Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СНОУБОРДИНГ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ" НА ФАКУЛЬТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СНОУБОРДИНГ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ" НА ФАКУЛЬТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОУБОРДИНГ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Павел Павлович

В настоящее время в России наблюдается значительный рост количества занимающихся сноубордингом в спортивных школах и коммерческих горнолыжных клубах. Катание на сноуборде является не только эффективным средством улучшения здоровья, но и универсальным физическим упражнением, способствующим всестороннему физическому развитию человека. Величины нагрузок при катании на сноуборде легко дозируются, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей любого возраста. Авторами данной статьи предлагается усовершенствование учебного плана подготовки студентов факультетов физической культуры путем включения дисциплины «Сноубординг» с методикой преподавания в блок спецкурсов или дисциплин по выбору. На наш взгляд, это поможет более разносторонне развивать будущих тренеров по виду спорта и учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL FOR IMPLEMENTING THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "SNOWBOARDING WITH TEACHING METHODS” AT THE FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE

At present in Russia there is a significant increase in the number of snowboarding trainees in sports schools and commercial ski clubs. Snowboarding is not only an effective means of improving health, but also a universal physical exercise that contributes to comprehensive physical development. Snowboarding loads are easily metered, which allows using them as a means of physical education for children of all ages. The authors of this article suggest improving the curriculum for students of physical education departments by including a "Snowboarding" discipline with teaching methods in a block of special courses or disciplines of choice. In our opinion, this will help to more comprehensively develop future sports coaches and physical education teachers.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СНОУБОРДИНГ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ" НА ФАКУЛЬТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

5. Lenshina, M.V., Andrianova R. and Stolyar, A. (2019), "Preparation for the qualifying games of the European Cup-2018 in basketball 3x3 among women's teams", Medical-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle, collection of scientific articles of the VIII All-Russian full-time scientific and practical conference with international participation, Voronezh, pp. 451-455.

6. Montgomery, P. and Maloney B. (2018), "Three-by-Three Basketball: Inertial Movement and Physiological Demands During Elite Games",. Int J Sports Physiol Perform, No, 13(9), pp 1169-1174.

7. Koon T., Wang CKJ and Mallett C. (2012), "Discriminating factors between successful and unsuccessful elite youth Olympic Female basketball teams", Int J Perform Anal Sport, No. 12(1), pp. 119-131.

8. Koh, K., John W. and Mallett C. (2011), "Discriminating factors between successful and unsuccessful teams: A case study in elite youth Olympic basketball games, J Quant Anal Sport, No. 7 (3), available at: http://hdl.handle.net/10497/13219.

Контактная информация: trener-ertmann@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2020

УДК 796.9

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СНОУБОРДИНГ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ» НА ФАКУЛЬТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Павел Павлович Власенко, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду, Южно-Сахалинск

Аннотация

В настоящее время в России наблюдается значительный рост количества занимающихся сноубордингом в спортивных школах и коммерческих горнолыжных клубах. Катание на сноуборде является не только эффективным средством улучшения здоровья, но и универсальным физическим упражнением, способствующим всестороннему физическому развитию человека. Величины нагрузок при катании на сноуборде легко дозируются, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей любого возраста. Авторами данной статьи предлагается усовершенствование учебного плана подготовки студентов факультетов физической культуры путем включения дисциплины «Сноубординг» с методикой преподавания в блок спецкурсов или дисциплин по выбору. На наш взгляд, это поможет более разносторонне развивать будущих тренеров по виду спорта и учителей физической культуры.

Ключевые слова: сноубординг, обучение студентов, учебная дисциплина, физическая культура, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p86-89

POTENTIAL FOR IMPLEMENTING THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "SNOWBOARDING WITH TEACHING METHODS" AT THE FACULTIES OF

PHYSICAL CULTURE

Pavel Pavlovich Vlasenko, Olympic reserve sports school for Alpine skiing and snowboard,

snowboard coach, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract

At present in Russia there is a significant increase in the number of snowboarding trainees in sports schools and commercial ski clubs. Snowboarding is not only an effective means of improving health, but also a universal physical exercise that contributes to comprehensive physical development. Snowboarding loads are easily metered, which allows using them as a means of physical education for children of all ages. The authors of this article suggest improving the curriculum for students of physical education departments by including a "Snowboarding" discipline with teaching methods in a block of special courses or disciplines of choice. In our opinion, this will help to more comprehensively develop future sports coaches and physical education teachers.

