Научная статья на тему 'К вопросу о противодействии преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием it-технологий'

К вопросу о противодействии преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием it-технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
противодействие преступлениям / коррупционные преступления / преступления экономической направленности / подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции / информационно-телекоммуникационные технологии / оперативно-розыскные мероприятия / counteraction to crimes / corruption crimes / economic crimes / economic security and anticorruption units / information and telecommunications technologies / operational and investigative measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равиль Гарифуллаевич Искалиев, Александр Валериевич Телков

Авторами исследовано современное состояние противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности с использованием IT-технологий, выделены существующие проблемы и предложен ряд мер по повышению эффективности деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по указанным видам преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равиль Гарифуллаевич Искалиев, Александр Валериевич Телков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of countering economic and corruptionrelated crimes with the use of it-technologies

The authors have investigated the current state of countering economic and corruption-related crimes using IT technologies, identified existing problems and proposed measures to improve the efficiency of economic security and anti-corruption units for the specified types of crimes.

Текст научной работы на тему «К вопросу о противодействии преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием it-технологий»

Закон и право. 2021. № 11. С. 118-123. Law and legislation. 2021;(11):118—123.

Научная статья УДК 343.32; 351.74

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-118-123 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

К вопросу о противодействии преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием it-технологий

| Равиль Гарифуллаевич Искалиев1, Александр Валериевич Телков2

11 2 Академия управления МВД России, Москва, Россия

1 isk74ravil@gmail.com

2 ordtula@gmail.com

Аннотация. Авторами исследовано современное состояние противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности с использованием IT-технологий, выделены существующие проблемы и предложен ряд мер по повышению эффективности деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по указанным видам преступлений.

Ключевые слова: противодействие преступлениям, коррупционные преступления, преступления экономической направленности, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, информационно-телекоммуникационные технологии, оперативно-розыскные мероприятия.

Для цитирования: Искалиев Р.Г., Телков А.В. К вопросу о противодействии преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием it-технологий // Закон и право. 2021. № 11. С. 118—123. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-118-123

Original article

On the issue of countering economic and corruption-related crimes with the use of it-technologies

| Ravil G. Iskaliev1, Alexander V. Telkov2

1 2 Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia

1 isk74ravil@gmail.com

2 ordtula@gmail.com

Abstract. The authors have investigated the current state of countering economic and corruption-related crimes using IT technologies, identified existing problems and proposed measures to improve the efficiency of economic security and anti-corruption units for the specified types of crimes.

Keywords: counteraction to crimes, corruption crimes, economic crimes, economic security and anticorruption units, information and telecommunications technologies, operational and investigative measures.

For citation: Iskaliev R.G., Telkov A.V. On the issue of countering economic and corruption-related crimes with the use of it-technologies // Law and legislation. 2021 ; ( 11 ) : 118—123. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-118-123

© Искалиев Р.Г., Телков А.В. М., 2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации является противодействие преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных и цифровых технологий (далее - ИТТ).

Анализ статистических данных убедительно свидетельствует об устойчивой тенденции роста ИТТ-преступлений.

В период с 2014 по 2019 гг. число зарегистрированных деяний данного вида увеличилось более чем в 25 раз (2014 г. — 11 тыс., 2019 г. — 294, 4 тыс.), а с 2002 г. — почти в 50 раз (2002 г. — 6 тыс.).

В 2020 г. органами внутренних дел Российской Федерации выявлено 503,5 тыс. преступлений, совершенных с использованием ИТТ [1].

На наш взгляд, это обусловлено особенностями криминальной деятельности в данной сфере, а именно, активно развивающимся применением ИТТ, постоянным возникновением новых способов совершения противоправных действий, имеющимися возможностями для обеспечения анонимности преступников, и в конце концов — виктимным поведением потерпевших.

Безусловно, сложившиеся в 2020 г. обстоятельства социально-экономического характера, вызванные пандемией коронавируса СОУГО-19, создали дополнительные условия для усиления криминальной активности с использованием ИТТ.

Анализ правоприменительной практики показывает, что подавляющее большинство криминальных деяний, совершенных с применением ИТТ, носит имущественный характер, в том числе это мошенничества, предусмотренные статьями 159, 159.3, 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации [2].

