Научная статья на тему 'Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда'

Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сноубординг / акробатический сноуборд / биг эйр / слоуп стайл / хафпайп. / snowboard / acrobatic snowboard / big air / slope style / halfpipe

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Павел Павлович

Акробатический cноубординг относится к сложно координационным видам спорта с бальной системой оценки по форме техники. Основой успешного выполнения соревновательного технического элемента(трюка) является специальная техническая подготовка. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к спортсменам предъявляются высокие требования в плане быстрого и эффективного освоения техники движений. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных путей, с помощью которых можно качественнее и быстрее научить спортсменов управлять своими движениями. В статье рассмотрены основы технической подготовки, используемые в акробатическом сноуборде, а также даны конкретные рекомендации по выбору наиболее эффективных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Павел Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF TECHNICAL TRAINING OF ATHLETES SPECIALIZING IN ACROBATIC SNOWBOARD DISCIPLINES

Acrobatic snowboarding refers to complex coordination sports with a system of assessment based on the form of techniques performance. The basis for successful performance of a competitive technical element (trick) is a special technical training. Athletes have high requirements in terms of rapid and effective development of the main technical elements due to early specialization, shortened training periods and increasing complexity of sports technical elements. This makes it necessary to find the best ways to teach athletes to manage their movements better and faster The article discusses the main problems in teaching movement techniques used in acrobatic snowboard, as well as specific recommendations for training the performance of technical elements (tricks).

Текст научной работы на тему «Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда»

УДК 796.9

DOI 10.38163 / 978-5-6043858-4-5_2020_86

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА АКРОБАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ

СНОУБОРДА

Власенко Павел Павлович.

Россия, г. Южно-Сахалинск, ГАУ "Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду", тренер по сноуборду, sakh.freestyle@mail.ru.

Аннотация. Акробатический шоубординг относится к сложно координационным видам спорта с бальной системой оценки по форме техники. Основой успешного выполнения соревновательного технического элемента(трюка) является специальная техническая подготовка. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к спортсменам предъявляются высокие требования в плане быстрого и эффективного освоения техники движений. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных путей, с помощью которых можно качественнее и быстрее научить спортсменов управлять своими движениями.

В статье рассмотрены основы технической подготовки, используемые в акробатическом сноуборде, а также даны конкретные рекомендации по выбору наиболее эффективных упражнений.

Ключевые слова: сноубординг, акробатический сноуборд, биг эйр, слоуп стайл, хафпайп.

FUNDAMENTALS OF TECHNICAL TRAINING OF ATHLETES

SPECIALIZING IN ACROBATIC SNOWBOARD DISCIPLINES

Vlasenko Pavel Pavlovich.

Yuzhno-Sakhalinsk, Olympic Reserve Sports School for Alpine Skiing and Snowboard, Snowboard Coach, sakh.freestyle@mail.ru

Abstract. Abstract. Acrobatic snowboarding refers to complex coordination sports with a system of assessment based on the form of techniques performance. The basis for successful performance of a competitive technical element (trick) is a special technical training. Athletes have high requirements in terms of rapid and effective development of the main technical elements due to early specialization, shortened training periods and increasing complexity of sports technical elements. This makes it necessary to find the best ways to teach athletes to manage their movements better and faster.

The article discusses the main problems in teaching movement techniques used in acrobatic snowboard, as well as specific recommendations for training the performance of technical elements (tricks).

Keyword: snowboard, acrobatic snowboard, big air, slope style, halfpipe.

Введение. Сноубординг, являясь сравнительно молодым видом спорта, представлен на Олимпиаде тремя видами соревнований - хафпайп, слоуп-стайл и биг эйр.

Многие страны-лидеры акробатического сноубординга, параллельно с развитием баз для подготовки спортсменов, создают научные группы с целью разработки эффективных методов обучения, следствием этого являются успешные выступления спортсменов на престижных соревнованиях и Олимпиадах.

Россия, претендуя на улучшение показателей в акробатическом сноубординге, ставит перед собой аналогичные задачи. На наш взгляд, эти задачи в полном объёме могут решить специализированные центры и базы для подготовки спортсменов.

