Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СНОУБОРДИСТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АКРОБАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ, СРЕДСТВАМИ СКЕЙТБОРДИНГА'

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СНОУБОРДИСТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АКРОБАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ, СРЕДСТВАМИ СКЕЙТБОРДИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОУБОРДИНГ / ТЕХНИКА КАТАНИЯ НА СНОУБОРДЕ / БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БИГ ЭЙР / СЛОУП СТАЙЛ / ХАФПАЙП / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Павел Павлович

Сноубординг относится к сложно координационным видам спорта, который включает в себя несколько групп спортивных дисциплин. Одной из таких групп являются акробатические (фристайл) дисциплины - хафпайп, слоуп стайл и биг эйр, с системой оценки по форме техники, где спортивный результат в полной мере зависит от уровня технической подготовленности спортсмена. Техническая подготовка сноубордистов базируется на высоком уровне освоения базовых элементов. Одним из наиболее эффективных методов формирования базовой техники вида спорта является организация искусственной среды с целью создания активных управляющих воздействий на двигательные системы организма спортсмена. В статье рассмотрены методы и средства обучения основам технической подготовки сноубордистов, специализирующихся на акробатических дисциплинах, с использованием скейтборда, а также даны конкретные рекомендации по выбору наиболее эффективных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TRAINING OF SNOWBOARDERS SPECIALIZING IN ACROBATIC DISCIPLINES BY MEANS OF SKATEBOARDING

Snowboarding refers to the complex coordination sports, which includes several groups of sports disciplines. One of these groups is the acrobatic (freestyle) disciplines - halfpipe, slopestyle and big air, with the system of evaluation, based on the form of technique, where the sports performance fully depends on the level of technical preparedness of the athlete. Technical training of snowboarders is based on the high level of mastering the basic elements. One of the most effective methods of formation of the basic techniques of the sport is the organization of the artificial environment with the purpose of creating active controlling influences on motor systems of the sportsman's organism. Methods and means of teaching basics of technical training of snowboarders specializing in acrobatic disciplines with the use of a skateboard are considered in the article and also concrete recommendations are given as for the choice of the most effective exercises.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СНОУБОРДИСТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АКРОБАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ, СРЕДСТВАМИ СКЕЙТБОРДИНГА»

УДК 796.9

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СНОУБОРДИСТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АКРОБАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ, СРЕДСТВАМИ СКЕЙТБОРДИНГА

Павел Павлович Власенко, аспирант, Сахалинский государственный университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду,

Южно-Сахалинск

Аннотация

Сноубординг относится к сложно координационным видам спорта, который включает в себя несколько групп спортивных дисциплин. Одной из таких групп являются акробатические (фристайл) дисциплины - хафпайп, слоуп стайл и биг эйр, с системой оценки по форме техники, где спортивный результат в полной мере зависит от уровня технической подготовленности спортсмена. Техническая подготовка сноубордистов базируется на высоком уровне освоения базовых элементов. Одним из наиболее эффективных методов формирования базовой техники вида спорта является организация искусственной среды с целью создания активных управляющих воздействий на двигательные системы организма спортсмена. В статье рассмотрены методы и средства обучения основам технической подготовки сноубордистов, специализирующихся на акробатических дисциплинах, с использованием скейтборда, а также даны конкретные рекомендации по выбору наиболее эффективных упражнений.

Ключевые слова: сноубординг, техника катания на сноуборде, базовые движения, задачи обучения, методика, техническая подготовка, биг эйр, слоуп стайл, хафпайп, физическая культура, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p73-79

TECHNICAL TRAINING OF SNOWBOARDERS SPECIALIZING IN ACROBATIC DISCIPLINES BY MEANS OF SKATEBOARDING

Pavel Pavlovich Vlasenko, the postgraduate student, Sakhalin State University, Olympic reserve sports school for skiing and snowboarding, coach, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract

Snowboarding refers to the complex coordination sports, which includes several groups of sports disciplines. One of these groups is the acrobatic (freestyle) disciplines - halfpipe, slopestyle and big air, with the system of evaluation, based on the form of technique, where the sports performance fully depends on the level of technical preparedness of the athlete. Technical training of snowboarders is based on the high level of mastering the basic elements. One of the most effective methods of formation of the basic techniques of the sport is the organization of the artificial environment with the purpose of creating active controlling influences on motor systems of the sportsman's organism. Methods and means of teaching basics of technical training of snowboarders specializing in acrobatic disciplines with the use of a skateboard are considered in the article and also concrete recommendations are given as for the choice of the most effective exercises.

