Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Уварина Наталья Викторовна, Гнатышина Елена Александровна

Проблема и цель. Проблема снижения роли воспитания является актуальной для среднего профессионального образования. Целью данного исследования является выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях, а также учет выявленных особенностей в ходе подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Методология. Методологическую основу исследования составили системный, аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориентированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева и др.). Было проведено анкетирование (на основе разработанной авторской анкеты), направленное на выявления особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций, в котором приняли участие 387 студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, обучающихся на 2-4 курсах. Результаты. В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на возрастные характеристики студентов профессиональных образовательных организаций (психологические особенности раннего юношеского возраста); проведен анализ основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения; составлен социально-психологический портрет студентов профессиональных образовательных организаций. Также представлены результаты опроса студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, направленного на выявление особенностей их социально-психологического портрета. В рамках теоретического анализа определены специфические особенности социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: 1) в раннем юношеском возрасте накапливается большое количество личностных противоречий, которые часто приводят к конфликтному и нетерпимому поведению обучающихся, что затрудняет процесс их обучения и воспитания; 2) большая часть студентов воспитывается в неполных семьях и имеет низкий материальный достаток, они преимущественно ориентированы на получение рабочей профессии, и профессиональная подготовка для них имеет первостепенное значение. В ходе эмпирического исследования было выяснено: 1) половина студентов профессиональных образовательных организаций (56,33 %) сделала самостоятельный выбор будущей профессии, при этом большинство студентов (55,81 %) имеют намерение получить рабочую профессию; 2) половина студентов профессиональных образовательных организаций (55,30 %) сталкивалась с учебными и жизненными трудностями и в школьные годы, а подавляющему большинству (72,90 %) трудно давались отдельные предметы, что свидетельствует о пробелах в их базовой подготовке; 3) среди трудностей, сопровождающих процесс обучения в настоящее время, респонденты отметили организацию и распределение времени (42,89 %), материальные проблемы (49,61 %) и трудности в учебной деятельности (39,79 %); 4) особыми ценностями для студентов профессиональных образовательных организаций, согласно опросу, являются сотрудничество (79,84 %), доброжелательность (66,15 %), честность (59,43 %) и справедливость (59,17 %), т. е. качества, способные предопределить успешность воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Заключение. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, а именно выявленные возрастные, психологические, культурные и другие особенности студентов, экономические и социальные условия их жизни, необходимо учитывать для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Полученные результаты опроса по некоторым позициям совпадают с выводами, сделанными в исследованиях других ученых: ориентация обучающихся на профессиональную деятельность, самостоятельный выбор большинством обучающихся профессиональных образовательных организаций рабочей специальности, второстепенное значение воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Уварина Наталья Викторовна, Гнатышина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING SPECIFIC FEATURES OF VOCATIONAL STUDENTS’ SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT: MORAL EDUCATIONAL ASPECT

Introduction. The problem of reducing the role of moral education is becoming especially relevant for secondary vocational education. The purpose of this study is to identify the specific features of students’ socio-psychological portrait for organizing an effective and efficient educational process in vocational educational institutions. The identified features are supposed to be used in the course of preparing future teachers for implementing moral education within the framework of vocational educational settings. Materials and Methods. The study followed systemic, axiological, contextual, nuclear and learner-centered approaches. The authors also relied on S.L. Rubinshtein’s structural approach to personality studies, as well as on the conception of preparing future teachers for moral educational activities (A.N. Tkacheva et al). A survey based on the questionnaire developed by the author was conducted in the Ural Federal District (the Russian Federation). It was aimed at identifying the features of vocational students’ socio-psychological portrait. The research sample consisted of second, third and fourth-year vocational students (n = 387). Results. This article analyzes the views of Russian and international researchers on the following aspects: age characteristics of vocational students (psychological characteristics of adolescence); the main difficulties faced by students in the learning process; socio-psychological portrait of vocational students. The article also presents the results of a survey of vocational students in the Ural Federal District, aimed at identifying the features of their socio-psychological portrait. Within the framework of the theoretical analysis, the following specific features of the socio-psychological portrait of vocational students have been revealed: 1) during the adolescence, a large number of personal contradictions often lead to conflicts and intolerant behavior of students, which complicates the process of their training and moral education; 2) most of the students are brought up in low-income single-parent families, they are mainly focused on obtaining a working profession, and vocational training is of paramount importance for them. During the empirical study, it was found that: 1) nearly half of those surveyed (56.33%) made an independent choice of their future profession, while the majority of the students (55.81%) had a clear intention to get a working profession; 2) more than half (55.30%) of vocational students faced educational and life difficulties during their school years, and the vast majority (72.90%) had difficulty in certain subjects, which indicates gaps in their basic training; 3) among the difficulties accompanying the learning process, the respondents mentioned time management (42.89%), low income (49.61%) and learning difficulties (39.79%); 4) among special values, the vocational students mentioned cooperation (79.84%), goodwill (66.15%), honesty (59.43%) and justice (59.17%). The identified qualities can determine successful and efficient moral educational process at vocational educational institutions. Conclusions. The results of the theoretical analysis and empirical research, namely the identified age, psychological, cultural and other characteristics of students and economic and social conditions of their living, must be taken into account in order to organize an effective and efficient educational process in vocational educational institutions. Some points of the survey results coincide with the conclusions made in previous research investigations: the orientation of students towards professional activities, the independent choice of a working profession by the majority of vocational students, and the secondary importance of moral educational activities.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Science for Education Today