Актуальность. Значимым вопросом для решения обозначенных выше проблем, является удовлетворение спроса на специалистов, способных обеспечить подготовку спортсменов высокого класса, занимающихся акробатическими видами сноуборда. Проблемой организации качественного процесса спортивной подготовки в указанном виде спорта также является недостаток научно-методической литературы, в том числе по технической подготовке.

Научная новизна. Выявлены проблемы обучения технике движений в акробатическом сноуборде, подобраны наиболее эффективные упражнения для формирования основ техники.

Цель. Определить комплекс средств и методов, обуславливающих основу технической подготовки спортсменов, специализирующихся в акробатических дисциплинах сноуборда.

Акробатический сноубординг, как сложнокоординационный вид спорта, включает соревнования по акробатическим дисциплинам сноуборда, которые представляют собой выполнение различных акробатических элементов (трюков). Судейство ведется по бальной системе от 1 до 100, где главными критериями являются амплитуда, исполнение, сложность и качество приземления.

Всех спортсменов классифицируют по основной стойке (которую предварительно определяют судьи), согласно ведущей ноге (регуляры катаются левой ногой вперёд, гуффи - правой). Трюки, выполненные не из своей стойки, оцениваются выше, высоко ценятся также умение спортсмена выполнять трюки со всех стоек во все стороны, комбинировать их в связки.

К акробатическим элементам относят вращения на определенное количество оборотов лицом или спиной вперед, выполняемые в своей или не своей стойке с различным способом удержанием доски. Вращения

выполняются вокруг вертикальной и горизонтальной оси и могут быть смещенными или смешанными. При отрыве от трамплина, учитывается с какого канта, с какой стойки, с каким удержанием и в какую сторону выполняется вращение.

Можно выделить следующие классификации трюков:

1. По стороне выполнения вращения: вращения лицом вперед, когда спортсмен на выходе с трамплина в своей стойке разворачивается лицом в сторону пролета (фронтсайд); вращения спиной вперед, когда спортсмен на выходе с трамплина в своей стойке разворачивается спиной в сторону пролета (бэксайд); вращения лицом вперед, выполняемые не из своей стойки (кэб); вращения спиной вперед, выполняемые не из своей стойки (свич бэксайд).

2. По оси вращения: вертикальные, вокруг вертикальной оси; горизонтальные, вокруг горизонтальной оси; смещенные, вид вращения по диагонали, между вертикальной и горизонтальной осями; смешанные, вид вращения, начинающийся в одной оси и заканчивающийся в другой.

3. По способу выхода с трамплина: с выходом с канта по ходу движения в сторону выполняемого вращения, когда спортсмен выполняет трюк по ходу дуги разгона; с выходом с канта против хода движения, когда спортсмен выполняет трюк в эту же сторону, но с противоположного канта.

4. По способу удержания доски (грэб): с удержанием доски по ходу вращения (открытый грэб), вид удержания рукой по ходу вращения, таким способом спортсмен усиливает вращение и помогает себе при выполнении трюка; с удержанием доски рукой против хода вращения (закрытый грэб), вид удержания рукой против хода вращения, с закрытым плечом, таким образом выполнять элемент сложнее, так как вращение может остановиться, соответственно увеличивается коэффициент сложности трюка; с удержанием за переднюю часть доски; с удержанием за заднюю часть доски; с удержанием доски двумя руками.

В акробатическом сноуборде выделяют различные виды соревнований. Соревнования по биг эйру представляют собой одиночные прыжки с трамплинов различной конфигурации и пролетом от 8 до 30 и более метров. Критериями судейства в биг эйре выступают:

- сложность трюка (учитывается количество оборотов при вращении, ось вращения, стойка и кант при выходе с трамплина), самыми сложными считаются трюки, выполненные не из своей стойки;

- исполнение - учитывается четкость и легкость исполнения двигательных структур трюка (отсутствие дополнительных движений руками и корпусом для стабилизации), большое значение здесь имеет наличие или отсутствие удержания доски;

- амплитуда (соотношение длинны и высоты прыжка, чем выше и дальше прыжок, тем выше оценка);

- приземление, которое должно быть четким, без потери равновесия, без касания снега частями тела.

Соревнования также классифицированы.

Соревнования «Хаф-пайп» проводятся в специальной вогнутой конструкции, с двумя встречными скатами и пространством между ними, где спортсмены, двигаясь от одной стены к другой, делают прыжки и трюки.

