видами профессионально-прикладных видов спорта является приобретение профессиональных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубрилов, Р. А. Становление, развитие и совершенствование техники стрельбы в биатлоне : монография / Р.А. Зубрилов. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - Москва : Советский спорт, 2013. - 352 с.
2. Мулик, В.В. Сравнительный анализ двигательных действий на огневом рубеже биатлонистов различной квалификации / В.В. Мулик // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 3. -С. 40-49.
3. Романова, Я.С. Качество стрельбы биатлонистов высокой квалификации из положения лёжа в зависимости от последовательности выполнения выстрелов по целям биатлонной мишенной установки / Я.С. Романова // Омский научный вестник. - 2010. - № 1 (85). - С. 170-174.
4. Романова, Я.С. Комплексный индивидуальный подход к совершенствованию техники стрельбы биатлонистов высокой квалификации : дис. ... канд. пед. наук / Романова Яна Сергеевна. - Омск, 2015. -177 с.
REFERENCES
1. Zubrilov, R.A. (2013), Formation, development and improvement of shooting techniques in biathlon: monograph, Soviet Sport, Moscow.
2. Mulik, V.V. (2009), "Comparative analysis of motor actions on the firing line of athletes of different qualifications", Physical education of students, No. 3, pp. 40-49.
3. Romanova, Ya.S. (2010), "Quality of shooting athletes of high qualification from the prone position depending on sequence of shots on targets biathlon target set", Omsk Scientific Bulletin, No. 1 (85), pp. 170-174.
4. Romanova, Ya.S. (2015), Comprehensive and individual approach to improvement of the shooting technique of the athletes of high qualification, dissertation, Omsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.12.2020
УДК 378.147
ВНЕДРЕНИЕ КУРСА «СНОУБОРДИНГ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ» В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ
Павел Павлович Власенко, аспирант, Сахалинский государственный Университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду,
Южно-Сахалинск
Аннотация
В настоящее время в России наблюдается значительный рост количества занимающихся сноубордингом в спортивных школах и коммерческих горнолыжных клубах. Не вызывает сомнений, что сноубординг можно рассматривать как одно из современных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения, однако, на сегодняшний день, это направление недостаточно развивается. Основной причиной данной ситуации является низкая компетентность в вопросах преподавания сноубординга выпускников физкультурно-спортивных вузов. В данной работе, представлены структура и содержание курса «Сноубординг с методикой преподавания», а также разработаны методическая часть примерной программы и практические рекомендации по организации и проведению занятий по сноубордингу для студентов факультетов физической культуры.
Ключевые слова: сноубординг, обучение студентов, учебная дисциплина, физическая культура, спорт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p27-32
INTRODUCTION OF "SNOWBOARDING WITH TEACHING METHODS" COURSE INTO THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PERSONNEL
TRAINING
Pavel Pavlovich Vlasenko, the post-graduate student, Sakhalin State University, the coach, Sports school of Olympic reserve in alpine skiing and snowboarding, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract
Currently in Russia, there is a significant increase in the number of snowboarders at sports schools and commercial ski clubs. There is no doubt that snowboarding can be considered as one of the modern and effective means of physical education of the younger generation, but to date, this area is not sufficiently developed. The main reason for this situation is the low competence in teaching snowboarding among the graduates of physical education and sports universities. This article presents the structure and content of the "Snowboarding with methods of teaching" course and develops the methodological part of the model program and practical recommendations for organizing and conducting snowboarding classes for students of physical education departments.
Keyword: snowboarding, student education, academic discipline, physical culture, sports.
ВВЕДЕНИЕ
По данным Министерства спорта Российской Федерации за период с 2016 по 2019 годы, количество занимающихся сноубордингом увеличилось на 8.65%, тренеров по сно-уборду увеличилось на 13.5%. При этом, в виде зимнего спорта - горнолыжном спорте, наблюдается снижение численности занимающихся, за аналогичный период на 9.53% [5]. Следовательно, сноубординг «набирает» популярность у населения.
По данным общероссийской общественной организации «Федерация сноуборда России» на 1 января 2020 г сноубординг активно развивается в 45 субъектах Российской Федерации. Одной из ключевых проблем, как отмечено в Программе развития вида спорта, является отсутствие кафедр, осуществляющих подготовку тренеров по специализации сноубординг в вузах страны. Программы по обучению методике преподавания сноубор-динга, также не внедрены массово в вузах педагогического профиля.