2022. Том 12. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 159.9.072+316.6+378 DOI: 10.15293/2658-6762.2204.03

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций:

воспитательный аспект

А. В. Савченков1, Н. В. Уварина1, Е. А. Гнатышина1

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Россия

Проблема и цель. Проблема снижения роли воспитания является актуальной для среднего профессионального образования. Целью данного исследования является выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях, а также учет выявленных особенностей в ходе подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.

Методология. Методологическую основу исследования составили системный, аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориентированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева и др.). Было проведено анкетирование (на основе разработанной авторской анкеты), направленное на выявления особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций, в котором приняли участие 387 студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, обучающихся на 2-4 курсах.

Результаты. В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на возрастные характеристики студентов профессиональных образовательных организаций (психологические особенности раннего юношеского возраста); проведен анализ основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения; составлен социально-психологический портрет студентов профессиональных образовательных организаций.

Финансирование проекта: Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Мониторинг эффективности образовательных практик в вузах по созданию образовательной среды в образовательных организациях и разработке инструментов адаптации лучших практик».

Библиографическая ссылка: Савченков А. В., Уварина Н. В., Гнатышина Е. А. Выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: воспитательный аспект // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 4. - С. 46-71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.03

Н Автор для корреспонденции: А. В. Савченков, alex2107@mail.ni

© А. В. Савченков, Н. В. Уварина, Е. А. Гнатышина, 2022

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Также представлены результаты опроса студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, направленного на выявление особенностей их социально-психологического портрета. В рамках теоретического анализа определены специфические особенности социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: 1) в раннем юношеском возрасте накапливается большое количество личностных противоречий, которые часто приводят к конфликтному и нетерпимому поведению обучающихся, что затрудняет процесс их обучения и воспитания; 2) большая часть студентов воспитывается в неполных семьях и имеет низкий материальный достаток, они преимущественно ориентированы на получение рабочей профессии, и профессиональная подготовка для них имеет первостепенное значение. В ходе эмпирического исследования было выяснено: 1) половина студентов профессиональных образовательных организаций (56,33 %) сделала самостоятельный выбор будущей профессии, при этом большинство студентов (55,81 %) имеют намерение получить рабочую профессию; 2) половина студентов профессиональных образовательных организаций (55,30 %) сталкивалась с учебными и жизненными трудностями и в школьные годы, а подавляющему большинству (72,90 %) трудно давались отдельные предметы, что свидетельствует о пробелах в их базовой подготовке; 3) среди трудностей, сопровождающих процесс обучения в настоящее время, респонденты отметили организацию и распределение времени (42,89 %), материальные проблемы (49,61 %) и трудности в учебной деятельности (39,79 %); 4) особыми ценностями для студентов профессиональных образовательных организаций, согласно опросу, являются сотрудничество (79,84 %), доброжелательность (66,15 %), честность (59,43 %) и справедливость (59,17 %), т. е. качества, способные предопределить успешность воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях.

Заключение. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, а именно выявленные возрастные, психологические, культурные и другие особенности студентов, экономические и социальные условия их жизни, необходимо учитывать для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Полученные результаты опроса по некоторым позициям совпадают с выводами, сделанными в исследованиях других ученых: ориентация обучающихся на профессиональную деятельность, самостоятельный выбор большинством обучающихся профессиональных образовательных организаций рабочей специальности, второстепенное значение воспитательной деятельности.

