Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "СНОУБОРД" НА МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ТРЕНЕРОВ'

ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "СНОУБОРД" НА МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ТРЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОУБОРДИНГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власенко Павел Павлович, Ерегина Светлана Владимировна

В настоящее время, одним из популярных видов спорта во многих регионах России является сноубординг, особенно им увлечены дети, подростки, молодежь. Занятия сноубордингом проводятся как со спортивной, так и с оздоровительной направленностью. Вовлечение различных контингентов населения в занятия сноубордингом требует от тренеров высокого уровня теоретической, практической, методической подготовленности. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Сноуборд» (ФССП) является основой методической работы тренеров. Анализ ФССП выявляет в нем несоответствие с процессом подготовки спортсменов в акробатических дисциплинах сноубординга. Обобщение рекомендаций тренеров по совершенствованию содержания ФССП позволит обратить внимание руководителей спорта на необходимость учета специфики тренировки спортсменов в акробатических дисциплинах сноуборда при разработке нормативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE FEDERAL SPORT TRAINING STANDARD FOR THE SPORT OF SNOWBOARDING ON THE METHODOLOGICAL WORK OF COACHES

Today, one of the popular sports in many regions of Russia is snowboarding, they are especially keen on children, teenagers and young people. Snowboarding classes are held with both sports and health-improving orientation. Involvement of different contingents of the population in snowboarding requires from coaches a high level of theoretical, practical and methodological preparedness. The Federal standard of sports training in the sport of "Snowboarding" (FSST) is the basis for the methodological work of coaches. The analysis of FSST reveals its inconsistency with the process of preparation of athletes in acrobatic disciplines of snowboarding. Generalization of recommendations of coaches on improvement of FSSP content will allow paying attention of heads of sports to necessity of taking into account specificity of training of athletes in acrobatic disciplines of snowboarding during development of normative documents.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "СНОУБОРД" НА МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ТРЕНЕРОВ»

tov-on-Don.

3. Kudyasheva, A.N. (2012), Physical rehabilitation ofposture violations of children ofprimary school age, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Nikiforova, O. N. and Petrova, O. A. (2016), "The effectiveness of physical rehabilitation in restoring the functions of the musculoskeletal system in children of primary school age", Modern health-saving technologies, No 3 (4), pp. 108 - 115.

5. Kutafina, N.V. (2015), "Features of the micro-rheological properties of red blood cells in junior school age during scoliosis against the background of LFC and massage", "Actual problems of society, science and education: current state and development prospects": materials of the II International Scientific and Practical Conference, Kursk, pp. 242 - 247.

6. Simina, T. E. (2012), "Innovative technologies for improving the health of preschool children with functional disorders of the musculoskeletal system when learning to swim", Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: materials of a scientific-practical conference with international participation, Moscow, pp. 279- 82.

7. Shabanova, O.A. (2011), Medical and social aspects of disability and rehabilitation of patients with scoliosis, dissertation, Moscow.

8. Tsykunov, M. B. (2018), "Medical rehabilitation in scoliotic deformations", Bulletin of restorative medicine, No. 4 (86), pp. 75-91.

Контактная информация: nadiner2009@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.2021

УДК 378.046.4

ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «СНОУБОРД» НА МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ТРЕНЕРОВ

Павел Павлович Власенко, аспирант, Сахалинский государственный университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду, Южно-Сахалинск; Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинск

Аннотация

В настоящее время, одним из популярных видов спорта во многих регионах России является сноубординг, особенно им увлечены дети, подростки, молодежь. Занятия сноубордингом проводятся как со спортивной, так и с оздоровительной направленностью. Вовлечение различных контин-гентов населения в занятия сноубордингом требует от тренеров высокого уровня теоретической, практической, методической подготовленности. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Сноуборд» (ФССП) является основой методической работы тренеров. Анализ ФССП выявляет в нем несоответствие с процессом подготовки спортсменов в акробатических дисциплинах сноубординга. Обобщение рекомендаций тренеров по совершенствованию содержания ФССП позволит обратить внимание руководителей спорта на необходимость учета специфики тренировки спортсменов в акробатических дисциплинах сноуборда при разработке нормативных документов.

