Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИНАРНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ногина Анна Александровна, Третьякова Ирина Николаевна, Подмарева Анастасия Валерьевна

Введение. В статье рассматриваются основные результаты внедрения инновационных практик воспитательной деятельности в процесс подготовки педагогов профессионального обучения. Значительное внимание в современных реалиях отводится роли педагога в воспитательном процессе - именно от его личности, способностей, интересов, педагогической позиции во многом зависит вектор воспитания обучающихся в образовательной организации. Профессиональное подготовка будущего педагога профессионального обучения в стенах университета есть форма, содержание и условия его деятельности как будущего профессионала. Воспитательная деятельность является одним из механизмов развития личности. Анализ научной литературы позволил рассмотреть структурный состав, генезис, статусы и роли воспитанности будущего педагога. В качестве задач исследования рассмотрены методологические подходы и принципы моделирования системы воспитания обучающихся вуза, технологии организации воспитательной работы. Материалы и методы. Главными методами исследования выступают анализ научной литературы, которая посвящена задаче внедрения новых практик воспитательной работы; а также диагностические методики, которые включают наблюдение, описание, беседу, опрос, тестирование, приемы статистической обработки данных. Результаты. В статье рассматриваются итоги эмпирического исследования, которое проводилось в форме анкетирования. Данные результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях. Обсуждение. Внедрение инновационных практик воспитательной деятельности позволяет обновить содержание и компоненты воспитательного процесса, работает на интеграцию учебного и воспитательного процессов, и в целом направлено на повышение воспитательного потенциала образования. Заключение. Анализ результатов свидетельствует, что разработка и внедрение инновационных практик воспитательной деятельности будущего педагога профессионального обучения является основой процесса модернизации содержания воспитания, с целью выявления и развития интересов, склонностей и творческой активности каждого воспитуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ногина Анна Александровна, Третьякова Ирина Николаевна, Подмарева Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE PRACTICES OF EDUCATIONAL ACTIVITY TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

Introduction. The article discusses the main results of the introduction of innovative educational practices in the process of training teachers of vocational training. Considerable attention in modern realities is given to the role of the teacher in the educational process - it is on his personality, abilities, interests, pedagogical position that the vector of education of students in an educational organization largely depends. Professional training of a future teacher of vocational training within the walls of the university is the form, content and conditions of his activity as a future professional. Educational activity is one of the mechanisms of personality development. The analysis of scientific literature allowed us to consider the structural composition, genesis, statuses and roles of the future teacher’s upbringing. Methodological approaches and principles of modeling the system of education of university students, technologies of organization of educational work are considered as the objectives of the study.Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature, which is devoted to the task of introducing new practices of educational work; as well as diagnostic methods, which include observation, description, conversation, survey, testing, statistical data processing techniques. Results. The article discusses the results of an empirical study conducted in the form of a questionnaire. These results can be used in the process of professional training of students in professional educational organizations. Discussion. The introduction of innovative educational practices makes it possible to increase the educational potential of the educational process, update the methodology, content and structure of education, and also contribute to the integration of educational and educational processes.Conclusion. The analysis of the results shows that the development and implementation of innovative practices of educational activities of the future teacher of vocational training is the basis of the process of modernization of the content of education, in order to identify and develop the interests, inclinations and creative activity of each student.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Внедрение инновационных практик воспитательной деятельности подготовки будущих педагогов профессионального обучения

о с

U

см см о см

Ногина Анна Александровна,

кандидат технических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: noginaaa@cspu.ru

Третьякова Ирина Николаевна,

кандидат технических наук, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

E-mail: irinatretyakova87@yandex.ru

Подмарева Анастасия Валерьевна,

старший преподаватель кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: podmarevaav@cspu.ru

Введение. В статье рассматриваются основные результаты внедрения инновационных практик воспитательной деятельности в процесс подготовки педагогов профессионального обучения. Значительное внимание в современных реалиях отводится роли педагога в воспитательном процессе - именно от его личности, способностей, интересов, педагогической позиции во многом зависит вектор воспитания обучающихся в образовательной организации. Профессиональное подготовка будущего педагога профессионального обучения в стенах университета есть форма, содержание и условия его деятельности как будущего профессионала. Воспитательная деятельность является одним из механизмов развития личности. Анализ научной литературы позволил рассмотреть структурный состав, генезис, статусы и роли воспитанности будущего педагога. В качестве задач исследования рассмотрены методологические подходы и принципы моделирования системы воспитания обучающихся вуза, технологии организации воспитательной работы.