Keywords: snowboarding, student education, academic discipline, physical culture, sports.

ВВЕДЕНИЕ

Целью подготовки физкультурно-спортивных кадров является формирование знаний, умений и навыков для работы, направленной на укрепление здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения. Студенты, обучающиеся по профилю «Физическая культура», должны обладать высоким уровнем развития физических качеств, быть всесторонне развитыми и профессионально универсальными [1].

Современная система профессиональной ориентации студентов не является достаточно эффективной, обучение по программам дополнительного образования повышает готовность специалиста выдержать конкуренцию в современных условиях рыночных отношений [4].

Включение дисциплины «Сноубординг» с основами теории и методики преподавания поможет усовершенствовать учебный план, что поспособствует овладению студентами различных двигательных умений и навыков, разнообразит процесс обучения, что в будущем положительно скажется на их профессиональной компетентности. Вследствие изучения дисциплины «Сноубординг» будущий учитель, преподавая в школе уроки физической культуры, сможет разнообразить процесс физического воспитания детей. Сно-убординг имеет ряд преимуществ перед другими зимними видами спорта. Основные из них заключаются в том, что вместо довольно однообразных движений (например, в лыжном спорте) при катании на сноуборде, и выполнении простейших технических элементов, тело спортсмена участвует в разнообразных движениях, заставляющих активно работать практически все группы мышц, не вызывая быстрого утомления нервной системы и потери интереса к выполняемым упражнениям. Физические упражнения, специфичные для сноубординга, являются одним из мощных средств воспитания координационных способностей, укрепления защитных сил организма, предупреждения заболеваний, повышения работоспособности человека, это неутомительный вид физической активности, на свежем воздухе всесторонне развивающий тело [2].

По данным общероссийской общественной организации «Федерация сноуборда России» на 1 января 2020 г сноубординг активно развивается в 45 субъектах Российской Федерации, в 14 субъектах сноубординг входит в перечень базовых видов спорта, в том числе в Сахалинской области. Кроме того, в Сахалинской области активно реализуются проекты «Горные лыжи в школу» и «Сноуборд в школу». В рамках реализации этих проектов, на базе ГАУ СШОР г. Южно-Сахалинска по горнолыжному спорту и сноуборду проходят занятия по горным лыжам и сноуборду в рамках уроков физической культуры. Данные уроки проводятся при непосредственном участии учителей физической культуры школ-участников проекта.

Однако ввиду отсутствия в подготовке учителей физической культуры знаний, умений и навыков по данной дисциплине, в настоящее время наблюдается дефицит специалистов по обучению катанию на сноуборде. Для решения данной проблемы предлагается введение курса «Сноубординг» с методикой преподавания в подготовку будущих учителей по физической культуре [3].

Востребованность специалистов по физической культуре и спорту, владеющих методикой преподавания сноубординга показывает, что учебная дисциплина «Сноубординг» с методикой преподавания должна входить в перечень дисциплин по выбору и включать в себя: историю происхождения, особенности подбора инвентаря для занятий сноубордин-гом, правила нахождения и организации занятий на горнолыжных комплексах, виды спортивных дисциплин, правила соревнований, методику обучения катанию на сноубор-де. При разработке учебного плана дисциплины необходимо учесть, что многие студенты не умеют кататься на сноуборде. С учетом этого факта, предмет должен включать в себя основы техники катания на сноуборде и простейшие для освоения технические элементы.

Особое внимание при обучении следует обратить на рациональную технику самостраховки при падении. Порядок изучения технических элементов: сначала изучаются принцип начала движений и остановки, техники прямых и боковых скольжений, смены кантов, поворотов проскальзыванием, простейшие освоении и исполнении технические элементы из группы акробатических дисциплин сноубординга. Для более качественного усвоения основ техники катания на сноуборде в процесс обучения студентов необходимо включать комплекс обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений. Кроме этого, для освоения специфики учебной дисциплины рекомендуются занятия по теоретической подготовке, включающие основы методики обучения технике катания на сноубординге для различных контингентов занимающихся, правила безопасности на горнолыжных склонах, виды и правила соревнований.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления необходимости внедрения в учебный процесс дисциплины «Сно-убординг» с методикой преподавания среди студентов образовательной программы «Физическая культура» Сахалинского Государственного Университета в г. Южно-Сахалинске было проведено анкетирование. В нем приняли участие учащиеся 1-4 курса, очных и заочных форм обучения, молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет - 60 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам анкетирования было установлено, что значительное количество опрошенных знают о том, что сноубординг является одним из базовых видов спорта в Сахалинской области - 79% студентов. Информацию о внедрении в практику программы «Сноуборд в школу» из разных источников получили всего 21% студентов. Тем не менее, большинство опрошенных студентов считают, что данный проект положительно повлияет на физическое воспитание школьников (88%). Большинство студентов имеет информацию о наличии коммерческих горнолыжных клубов, осуществляющих обучение катанию на сноуборде - 91% опрошенных.

