Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СНОУБОРДИСТОВ 8-10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СНОУБОРДИСТОВ 8-10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2029
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОУБОРДИНГ / ТЕХНИКА КАТАНИЯ НА СНОУБОРДЕ / БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SNOWBOARDING / SNOWBOARDING TECHNIQUE / BASIC MOVEMENTS / LEARNING OBJECTIVES / METHODS / TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерегина Светлана Владимировна, Власенко Павел Павлович

В настоящее время в России наблюдается значительный рост количества занимающихся сноубордингом в спортивных школах и коммерческих горнолыжных клубах. Техническая подготовка сноубордистов базируется на высоком уровне освоения базовых элементов. Уверенное владение базовыми элементами техники катания на сноуборде влияет на эффективность освоения будущих сложных координационных движений. Вместе с тем, научно-обоснованной методики обучения технике катания юных сноубордистов в настоящее время не разработано. В этой связи возникает потребность использовать имеющийся в стране опыт работы с начинающими сноубордистами для его обобщения в практические рекомендации, необходимые специалистам физкультурно-спортивной отрасли, ведущим свою деятельность в области обучения сноубордингу. В исследовании обобщен педагогический опыт ведущих тренеров по сноуборду в РФ, рассмотрены основные средства технической подготовки, используемые в технической подготовке юных сноубордистов, а также разработаны конкретные рекомендации по использованию наиболее эффективных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерегина Светлана Владимировна, Власенко Павел Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF TECHNICAL TRAINING OF SNOWBOARDERS AGED 8-10 YEARS

Today in Russia there is a significant increase in the number of snowboarders at sports schools and commercial ski clubs. Technical training of snowboarders is the leading factor and it is based on high level of mastering the basic movements. Confident mastery of the basic elements of snowboarding technique has a significant impact on the efficiency of mastering the future complex of the coordination movements. At the same time, for the young snowboarders, there has been no scientifically grounded method of teaching snowboarding techniques in the scientific and methodological literature so far. In this regard, there is a need to use the country's experience of working with novice snowboarders to transform it into practical recommendations, necessary for physical education and sports personnel, being engaged in snowboarding training. The article summarizes the pedagogical experience of the leading snowboarding coaches in the Russian Federation, reviews the main technical training tools used in snowboarding, and gives specific recommendations for choosing the most effective exercises.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СНОУБОРДИСТОВ 8-10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

9. Струихин, И.С. Влияние координационных способностей на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов высокой квалификации, занимающихся киокусинкай / И.А. Струихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 183-186.

10. Coordination abilities responsible for technical actions in martial arts at various levels of motor dichotomy of upper limbs / A. Eganov, E. Cherepov, V. Bykov, E. Tselishcheva. -D01:10.7752/jpes.2020.02121 // Journal of Physical Education and Sport. - 2020. - Vol. 20 (2)., № 121. -P. 848-851.

REFERENCES

1. Antsyperov, V.V., Filippov M.V., Ivanova T.A. (2015), "Coordination training in the training of young judokas", Modern problems of science and education, 2015, No. 1, available at: www.science-education.ru/121-19021 (date accessed: 01.10.2020).

2. Aftimichuk, O.E. and Kuznetsova Z.M. (2015), "The significance of rhythm in the system of professional pedagogical and sports training", Pedagogical, psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 10, No. 2, pp. 28-38, DOI: 10.14526/01_1111_04.

3. Dveirina, O.A. (2008), "Coordination abilities: definition of the concept, classifications of forms of manifestation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (35), pp. 35-38.

4. Eganov, V.A. and Olin S.V. (2009), "Methodology for training in defensive tactical and technical actions in situational types of martial arts of complex coordination orientation", Modern problems of science and education: materials IV General. Scientific. conf., ID "Academy of Natural Sciences", Moscow, No. 2, pp. 29-32.

5. Eganov, A.V. and G.P. Poznyakov (2017), Theory and methodology for the development of motor coordination abilities of navigator cadets: monograph, branch (VNOC Air Force "VVA"), Chelyabinsk.