В 2019 г. проблемы, возникающие в области противодействия 1Т-преступности, рассмотрены на заседании коллегии МВД России, в результате чего в оперативных и следственных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах МВД России созданы структурные подразделения, специализирующиеся на противодействии преступлениям данного вида [5]. На сегодняшний день их штатная численность составляет около 5 тыс. единиц.

Специализированные 1Т-подразделения созданы и в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК), которые занимаются выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием

преступлений экономической и коррупционной направленности, многие из которых совершаются с использованием ИТТ.

Говоря об имеющихся тенденциях, отметим, что в целом на долю 1Т-подразделений службы ЭБиПК приходится, может быть, и не самое большое количество киберпреступлений, но, на наш взгляд, наиболее вредоносных как для государства, так и для граждан.

Среди них: создание интернет-финансовых пирамид, фальшивомонетничество, организация незаконных азартных игр в сети, осуществление противоправных сделок с использованием криптовалют, попытки махинаций с электронными цифровыми подписями.

По итогам 2020 г. 1Т-отделения и группы в структуре подразделений ЭБиПК общей численностью 236 единиц выявили 1243 киберпреступ-ления, или 8% от общего числа таких противоправных деяний, что в целом соотносится с долей экономических преступлений (15 742) от общего числа зарегистрированных 1Т-составов.

Наибольшее количество криминальных деяний данной категории задокументировано подразделениями ИТТ ЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве (620), МВД по Республике Татарстан (141), ГУ МВД России по Новосибирской (51), Московской (40) областям, Ставропольскому краю (38), Кемеровской (33), Волгоградской (30) областям.

Материальный ущерб в размере 581,1 млн руб., задокументированный указанными подразделениями, возмещен на 60,2% (349,7 млн руб.) [1].

ИТТ активно применяются злоумышленниками в сфере незаконной организации и проведения азартных игр.

В 2020 г. выявлено 696 преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ, из них 59 преступлений совершены в крупном и особо крупном размере. В суд направлены уголовные дела о 363 преступлениях. Выявлено 1,1 тыс. лиц, совершивших преступления, из них 694 привлечены к уголовной ответственности [1].

Так, в результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проведенных подразделениями ЭБиПК, пресечена деятельность преступного сообщества под руководством четырех граждан, которые в сети подпольных игорных заведений на территории г. Москвы, Челябинской области и других субъектов Российской Федерации в период с мая 2018 г. по январь 2019 г. организовали проведение азартных игр вне игор-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

ных зон с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В преступное сообщество входили самостоятельные структурные подразделения со строгой иерархией и четким распределением роли каждого участника, которым использовались различные способы конспирации, включая наличие системы допуска к проводимым незаконным азартным играм.

По данному факту СУ СК России по Челябинской области 31 января 2020 г. возбуждено уголовное дело в отношении четырех организаторов преступного сообщества по ч. 1 ст. 210 УК РФ и в отношении 15 его активных участников по ч. 2 ст. 210 УК РФ.

В результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий пресечена деятельность организованной группы, осуществлявшей противоправную деятельность на территории ряда регионов Российской Федерации. Участники группы из числа руководителей ООО «Букмекер Паб» в период с 2017 по 2019 гг. на территории Брянской области, действуя умышленно, из личной заинтересованности, не исполнили обязанности налогового агента по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации исчисленных и удержанных налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, в особо крупном размере на общую сумму 200,5 млн руб.

По данному факту СУ СК России по Брянской области 24 апреля 2020 г. возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 199.1 УК РФ.

В 2020 г. ГУЭБиПК МВД России совместно с МВД по Республике Татарстан пресечена деятельность преступного сообщества, члены которого занимались изготовлением и реализацией на территории различных регионов Российской Федерации поддельных билетов Банка России номиналом 2 тыс. руб. посредством интернет-площадки «HYDRA».

В Мурманской области по материалам сотрудников IT-подразделения регионального УЭБиПК 31 марта г. 2020 возбуждено шесть уголовных дел по ч. 1 ст. 187 УК РФ в отношении группы лиц, направивших от имени руководителей ряда коммерческих организаций, использовав ключи электронных цифровых подписей последних, поддельные платежные поручения о переводе денежных средств на общую сумму более 26,4 млн руб.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты оперативно-служебной деятельнос-

ти в данной сфере, по нашему мнению, существует целый комплекс проблем правого, методического, организационного характера, создающий трудности для противодействия преступлениям в сфере ИТТ.