Ключевые слова: студенты профессиональных образовательных организаций; ранний юношеский возраст; воспитательная деятельность; ценностные ориентации студентов.

Постановка проблемы

Проблема снижения роли воспитания является особенно актуальной для среднего профессионального образования, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся (юношеский максимализм, нигилизм, различные проявления девиантного поведения, дети из асоциальных семей и т. д.).

Направленность образовательного процесса профессиональных образовательных организаций (ПОО) на формирование профессиональных компетенций студентов не в полной мере решает проблемы, с которыми сталкивается общество на современном этапе. Для современного общества необходимо молодое поколение со сформированными морально-

2022. Том 12. № 4

нравственными качествами и ценностями, ведущим инструментом развития которых является воспитательная деятельность.

Выявление специфики социально-психологического портрета студентов является значимой и актуальной проблемой, так как для организации эффективного и результативного воспитательного процесса педагог должен учитывать возрастные, психологические, культурные и другие особенности студентов, а также экономические и социальные условия их жизни. Всестороннему изучению вышеуказанных особенностей студентов ПОО и будет посвящено данное исследование.

Методология исследования

Методологическую основу исследования составили системный, аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориен-тированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна1, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева2 и др.). Было проведено анкетирование (на основе разработанной авторской анкеты), направленное на выявления особенностей социально-психологического портрета студентов ПОО, в котором приняли участие 387 студентов ПОО Уральского федерального округа, обучающихся на 2-4 курсах.

Результаты исследования

Для наиболее полной характеристики студентов, обучающихся в ПОО, необходимо представить их социально-психологический портрет.

В социологических исследованиях последних лет [1; 2; 3] отмечается, что от 30 %

ISSN 2658-6762

до 60 % обучающихся ПОО воспитываются в неполных семьях. Примерно у половины обучающихся доход в семье не достигает прожиточного минимума [1; 2; 3], у 10,4 % обучающихся родители не имеют работы [4]. Для многих таких студентов будет актуальна педагогическая поддержка (помощь в трудных жизненных ситуациях, психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе и т. д.), осуществляемая в рамках воспитательного процесса ПОО.

Около 70 % обучающихся поступают в ПОО сознательно, делая самостоятельный выбор [2; 4]. Как отмечается в одном из исследований, «32,98 % обучающихся пришли учиться, чтобы получить хорошую профессиональную подготовку, у 31,21 % выбор обусловлен интересом к будущей профессиональной деятельности, 67,22 % обучающихся уверены в правильности выбранной профессии» [2, с. 43]. Таким образом, большинство обучающихся сделали сознательный выбор ПОО, а что самое главное - уверены в нем, следовательно, у них преобладает профессиональная направленность, а учебная и воспитательная деятельность отходят на второй план. Данное умозаключение подтверждается тем, что 75,86 % обучающихся связывают среднее профессиональное образование, прежде всего, с получением рабочей профессии, и лишь 19,43 % - с личностным становлением [2]. Большая часть обучающихся ПОО при выборе профессии ориентируется на стереотипы родителей, их мнение является значимым для них. Другим важным фактором при выборе профессии является социальное положение и материальный достаток родителей [5].

http://sciforedu.ru

1 Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. -191 с.

2 Ткачева А. Н. Готовность современного учителя к воспитательной деятельности и развитие системы

подготовки педагогов к организации воспитательного процесса // Социальная педагогика. - 2012. -№ 2. - С. 29-39.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

48

2022. Том 12. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Е. А. Антипина и Л. Г. Малышевская3 выяснили, что у 57 % обучающихся ПОО присутствует интеллектуальная ригидность, что может негативно сказаться как на успешности их учебной деятельности, так и на активности участия в воспитательном процессе.

Итак, перечислим выявленные особенности, составляющие социально-психологический портрет студентов ПОО:

- большая часть студентов воспитывается в неполных семьях и имеет низкий материальный достаток. Для эффективной воспитательной деятельности с данным контингентом обучающихся будущим педагогам необходимо овладеть методами педагогической поддержки обучающихся в трудных жизненных ситуациях, их личностного и профессионального самоопределения;

- большинство студентов ориентированы на получение рабочей профессии, и профессиональная подготовка для них имеет первостепенное значение. Чтобы воспитательная

деятельность для таких обучающихся не отходила на второй план, она должна иметь профессионально ориентированный характер;

- более 70 % студентов сознательно и самостоятельно выбирают ПОО и специальность. Мы считаем, что при должной мотивации и сформированном профессиональном интересе они будут активно участвовать в различных воспитательных мероприятиях и социально полезной деятельности.