6. Zharkov, S.A., Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2015), "Comparative characterization of the concepts of "dexterity" and "coordination abilities" in the aspect of improving the training of internal affairs officers", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3 (34), pp. 149-153.

7. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, TVT Division, Moscow.

8. Oskolkov, V.A. and Kshinin I.A. (2011), "Coordination abilities in the structure of the motor capabilities of young boxers of various tactical manners of conducting a duel", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (77), pp. 121-124.

9. Struikhin, I.S. (2015), "Influence of coordination abilities on the indicators of technical and tactical training of athletes of high qualification engaged in Kiorukinkai", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (122), pp. 183-186.

10. Eganov, A., Cherepov E., Bykov V. and Tselishcheva E. (2020), "Coordination abilities responsible for technical actions in martial arts at various levels of motor dichotomy of upper limbs", Journal of Physical Education and Sport, Vol. 20 (2), No. 121. pp. 848-851, DOI:10.7752/jpes.2020.02121.

Контактная информация: eganov@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 796.926

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СНОУБОРДИСТОВ 8-10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинск; Павел Павлович Власенко, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду, Южно-

Сахалинск

Аннотация

В настоящее время в России наблюдается значительный рост количества занимающихся сноубордингом в спортивных школах и коммерческих горнолыжных клубах. Техническая подготовка сноубордистов базируется на высоком уровне освоения базовых элементов. Уверенное владение

базовыми элементами техники катания на сноуборде влияет на эффективность освоения будущих сложных координационных движений. Вместе с тем, научно-обоснованной методики обучения технике катания юных сноубордистов в настоящее время не разработано. В этой связи возникает потребность использовать имеющийся в стране опыт работы с начинающими сноубордистами для его обобщения в практические рекомендации, необходимые специалистам физкультурно-спортивной отрасли, ведущим свою деятельность в области обучения сноубордингу. В исследовании обобщен педагогический опыт ведущих тренеров по сноуборду в РФ, рассмотрены основные средства технической подготовки, используемые в технической подготовке юных сноубордистов, а также разработаны конкретные рекомендации по использованию наиболее эффективных упражнений.

Ключевые слова: сноубординг, техника катания на сноуборде, базовые движения, задачи обучения, методика, техническая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p132-138

METHODOLOGICAL BASES OF TECHNICAL TRAINING OF SNOWBOARDERS

AGED 8-10 YEARS

Svetlana Vladimirovna Eregina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk; Pavel Pavlovich Vlasenko, Olympic reserve sports school for Alpine skiing and snowboard, snowboard coach, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract

Today in Russia there is a significant increase in the number of snowboarders at sports schools and commercial ski clubs. Technical training of snowboarders is the leading factor and it is based on high level of mastering the basic movements. Confident mastery of the basic elements of snowboarding technique has a significant impact on the efficiency of mastering the future complex of the coordination movements. At the same time, for the young snowboarders, there has been no scientifically grounded method of teaching snowboarding techniques in the scientific and methodological literature so far. In this regard, there is a need to use the country's experience of working with novice snowboarders to transform it into practical recommendations, necessary for physical education and sports personnel, being engaged in snowboarding training. The article summarizes the pedagogical experience of the leading snowboarding coaches in the Russian Federation, reviews the main technical training tools used in snowboarding, and gives specific recommendations for choosing the most effective exercises.

Keywords: snowboarding, snowboarding technique, basic movements, learning objectives, methods, technical training.

ВВЕДЕНИЕ

Сноубординг относится к видам спорта, где спортивный результат в полной мере зависит от уровня технической подготовленности спортсмена. Только высокий уровень технического мастерства позволяет сноубордисту добиваться стабильных высоких результатов. Квалифицированные тренеры придают большое значение процессу обучения базовым элементам катания на сноуборде в подготовке юных сноубордистов.

Техническая подготовка сноубордиста является ведущей и направлена на освоение большого числа различных двигательных умений и навыков. В процессе спортивно-технической подготовки сноубордистов ставится акцент на конкретные требования к технике, на формирование технической подготовленности спортсменов и их мастерства.