Можно отметить, что 67% опрошенных студентов считают, что специалисты по обучению катанию на сноуборде являются востребованными на рынке труда в Сахалинской области, из всех опрошенных 27% ответили на этот вопрос отрицательно, 12% опрошенных студентов затруднились с ответом.

На вопрос об интересе к изучению дисциплины «Сноубординг» в период обучения в вузе только 9% опрошенных студентов факультета физической культуры и спорта не посчитали ее интересной, 2% затруднились ответить и у 88% есть выраженный интерес к изучению данной дисциплины. Изучение дисциплины «Сноубординг с методикой преподавания», как отметили 79% респондентов, поможет им в дальнейшем трудоустройстве в различные физкультурно-спортивные организации и общеобразовательные школы, а знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Сноубординг» с методикой преподавания, помогут им в их профессиональной реализации. Часть опрошенных- 6% затруднились ответить на этот вопрос и 15% опрошенных студентов не считают эти знания значимыми для развития своей профессиональной карьеры. Большинство опрошенных - 85%, считают необходимым изучать «Сноубординг» как учебную дисциплину, часть из них (6% из 85) отметили, что хотели бы изучать данную дисциплину без практических занятий. Среди студентов - 3% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, 12% не считают необходимым изучать новую учебную дисциплину.

Результаты проведенного анкетирования и анализа научно-методической литературы показывают интерес молодежи к изучению сноубординга не только как вида физических упражнений для проведения досуга, но и для построения своей профессиональной карьеры. Проведенное анкетирование показывает необходимость внедрения учебной дисциплины «Сноубординг с методикой преподавания» на факультетах физической культуры

в вузах Сахалинской области и регионах, в которых климатогеографические условия позволяют использовать средства сноубординга. Можно отметить, что следующим шагом во внедрении средств сноубординга в подготовку специалистов по физической культуре и спорту станет разработка рабочей программы дисциплины «Сноубординг с методикой преподавания» и ее внедрение в практику подготовки студентов вузов физкультурного профиля Сахалинской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Железняк Ю.Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе высшего профессионального физкультурного образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. - С. 9-12

2. Власенко П.П. Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда / П.П. Власенко // Наука и социум : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 мая 2020 г.) / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск, 2020. - С. 85-92.

3. Лубышева Л.И. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре к реализации инновационных процессов в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию Удмуртского государственного университета. - Ижевск, 2016.- С. 65-71.

4. Ерегина С.В. Особенности организации дополнительного профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта г. Москвы / С.В. Ерегина, К.Н. Тара-сенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 119-124.

REFERENCES

1. Zheleznyak, Yu.D. (2006), "Innovative perspectives of physical culture teachers training in the system of higher professional physical culture education", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 9-12.

2. Vlasenko, P.P. (2020), "Basics of technical training of athletes specializing in acrobatic snow-boarding disciplines", Science and Society: materials of the 14th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (May 13, 2020), Novosibirsk, pp. 85-92

3. Lubysheva L.I. (2016), "Practical-oriented training of a teacher in physical culture for the implementation of innovative processes in the system of physical education", Improvement of the system of professional physical education and professional development of specialists in physical culture and sports in the framework of the federal target program of education development for 2016-2020: materials of the All-Russian scientific-practical conference devoted to the 85th anniversary of the Udmurt State University, Izhevsk, pp. 65-71.

4. Eregina, S.V. and Tarasenko, K.N. (2020), "Peculiarities of organization of additional professional education of specialists in the field of physical culture and sport of Moscow", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 119-124.

Контактная информация: sakh.freestyle@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2020

УДК 796.07

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОГРАММЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

Рассматриваются особенности применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ студентов авиационного вуза. Используя электронную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.