Материалы и методы. Главными методами исследования выступают анализ научной литературы, которая посвящена задаче внедрения новых практик воспитательной работы; а также диагностические методики, которые включают наблюдение, описание, беседу, опрос, тестирование, приемы статистической обработки данных. Результаты. В статье рассматриваются итоги эмпирического исследования, которое проводилось в форме анкетирования. Данные результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях. Обсуждение. Внедрение инновационных практик воспитательной деятельности позволяет обновить содержание и компоненты воспитательного процесса, работает на интеграцию учебного и воспитательного процессов, и в целом направлено на повышение воспитательного потенциала образования. Заключение. Анализ результатов свидетельствует, что разработка и внедрение инновационных практик воспитательной деятельности будущего педагога профессионального обучения является основой процесса модернизации содержания воспитания, с целью выявления и развития интересов, склонностей и творческой активности каждого воспитуемого.

Ключевые слова: инновационные практики, воспитательная деятельность, идентичность, профессиональная идентификация и воспитательная деятельность, бинарная система профессиональной подготовки.

Введение (Introduction)

Проблемы внедрения инновационных практик воспитательной деятельности в настоящее время определяют перспективу развития и становятся приоритетными направлениями в системе образования Российской Федерации, определяя цели, задачи, критерии оценивания и механизмы воспитания. В эпоху глобализации человека характеризует технократическое, потребительское отношение к объектам окружающего мира, и именно на воспитательную деятельность в образовательных организациях ложится обязанность формирования человека нового типа. При этом нужно учитывать, что воспитательная деятельность в системе высшего образования может рассматриваться только в междисциплинарном контексте, поскольку носит сложный характер, затрагивающий многие аспекты современного общества.

Современные реалии такие как, экономическая, политическая нестабильность, утрата духовности населения, а также обострение национальных отношений отводят значимую роль вузам как гарантам гражданского мира и нравственности. При этом нельзя не отметить, что в настоящее время высшее образование также испытывает трудности и к наиболее острым проблемам можно отнести проблему воспитания. Что приводит к снижению качества профессионального образования и уровне воспитательной деятельности студентов.

Проведенный дискурс-анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, по проблеме внедрения инновационных практик воспитательной деятельности личности дает основания представить обобщенную характеристику научных школ и направлений:

- на философском уровне: историко-философские концепции и модели идеалистического, прагматического, антропологического воспитания и образования (Платон, И. Кант и др.);

- на общенаучном уровне: принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, A.B. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, и др.);

- на частно-научном уровне: методология педагогических исследований (П.И. Пидкасистый и др.);

- о вопросах профилактики и педагогической коррекции трудновоспитуемых детей и подростков (Л.М. Зюбин, Ю.В. Гербеев, Р.В. Овча-рова, Э.Ш. Натанзон, Г.М. Потанин и др.);

- о теории социально-педагогического сопровождения (И.А. Липский, О.С. Газман, М.И. Рожков, и др.).

Материалы и методы (Mаteriаls аnd Methods)

Основополагающими в нашем исследовании стали работы российских учёных: Н.М. Алексеевой, В.П. Ильиной, Е.А. Климовой, Е.В. Коневой, Н.Ю. Корнеевой, С.Г. Литке, Н.С. Пряжникова, Ю.П. Поварёнкова, А.В. Савченкова, Н.В. Увари-ной, Л.Б. Шнейдер и др.