Спортивно-техническая подготовка - это степень освоения спортсменом системы движений (техника вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижения высоких спортивных результатов [5]. Требования к технике: надежность, результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность [2]. Техническая подготовленность - степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов, рассматривается в единстве с другими видами подготовки [4]. Техническое мастерство - совершенное владение наиболее рациональной техникой движения при установке на максимум в условиях обостренной спор-

тивной борьбы [3].

Основные задачи технической подготовки юных сноубордистов на этапе начальной подготовки:

• Освоение и прочное закрепление базовых навыков техники катания на сно-уборде.

• Освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов из группы акробатических дисциплин сноубординга.

• Развитие специфических качеств: смелости, креативности, быстроты, выразительности в технике выполнения движений.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения особенностей изучения сноубордистами групп начальной подготовки (8-10 лет) техники движений при катании на сноуборде, было проведено анкетирование. Анкетирование проходило в рамках Всероссийского научно-практического семинара по сноуборду, проведенного в Москве 10-11 октября 2020 г., а также в онлайн формате. В анкетировании приняли участие 70 тренеров по сноуборду из 35 субъектов РФ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Респондентам была предложена анкета, направленная на обобщение практического опыта по особенностям обучения технике катания на сноуборде в группах начальной подготовки и алгоритм обучения технике движений при катании на сноуборде.

По итогам анкетирования было установлено, что абсолютное большинство тренеров считают необходимым включение в тренировочный процесс групп начальной подготовки средств специальной физической подготовки в большей степени, чем средств общефизической подготовки, а именно, упражнения из скейтбординга и акробатики на батуте - 60%. К такому режиму занятий дети должны быть хорошо подготовлены.

Опрошенные также отметили, что необходимо обучать начинающих спортсменов катанию в обеих стойках, независимо от предполагаемой специализации спортсмена, в пропорции 70/30 с упором на свою стойку - 57,1%, в пропорции 50/50 - 28,6%, 70/30 с упором на стойку «switch» - 5,7%. 5,7% специалистов отметили, что в группах начальной подготовки следует формировать навык катания только в своей стойке; 2,9% опрошенных считают, что следует научить юных спортсменов умению двигаться в стойке «switch», опрошенные затруднились указать, сколько времени необходимо уделять каждой стойке.

Основными средствами обучения технике катания на сноуборде 77,1% опрошенных специалистов считают упражнения, проранжированные от самого легкого к самому сложному для изучения.

1. Обучение технике самостраховки при падении.

2. Упражнения с одной пристегнутой ногой на плоскости и небольшом уклоне.

3. Обучение технике скольжения и остановки на заднем канте в основной стойке (распределение веса тела 50/50).

4. Боковые соскальзывания вправо/влево на заднем канте с переносом веса тела в пропорции 70/30.

5. Обучение технике скольжения и остановки на переднем канте в основной стойке (вес тела 50/50).

6. Боковые соскальзывания вправо/влево на переднем канте с переносом веса тела

70/30.

7. Обучение технике прямого скольжения и остановки в своей стойке и стойке «switch».

8. Обучение технике смены канта с переднего на задний через остановку в своей стойке и стойке «switch».

9. Обучение технике смены канта с заднего на передний через остановку в своей стойке и стойке «switch».

10. Обучение технике поворотов в своей стойке и стойке «switch».

Среди опрошенных специалистов 22,9% отметили данные упражнения как основу изучения техники движений на сноуборде, но в иной последовательности. Важно отметить, что 95,7% опрошенных тренеров считают, что обучение техническим элементам из группы акробатических дисциплин сноубординга необходимо изучать в группах начальной подготовки, независимо от планируемой специализации спортсмена, и только 4,3% опрошенных не считают это необходимостью.

Большинство тренеров отметили, что основной задачей при обучении технике юных сноубордистов является формирование базовой техники вида спорта и заложение основ для дальнейшего углубленного изучения спортивной дисциплины - 92,9%

Большинство - 80% опрошенных тренеров считают нужным обучать юных сно-убордистов специфике всех спортивных дисциплин сноубординга и получать соревновательную практику на всем протяжении обучения в группах начальной подготовки.