Необходимо отметить, что выявленные нами особенности воспитательной деятельности в ПОО во многом определяются возрастными характеристиками студентов. На этапе поступления в ПОО абитуриенты, как правило, находятся на границе подросткового и юношеского возраста. Проанализировав ряд научных источников [6-9], мы выявили психологические особенности этого переходного возраста (14-17 лет), который чаще всего называют ранняя юность (рис. 1).

3 Антипина Е. А., Малышевская Л. Г. Социально-психологический портрет студента младших курсов среднего профессионального образования, обучаю-

щегося по программам пожарно-спасательного профиля в образовательные учреждения пансионного типа МЧС России // Modern Science. - 2019. -Вып. 4-1. - С. 255-262.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

49

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Возрастает волевая регуляция поведения

Окончательно формируются умственные, моральные и волевые качества

Появляется стремление к

независимости и самоутверждению, при этом отсутствует подлинная самостоятельность, присутствуют подверженность влиянию сверстников и значимых взрослых, внушаемость и конформизм

Формируется сухой рационализм и практицизм, основным мотивом познавательной деятельности выступает получение желаемой профессии

Появляется способность к самовоспитанию, стремление к самоуправлению

Ведущая деятельность сменяется с интимно-личностного общения на учебно-профессиональную

Завершается половое созревание, наблюдается концентрация на сексуальной жизни

Формируется мировоззрение, характеризующееся собственной теорией жизни, любви, а также максимализм и нетерпимость в суждениях

Происходит перестройка

эмоционально-волевой сферы, заканчивается формирование познавательных процессов

Формируется самостоятельность суждений и действий, складываются этические и эстетические взгляды

Рис. 1. Психологические особенности раннего юношеского возраста Fig. 1. Psychological characteristics of early adolescence

Среди ключевых особенностей юношеского возраста можно выделить достаточный уровень сформированности познавательных процессов и мотивационной сферы [10], но при этом недостаточную самостоятельность, зависимость от чужого мнения, внушаемость и конформизм [11]. В этот период накапливается большое количество личностных противоречий, которые часто приводят к конфликтному и нетерпимому поведению обучающихся, что затрудняет процесс их воспитания [12]. Достаточно часто личностные противоречия студентов ПОО усугубляются проблемами в семье, материальными затруднениями,

негативным воздействием социального окружения, что в совокупности может привести к проблемам во взаимодействии со сверстниками и взрослыми [13].

Юношеский возраст рассматривается как период в жизни человека, который отличается «становлением и стабилизацией характера, развитием нравственных и эстетических чувств, овладением полным комплексом социальных ролей (семейных, профессионально-трудовых, гражданских и др.), трансформацией мотивации, ценностных ориентаций, формированием устойчивых профессиональных интересов» [14, с. 219].

2022. Том 12. № 4

Среди негативных характеристик юношеского возраста можно выделить такие, как дезадаптация в учебной, коммуникативной, поведенческой деятельности, склонность к спонтанному проявлению агрессивного поведения, нетерпимость к иным взглядам и убеждениям, чувство собственной неполноценности, неспособность к целостному восприятию мира, желание доминировать, стремление к превосходству, неспособность к эмпатии и позитивным социальным контактам [15-18].

Охарактеризовав возрастные особенности студентов ПОО, перейдем к анализу основных трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе обучения.

По мнению О. Е. Кучеровой, С. И. Тарасовой и С. В. Анохиной [19], «у современных молодых людей преобладают преимущественно ценности индивидуально-личностной направленности, связанные с повышением материального фактора, все меньше внимания молодежь уделяет духовно-нравственным, гражданским и социальным ценностям» [19, с. 64]. Данный факт, на наш взгляд, снижает эффективность воспитательного процесса в ПОО: студенты не обладают устойчивой мотивацией к участию в воспитательных мероприятиях, так как считают, что это не принесет им материальной выгоды в будущем.

С. М. Садовникова[20] объясняет «несостоятельность» студентов в разрешении собственных проблем и затруднений, возникающих в процессе обучения в ПОО, рядом причин: а) низким уровнем развития рефлексивных и прогностических способностей, неумением анализировать собственные трудности и проблемы; б) низкой социальной и профессиональной активностью; в) отсутствием навыков взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса ПОО; г) несформи-рованностью профессиональных умений.