Слоуп-стайл - вид соревнований, где спортсмены должны преодолеть трассу с трамплинами и различными фигурами для скольжения: прямые фигуры с широкой плоскостью скольжения; прямые узкие фигуры с минимальной плоскостью скольжения; ломаные фигуры с широкой плоскостью скольжения; ломаные узкие фигуры с минимальной плоскостью скольжения. Критериями оценки трюков на фигурах скольжения выступают:

- сложность (характеризуется непосредственно фигурой): простой считается любая прямая фигура с широкой плоскостью скольжения, сложной -наклонная, ломаная, узкая фигура. Значимыми являются заход и сход с фигуры, выполнение с вращением или без него, скольжение на передней или задней части доски;

- исполнение (четкость и легкость исполнения трюка, скольжение должно быть от начала до конца фигуры);

- приземление.

В акробатическом сноуборде нет четких стандартов для соревновательных трасс, поэтому технические действия часто выполняются в переменных условиях, характер изменения последних влияет на выбор формы движения, то есть, движения выполняются в вариативных условиях. Кроме того, часто соревнования проходят при изменении погодных условий, которые влияют на изменение скорости подъезда к трамплину и/или его видимости.

Например, на трассе слоуп стайла может быть три трамплина с разными углами вылета, соответственно работа от опоры будет выполнятся по -разному. Скорость между первой и второй попыткой может измениться, например, если пошел снег, спортсмену нужно быстро адаптироваться и принять решение, либо взять больше скорости, поднявшись выше, либо выполнить элемент с прямой доски без использования дуг.

Таким образом, основу процесса технической подготовки в акробатическом сноуборде, составляют упражнения, направленные на развитие общих и специальных координационных способностей. Для создания широкой базы движений эти упражнения должны быть максимально разнообразными, но при этом носить имитационный характер трюков, или их отдельных фаз, и включать в себя:

- развитие координационных способностей при работе от опоры, используя энергию разгона и преобразовывать ее в энергию прыжка;

- развитие координационных способностей, при работе от опоры в различных вариациях (во все стороны в обеих стойках, с обоих кантов);

- развитие координационных способностей, при работе в безопорном положении (в вертикальной, горизонтальной, смещенной и совмещенных осях);

- развитие координационных способностей при работе на опоре, а именно сохранение динамического и статического равновесия, включая распределение

веса тела, при выполнении трюков со скольжением по фигурам и при приземлении;

- развитие ловкости, как способности работать в переменных условиях, быстро адаптируясь к изменению ситуации, применяя разную технику движений, с учетом геометрии трамплина или фигуры и при изменении погодных условий [1].

К основным методам и методическим подходам, используемым для развития координационных способностей спортсменов, специализирующихся в дисциплинах акробатического сноуборда, нами отнесены:

- изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение;

- изменение способа выполнения действия;

- усложнение привычного действия дополнительными движениями;

- комбинирование двигательных действий;

- зеркальное выполнение упражнений;

- усложнение движений с помощью жонглирования;

- выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата;

- совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления;

- выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль;

- варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования;

- приемы и условия направленного прочувствования движений, основанные на применении специальных тренажерных устройств, которые позволяют освоить отдельные характеристики и параметры движений (например, пространственные, динамические, временные характеристики или их совокупность).

Для развития общих и специальных координационных способностей спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда нами разработаны комплексы упражнений имитационного характера (общеподготовительные и специально-подготовительные).

Общеподготовительные упражнения, рекомендованые к выполнению на различных поверхностях, с последующим усложнением опоры (на бревне -широкой трубе - узкой трубе - на цепях/канате - стальной трос - лебедка): ходьба лицом/спиной вперед; ходьба правым/левым боком; ходьба с жонглированием; прыжки на правой/левой ноге лицом/спиной вперед; запрыгивания, стоя лицом/спиной к трубе, с удержанием равновесия; апрыгивания стоя лицом/спиной к трубе с разворотом на 180° с удержанием равновесия (выполняется в обе стороны).

Общеподготовительные упражнения с гимнастическим мячом (фитболом): удержание равновесия, стоя на коленях, без фиксации мяча; удержание равновесия, стоя на ногах с фиксацией мяча; удержание равновесия с жонглированием; запрыгивания на зафиксированный мяч, с удержанием

89

равновесия; запрыгивания на не зафиксированный мяч, с удержанием равновесия; запрыгивания с разворотом на 180°; перепрыгивания с мяча на мяч (с минимальным свободным ходом мячей).