Целью подготовки физкультурно-спортивных кадров является формирование знаний, умений и навыков для работы, направленной на укрепление здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения. Студенты, обучающиеся по профилю «Физическая культура», должны обладать высоким уровнем развития физических качеств, быть всесторонне развитыми и профессионально универсальными [1]. Современная система профессиональной ориентации студентов не является достаточно эффективной и многие молодые люди, интересующиеся сноубордингом, не выбирают педагогическую профессию в сфере физической культуры и спорта. В этом случае, обучение по программам дополнительного образования повышает готовность специалиста преподавать сноубординг и выдержать конкуренцию в современных условиях рыночных отношений [2, 3].
В этой связи, актуальной научно-практической задачей является деятельность по формированию профессиональных компетенций по направлению сноубординг у студентов физкультурно-спортивных направлений подготовки.
На основе анализа требований Федерального Государственного образовательного стандарта к выпускникам факультетов физической культуры и спорта и Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Сноуборд» [4, 6] автором разработана и внедрена в практику программа «Сноубординг с методикой преподавания».
Включение дисциплины «Сноубординг» с основами теории и методики преподавания расширяет учебный план, что способствует овладению студентами различными двигательными умениями и навыками, разнообразит процесс обучения, что повысит их профессиональную компетентность и будет содействовать развитию вида спорта
сноубординг [3].
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выявления оптимальной структуры и содержания курса учебной дисциплины «Сноубординг с методикой преподавания», в процессе исследования применялись следующие методы: анализ нормативно-правовых документов (государственных стандартов, учебных планов, основных образовательных программ, аннотаций дисциплин) регламентирующих подготовку студентов факультетов физической культуры, а также, анализ методических материалов, учебно-методических пособий и методических разработок по обучению катанию на сноуборде и анализ педагогического опыта по обучению катанию на сноуборде; метод моделирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами разработана программа «Сноубординг с методикой преподавания» для студентов факультета физической культуры ГБОУ ВПО «Сахалинский государственный Университет».
Эта программа может использоваться для студентов факультетов физической культуры, в вузах регионов, где активно развивают сноубординг.
Цели программы:
1. Овладение студентами основами теории, методики и практики сноубординга.
2. Обучение ведению профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта по специализации сноубординг.
3. Формирование знаний, умений, навыков по проведению практических занятий по обучению технике катания на сноуборде.
Задачи программы:
1. Содействовать формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту на предметной основе различных видов сноубординга.
2. Изучить методику преподавания сноубординга.
3. Формирование начальных умений, овладение основами техники движений.
4. Овладение техникой катания на сноуборде. Уточнение системы движений.
5. Приобретение необходимых знаний, умений и навыков для ведения самостоятельной педагогической и организационной работы по обучению катанию на сноуборде, используемой в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.
6. Стимулировать самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых знаний.
Таблица 1 - Модель программы учебной дисциплины «Сноубординг с методикой преподавания»_
Тематика занятий Содержание занятий
1.История возникновения и развития сноубординга. Выдающиеся спортсмены. Основная литература. История зарождения и этапы становления сноубординга в Мире и России. Сер-финг/скейтбординг/сноубординг. Первые сноусерфы. Изобретатели сноуборда Ш.Поппен, Д.Симс. Вклад Дж. Бертона, изменение структуры сноуборда. Первые соревнования. Олимпиада 1998 г. FIS и WSF. Основная литература и видеоматериалы по обучению технике сноубординга.
2.Терминология сноубордин-га Основные понятия: основная/направленная стойка, разгрузка, загрузка, перекантовка; регуляр, гуффи, свич; передний/задний/рабочий кант, угол закантовки; хайбэк, бакля, трещетка; фронтсайд, бэксайд, свич бэксайд, кеб; гребы; слоуп стайл, биг эйр, хафпайп, джиббинг; сноубордкросс; флэт; корк, родео; пресс, слайд; олле, нолле.
3.Оборудование и инвентарь для занятий сноубордингом Особенности подбора экипировки: одежда для сноубординга, термобелье, мембрана, средства индивидуальной защиты, разновидности ботинок. Виды и назначение сноубордов. Конфигурации и структура сноуборда, виды прогибов, торсионная жесткость. Особенности настройки инвентаря: постановка креплений, настройка застежек, ширина стойки, углы разворота креплений.