ISSN 2658-6762

Н. В. Семенова пишет, что у обучающихся ПОО отмечается «низкий уровень школьной подготовки и мотивации к обучению, пассивность в социально значимой, досу-говой, физкультурно-оздоровительной деятельности, а также общая социальная незрелость» [21, с. 13]. Соглашаясь с автором, отметим также, что у большинства обучающихся не сформировано ценностное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, часто отсутствуют механизмы саморегуляции.

У зарубежных исследователей следующее мнение по данному вопросу. Так, M. N. Thompson, A. K. Fetter и J. Perez [22] считают, что современному поколению студентов колледжей свойственно потребительское отношение к жизни. По мнению группы ученых во главе с J. R. Ickovics [23], молодым людям юношеского возраста преимущественно свойственна ориентация на досуг и развлечения, стремление к удовлетворению низменных потребностей. По мнению американских ученых, у юношей проявляется жизненная близорукость, конформизм, интеллектуальное равнодушие, инфантилизм, склонность к риску, неумение проектировать социальные отношения [22].

Обобщая вышесказанное, выделим основные причины затруднений, возникающих у студентов ПОО:

- несформированность мотивационной и ценностной сфер личности;

- отсутствие механизмов прогнозирования и критической оценки собственных жизненных и профессиональных достижений и проблем, а также навыков саморегуляции;

- низкий уровень социальной ответственности;

- несформированность умений и навыков в профессиональной сфере;

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

51

Science for Education Today

2022. Том 12. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

- инфантилизм, склонность к девиант-ному и аддиктивному поведению, конфликтность.

Компенсация обозначенных недостатков возможна не только в процессе профессиональной подготовки, но, прежде всего, в ходе воспитательной деятельности.

На основе обзора научной литературы мы пришли к выводу, что психологические особенности юношеского возраста и специфика социально-психологического портрета студентов ПОО могут негативно сказываться на успешности их учебно-воспитательной деятельности. Для организации эффективного и результативного воспитательного процесса

педагог должен учитывать возрастные, психологические, культурные и другие особенности студентов. Именно данному аспекту посвящено проведенное нами практическое исследование.

Для выявления особенностей социально-психологического портрета студентов ПОО мы также провели опрос, в котором приняли участие 387 студентов ПОО Уральского федерального округа, обучающихся на 2-4 курсе. Перейдем к описанию результатов исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первую очередь проанализируем мотивы обучающихся при поступлении в ПОО и их ожидания относительно обучения в ней (табл. 1).

Таблица 1

Результаты опроса о мотивах выбора места обучения и специальности студентами ПОО

Table 1

Results of a survey on the motives for choosing a place of study and a specialty by students of professional educational organizations

№ п/п Вариант ответа Кол-во студентов %

1 2 3 4

Кто повлиял на ваш выбор ПОО и специальности?

1 Родители, родственники 186 48,06

2 Друзья 92 23,77

3 Средства массовой информации 41 10,59

4 Сотрудники профессиональной образовательной организации, проводившие профконсультирование и профориентирование в школе 82 21,18

5 Самостоятельный выбор 218 56,33

6 Школьные учителя 32 8,26

Какие из обстоятельств предопределили выбор данной ПОО и специальности?

7 Не хотелось сдавать ЕГЭ 167 43,15

8 В другие профессиональные образовательные организации поступить не смог 102 26,36

9 Это связано с вашей мечтой 186 48,06

10 Поступил(а) за компанию с друзьями 98 25,32

11 Страх, что не смог бы поступить в вуз 120 31,01

12 Стремление получить рабочую профессию 216 55,81

13 Не имею четких профессиональных предпочтений, все равно, где учиться 132 34,11

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 1

1 2 3 4

До поступления в данную ПОО были ли у вас четкие представления об условиях обучения и

требованиях к учебе?

14 Да 188 48,58

15 Нет 167 43,15

16 Затрудняюсь ответить 32 8,27

Если вы на предыдущий вопрос ответил «да», то совпали ли ваши представления с реаль-

ными требованиями и условиями, с которыми вы столкнулись в первые дни учебы в ПОО?