Значительная часть - 68,6% специалистов обращают внимание на то, что необходимо начинать углубленное изучение планируемой спортивной дисциплины еще до этапа начальной специализации: с 8 лет - 17,1%, с 9 лет - 28,6%, с 10 лет - 22,9%. 31,4% опрошенных тренеров не рекомендуют делать акцент на специфике планируемой спортивной дисциплины до этапа начальной специализации.

Опрошенные тренеры имели различный стаж работы: 42,9% (до 15 лет), 14,3% (до 20 лет), 21,4% (до 10 лет), по 14,3% тренеров со стажем до 5 лет, до 25 лет и свыше 30 лет, 7,1% (до 30 лет). Мы опросили специалистов различного возраста: тренеры в возрасте до 30 лет составили 12, 9% среди всех опрошенных; тренеры, имеющие возраст от 30 до 35 - 31,4%, от 35 до 50 - 48,6%; старше 50 - 7,1% тренеров. Опрошенные специалисты имели значительный спортивный опыт занятий сноубордингом. Среди опрошенных 47,1% - мастера спорта, по 48,6% тренеров имели звания кандидатов в мастера спорта и взрослые разряды; 4,3% опрошенных мастера спорта международного класса.

Среди опрошенных специалистов 52,9% имеют высшую тренерскую категорию; 28,6% - первую категорию, 15,7% - вторую категорию и 2,8% среди опрошенных специалистов имеют звание «Заслуженный тренер России».

Анализ данных об образовании респондентов установил, что 75,7% среди всех опрошенных тренеров имеют высшее физкультурное образование; 65,7% - окончили педагогические вузы по специальности «Физическая культура»; 20% опрошенных имеют среднее педагогическое образование (окончили колледж физической культуры или училище олимпийского резерва); 4,3% тренеров окончили не физкультурный вуз.

Методические особенности обучения и тренировки занимающихся 8-10 лет: необходимо большое внимание уделять формированию рационального положения тела на доске при различных фазах управления сноубордом; целесообразно использовать этот период для целенаправленного развития гибкости; формировать мелкие, точные движения для минимизации ошибок при выполнении технического действия; нагрузка должна быть небольшого объема и интенсивности, носить дробный характер; занятия должны быть интересными и эмоциональными, количество замечаний ограничено, полезны поощрения; показ должен быть идеальным, занятия игровыми. Необходимо эффективно использовать этот возрастной период для обучения новому, создавать «базу движений», в том числе и для развития основных физических способностей: координации, гибкости, скоростно-силовых способностей.

Задачи повышения уровня двигательной подготовленности юных спортсменов не должны на данном возрастном этапе решаться за счет специализации физических качеств, например, тренировки однонаправленной стойки. В противном случае это может привести к непропорциональному развитию мышц рук и ног, травмам суставов. Трениро-

вочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы на каждом занятии значительную часть времени обучаемые осваивали и закрепляли технику движения и выполнения технических элементов в обеих стойках. В данном возрастном периоде дети не способны долго концентрироваться на заданных действиях. Поэтому продолжительность каждого упражнения не должна превышать 10 минут. Совершенствование быстроты, ловкости, гибкости и скоростно-силовых качеств должно проходить с использованием упражнений и элементов движений из разных дисциплин сноубординга, а также из смежных видов спорта. Опрос тренеров показал, что решение задач обучения базовым элементам происходит путем одновременно-последовательного решения частных задач обучения. Конкретизация и выявление рациональной последовательности решения частных задач позволяет минимизировать затраты времени на достижение требуемого результата обучения. Для повышения эффективности процесса технической подготовки сноуборди-стов 8-10 лет необходима разработка частных задач обучения, подбор средств, методов и методических рекомендаций (таблица 1).

Таблица 1 - Обучение основам техники катания на сноуборде школьников 8-10 лет

№ п/п Частные задачи Упражнения Методические рекомендации

1 Научить технике самостраховки при падении впе-ред\назад Принятие позы для падения. По команде опускаем центр массы тела как можно ниже и принимаем позы: «комочек», «эмбрион». Можно использовать грузики, закрепленные на поясе, для визуальной фиксации положения центра масс.