Современные авторы выделяют следующие инновационные воспитательные технологии:

• организационно-деятельностные игры

• арт-технологии

• кейс-технологии

• шоу-технологии

• коллективное творческое дело и т.д. Исследование проводилось на базе профессионально-педагогического института ФГбОу ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Проанализировав особенности организации системы воспитания в институте, а также опыт социально-педагогического сопровождения обучающихся в образовательных организациях системы средне-профессионального образования региона и на основе анализа особенностей современных инновационных воспитательных технологий нами были разработаны и внедрены в образовательный процесс ряд мероприятий.

Так, опираясь на технологию организационно-деятельностных игр была разработана игра «Открой свой ресторан». Особенностью данной игры является вовлечение студентов системы СПО в ее проведение и создание условий для студентов вуза - будущих педагогов профессионального обучения - для решения определенных профессиональных и воспитательных задач:

• развитие коммуникативных навыков с позиции «наставника»;

• умение находить решения в конфликтных ситуациях;

• возможность осознания многозадачности профессиональных задач и др.

На основе технологии коллективное творческое дело проводится ряд мероприятий в рамках научного общества учащихся «Академия успеха» таких как интеллектуальны марафон, игра «Искусство и дизайн», «Кулинарная звезда» и т.д. Конкурс профессионального мастерства «Арт-пла-тье» разработан на основе арт-технологии и позволяет решать разнообразные задачи:

• развивать у обучающихся навыки коммуникации и социальной поддержки;

• развивать умения решать проблемы (внутренние и групповые);

• развивать эмоционально-нравственный и художественный потенциал личности и др.

Для определения эффективности инновационных практика воспитательной деятельности были использованы методика С.М. Петровой «Моя роль?» методика изучения воспитанности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.

Кроме указанных методик диагностики перед тестированием проводились с будущими педа-

гогами профессионального обучения дискуссии с целью выявить сформированность волевых качеств, нравственного потенциала личности и т.д. Результаты ответов сопоставлялись с анализом текущей и итоговой академической успеваемости по утвержденной советом института балльно-рейтинговой системе оценивания.

Исследование проводилось на основе опроса студентов в профессионально-педагогическом институте Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета по направлению 44.03.44 «Профессиональное обучение».

В процессе исследования были выделены три уровня сформированности воспитанности обучающихся:

• низкий

• средний

• высокий

Для высокого уровня характерна устойчивая и положительная самостоятельность обучающихся в деятельности, опирающаяся на активную общественную и гражданскую позицию.

Для среднего уровня характерна самостоятельность и самоорганизация обучающихся, умение саморегуляции, но при этом не вполне сформированная общественная позиция.

Низкий уровень представлен пока еще неустойчивым, слаборазвитым общественным сознанием, самоорганизация и саморегуляция у обучающихся носит ситуативный характер, а поведение регулируется в основном внешним стимулированием и требованиями старшего поколения.

Результаты (Results)

Понятию внедрения инновационных практик воспитательной деятельности предшествуют термины - эквиваленты «воспитание» и «профессиональная подготовка», но по смыслу и содержанию они не тождественны.

Экспериментальная работа проводилась с целью проверки эффективности внедрения инновационных практик воспитательной деятельности. Нами было проведено два комплексных среза: нулевой (констатирующий) срез и итоговый (контрольный) срез. В таблицах 1-3 представлены результаты итоговых срезов.

Таблица 1. Результаты методики «Моя роль» Петровой С.М. (итоговый срез)

Группа Кол-во человек в группе Уровень

низкий средний высокий

кол-во % кол-во % кол-во %

Контрольная группа 27 10 37% 13 48% 4 15%

Экспериментальная группа 28 6 21% 16 58% 6 21%

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Таблица 2. Результаты методики «Наши отношения» Фридман Л.М. (итоговый срез)

Группа Кол-во человек в группе Уровень

низкий средний высокий

кол-во % кол-во % кол-во %

Контрольная группа 27 11 40% 11 40% 5 20%

Экспериментальная группа 28 8 29% 13 46% 7 25%

Таблица 3. Результаты методики «Психологическая атмосфера в коллективе» Жедуновой Л.Г. (итоговый срез)

Группа Кол-во человек в груп- Уровень

низкий средний высокий

пе кол-во % кол-во % кол-во %

Кон- 27 9 33% 14 52% 4 15%

трольная группа

Экспе- 28 7 25% 14 50% 7 25%

римен-тальная

группа

Сравнительный анализ результатов нулевого и итогового срезов позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе присутствует стабильный рост числа студентов, имеющих с высоким уровнем воспитанности.