17 Да 95 50,53

18 Скорее да, чем нет 18 9,57

19 Скорее нет, чем да 10 5,32

20 Нет 65 34,58

Проанализировав полученные в результате опроса данные, мы выяснили, что половина студентов ПОО (56,33 %) сделала самостоятельный выбор. Этот факт свидетельствует, что значительная часть обучающихся уже на момент поступления в техникум или колледж обладает устойчивой мотивацией к получению рабочей профессии и развитию личностных качеств посредством воспитательной деятельности. Однако тревогу вызывает тот факт, что 48,06 % обучающихся приняли решение о выборе будущей профессии под влиянием родителей, а 23,77 % респондентов ориентировались на мнение друзей. Мы считаем это негативной тенденцией, так как мотивация к обучению у таких студентов чаще всего неустойчивая, часто они отличаются инфантильностью, что может отрицательно сказаться на их адаптации к условиям обучения в ПОО, а в дальнейшем и на их профессиональной деятельности.

Анализируя обстоятельства, которые предопределили выбор студентов ПОО и направление профессиональной подготовки, мы установили, что большинство обучающихся (55,81 %) имели четкое намерение получить рабочую профессию. Это укрепляет наше убеждение в том, что воспитание должно

иметь профессиональную направленность и реализоваться в контексте получаемой профессии. Негативным фактом является отсутствие у 1/3 опрошенных четких профессиональных представлений. Значительное количество обучающихся поступили в ПОО, потому что не хотели сдавать ЕГЭ (43,15 %) или побоялись, что не смогут поступить в вуз (31,01 %), т. е. профессиональное обучение они рассматривают как вынужденную необходимость. У таких студентов тяжело сформировать ценностно-смысловое отношение к обучению в ПОО и мотивацию к получению рабочей профессии, у них чаще всего наблюдаются проблемы с учебой, и, как правило, они не заинтересованы участвовать в воспитательных мероприятиях.

Успешность обучения во многом предопределяется соответствием внутренних установок и ожиданий студентов и требований со стороны образовательной организации. Опрос показал, что 48,58 % студентов не имели представления об условиях обучения в ПОО, что может привести к проблемам в обучении и отсутствию мотивации к участию в воспитательной деятельности.

В ходе дальнейшего исследования нами были изучены общие впечатления студентов

Science for Education Today

2022. Том 12. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

от обучения в ПОО и факторы, негативно влияющие на качество воспитательной деятельности в них (табл. 2). Радует, что более половины обучающихся считают свой выбор рабочей профессии правильным, потому что они готовы прикладывать усилия для ее получения и обладают устойчивой мотивацией и ценностным отношением к профессиональной

подготовке, а также к учебной и воспитательной деятельности. Примерно треть студентов активно участвует в воспитательных мероприятиях и заинтересованы в их результативности, что, безусловно, является положительным фактом.

Результаты опроса студентов о процессе обучения и воспитания в ПОО

Results of a survey of students on the process of education and upbringing in professional educational organizations

Таблица 2

Table 2

№ п/п Вариант ответа Кол-во студентов %

1 2 3 4

Ваши впечатления об обучении и воспитании в ПОО

1 Вы правильно выбрали рабочую профессию 218 56,33

2 Учеба для вас посильная и интересная 120 31,01

3 Вы не только успешно учитесь, но и участвуете в воспитательных мероприятиях, общественной и социально-полезной деятельности 148 38,24

4 Вы допустили ошибку в выборе рабочей профессии, но учебу продолжите и постараетесь найти достоинства в выбранной профессии 89 22,99

5 Вас интересует только профессиональная подготовка, воспитательная деятельность имеет второстепенное значение 185 47,80

6 Для учебы в этой ПОО вам необходимо изменить в себе некоторые личностные качества (стать более усидчивым, трудолюбивым, настойчивым, самостоятельным и т. д.) 54 13,95

7 В ПОО вы не только осваиваете рабочую профессию, но и нашли себе дело по душе 138 35,66

Какие факторы, на ваш взгляд, отрицательно влияют на качество воспитательной деятельности в ПОО?