2 Научить основам управления сноубордом Упражнения с одной, пристегнутой к сноуборду ногой, на плоскости и небольшом уклоне (своя «удобная» нога) Переступания с одной пристегнутой ногой вокруг себя. «Самокат». «Самокат» с приседанием Полуповорот с постановкой свободной ноги на снег.

3 Научить технике скольжения и остановки на заднем канте в основной стойке. Фиксация правильной позы для устойчивого удержания равновесия в основной стойке. Акцент на распределения веса тела 50/50% на обе ноги и правильное положение углов корпуса (плечо, бедро, пятка на одной линии) Способ начала движения и остановки. Изменение скорости. Выполнение с опорой. Выполнение под счет. Стопа как «педаль газа» (носочек вниз/вверх) Увеличение/уменьшение скорости по команде (аудио и/или визуальным сигналам) Использование визуальных границ остановки («Ворота»)

4 Научить технике изменения направления движения, стоя на заднем канте. Боковые соскальзывания на заднем канте. Акцент внимания на выполнение с помощью переноса веса тела на ведущую ногу в пропорции 70\30 и последующей фиксации положения. Выполняется вправо/влево. Выполнение по следу. Использование грузика центра масс. Использование ориентиров (столбы, деревья) Выполнение в сочетании с остановкой Выполнение с добавлением простейших движений в процессе скольжения (хлопки, махи руками, приседания, «гребы»)

5 Научить технике скольжения и остановки на переднем канте в основной стойке. Фиксация рациональной позы для устойчивого удержания равновесия в основной стойке на переднем канте. Акцент на распределение усилий для сохранения равновесия (давление голенью «на язычок» ботинка, а не носок) Способ начала движения и остановки. Изменение скорости. Выполнение с опорой. Выполнение под счет. Стопа как «педаль газа» (пятка вниз/вверх) Увеличение/уменьшение скорости по команде (аудио и/или визуальным сигналам) Использование визуальных границ остановки («Ворота»)

6 Научить технике изменения направления движения, стоя на переднем канте. Боковые соскальзывания на переднем канте. Акцент внимания на выполнение с помощью переноса веса тела на ведущую ногу в пропорции 70\30 и последующей фиксации положения. Выполняется вправо/влево. Выполнение по следу. Использование грузика центра масс. Использование ориентиров (столбы, деревья) Выполнение в сочетании с остановкой Выполнение с добавлением простейших движений в процессе скольжения (хлопки, махи руками, приседания, удержания доски «гребы»)

№ п/п Частные задачи Упражнения Методические рекомендации

7 Научить технике прямого скольжения и остановки в своей стойке и стойке «switch». Акцент внимания на своевременное и рациональное распределение веса тела в отдельных фазах упражнения. 1. Загрузка ведущей ноги в основной стойке для разворота доски по линии падения склона и начала прямого скольжения. 2. Изменение веса тела на доске и фиксация позы во время скольжения 3. Изменение веса тела перед остановкой 4. Распределение веса во время остановки.

8 Научить технике смены канта с переднего на задний в своей стойке и стойке «switch». Упражнение смена канта с переднего на задний через остановку (торможением). Стоя в основной стойке на переднем канте, выполняется боковое соскальзывание, затем выполняется торможение в основной стойке на переднем канте, затем выполняется загрузка ведущей ноги для разворота доски по линии падения склона и сразу выполняется торможение и остановка в основной стойке на заднем канте (без прямого скольжения и набора скорости)

9 Научить технике смены канта с заднего на передний в своей стойке и стойке «switch». Упражнение смена канта с заднего на передний через остановку (торможением). Акцент на прикладывание усилий через голени на «язычки ботинок», а не носок ботинка. Стоя в основной стойке на заднем канте, выполняется боковое соскальзывание, затем выполняется торможение в основной стойке на заднем канте, затем выполняется загрузка ведущей ноги для разворота доски по линии падения склона и сразу выполняется торможение и остановка в основной стойке на переднем канте (без прямого скольжения и набора скорости)

10 Научить технике выполнения поворотов в своей стойке и стойке «switch». Полуповорот. Поворот с проскальзыванием. Поворот с помощью сзади стоящей ноги («подмахивание хвостом рыбки») Поворот с заездом вверх по склону(«.Т-поворот»). «Резанный» поворот с загрузкой вниз Выполнение с опорой (полуповорот) Выполнение поворотов с различным радиусом, выполнение по следу, выполнение по заданной траектории (по конусам). Выполнение поворотов в условиях трассы в обеих стойках