Значительную сложность представляет установление личности преступника, совершившего преступление на территории иностранного государства, либо зарегистрировавшего «противоправный» интернет-домен в компании, представительство которой находится за рубежом, а также использующего для совершения противоправных действий мессенджеры Telegram, Instagram, Viber, WhatsApp, Skype, Jabber, Black-Jack.

В своей работе они применяют технологии шифрования, а серверы расположены за пределами Российской Федерации. Помимо того, что значимые сведения могут быть получены только при направлении запроса о правовой помощи в компетентные органы иностранного государства, разрешение которого требует значительного периода времени, законодательство иностранного государства может допускать анонимность пользователя сети Интернет в тех случаях, в которых российское законодательство ее исключает.

Иным способом сохранения преступником конфиденциальности в сети Интернет является использование SIM-карт, приобретенных с нарушениями законодательства (например, у граждан, продающих ранее купленные для собственных нужд SIM-карты, или у организаций, закупивших идентификационные модули абонентов якобы для своих сотрудников и в дальнейшем перепродающих их без надлежащего оформления).

На фоне правовой неопределенности статуса криптовалют и стремительного развития криминального «крипторынка» возрастает количество фактов использования денежных суррогатов при совершении преступлений в сфере экономики, уклонения от уплаты налогов, финансирования экстремистской и террористической деятельности.

Определенные шаги на пути совершенствования мер по противодействию IT-преступлени-ям уже сделаны законодателем.

Так, Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» от 30 декабря 2020 г. № 533-Ф3 внесены изменения, касающиеся порядка заключения, прекращения договоров об оказании услуг связи и внесения в них изменений дистанционным способом. Теперь усилены требования к дистанционным про-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

дажам Б1М-карт, для осуществления которых необходима усиленная квалифицированная электронная подпись или простая электронная подпись, полученная при личной явке за оказанием государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Кроме того, при использовании простой электронной подписи гражданам необходимо пройти идентификацию через Единую биометрическую систему (ЕБС), оператором которой является «Ростелеком» [3].

Принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ, устанавливающий правила выпуска цифровых финансовых активов, оборота цифровой валюты (криптовалюты), а также запрещающий принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой [4].

На сегодняшний день актуален вопрос признания криптовалюты имуществом в уголовном законодательстве.

Развитие ведомственных информационно-аналитических ресурсов, обеспечивающих деятельность МВД России, в том числе в части обеспечения экономической безопасности, на наш взгляд, является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время в МВД России эксплуатируются следующие информационные ресурсы, обеспечивающие экономическую безопасность:

■ сервис обеспечения экономической безопасности органов внутренних дел Российской Федерации предназначен для обеспечения полного технологического цикла ввода, накопления, обработки и анализа оперативно-служебной, аналитической и оперативно-розыскной информации в ГУЭБиПК МВД России, а также в подразделениях ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне. Использование сервиса повышает качество работ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности;

■ информационно-поисковый сервис (ИПС) «Следопыт-М» предназначен для поиска, сбора, обработки и представления информации, получаемой из разнородных информационных систем и баз данных, используемых в оперативных подразделениях на федеральном, межрегиональном, ре-

гиональном и территориальном уровнях системы МВД России.

ИПС «Следопыт-М» призван повысить эффективность информационного обеспечения деятельности подразделений оперативно-розыскной информации МВД России за счет сокращения времени и трудозатрат при получении информации, содержащейся в информационных системах и базах данных, путем формирования единого поискового запроса, сбора, обработки информации, досье в рамках унифицированного интерфейса и статистической отчетности.

Основными проблемными вопросами при организации противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершенным с использованием ИТТ, по-прежнему, являются:

■ длительные сроки получения информации от кредитных организаций, операторов связи, социальных сетей и компаний, предоставляющих интернет-услуги;

■ использование преступниками при совершении преступлений широкого спектра средств сокрытия личности (анонимные телефонные карты, УРК-сервисы, анонимные браузеры, 1Р-телефония);

■ недостаточная квалификация сотрудников специализированных подразделений.

Существенно ограничивает возможности расследования указанных видов преступлений недостаточное программно-техническое обеспечение производства компьютерных экспертиз. Так, при проведении экспертиз, объектами которых являются заблокированные мобильные телефоны и планшеты, имеющие графические или неизвестные цифровые пароли, доступ к внутренней памяти устройств модно получить только в отдельных случаях (в зависимости от модели, операционной системы, серии чипсетов). Помимо этого, эксперты сталкиваются с проблемой шифрования самой внутренней памяти мобильных устройств.