8 Большой объем учебной нагрузки и практической деятельности 132 34,10

9 Низкий уровень мотивации студентов к участию в воспитательной работе 167 43,15

10 О тсутствие методов стимулирования студентов к воспитательной деятельности 156 40,31

11 Низкий уровень технического оснащения воспитательных мероприятий 98 25,32

12 Недостаточная квалификация преподавателей 56 14,47

13 Слабая организация воспитательной деятельности 187 48,32

14 Неинтересные методы и формы организации воспитательного процесса 132 34,11

15 Отсутствие разнообразия воспитательной среды 142 36,69

16 Плохая организация воспитательной деятельности 112 28,94

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 2

1 2 3 4

Охарактеризуйте атмосферу в вашей студенческой группе

17 Доброжелательность 202 52,20

18 Равнодушие 139 35,92

19 Взаимопонимание 121 31,27

20 Несогласованность 85 21,96

21 Сотрудничество 133 34,37

22 Конфликтность 145 37,46

23 Дружественность 254 65,63

К отрицательным тенденциям относится то, что около четверти респондентов (22,99 %) полагают, что ошиблись в выборе профессии и учатся только потому, что им жалко уже потраченного времени, т. е. к обучению в ПОО они относятся, как к неизбежной данности. Почти половина обучающихся (47,80 %) ориентирована только на получение профессии, и воспитательная деятельность для них имеет второстепенное значение. Эти студенты неохотно участвуют в воспитательных мероприятиях и не осознают их значимости для формирования soft skills, которые будут необходимы в их профессиональной деятельности.

Перейдем к характеристике факторов, которые, по мнению обучающихся, негативно влияют на качество воспитательной деятельности в ПОО. Среди них студенты в основном называли: слабую организацию воспитательной работы (48,32 %); низкий уровень мотивации студентов к участию в воспитательной работе (43,15%); отсутствие методов стимулирования студентов к воспитательной деятельности (40,31 %). Более трети респондентов указали на отсутствие разнообразия воспитательной среды и неинтересные методы и формы организации воспитательного процесса. Таким образом, обучающиеся не в полной мере удовлетворены качеством воспитательной работы, методами и формами ее организации.

Проанализировав данные факты, мы выяснили, что именно на устранение этих недостатков во многом должна быть направлена разрабатываемая нами система подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО. Мы считаем, что важной задачей изучаемого процесса должно стать овладение будущими педагогами инновационными методами и формами воспитательной деятельности.

Взаимоотношения и атмосфера в студенческой группе во многом являются результатом реализации воспитательной деятельности в ПОО. Большинство обучающихся характеризуют атмосферу в студенческой группе как доброжелательную (52,20 %) и дружественную (65,63 %). В то же время значительная часть обучающихся отмечает такие негативные проявления взаимоотношений, как конфликтность (37,46 %), равнодушие (35,92 %) и несогласованность в ходе решения образовательных и производственных задач (21,96 %). Полученные ответы свидетельствуют о достаточно высокой эффективности осуществляемой в ПОО воспитательной деятельности, но одновременно указывают на ее болевые точки.

Дальнейший ход исследования привел нас к необходимости представить характеристику жизненных и профессиональных затруднений, с которыми сталкиваются обучающиеся ПОО (табл. 3).

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 3

Результаты опроса о жизненных и профессиональных затруднениях

студентов ПОО

Table 3

Results of a survey on the life and professional difficulties of students of professional educational organizations

№ п/п Вариант ответа Кол-во студентов %

Какие трудности вы сейчас испытываете?

1. В процессе обучения

1 О тсутствие помощи со стороны педагогов и мастеров производственного обучения 154 39,79

2 Не успеваю записывать лекции 84 21,71

3 Недоступность для понимания лекционного материала 128 47,13

4 Трудные предметы, которые требуют много времени на подготовку 225 58,14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Страх перед экзаменами 98 25,32

6 Не хватает учебной литературы 32 8,27

7 Учебные занятия начинаются слишком рано 109 28,17

8 Однообразные учебные занятия 112 28,42

9 Слишком много учебных занятий 176 45,48

10 Слишком большая продолжительность пары 88 22,74

11 Не получается сочетать учебу и работу 93 24,03

12 Не успеваю делать все необходимые учебные задания 140 36,18

2. В процессе производственной деятельности

13 Отсутствие необходимых производственных умений и навыков 173 44,70

14 Недостаточная теоретическая подготовка 110 28,42

15 Монотонность производственной деятельности 87 22,48

16 Недостаточная поддержка со стороны мастера производственного обучения 90 23,26

17 Конфликты с одногруппниками и наставниками 129 33,33

18 Большое количество производственных ошибок и брака 78 20,16

19 Сложность производственного процесса 141 36,43

3. В общении с преподавателями

20 Трудно найти общий язык с преподавателями 145 37,47

21 Требовательность и строгость преподавателей 92 23,77

22 Неудобно подойти к преподавателю для получения дополнительной информации 79 20,41

4. В общении с группой

23 Отсутствие сплоченного коллектива 142 36,69

24 Некомфортно в кругу одногруппников 97 25,06

25 Нет друзей среди одногруппников 63 16,28

26 Наличие конфликта с одногруппниками 101 26,10

27 Есть страх публичных выступлений перед одногруппниками 120 31,01

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4

Каковы причины возникающих у вас трудностей?

