ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В.А. Саморока,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД РФ Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье авторами на основе анализа положений нормативных правовых актов и материалов практической деятельности правоприменительных органов сформулированы основные рекомендации по производству следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий при возбуждении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности. В работе также содержится перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по расследованию уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности.
Ключевые слова: экстремизм, следственные действия, оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, уголовное право.
THE USE OF THE RESULTS OF OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY IN CRIMINAL CASES EXTREMIST
V.A. Samoroka,
candidate ofjurisprudence, associate professor of criminal trial of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs Moscow university
Annotation. The authors of the article on the basis of the analysis of provisions of normative legal acts and materials of practical activities of law enforcement formulates recommendations for the production of investigative actions and operative-investigative activities and cooperation with the judicial authorities in the investigation of criminal cases about the crimes of an extremist orientation. The paper also contains a list of normative legal acts regulating the investigation of criminal cases about the crimes of an extremist orientation.
Keywords. Extremism, investigations, criminal procedure, criminal law.
Изучение и обобщение материалов практики предварительного расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности показало, что в подавляющем большинстве случаев такие дела возбуждаются на основе результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) и в дальнейшем их расследование осуществляется при
активном оперативном сопровождении. В связи с этим от качества результатов ОРД зависит как законное и обоснованное возбуждение уголовного дела о преступлениях указанного вида, так и успешное решение задач предварительного расследования.
Классически деятельность подразделений, осуществляющих ОРД, в стадии возбуждения уголов-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ного дела можно рассматривать как взаимосвязанную последовательность трёх этапов: 1) выявление признаков преступления; 2) проверка полученной на предыдущем этапе информации; 3) оценка результатов проверки и принятие решения о представлении этих результатов (результатов ОРД).
Характеризуя первый этап — выявление признаков преступления, можно сказать, что его сущность состоит в поиске и получении неизвестной ранее оперативной информации о деятельности по подготовке и совершению преступлений и о лицах, занимающихся такой противоправной деятельностью. Данный этап может осуществляться в активной (посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий), пассивной (получение сведений из различных источников, когда это не сопровождается проведением ОРМ) формах или в условиях сочетания обеих форм. Активная форма реализуется посредством оперативного поиска; кроме того, представляется, что к средствам реализации данной формы выявления признаков преступления следует отнести анализ и оценку оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Источниками получения информации в пассивной форме могут быть, в частности, лица (в том числе и оказывающие на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим ОРД) о признаках подготовки или о совершении преступлений экстремистского характера, при этом информация может быть и анонимной, поскольку согласно п. 59 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приёму, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утверждённого приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140, «анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся сведения о признаках совершённого или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности». Источниками информации могут
являться также сводки о преступлениях и происшествиях за истекшие сутки, средства массовой информации (печатные и электронные), судебные решения о признании экстремистской той или иной организации, общественного объединения и др. Неоценимыми источниками оперативной информации могут выступать результаты ОРД, направленной на выявление и предупреждение преступлений иного (не экстремистского) характера, социальные сети в Интернет-ресурсах и ведущиеся отдельными лицами блоги, подразделения Росрегистрации, в функции которых входит, в частности, государственная регистрация политических партий и общественных объединений, органы ФМС и визовые центры, располагающие сведениями о выездах граждан на длительное время, в том числе и на учёбу, в государства, характеризующиеся высокой степенью распространенности партий, объединений и движений, пропагандирующих политический, религиозный, этнический или иного вида экстремизм. Безусловно, источниками ценной оперативной информации могут выступать и иные подразделения территориального органа внутренних дел. Следует иметь в виду и возможности подразделений Росфинмо-ниторинга, в задачи которого входит, в частности, выявление финансовой деятельности организаций и отдельных граждан, имеющей необычный характер, свидетельствующий о возможном финансировании экстремистской и террористической деятельности.