Ключевые слова: сноубординг, федеральный стандарт спортивной подготовки, задачи обучения, педагогические условия, методика, техническая подготовка, физическая культура, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p82-88

IMPACT OF THE FEDERAL SPORT TRAINING STANDARD FOR THE SPORT OF SNOWBOARDING ON THE METHODOLOGICAL WORK OF COACHES

Pavel Pavlovich Vlasenko, the post-graduate student, Sakhalin State University, trainer, Olympic Reserve Sports School for Alpine Skiing and Snowboarding, Yuzhno-Sakhalinsk; Svetlana Vladimirovna Eregina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract

Today, one of the popular sports in many regions of Russia is snowboarding, they are especially keen on children, teenagers and young people. Snowboarding classes are held with both sports and health-improving orientation. Involvement of different contingents of the population in snowboarding requires from coaches a high level of theoretical, practical and methodological preparedness. The Federal standard of sports training in the sport of "Snowboarding" (FSST) is the basis for the methodological work of coaches. The analysis of FSST reveals its inconsistency with the process of preparation of athletes in acrobatic disciplines of snowboarding. Generalization of recommendations of coaches on improvement of FSSP content will allow paying attention of heads of sports to necessity of taking into account specificity of training of athletes in acrobatic disciplines of snowboarding during development of normative documents.

Keyword: snowboarding, federal standard of sports training, training objectives, pedagogical conditions, methodology, technical training, physical culture, sport.

ВВЕДЕНИЕ

Сноубординг - олимпийский зимний вид спорта, в котором спортсмен спускается вниз по горе, скользя по снегу, стоя на специальном снаряде - сноуборде, который прикреплен к ногам спортсмена специальными креплениями. В зависимости от спортивной дисциплины, это могут быть соревнования по скоростному спуску, выполнению акробатических элементов в воздухе, и совместному спуску спортсменов по специальной трассе с препятствиями [6].

При этом сноубординг может эффективно решать задачи не только спортивной подготовки, но и физического воспитания населения.

Современный уровень развития сноубординга требует разработки современных методик подготовки для различных контингентов занимающихся, что должно базироваться на научных исследованиях.

О системном изучении акробатических дисциплин российской научной школой в настоящее время информация отсутствует. Большинство тренеров использует зарубежные источники информации с демонстрацией элементов акробатического сноубординга. Незначительная часть специалистов, владеющих иностранным языком, изучают методические разработки коллег из США, Норвегии, Канады, Японии.

Педагогические условия, повышающие (снижающие) эффективность подготовки спортсменов, специализирующихся в акробатических дисциплинах, это преимущественно программы, методики обучения, методические подходы.

Тренировочный процесс в акробатических дисциплинах сноубординга регламентируется Федеральным стандартом спортивной подготовки - нормативный документ и Программой спортивной подготовки - методический документ.

Несмотря на то, что все акробатические дисциплины объединены в вид спорта «сноуборд» вместе с гоночными (поворотными) дисциплинами, подходы к подготовке спортсменов в этих дисциплинах не являются идентичными.

Цель исследования: проанализировать нормативные основы, регламентирующие тренировочный процесс в сноубординге, которые регламентируют разработку содержания Программы спортивной подготовки по акробатическим дисциплинам сноубординга.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности акробатических дисциплин сноубординга.

2. Определить нормативные основы, регламентирующие подготовку сноуборди-

стов.

3. Выявить соответствие нормативных основ подготовки в сноубординге требованиям и организации подготовки спортсменов в акробатических дисциплинах.