Keyword: snowboarding, snowboarding technique, basic movements, learning objectives, methods, technical training, big air, slope style, halfpipe, physical culture, sports.

ВВЕДЕНИЕ

Сноубординг сравнительно молодой вид спорта, в список дисциплин Международной лыжной федерации (FIS) он попал в 1996 году, а олимпийским видом стал с 1998 года на олимпиаде в Нагано. На сегодняшний день сноубординг представлен на Олимпиаде пятью видами соревнований, которые условно можно разделить на три группы: по-воротные(альпийские) дисциплины (слалом, гигантский слалом), сноуборд-кросс и акро-батические(фристайл) дисциплины (хафпайп, слоуп-стайл и биг эйр) [1].

Техническая подготовка сноубордиста является ведущей и направлена на освоение большого числа различных двигательных умений и навыков. Спортивно-техническая подготовка - это степень освоения спортсменом системы движений (техника вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижения высоких спортивных результатов [5].

На эффективность формирования техники сноубординга влияют различные условия. Одной из групп таких условий являются биомеханические. Биомеханические условия - создание специально организованной искусственной среды, которая организуется в виде тренировочных приспособлений, тренажеров, спортивного инвентаря и экипировки. В каждом конкретном спортивном упражнении они обеспечивают энергетическую, силовую, координационную помощь спортсмену [3].

Для более эффективного обучения технике вида спорта, внешние условия по отношению к спортсмену могут быть специально сформированы в форме искусственно-управляющей среды, отличительным компонентом которой, является организация активных управляющих воздействий на двигательные системы организма спортсмена (И.П. Ратов, 1983) [6].

М.П. Шестаков (2004) отмечает, что противоречие в обучении движениям состоит в том, что моторная программа не может быть создана без самого движения, движения не существует без наличия этой программы. Элементарная программа должна изначально иметь составляющие, близкие к тем, которые будут определять правильность выполнения этого движения в будущем[6].

Таким образом, чтобы сформировать правильную технику движений, спортсмен изначально должен тренироваться в искусственно созданных условиях, использование которых будет способствовать формированию эталонной техники. Ни энергетические, ни функциональные системы, ни физические возможности и координационные кондиции спортсмена не могут обеспечить ему возможности формирования безошибочной техники движений.

Следовательно, за счет специально организованных условий внешней среды необходимо помочь спортсмену выйти на идеальные условия выполнения упражнения. Задача спортсмена - своими двигательными действиями в ходе выполнения физических упражнений подстроиться под навязанные ему условия искусственной среды.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления оптимальных условий формирования техники движений сноубор-дистов, в процессе исследования применялись следующие методы: анализ специально-методической литературы, учебно-методических пособий и методических разработок по обучению катанию на сноуборде и анализ педагогического опыта по обучению катанию на сноуборде; сравнительный анализ; метод моделирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сноубординг и скейтбординг относятся к видам спорта со сложной координацией, в которых спортсмены выполняют программы, состоящие из технических элементов, называемых трюками. Трюки выполняются как с опорой на фигурах, так и в безопорном положении [2, 4].

И в сноубординге, и в скейтбординге спортсмен перемещается от фигуры к фигуре в положении стоя на специальной доске - сноуборде или скейтборде. В сноубординге спортсмен сохраняет равновесие на доске, которая скользит по снегу за счет уклона горы и скользящей поверхности сноуборда. В скейтбординге спортсмен также сохраняет равновесие, находясь на доске, которая едет по твердой поверхности с помощью колес. И в первом и во втором случае наблюдаются схожие двигательные действия и мышечные усилия, выполняемые спортсменами при сохранении динамического равновесия.

В сноубординге ноги спортсмена зафиксированы на доске креплениями. В скейтбординге спортсмен передвигается преимущественно по плоской поверхности, поэтому ноги спортсмена не фиксируются, для сохранения движения скейтбордисту необходимо периодически отталкиваться.