В таблице 4 представлены данные для сравнения результатов диагностики уровней воспитанности обучающихся на начальном и конечном этапах эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 4. Сравнение результатов диагностирования уровней воспитанности обучающихся контрольной и экспериментальной групп (до и после эксперимента)

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Высокий 14% 18% 5% 24%

Средний 44% 48% 41% 52%

Низкий 42% 34% 54% 24%

Данные, представленные в таблице 4, также

^ демонстрируют рост уровня воспитанности сту-

с= дентов контрольной группы, однако он происходит

~ на среднем уровне, более медленными темпами. сэ Таким образом, можно сделать вывод, что

== рост уровня воспитанности обучающихся в кон-

^ трольной группе (по сравнению с результатами

контрольной) показывает эффективность внедрения инновационных практик в процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Обсуждение (Discussion)

Воспитательная система ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» формировалась и совершенствовалась на протяжении всего периода функционирования образовательной организации. Продолжая соблюдать многолетние традиции и обычаи учебного заведения, педагогический коллектив вуза старается идти в ногу со временем, внося в систему воспитательного процесса необходимые изменения, которые определяются современными жизненными реалиями и требованиями общества. С целью реализации данной задачи в университете создана своя авторская система внедрения инновационных практик воспитательной деятельности. Ее актуальность определяется тем, что от степени успешности реализации воспитательных задач зависит последующее развитие и личные достижения каждого студента.

Диагностика воспитательного процесса проводилась с целью выявить возможности системы воспитательной работы по содействию развития личности обучающихся.

Проведенный анализ результатов формирующего эксперимента позволяет определить ряд качественных изменений ценностных ориентаций студентов:

• актуализировались ценности, затрагивающие духовное состояние личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обозначился рост внимания к ценностям, связанными с глобальными проблемами человечества.

Заключение (Conclusion)

На основе анализа психолого-педагогической литературы, опыта организации воспитательной процесса в образовательных организациях при подготовке будущих педагогов профессионального обучения было принято решение о внедрении некоторых инновационных практик в воспитательный процесс с целью развития личности обучающихся. При этом учитывалась необходимость выстраивания логической, четкой воспитательной системы с грамотным отбором воспитательно-организационных средств, опираясь на концепцию развития вуза. Выстраивание воспитательной системы напрямую связано с педагогическим прогнозированием и моделированием, а также умением грамотно соединять существующую реальность с перспективами развития образовательной организации. И внедрение современных воспитательных практик в образовательный процесс способствует более полному и всестороннему развитию личности обучающегося с учетом реалий современного мира, что подтверждается данными проведенного исследования.

Литература

1. Зайцев В.С., Ногина А.А., Самоидентификация будущих педагогов профессионального обучения: генезис, структура, условия/ Зайцев В.С., Ногина А.А.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 6. С. 111-127.

2. Савченков, А.В. Компоненты готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях / А.В. Савченков // Профессиональное образование: методология, технологии, практика: СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ. - Челябинск: «ЗАО Библиотека А. Миллера, 2021. -С. 110-114. - EDN TEZVGI.

3. Савченков А.В. Опыт профориентационной работы Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ» / А.В. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Человеческий капитал. - 2022. - № 1 (157). - С. 155-161.

4. Ногина А.А., Применение метода анализа конкретных ситуаций на дисциплине «Технология продуктов питания» / А.А. Ногина // Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2019. -С.231-237.