Для анализа результатов внедрения организационно-педагогических условий и требований, заявленных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «сноуборд», нами был изучен действующий Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «сноуборд», утвержденный Приказом Минспорта России от 19 ян-

варя 2018 г. N 29 [4].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ специально-методической литературы и нормативных документов в области спортивной подготовки в сложно-координационных видах спорта и сноуборда, в частности, и методических разработок по обучению катанию на сноуборде; анализ педагогического опыта специалистов в области сноуборда, тренеров по сноуборду.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Несомненно, что акробатические дисциплины сноубординга, существенно отличаются от гоночных (поворотных) поворотных дисциплин, при этом ФССП по виду спорта сноуборд является единым.

Ряд олимпийских дисциплин сноубординга, таких как биг эйр, слоуп стайл и хафпайп, предусматривает подготовку и участие в индивидуальных соревнованиях с выявлением сильнейших спортсменов на специальных трассах, посредством использования трамплинов, фигур и конструкций для выполнения серии высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела и различными скольжениями на сноуборде в положении на опоре [1].

Хафпайп (от англ. half-pipe — половина трубы). Одна из разновидностей группы акробатических дисциплин сноубординга (по классификации FIS - park and pipe), представляющая собой выполнение спортсменами акробатических трюков в специальной конструкции из снега, напоминающей по форме букву U. Задача спортсменов, перемещаясь от стенки к стенке, выпрыгивать из хафпайпа и на вылете выполнить комбинацию технических элементов, которые называют трюками. Помимо амплитуды, основными критериями являются: исполнение, сложность, разнообразие, приземление. Является олимпийской дисциплиной с 1998 года.

Слоупстайл (от англ. slope —склон и style —стиль) — дисциплина сноубординга, состоящая из выполнения комбинаций технических элементов, называемых трюками на трамплинах, а также различных фигурах для скольжения, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Помимо уверенного исполнения акробатических элементов в безопорном положении, спортсмены должны также демонстрировать уверенное владение сноубордом при выполнении скольжений в положении на опоре. Основными критериями, при выставлении оценки являются исполнение вариативность, сложность, амплитуда, приземление Включён в программу зимних олимпийских игр с 2014.

В 2015 году исполком Международного олимпийского комитета включил в программу зимних Олимпийских Игр дисциплину сноубординга биг-эйр, которая была представлена на играх 2018 года в Пхенчхане. Соревнования в биг эйре заключаются в одиночном прыжке с большого трамплина (в отличие от слоуп стайла) с выполнением технического элемента максимальной сложности на максимально возможной амплитуде. Оценка выступления спортсменов осуществляется по тем же критериям, что и в слоуп стайле, но с большим вычетом баллов за ошибки, допущенные спортсменом при приземлении.

Для удобства дальнейшего обозначения, предлагаем использовать термин «акробатические дисциплины». В настоящее время, по акробатическим дисциплинам сноубор-динга разыгрывается 18 олимпийских медалей. Всего олимпийских дисциплин 5, среди мужчин и женщин разыгрывают 30 медалей, параллельный слалом выбыл из списка олимпийских дисциплин после 2014 г.

Специфика подготовки спортсменов в акробатических дисциплинах ставит сно-убординг в один ряд с такими видами спорта как: фигурное катание на коньках, прыжки в воду, прыжки на батуте, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика,

которые относятся к сложно-координационным (художественным) видам спорта с субъективной системой оценки выступлений спортсмена по форме техники.

Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом и сроки подготовки. Согласно приложению № 1 к ФССП по виду спорта «сноуборд», минимальный возраст зачисления в группы начальной подготовки составляет 8 лет.

Согласно многочисленным научным исследованиям в области теории и методики физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев; Ж.К. Холодов ; Ф.П. Суслов; А. А. Гужалов-ский; В.К. Бальсевич и др.) рекомендуемый период начала занятий сложно-координационными видами спорта около 7 лет у мальчиков и 6 лет у девочек. Современная спортивная практика в фигурном катании на коньках, спортивной и художественной гимнастики, свидетельствует о том, что тренеры начинают отбирать детей в группы начальной подготовки в возрасте 5 лет, так как считают, что этого требует специфика вида спорта (Т.А. Тарасова, А.Н. Мишин, И.А. Винер-Усманова, и др.) Кроме того, в последние десятилетия, в видах спорта со сложной координацией движений, наблюдается постоянное снижение возраста достижения высокого спортивного мастерства, в том числе в акробатических дисциплинах сноубординга.