Фигуры, на которых спортсмены выполняют трюки, имеют схожие параметры. Например, рампа в скейтбординге это хафпайп в сноуборде (рисунок 1); различные радиусы, который используют для выполнения трюков скейтбордисты по конфигурации схожи с трамплинами, с которых прыгают сноубордисты (рисунок 2); фигуры для скольжения в скейтпарке практически идентичны фигурам на рейл секциях в акробатической дисциплине сноуборда слоуп стайл (рисунок 3).

I

Рисунок1 - Хафпайп и рампа

Рисунок 2 - Радиусы и трамплины

Рисунок 3 -Рейл секция в скейтпарке и на трассе слоуп стайла

При выполнении трюков, в обоих видах спорта, спортсмены проходят ряд схожих фаз. Это фаза подъезда к фигуре, фаза инициации трюка (отличается в ряде случаев, за счет фиксации доски в сноубординге), фаза работы в безопорном положении (в опреде-

ленной группе трюков), фаза скольжения по фигуре (в отдельных дисциплинах), фаза приземления.

Рассмотрим двигательные действия спортсменов в каждой из фаз.

В фазе подъезда задача спортсменов обоих видов спорта набрать достаточно скорости для выполнения трюка, сохраняя равновесие стоя на доске. Положение тела при этом идентичное.

В фазе инициации трюка, при выполнении большинства технических элементов в хафпайпе и рампе, совершаются одни и те же технические действия - это опережающая работа корпусом с одновременным выкатом радиуса. Такая же работа наблюдается и при выполнении ряда трюков на скейте, на большинстве радиусных фигур, схожих с трамплинами для сноуборда [2]. Однако, в скейтбординге, в ряде случаев есть исключения, обусловленные тем, что ноги скейтбордиста не закреплены на доске. При более плоских радиусах и при инициации трюка с плоской поверхности, спортсмен воздействует на доску посредством «подщелкивания» сзади стоящей ногой. Этот прием называется оШе. Он позволяет оторвать доску от поверхности без использования рук и перейти к фазе работы в безопорном положении. Похожий прием есть и у сноубордистов, он так же применяется при инициации трюков с более плоских трамплинов и при выполнении ряда трюков на высоких рейл секциях. Однако, с учетом того, что ноги сноубордиста жестко зафиксированы на доске креплениями, технически этот элемент выполняется по-другому.

Фаза работы в безопорном положении в скейтбординге подразумевает три группы трюков:

- с вращением корпуса с захватом доски рукой,

- с вращением доски ногами без вращения корпуса,

- с одновременным вращением и корпуса, и доски.

При выполнении трюков первой группы, с вращением и захватом доски, механика двигательных действий идентична движениям сноубордистов при выполнении трюков в сноубординге.

В фазе работы на опоре, а именно скольжение на различных фигурах рейл секции, задача спортсменов в обоих дисциплинах, уверенно сохранять динамическое равновесие от начала до конца скольжения, не допуская преждевременного схода с фигуры.

В фазе приземления, задача спортсменов в обоих видах спорта, уверенно завершить выполнение трюка, приземлившись, сохраняя равновесие, без падений, касаний руками или телом, другой формы нестабильности, и продолжить движение к следующей фигуре, (трамплину, стенке пайпа или рампы), если это подразумевает формат соревнований.

Таким образом, в большинстве случаев, во время тренировочной и соревновательной деятельности, наблюдается схожая механика движений, а мышцы скейтбордиста и сноубордиста совершают схожую работу (рисунок 4)

(1)

8

Рисунок 4

Выполнение трюков на скейте является более сложным техническим действием, чем выполнение аналогичного трюка на сноуборде. Поскольку, в отличие от сноуборда, скейт передвигается с помощью колес, а ноги не закреплены на опоре, то при появлении основных ошибок в технике движений или распределении веса тела, во всех фазах трюка, спортсмен теряет равновесие, не может удержаться на скейте и продолжить выполнение элемента. Следовательно, выполнение двигательного действия с ошибкой становиться невозможным.