Тематика занятий Содержание занятий
4.Характеристика дисциплин сноубординга. Подготовка трасс. Спортивные дисциплины сноубординга: слоуп стайл, биг эйр, хафпайп, сноуборд кросс, слалом. Особенности подготовки трасс по группе акробатических дисциплин и сноубордкроссу. Параметры трасс: ширина, перепад высот, длина, конфигурации, типы фигур и препятствий. Соотношение углов вылета и приземлений. Постановка трасс для соревнований по альпийским дисциплинам сноубординга. Любительские дисциплины сноубординга: джиббинг, квотерпайп, кнаклхак, флэт фристайл.
5.Правила проведения соревнований по сноубордин-гу. Особенности судейства Положение о соревнованиях. Календарный план. Судейская бригада. Условия допуска к соревнованиям. Работа секретариата. Правила соревнований. Различия и спецификация судейства в акробатических дисциплинах, альпийских дисциплинах и сноубордкроссе. ЕВСК.
6.Обучение сноубордингу в условиях массовых форм занятий. Правила поведения на склонах горнолыжных комплексов. 10 правил безопасности FIS. Типы подъёмников. Типы горнолыжных центров, службы инструкторов в структуре горнолыжных центров, организация работы инструктора в коммерческих горнолыжных клубах и абонементных группах. Особенности работы в секциях, дополнительных формах организации занятий.
7.Использование средств сноубординга в общеобразовательной школе. Особенности использования средств сноубординга в рамках уроков физической культуры в условиях небольших склонов. Примерный план урока. Организация занятий по сноубордингу на горнолыжных комплексах в рамках системы дополнительного образования.
8.Особенности физической подготовки сноубордистов. Соотношение ОФП и СФП. Средства СФП (скейтбординг, акробатика) Средства воспитания координационных способностей в безопорном положении. Значение учета двигательной асимметрии при использовании средств ОФП и СФП (стойка свич, 4 стороны вращения)
9.Методические основы обучения технике катания на сноуборде Обучение основам техники сноуборда с учетом частных задач, решаемых при использовании конкретных средств обучения. Учет индивидуальных особенностей занимающихся.
10.Последовательность изучения технических элементов. 1. Обучение технике самостраховки при падении. 2. Упражнения с одной пристегнутой ногой на плоскости и небольшом уклоне. 3. Обучение технике скольжения и остановки на заднем канте в основной стойке (распределение веса тела 50/50). 4. Боковые соскальзывания вправо/влево на заднем канте с переносом веса тела в пропорции 70/30. 5. Обучение технике скольжения и остановки на переднем канте в основной стойке (вес тела 50/50). 6. Боковые соскальзывания вправо/влево на переднем канте с переносом веса тела 70/30. 7. Обучение технике прямого скольжения и остановки в своей стойке и стойке «switch». 8. Обучение технике смены канта с переднего на задний через остановку в своей стойке и стойке «switch». 9. Обучение технике смены канта с заднего на передний через остановку в своей стойке и стойке «switch». 10. Обучение технике поворотов торможением и проскальзыванием в своей стойке и стойке «switch».
12.Обучение технике быстрых комбинированных поворотов. Обучение технике коротких «резанных» поворотов загрузкой-разгрузкой. Прохождение трассы слалома и гигантского слалома.
13.Методика обучения базовым техническим элементам из группы акробатических дисциплин сноубординга. Тейл и ноус пресс. Бэксайд бордслайд и фронтсайд бордслайд в своей стойке и в стойке свич. Прямой прыжок с двух ног, с олле, с нолле. Смена стойки реверсом: фронтсайд/бэксайд. Ноус вилли, тейл вилли. Разворот на 360° без прыжка: фронтсайд/бэксайд.
14.Основы судейства Практическая работа на соревнованиях в следующих должностях: помощник секретаря; судья на трассе; стартер; шейпер
Программа прошла апробацию в ГБОУ ВПО «Сахалинский государственный Университет», со студентами по направлению «Физическая культура». В процессе реализации программы «Сноубординг с методикой преподавания» были достигнуты следующие результаты:
1. Формирование у студентов знаний, умений и навыков в процессе обучения технике сноубординга.
2. Повышение профессионально-познавательного интереса студентов к использованию средств сноубординга в физическом воспитании школьников.
3. Обучение основам методики преподавания сноубординга для школьников различного возраста.
В результате изучения программы «Сноубординг с методикой преподавания», будущие специалисты сферы физической культуры, должны уметь применять средства сно-убординга в качестве разновидности физического воспитания школьников в процессе урочных, внеурочных и секционных форм. В перспективе, эти специалисты будут готовы внедрять сноубординг в физкультурно-спортивную практику, в том числе в рамках реализации различных проектов, направленных на укрепление здоровья населения, таких как «Сноуборд в школу», «Спорт-норма жизни», «Активное долголетие» и др.