Данное обстоятельство находит свое отражение в правилах проведения соревнований по акробатическим дисциплинам сноубординга, международной лыжной федерации (FIS). В крайней редакции правил, от декабря 2020 года, к участию в Чемпионатах мира и зимних олимпийских играх допускаются участники с 14 летнего возраста, (при условии, что 15 исполнится до конца календарного года; пункт 2014.6 ICR). В иных международных соревнованиях, включая континентальные кубки и чемпионаты допускается участие спортсменов с 13 лет (пункт 2014.8 ICR) [5].

Согласно официальным результатам этапов кубка мира и чемпионатов мира по акробатическим дисциплинам сноубординга, доля участников в возрасте от 15 до 17 лет варьируется от 15-25% в дисциплинах биг эйр и слоуп стайл у мужчин, и от 5 до 15% в данных дисциплинах у женщин. В дисциплине хафпайп этот процент составляет от 2030% и 10-20% соответственно.

При проведении сравнительного анализа ФССП по сложно-координационным видам спорта, мы выяснили, что среди смежных видов спорта, сноубординг имеет самый высокий возраст зачисления в группы начальной подготовки - 8 лет, и самый высокий возраст зачисления на тренировочный этап - 10 лет. При проведении сравнительного анализа Единой всероссийской спортивной классификации среди смежных видов спорта, было выяснено, что сноубординг имеет самый высокий возраст присвоения юношеских разрядов - 10 лет. (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ нормативных основ организации занятий по сложно-координационным видам спорта_

Нормативные основы Возраст зачисления на этап Возраст зачисления на тре- Возраст присвоения

^"~~"организации занятий начальной подготовки нировочный этап юношеских разрядов

М Д М Д

Вид спорта

Прыжки на батуте 7 7 8 8 с 7 лет

Спортивная акробатика 7 6 9 8 с 8 лет

Спортивная Гимнастика 7 6 9 7 с 6 лет - ж с 7 лет - м

Прыжки в воду 7 7 8 8 с 8 лет

Фигурное катание на конках 6 6 7 7 с 6 лет

Художественная гимнастика 6 6 8 8 с 6 лет

Сноуборд 8 8 10 10 с 10 лет

По мнению специалистов в области сноубординга и тренеров по сноуборду, техническая подготовка сноубордистов является ведущей и направлена на освоение большого числа различных двигательных умений и навыков [2, 3]. Мы проанализировали соотно-

шение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки и выяснили что в ФССП по сноуборду и художественной гимнастике указано наименьшее соотношение объема технической подготовки (на всех этапах), по сравнению со смежными сложно-координационными видами спорта (таблица 2).

Таблица 2 - Соотношение объема технической подготовки и наличие обязательной технической программы для зачисления на тренировочный этап_

^^^ Нормативные основы ^^^ организации занятий Вид спорта Соотношение объема технической подготовки в общем объеме спортивной подготовки в %

Этап начальной подготовки Тренировочный этап (спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства

Прыжки на батуте 42-54 42-54 42-54 42-56

Спортивная акробатика 25-30 37-40 43-49 54-57

Спортивная Гимнастика 42-54 42-54 42-54 42-56

Прыжки в воду 26-39 35-51 46-58 53-67

Фигурное катание на конках 44-56 46-58 49-62 54-69

Художественная гимнастика 7,5-9 20-25 13-17 8,5-11

Сноуборд 23-27 28-38 31-39 38-48

На эффективность формирования техники вида спорта влияют различные условия, в том числе биомеханические. Для эффективного обучения технике вида спорта, внешние условия по отношению к спортсмену должны быть специально сформированы в форме искусственно-управляющей среды, отличительным компонентом которой, является организация активных управляющих воздействий на двигательные системы организма спортсмена. Ни энергетические, ни функциональные системы, ни физические возможности и координационные кондиции спортсмена не могут обеспечить ему возможности формирования безошибочной техники движений при отсутствии биомеханических условий (И.П. Ратов, 1983) [7].