По нашему мнению, ограниченные возможности по производству компьютерно-технических экспертиз и длительное время их проведения приводят к тому, что органы предварительного следствия не назначают соответствующие экспертизы (и не предъявляют обвинения по дополнительным эпизодам преступной деятельности); в связи с этим часть преступлений в сфере ИТТ может оставаться без должного реагирования, а права потерпевших — без защиты.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

Несмотря на осуществляемые мероприятия по совершенствованию информационного обмена в сфере противодействия 1Т-преступности, одной из основных проблем остается недостаточный уровень организации взаимодействия органов внутренних дел с кредитными организациями, интернет-провайдерами, операторами сотовой связи и интернет-сервисов.

Отдельного внимания заслуживает необходимость упрощения порядка получения информации от оператора связи о телефонных соединениях и информации от кредитно-финансовых организаций о принадлежности счета и движении по нему денежных средств

Прогнозируя оперативно-служебную деятельность подразделений ЭБиПК в 2021 г., можно ожидать роста обращений граждан и организаций (экономической направленности), касающихся нарушения процедур закупок, завышения стоимости лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты, хищения бюджетных средств, выделенных на борьбу с коро-навирусной инфекцией СОУГО-19, с преступлениями в сфере производства и потребительского рынка, мошенничеств в сети Интернет, а также мошенничеств, связанных с налоговой, банковской, коммерческой и иной деятельностью, которые отличаются гибкой адаптацией к новым формам и методам предпринимательской деятельности, имитацией заключения договоров и осуществления гражданско-правовых сделок.

Резюмируя вышесказанное, на наш взгляд, необходимо проделать значительную организационную работу, призванную своевременно отреагировать на возрастающие угрозы в рассматриваемой сфере:

■ закрепить возможность ограничения доступа (блокирования) к сайтам интернет-пирамид (хайп-проектам);

■ законодательно закрепить возможность «исследования компьютерной информации», полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих специальными знаниями, т.е. фиксации юридически значимых следов киберпреступлений в Интернете;

■ организовать единый для борьбы с 1Т-пре-ступлениями электронный документооборот с кредитными организациями, интернет-провайдерами и операторами связи;

■ провести разработку и распространение в подразделения ЭБиПК территориальных органах внутренних дел обобщенных методик документирования таких преступлений в целях оказания методической помощи специализированным подразделениям на основе анализа наиболее значимых преступлений;

■ проводить учебные занятия с руководителями и сотрудниками подразделений ИТТ ЭБиПК территориальных органов внутренних дел в целях совершенствования организации их деятельности и повышения уровня профессиональной подготовки;

■ организовать и провести комплекс оперативно-профилактических мероприятий с целью информирования физических и юридических лиц о способах совершения преступлений с использованием ИТТ, применяемых для этого злоумышленниками методов и средств, мерах по противодействию этим попыткам, с привлечением для этих целей СМИ, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и других институтов гражданского общества.

Список источников

1. Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2020 г. Форма 5-БЭП.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (действ. ред.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»: Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-Ф3 (действ. ред.) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

4. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-Ф3 (действ. ред.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/

5. Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.11.2019 № 3 «О мерах по совершенствованию организации работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»: Приказ МВД России от 25.11.2019 № 878 // http://

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/

References

1. Statistical data of the GIAC of the Ministry of internal affairs of Russia for 2020. Form 5-BEP.

2. The Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ of 13.06.1996 (valid ed.) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 10699/

3. On Amendments to the Federal Law «On Communications»: Federal Law № 533-FZ of 30.12.2020 (valid ed.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/

4. On Digital Financial Assets, digital currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law № 259-FZ of 31.07.2020 (valid ed.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/

5. On the announcement of the decision of the Board of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 3 dated 01.11.2019 «On measures to improve the organization of work on the identification, disclosure and investigation of crimes committed using information and telecommunication technologies»: Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 878 dated 25.11.2019 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/

Информация об авторах

Искалиев Р. Г. — кандидат юридических наук Телков А.В. — кандидат юридических наук

Information about the authors

Iskaliev R.G. — candidate of law Telkov A.V. — candidate of law

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.07.2021; одобрена после рецензирования 20.09.2021; принята к публикации 25.09.2021.

The article was submitted 15.07.2021; approved after reviewing 20.09.2021; accepted for publication 25.09.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.