5. Павлова Л.Н. Ногина А.А., Самоуправление студенческого коллектива как проблема практики педагогического управления / А.А. Ногина [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 12-3 (114). - С. 85-89.

6. Gnаtyshinа Е.А., ^аппа N.V., Sаlаmаtov А.А., Sаvchenkov А^., Pаkhtusovа ^А. Аnаlysis of gender differences in the professionаl identity indoors of pedаgogicаl university students / Е.А. Gnаtyshinа, N.V. ^аппа, А.А. Sаlаmаtov, А^. Sаvchenkov, ^А. Pаkhtusovа. - Revistа ES-PАCЮS, Vol. 39, 2018. - P. 7.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE PRACTICES OF EDUCATIONAL ACTIVITY TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

Nogina A.A., Tretyakova I.N., Podmareva A.V.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry

Introduction. The article discusses the main results of the introduction of innovative educational practices in the process of training teachers of vocational training. Considerable attention in modern realities is given to the role of the teacher in the educational process -it is on his personality, abilities, interests, pedagogical position that the vector of education of students in an educational organization

largely depends. Professional training of a future teacher of vocational training within the walls of the university is the form, content and conditions of his activity as a future professional. Educational activity is one of the mechanisms of personality development. The analysis of scientific literature allowed us to consider the structural composition, genesis, statuses and roles of the future teacher's upbringing. Methodological approaches and principles of modeling the system of education of university students, technologies of organization of educational work are considered as the objectives of the study.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature, which is devoted to the task of introducing new practices of educational work; as well as diagnostic methods, which include observation, description, conversation, survey, testing, statistical data processing techniques. Results. The article discusses the results of an empirical study conducted in the form of a questionnaire. These results can be used in the process of professional training of students in professional educational organizations. Discussion. The introduction of innovative educational practices makes it possible to increase the educational potential of the educational process, update the methodology, content and structure of education, and also contribute to the integration of educational and educational processes.

Conclusion. The analysis of the results shows that the development and implementation of innovative practices of educational activities of the future teacher of vocational training is the basis of the process of modernization of the content of education, in order to identify and develop the interests, inclinations and creative activity of each student.

Keywords: innovative practices, educational activity, identity, professional identification and educational activity, binary system of professional training.

References

1. Zaitsev V.S., Nogina A.A., Self-identification of future teachers of vocational training: genesis, structure, conditions/ Zaitsev V.S., Nogina A.A. // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2018. No. 6. pp. 111-127.

2. Savchenkov, A.V. Components of the readiness of future teachers for educational activities in professional educational organizations / A.V. Savchenkov // Vocational education: methodology, technologies, practice: COLLECTION OF SCIENTIFIC ARTICLES. - Chelyabinsk: "A. Miller Library CJSC, 2021. -pp. 110-114. - EDN TEZVGI.

3. Savchenkov A.V. The experience of career guidance work of the Vocational Pedagogical Institute of the Federal State Educational Institution "YURGGPU" / A.V. Savchenkov, N.V. Uva-rina, G.V. Shchagina // Human capital. - 2022. - № 1 (157). -Pp. 155-161.

4. Nogina A. A., application of the method of analysis of concrete situations on the discipline "Tehnologiya produktov pitaniya" / A.A. Nogina / / Aktualnyye problemw obrazovaniya: posici-ya molodyh. Materials of the scientific-practical conference. -2019. - S. 231-237.

5. Pavlova L.N. Nogina A.A., Self-Government of studenceskogo kolletiva Kak problema praktiki pedagogiceskogo upravleniya / A.A. Nogina [et al.] // international scientific journal. - 2021. -№ 12-3(114). - S. 85-89.

6. Gnatyshina E. A., Uvarina N.V., Salamatov A.A., Savchenkov A.V., Pakhtus N.A. analysis of gender differences in the professional identity indicators of Pedagogical University students / E.A. Gnatyshina, N.V. Uvarina, A.A. Salamatov A.V. Savchenkov, N.A. Pakhtusova. - Revista ESRASIOS, Vol. 39, 2018. -P. 7.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

и о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.