Также для усиления защищенности двигательного аппарата спортсмена от возможных травм и чрезмерных нагрузок при обучении технике движений должна быть создана специальная предметная среда, позволяющая осуществлять техническую подготовку в комфортной психологической обстановке и с минимальным риском для здоровья спортсменов (Г.И. Попов, 1992) [7].

Таким образом, для полноценной и безопасной технической подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта, должна быть создана «искусственная управляющая и предметная среда» - биомеханические условия, которая организуется в виде тренировочных приспособлений, тренажеров, спортивного инвентаря и экипировки, использование которых будет способствовать формированию эффективной, надежной и результативной техники [7]. Данное положение находит свое отражения в ФССП по видам спорта, в приложениях «оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки».

Проанализировав биомеханические условия подготовки сноубордистов, представленные в приложении № 11 «Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения спортивной подготовки» ФССП по сноуборду, мы выяснили, что для отработки сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела в приложении отсутствуют такие необходимые биомеханические условия как: батуты, яма с поролоном, акробатическая дорожка, лонжа страховочная универсальная, лонжа переносная, надувная наклонная подушка для имитации приземления.

Для отработки различных скольжений в положении на опоре, в приложении № 11 предусмотрен скейтборд, однако не предусмотрены специальные трассы и конструкции для использования данного инвентаря: памп-трек, рампа, мини-рампа, различные фигуры

для отработки скольжений.

На основании сравнительного анализа специально-методической литературы и нормативно-правовых документов в области спортивной подготовки в сложно-координационных видах спорта, учебно-методических пособий и методических разработок по подготовке в сложно-координационных видах спорта, а также, в результате опроса более 50 ведущих специалистов и тренеров различных регионов РФ, нами были обобщены следующие рекомендации по внесению изменений и дополнений в ФССП и ЕВСК по виду спорта сноуборд:

1. Внести изменения в Приложение № 1 ФССП по сноуборду, снизить возраст зачисления на этап начальной подготовки до 6-7 лет; снизить возраст зачисления на тренировочный этап до 9 лет.

2 Внести изменения в ЕВСК по сноуборду, снизив возраст присвоения юношеских разрядов с 7 лет; спортивных разрядов с 9 лет; КМС, МС с 13 лет, МСМК с 15 лет.

3. Внести изменения в Приложение № 2 ФССП по сноуборду, увеличить объем технической подготовки до 42-4% на этапах начальной подготовки и этапах спортивной специализации и до 49-62% на этапах спортивного совершенствования и спортивного мастерства.

4. Дополнить инфраструктуру, указанную в пункте 21 ФССП по сноуборду «Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям» наличием специализированного акробатического зала.

5. Дополнить оборудованием и инвентарем Приложение № 11 ФССП по сноубор-ду «Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения спортивной подготовки» (таблица 3):

Таблица 3 - Дополнения к Приложению № 11 ФССП по виду спорта сноуборд

№ п/п Наименование оборудования, спортивного инвентаря Единица измерения Количество изделий

1. Батут комплект 2

2. Дорожка акробатическая штук 2

3. Лонжа переносная штук 2

4. Лонжа универсальная штук 2

5. Надувная наклонная подушка для имитации приземления штук 1

6. Памп-трек для скейтборда штук 1

7. Рампа для скейтборда штук 1

8. Мини-рампа для скейтборда штук 1

9. Фигуры для скольжения на скейтборде комплект 1

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностями акробатических дисциплин сноубординга являются подготовка и участие спортсменов в соревнованиях на специальных трассах, с выполнением серии высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела и различными скольжениями на сноуборде в положении на опоре. Данные дисциплины требуют от занимающихся ранней спортивной специализации.