Поскольку характер выполнения двигательных действий человека зависит от физических свойств внешней среды, в которой он двигается, целенаправленное задание свойств среды определяет и нужную, формируемую нами, двигательную реакцию человека. Включая в техническую подготовку сноубордистов средства скейтбординга, мы создаем условия, в которых спортсмену сложно, а в ряде случаев невозможно допустить ошибку. При таком подходе, системы движений и присущие им связи межмышечных ко-ординаций носят естественный характер, способствующий формированию и закреплению верного двигательного навыка.

Нами был разработан комплекс упражнений из скейтбординга, рекомендованный для включения в программу подготовки сноубордистов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда, при обучении основам техники движений.

До начала обучения подводящим и базовым элементам, а также простейшим подводящим трюкам, спортсмен должен уметь уверенно отталкиваться и сохранять равновесие на скейтборде в динамике. Данный навык так же необходимо освоить при движении в стойке switch (не комфортной ногой вперед)

Упражнения на скейтборде, рекомендованные для формирования техники сноубор-динга в группах начальной подготовки: приседания в динамике с захватом доски разными руками в разных местах доски по аналогии с захватами, выполняемыми в сноубординге; kickturn fs/bs; feet stomp; cave man; nose pickup; tail pickup; bomb drop; manuals; hippie jump; body varial; milkshake; rail stand; 50/50 stand; casper flop; nose stall; Bs/Fs 180 revert; 180 no comply; staple gun.

Упражнения на скейтборде рекомендованные для формирования техники сноубор-динга в тренировочных группах: ollie, fakie ollie, nollie, swith ollie, fs 180, bs 180, fs half cab, bs half cab, nollie bs 180, swith fs 180, swith bs 180.

Упражнения на скейтборде рекомендованные для формирования техники сноубор-динга в рампе: tik tak, drop in, rock to fakie, backside fifty, frontside fifty, backside rock'n'roll, frontside rock'n'roll.

Основные методы:

- при выполнении упражнения, постановка спортсмена в условия, схожие с соревновательными;

- изменение способа выполнения действия;

- усложнение привычного действия добавочными движениями;

- комбинирование двигательных действий;

- зеркальное выполнение упражнений;

- приемы и условия направленного прочувствования движений, основанные на применении специальных подводящих упражнений и использования фигур, их частей или рельефа, которые позволяют прочувствовать отдельные параметры движений (например, пространственные, динамические, временные характеристики или их совокупность).

ВЫВОДЫ

Сноубординг и скейтбординг относятся к видам спорта со сложной координацией, в которых спортсмены выполняют программы, состоящие из технических элементов, называемых трюками.

Соревновательные условия, в которых спортсмены выполняют технические элементы, имеют схожие параметры относительно конфигурации инвентаря и фигур. При выполнении трюков, в обоих видах спорта, спортсмены проходят ряд схожих фаз. В большинстве случаев, во время тренировочной и соревновательной деятельности, наблюдается схожая биомеханика движений.

В силу специфики скейтборда как инвентаря, выполнение трюков на скейте является более сложным техническим действием. Выполнение двигательного действия с ошибкой становиться затруднительным, а в ряде случаев невозможным. Включая в программу подготовки сноубордистов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда, средства скейтбординга, мы формируем характер выполнения двигательных действий с заданными свойствами, которые способствуют нужной двигательной реакции. В результате, в процессе использования средств скейтбординга, спортсмены осваивают технику сноубординга более эффективно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власенко П.П. Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда / П.П. Власенко // Наука и социум: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 мая 2020 г.) / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск, 2020. - С. 85-92.

2. Власенко П.П. Основы обучения техническим элементам спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда / П.П. Власенко // Наука и социум: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 мая 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск, 2020. - С. 76-84.

3. Власенко П.П. Условия эффективности технической подготовки сноубордистов в группах начальной подготовки / П.П. Власенко // Современные проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летнему юбилею факультета физической культуры, спорта и туризма (3-4 декабря 2020 г) / отв. ред. А.В. Комарова. - Улан-Удэ, 2021. - С. 15-18.

4. Власенко П.П. Методика психологической подготовки спортсменов специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда / П.П. Власенко // Современный ученый. - 2020. - № 6.- С. 128-134.

