организациях.
4. С целью подтверждения причастности установленного лица к созданию и администрированию аккаунта, в котором размещены материалы экстремистского характера, подготовить и направить, в соответствии со ст.ст. 6, 7, 8 федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», запрос в службу безопасности социальной сети1.
5. При получении положительного заключения лингвистического исследования составить рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения.
6. Направить материал проверки в органы прокуратуры по месту совершения правонарушения, т. к., в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, только сотрудники прокуратуры могут возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, а также проводить по ним административные расследования.
Таким образом, ретроспективный анализ исследований и оперативно-розыскной практики, посвященных разработке проблемы совершенствования ОРД по противодействию экстремизму в сети Интернет, позволяет сделать вывод о том, что сотрудникам оперативных подразделений по противодействию экстремизму необходимо учитывать рассмотренные методы и тактические приемы при организации и планировании работы по данному направлению оперативно служебной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России (Москва, 28 февраля 2019 г.) // Офиц. сайт Администрации Президента РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/news/59913 (дата обращения: 10.02.2021).
2. Варданян А. В., Грибунов О. П. Современная доктрина методико-криминалисти-ческого обеспечения расследования отдельных видов преступлений / А. В. Варданян, О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 2 (81). — С. 23—35.
3. Тимофеев С. В. Проблемы применения оперативно-розыскного законодательства, регулирующего порядок изъятия наркотиков / С. В. Тимофеев // Известия Тульского государственного университета. — 2020. — № 2. — С. 150—157.
4. Лузько Д. Н. «Оперативная игра» как организационно-тактическая форма оперативно-розыскной деятельности / Д. Н. Лузько [Электронный ресурс] // Научный дайджест
1 Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — № 6 (9). — С. 134—139. — Электрон. текст. дан. (148 103 168 байт). — 60 электрон. опт. диск. (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.
5. Голубовский А. Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности / А. Ю. Голубовский // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (25—26 авг. 2005 г.). — М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006. — 145—151.
6. Афанасьев Н. Н. Идеология терроризма / Н. Н. Афанасьев // Социально-гуманитарные издания. — 2002. — № 1. — 48—54.
7. Тимофеев С. В. О некоторых аспектах привлечения специалиста в ходе изъятия электронных носителей информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий / С. В. Тимофеев // Криминалистика, вчера, сегодня, завтра (г. Иркутск). — 2020. — № 1 (13). — С. 108—114.
8. Сведения исследовательской компании Mediascope за 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sostav.ru/publication/mediascope-auditoriya-interneta-2020-46-850.html (дата обращения: 25.03.2021).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Куликов Алексей Геннадьевич, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664071, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 110, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Aleksei G. Kulikov, senior lecturer of the Department of Operational and Investigative Activities and Special Techniques in the Department of Internal Affairs. East-Siberian Institute of the MIA of Russia. 110 Lermontov St., Irkutsk, Russia. 664071. e-mail: [email protected]