Нормативной основой, регламентирующей подготовку сноубордистов, является действующий Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «сноуборд», который не в полной мере учитывает специфику акробатических дисциплин сноубордин-га и нуждается в дополнении.

Обобщены рекомендации тренеров, направленные на совершенствование нормативных документов (ФССП, ЕВСК), учет их пожеланий позволит повысить эффективность разработки программ спортивной подготовки по акробатическим дисциплинам сноубординга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власенко П.П. Условия эффективности технической подготовки сноубордистов в группах начальной подготовки / П.П. Власенко // Современные проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летнему юбилею факультета физической культуры, спорта и туризма (3-4 декабря 2020 г.) / отв. ред. А.В. Комарова. - Улан-Удэ, 2021. - С. 15-18.

2. Власенко П.П. Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда / П.П. Власенко // Наука и социум: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 мая 2020 г.) / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск, 2020. - С. 85-92.

3. Ерегина С.В. Методические основы технической подготовки сноубордистов 8-10 летнего возраста / С.В. Ерегина, П.П. Власенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 10 (188). - С. 132-138.

4. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "сно-уборд": приказ Минспорта России от 19 января 2018 г. № 29 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71875906/ (дата обращения 14.03.2021).

5. Официальные документы международной лыжной федерации: Международная лыжная федерация [сайт]. - URL: https://www.fis-ski.com/en/inside-fis/document-library/snowboard-documents (дата обращения 04.04.2021).

6. Официальные документы Федерации сноуборда России: Федерация сноуборда России [сайт]. - URL: https://russnowboard.com/fsr/oficialnye-dokumenty-federacii-snouborda-rossii/ (дата обращения 25.03.2021).

7. Шмонин Б.В. Методы и условия формирования спортивно-технического мастерства на основе использования биомеханических технологий (общие положения) / Б.В. Шмонин, С.С. Бочаров // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. О.М. Поповой - Саратов, 2016. - С. 51-56.

REFERENCES

1. Vlasenko P. P. (2021), "Conditions of effectiveness of technical training of snowboarders in groups of initial training ", Modern problems and potential of scientific research in physical culture and sports: materials of the II All-Russian scientific-practical conference devoted to the 60-th anniversary of faculty of physical culture, sports and tourism (December 3-4, 2020), Ulan-Ude, pp. 15-18.

2. Vlasenko, P.P. (2020), "Basics of technical training of athletes specializing in acrobatic snow-boarding disciplines", Science and Society: materials of the 14th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (May 13, 2020), Novosibirsk, pp. 85-92.

3. Eregina S.V. and Vlasenko, P.P. (2020), "Methodological bases of technical training of snow-boarders of 8-10 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 132-138.

4. Ministry of Sport of Russia (2018), "About the approval of the federal standard of sports training in the sport "snowboard", Order of 19/01/2018 No. 29, available at: https://base.garant.ru/71875906/ (date of accessed 14.03.2021).

5. Snowboard documents // FIS [Международная лыжная федерация : the site]. - URL: https://www.fis-ski.com/en/inside-fis/document-library/snowboard-documents (дата обращения: 04.04.2021).

6. Snowboard Federation of Russia: Official documents of Russian Snowboard Federation, available at: https://russnowboard.com/fsr/oficialnye-dokumenty-federacii-snouborda-rossii/ (date of accessed 25.03.2021).

7. Shmonin B.V. and Bocharov S.S. (2016), "Methods and conditions of formation of sporttechnical skill on the basis of using biomechanical technologies (general provisions)", Actual problems and prospects of development of physical training and sports in higher educational institutions of Ministry of Agriculture of Russia: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Саратов, pp. 51-56.

Контактная информация: sakh.freestyle@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.