ВЫВОДЫ
Разработанная модель учебной дисциплины «Сноубординг с методикой преподавания», может успешно использоваться в профессиональной подготовке будущих специалистов сферы физической культуры и спорта, в вузах регионов, где данный вид спорта активно развивается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ерегина С.В. Профессионально-важные качества специалистов сферы физической культуры и спорта // Современные технологии дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма. - Москва : СпортАкадемПресс.- 2002. - Часть II. -С. 53-58.
2. Ерегина С.В. Особенности организации дополнительного профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта г Москвы / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 119-124.
3. Ерегина С.В. Исследование ценностных ориентаций студентов факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета / С.В. Ерегина // Современные проблемы физической культуры и спорта : сборник научно-методических трудов. -Москва, 2002. - С. 15-18.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура : приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 15.11.2020)
5. О федеральном статистическом наблюдении по форме № 5-ФК за 2019 год // Министерство спорта Российской Федерации : [официальный сайт]. - Статистическая информация. - URL: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Prikaz163_280220.pdf (дата обращения: 30.11.2020).
6. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "сноуборд" : приказ Минспорта России от 19 января 2018 г № 29 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71875906/ (дата обращения 15.11.2020).
REFERENCES
1. Eregina S.V. (2002), "Professional and important qualities of specialists in the sphere of physical culture and sport", Modern technologies of additional professional education in the sphere of physical culture, sport and tourism, SportAcademPress, Moscow, Part II, pp. 53-58.
2. Eregina, S.V. and Tarasenko, K.N. (2020), "Peculiarities of organization of additional professional education of specialists in the field of physical culture and sport of Moscow", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 119-124.
3. Eregina S.V. (2002), "Research of value orientations of students of the faculty of physical culture of Moscow State University", Modern problems of physical culture and sport: Collection of scientific and methodical articles, Moscow, pp.15-18.
4. Ministry of Sport of Russia (2014), "On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training 49.03.01 Physical culture", Order from 07.08.2014 N 935, available at: https://base.garant.ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (date of accessed 15.11.2020).
5. Federal statistical monitoring under Form No. 5-FC for 2019, Official site of the Ministry of Sports of Russia: Statistical information., available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/
6. Ministry of Sport of Russia (2018), "About the approval of the federal standard of sports training in the sport "snowboard", Order of 19/01/2018 No. 29, available at: https://base.garant.ru/71875906/ (date of accessed 15.11.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.12.2020
УДК 796.07
НАДЕЖНОСТЬ ПИЛОТА ВОЗДУШНОГО СУДНА - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе аргументируется, что наряду с повышением надежности авиатехники, умение пилота ориентироваться в воздушном пространстве, его надежность приобретает все большее значение. Это особенно важно при появившейся тенденции увеличения негативных явлений, обусловленных «человеческим фактором». В статье разработан, апробирован и диагностирован комплекс упражнений плавательной направленности, необходимый для эффективного развития вестибулярной устойчивости. Практическая значимость исследования - интенсификация профессиональной физической подготовки будущего авиаспециалиста, при этом к числу значимых приоритетов относится идеология повышения надежности пилота воздушного судна.
Ключевые слова: гражданская авиация, студент, надежность пилота, вестибулярная устойчивость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p32-35
RELIABILITY OF THE AIRCRAFT PILOT - PRIORITY TASK OF CIVIL
AVIATION
Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article argues that along with increasing the reliability of aircraft, the pilot's ability to navigate in the airspace, its reliability is becoming increasingly important. This is especially important when there is a tendency to increase the negative phenomena caused by the "human factor". The article has developed, tested and diagnosed a set of swimming exercises necessary for the effective development of vestibular stability. The practical significance of the study is the intensification of professional physical training of the future aviation specialist, while the ideology of improving the reliability of the aircraft pilot is among the significant priorities.
Keywords: civil aviation, student, reliability of the pilot, vestibular stability.
ВВЕДЕНИЕ
Авиационный транспорт - самый безопасный на планете, он является динамично развивающейся отраслью и краеугольным камнем всей инфраструктуры страны. В гражданской авиации (ГА) основополагающим моментом является безопасность полетов воздушных судов - состояние системы, при которой риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством выявления угроз и контроля факторов риска безопасности. Сегодня отмечаются позитивные результаты сокращения объема авиационных инцидентов из-за отказа авиатехники, однако увеличилась