На занятиях сноубордингом необходимо учитывать возрастные особенности обучения и тренировки занимающихся 8-10 лет: позвоночный столб в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов; суставно-связочный аппарат очень эластичен, но недостаточно прочен; интенсивно развивается мышечная система, но крупные мышцы развиваются быстрее мелких; регулярные механизмы сердечно-сосудистой и двигательной систем не согласованы, дети быстро устают; продолжительность активного внимания и умственной работоспособности невелики. Существенно развиваются двигательные функции, по многим параметрам они достигают очень высокого уровня, создаются благоприятные предпосылки для обучения и развития двигательных способностей; силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление.

Организация тренировочного процесса с детьми 8-10 лет может быть эффективной только в том случае, если инвентарь юных сноубордистов будет соответствовать их возрастным особенностям. На практике специалисты, осуществляющие свою деятельность в области обучения катанию на сноуборде, часто сталкиваются с проблемой неправильно подобранного инвентаря; в прокате, если ребенок обучается в коммерческом клубе; или выданного инвентаря в школе, несоответствующего росту и весу ребенка (по принципу «что есть, то выдали»). Ребенку семи-восьми лет очень трудно научиться правильно управлять сноубордом, если длина сноуборда превышает параметры его тела, а вес рассчитан на более взрослого ученика. Даже более взрослые сноубордисты не справляются с манипулированием слишком длинным и тяжелым сноубордом, из-за чего появляются ошибки в технике выполнения движений, которые впоследствии придется исправлять на следующем этапе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании выявлено, что базовыми техническими действиями, изучаемыми сноубордистами на этапе начальной подготовки являются: самостраховка при падении, скольжения и остановки, боковые соскальзывания, смена канта, повороты. Методика обучения основам техники сноуборда разрабатывается с учетом частных задач, решаемых при выполнении конкретных упражнений. При разработке методики спортивно-технической подготовки необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовленности юных спортсменов, а также соответствие инвентаря антропометрическим особенностям детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. - Москва : Советский спорт, 2010. - 339 с.

2. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2004. - 820 с.

3. Теория и методика спорта : учебное пособие для училищ олимпийского резерва / под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - Москва : 4 Филиал Воениздата, 1997. - 415 с.

REFERENCES

1. Matveev L.P. (2010), General theory of sports and its applied aspects: textbook for universities of physical culture, Soviet sport, Moscow.

2. Platonov V.N. (2004), System of training athletes in Olympic sports. General Theory and Its Practical Applications, Soviet sport, Moscow.

3. Suslov, F.P. and Kholodov, J.K. (1997), Theory and technique of sport: training manual for schools of the Olympic reserve, 4 Branch of The Military, Moscow.

Контактная информация: sakh.freestyle@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2020

УДК 796.413/.418

СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент, Фанис Азгато-вич Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Ринат Маратович Валиуллин, старший преподаватель, Сергей Геннадьевич Боровик, старший преподаватель, Анастасия Леонидовна Моисеева, магистрант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

В данной статье представлены средства скоростно-силовой подготовленности гимнасток 1819 лет, имеющие разряд КМС и спортивное звание МС РФ по спортивной гимнастике. Измерялись показатели скоростно-силовой подготовленности студенток-гимнасток по тестам: прыжок в высоту по Абалакову; прыжок в длину с места. Нагрузочное тестирование выполнялось на велоэргометрах с помощью Теста Вингейта для определения мощностных характеристик мышц ног и плечевого пояса в течение 5 сек., определялась пиковая, средняя мощность работы мышц ног и мышц верхнего плечевого пояса. Измерялись антропометрические показатели.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, скоростно-силовые способности, общая и специальная физическая подготовка, Вингейт-тест, максимальная мощность, пиковая мощность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p138-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SPEED AND STRENGTH ABILITIES IN GYMNASTICS

Tatyana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Fan-is Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, senior research associate, Rinat

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.