5. Ерегина С.В. Методические основы технической подготовки сноубордистов 8-10 летнего возраста / С.В. Ерегина, П.П. Власенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 10 (188). - С. 132-138.

6. Шмонин Б.В. Методы и условия формирования спортивно-технического мастерства на основе использования биомеханических технологий (общие положения) / Б.В. Шмонин, С.С. Бочаров // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. О.М. Поповой - Пенза, 2016. - С. 51-56.

REFERENCES

1. Vlasenko, P.P. (2020), "Basics of technical training of athletes specializing in acrobatic snow-boarding disciplines", Science and Society: materials of the 14th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (May 13, 2020), Novosibirsk, pp. 85-92.

2. Vlasenko P.P. (2020), "Fundamentals of teaching technical elements of athletes specializing in acrobatic disciplines snowboarding", Science and Society: materials of the 14th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (May 13, 2020), Novosibirsk, pp. 76-84.

3. Vlasenko P. P. (2021), "Conditions of effectiveness of technical training of snowboarders in groups of initial training", Modern problems and potential of scientific research in physical culture and sports: materials of the II All-Russian scientific-practical conference devoted to the 60-th anniversary of faculty of physical culture, sports and tourism (December 3-4, 2020), Ulan-Ude, pp. 15-18.

4. Vlasenko P.P. (2020), "Technique of psychological preparation of athletes specializing in acrobatic disciplines of snowboarding", Modern Scientist, No. 6, pp. 128-134.

5. Eregina S.V. and Vlasenko, P.P. (2020), "Methodological bases of technical training of snow-boarders of 8-10 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 132-138.

6. Shmonin B.V. and Bocharov S.S. (2016), "Methods and conditions of formation of sporttechnical skill on the basis of using biomechanical technologies (general provisions)", Actual problems and prospects of development of physical training and sports in higher educational institutions of Ministry of Agriculture of Russia: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Penza, pp. 51-56.

Контактная информация: sakh.freestyle@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2021

УДК 796.011

ВОССОЗДАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Хабаровск

Аннотация

Данная работа представляет схему воссоздания двигательного навыка, его высший вегетативный и периферический уровни. Детальное внимание уделено анализу различных внешних и внутренних факторов, влияющих на качество исполнения заученных движений. К первым относятся уровень эмоционального возбуждения, состояние, в том числе мышц, самочувствие, ко вторым -двигательная нагрузка техническое состояние мест соревнований, погодные условия, геомагнитная обстановка.

Ключевые слова: двигательный навык, уровни воссоздания, обратная связь, корректировка, сбивающие факторы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p79-82

MOTOR SKILL REBUILDING

Kirill Yurievich Gorin, the deputy head of the department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Khabarovsk

Abstract

This work presents the scheme of recreating of the motor skill, its highest vegetative and peripheral levels. Detailed attention is paid to the analysis of various external and internal factors, affecting the quality of the performance of the learned movements. The first include the level of emotional excitement, the state, including the muscles, well-being, the second - the motor load, the technical state of the competition venues, weather conditions, geomagnetic conditions

Keywords: motor skill, levels of recreating, feedback, adjustment, frustrating factors.

При работе спортсмена на тренировке по выработке и формированию двигательных навыков успех зависит от большого количества факторов, в том числе и при систематических тренировках, создания комфортных условий при проведении соревнований, спаррингов, тренировочного процесса, однако всего вышеперечисленного может оказаться недостаточно, поскольку существует возможность неточного выполнения, искажения или срывов из-за сбивающих факторов, которые могут являться препятствием для выполнения двигательных навыков, а также для формирования этих навыков в процессе тренировки.

Выполнение ранее заученного двигательного навыка представляет собой не только работу мышечной системы, а представляет собой сложный и многоуровневый процесс, который обусловлен, в первую очередь, функционированием высших систем человека, таких как периферическая нервная система, центральная нервная система (ЦНС) и вегетативная; в дальнейшем на деятельность указанных систем оказывает влияние и эмоциональное состояние, стрессовые факторы, и уже потом деятельность мышечного аппарата. При выполнении приёма формируется система взаимосвязанных связей, относящихся к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.