Остановимся на некоторых наиболее распространённых признаках подготовки или совершения преступлений экстремистского характера. Таковыми могут являться:
• регулярные контакты участников политических партий, общественных объединений и организаций, признанных судами экстремистскими, либо хотя и не признанными таковыми, но которые имеют тесную идеологическую связь с экстремистскими организациями;
• встречи в общественных местах лиц, в отношении которых имеются данные о причастности к деятельности неформальных организаций радикального направления; обнаружение на территории оперативного обслуживания предметов экстремистского характера (листовки, символика, литература и т.д.) или факты выявление либо распространения таких предметов;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
• появление в региональном сегменте сети Интернет информации экстремистского содержания;
• пропаганда в общественных местах, сети Интернет, в общественных объединениях и организациях экстремистских взглядов отдельными лицами:
• проявлениями конкретными лицами интереса к экстремистской деятельности (на начальном этапе лицо может интересоваться не идеологией экстремистского движения, а лишь её внешней атрибутикой);
• наличие информации о подготовке или проведении определённым объединением или организацией акций экстремистского характера;
• неоднократные факты нападений на лиц определённых этнических диаспор, конфессий и отдельных религиозных течений, а также политических взглядов.
Таким образом, названные и иные признаки необходимо иметь в виду при планировании и осуществлении оперативно-поисковой деятельности и, в частности, при ориентировании лиц, оказывающих на конфиденциальной основе содействие оперативным подразделениям.
При получении оперативно-значимой информации начинается второй этап деятельности оперативных подразделений — её проверка. Задачами проверки являются установление её достоверности (по аналогии с установлением признака достоверности того или иного доказательства в уголовном процессе достоверность результатов ОРД проверяется путём сопоставления их с информацией, полученной из разных источников). Если есть необходимость в получении дополнительной информации, осуществляются соответствующие оперативно-поисковые действия. Следует отметить, что помимо проверки достоверности результатов ОРД на данном этапе проверяется также соблюдение требований Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственных нормативных актов, регулирующих порядок проведения ОРМ и их оформление.
Практика показывает, что на рассматриваемом этапе одним из сложных вопросов является получение компетентного заключения специалиста о наличии в определённом материале (печатном, видеосъёмке, аудиозаписи и т.д.) признаков экстремизма. Несмотря на то, что существуют методики
проведения соответствующих экспертиз, качество выводов специалиста определяется его профессиональной квалификацией и опытом, поэтому имеются случаи несовпадения выводов специалиста в стадии возбуждения уголовного дела и заключения экспертизы, проводимой в стадии предварительного расследования, а иногда — и в стадии судебного разбирательства. Поэтому рекомендуется обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 70 УПК России предыдущее участие эксперта по уголовному делу в качестве эксперта или специалиста не является основанием для его отвода; таким образом, при выявлении и документировании признаков преступлений экстремистского характера в качестве специалиста может быть привлечено лицо, которому предполагается последующее производство экспертизы. Следует иметь в виду, что в настоящее время ситуация значительно упростилась: в действующей редакции ч. 1 ст. 144 УПК России допускается до возбуждения уголовного дела назначение и производство экспертизы.
На третьем этапе — оценке результатов проверки и принятии решения о представлении этих результатов следователю происходит выяснение вопроса о том, получены ли в процессе ОРД достаточные данные, указывающие на признаки преступления или, иначе говоря, установлено ли основание для возбуждения уголовного дела. Общие критерии готовности результатов ОРД для представления их следователю отражены в Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. При этом необходимо ориентироваться на уголовно-правовую характеристику преступлений экстремистской направленности и прежде всего, на признаки объективной стороны конкретного преступления.
Что касается деятельности оперативных подразделений по поручениям следователя в стадии предварительного расследования (т.н. оперативное сопровождение), то с правовой точки зрения существенных проблем при этом не возникает. Следователь лишь формулирует вопросы, подлежащие установлению посредством ОРД. Выбор конкретных видов ОРМ, тактику и методику их проведения определяет орган, осуществляющий ОРД. Результаты представляются следователю в порядке, установленном указанной ранее межведомственной Инструкцией.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.04.2013).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 26.04.2013).
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.03.2013).
6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности».
7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О противодействии экстремистской деятельности»
8. Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О полиции».
9. Указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 (ред. от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».
10. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1316 (ред. от 05.09.2011) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
11. Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации».
12. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».
13. Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».
14. Приказ Минюста РФ № 362, МВД РФ №
810, ФСБ РФ № 584 от 25.11.2010 «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
06.12.2010 N 19118).
15. Приказ Следственного комитета РФ от
12.07.2011 № 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности».
16. Приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
17. Приказ МВД РФ от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».