Общеподготовительные упражнения на батуте развивают координационные способности, формируют умение управлять телом в безопорном положении: прыжки в стойке в различных вариациях: рука на поясе, руки вверх, руки в стороны; прыжки с разворотами на 0.5, 1, 1.5, 2 и более оборотов, вокруг вертикальной оси вращения; прыжки на колени; прыжки в сед; комбинация - сед в сед; комбинация сед - колени - стойка; прыжок на спину; комбинация - со спины на спину; прыжок на живот; комбинация - с живота на живот; комбинация - со спины на живот, в группировке (подводящее к переднему сальто); комбинация - со спины на ноги (подводящее к заднему сальто); сальто вперед; сальто назад; арабское сальто назад (Back flip); арабское сальто вперед (Front flip); вращение с опережением верхней частью тела (верхняя закрутка); вращение с доставлением ногами; совмещенная закрутка (вращения на 540/720); вращения со смещенной осью (cork/rodeo spin).

К специально-подготовительным упражнениям нами отнесены упражнения на баланс борде (рис. 1): удержание равновесия в различных стойках; удержание равновесия с жонглированием; удержание равновесия в различных стойках с закрытыми глазами; перенос веса на правую/левую ногу, с удержанием равновесия; приседания с различными грэбами; запрыгивания на баланс борд с удержанием равновесия; прыжок с разворотом на 180° в обе стороны, с удержанием равновесия.

Рис. 1. Стойка на баланс борде.

Упражнения на тренажере для слоуп стайла (рис. 2) помогают спортсменам прочувствовать динамические характеристики технических элементов: Fs 50/50; Bs 50/50; SwFs 50/50; SwBs 50/50; Fs 50/50 fs180out; Bs 50/50 fs180out; SwFs 50/50 fs180out; SwBs 50/50 fs180out; Fs 50/50 bs180out; Bs

50/50 bs180out; SwFs 50/50 bs180out; SwBs 50/50 bs180out; Bs bs; Fs bs; Sw Bs bs; Sw Fs bs; Fs 180in/cab180out; Bs 180in/swbs180out; Cab 180in/fs180out; SwBs 180in/bs180out.

Рис. 2. Тренажер для слоуп стайла

В формировании основ техники акробатического сноуборда будут продуктивны упражнения на скейте в рампе: Тик так (Tik Tak); Дроп ин (Drop in); Рок ту фейки (Rock to fakie); Бэксайд фифти (Backside fifty); Фронтсайд фифти ((Frontside fifty); Бэксайд рок-н-ролл (Backside rock'n'roll); Фронтсайд рок-н-ролл (Frontside rock'n'roll).

Основными средствами технической подготовки в данной методике также являются специально подобранные физические упражнения имитационного характера на батуте с доской: прямой прыжок с разными грэбами; вращения вокруг вертикальной оси на 180° и 360° во все стороны с грэбами; сальто вперед с разными грэбами; сальто назад с разными грэбами; вack flip с разными гребами; Front flip с разными гребами; вращения во всех осях во все стороны на 540° с разными грэбами.

Вывод. Так как соревнования по акробатическим дисциплинам сноуборда представляют собой выполнение различных акробатических элементов, называемых трюками (к которым в большей степени относят вращения вокруг вертикальной и горизонтальной осей) в условиях отсутствия четких стандартов для соревновательных трасс, переменных погодных характеристик, основу технической подготовки в акробатическом сноуборде, составляют упражнения, направленные на воспитание общих и специальных координационных способностей, создание широкой базы движений. Данные упражнения должны быть максимально разнообразными, но при этом имитировать соревновательные трюки, или их отдельные фазы.

Библиографический список.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 186 с. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.

2. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы [Текст]: // Психомоторика. Сб. научн. трудов. Л., 2006. - 166 с.

3. Методика развития равновесия у детей школьного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Минск, 1992. - 23 c.

4. Карпеев А. Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002. - С. 24-32.

1. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физ. культуры - 2005. - № 11. - С. 16-23.

2. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - М., 2000. - 48 с.

3. Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. - С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.