28 Неумение организовать свою учебную, производственную и воспитательную деятельность 126 32,56

29 Нежелание учиться 99 25,58

30 Возникновение скуки от процесса обучения и производственной деятельности 189 48,84

31 У сталость в течение дня 145 37,47

32 Плохо оборудованные аудитории и производственные мастерские 87 22,48

33 Неудобное расположение учебного корпуса 43 11,11

34 Отсутствие контроля со стороны родителей 32 8,27

35 Низкий уровень качества преподавания 67 17,31

36 Маленькая физическая активность 28 7,24

37 Большая учебная нагрузка 91 23,51

38 Низкий рабочий тонус 37 9,56

39 Плохие жилищные условия 88 22,74

40 Недостаточно развита внеучебная деятельность 76 19,64

41 Неудовлетворительное материальное положение 201 51,94

42 Недостаточное знакомство с городом 41 10,59

43 Недостаточно информации о мастерах производственного обучения, о преподавателях 37 9,73

44 Недостаточно информации о получаемой профессии 79 20,41

45 Отсутствие профессиональных перспектив 117 30,23

Испытывали ли вы учебные и жизненные трудности в школьные годы?

46 Да 214 55,30

47 Нет 87 22,48

48 Затрудняюсь ответить 86 22,22

Если вы на предыдущий вопрос ответили «да», то какие?

49 Трудно давались отдельные школьные предметы 156 72,90

50 Были проблемы в общении со сверстниками (одноклассниками) 82 21,19

51 Плохо складывались взаимоотношения с учителями 79 20,41

52 Были проблемы с родителями (тебя не всегда понимали и поддерживали) 73 18,86

53 Хотелось выполнять какую-либо общественную работу, но тебе не поручали ее, тебя не замечали 32 8,27

54 Не нравилось участвовать в общественных мероприятиях, но тебя заставляли в них участвовать, из-за чего были конфликты 61 15,76

Трудно ли вам привыкать к студенческой жизни в ПОО?

55 Да, трудно 126 32,56

56 Нет, не трудно 215 55,56

57 Затрудняюсь ответить 46 11,89

В чем вы испытываете затруднения сейчас?

58 В организации и распределении времени 166 42,89

59 В учебе 154 39,79

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 3

1 2 3 4

60 В производственной практике 102 26,35

61 В общении с группой 89 23,00

62 В общении с преподавателями и мастерами производственного обучения 78 20,16

63 Материальные затруднения 192 49,61

С чьей стороны помощь нужна вам для того, чтобы справиться с трудностями?

64 Классного руководителя 67 17,31

65 Мастера производственного обучения 89 23,00

66 Психолога 42 10,85

67 Преподавателей 107 27,65

68 Администрации 83 21,45

Если бы вам представилась возможность, чем бы вы хотели заниматься

в ПОО в свободное время?

69 Работать в органах самоуправления, выполнять различные поручения 46 11,89

70 Выполнять разовые поручения (помогать классному руководи- 52 13,44

телю в организации досуга сокурсников)

71 Участвовать в конкурсах производственного мастерства 139 35,92

72 Участвовать в социально полезной деятельности 45 11,63

73 Участвовать в разработке сценариев праздников, конкурсов 56 14,47

74 Участвовать непосредственно в конкурсах 69 17,83

75 Выполнять творческие задания 57 14,72

76 Дополнительно овладевать компьютерной грамотой 81 21,19

77 Научиться общению 64 16,54

78 Избавиться от некоторых комплексов 31 8,16

К основным трудностям, возникающим в процессе обучения, респонденты отнесли: сложность преподаваемых дисциплин и значительные временные затраты на подготовку к ним (58,14 %), недоступность для понимания лекционного материала (47,13 %), большое количество учебных занятий (45,48 %), т. е. в первую очередь затруднения связаны с непосильной, по мнению студентов, учебной нагрузкой. При таком восприятии учебной нагрузки, обучающиеся навряд ли станут уделять время участию в воспитательных мероприятиях. Кроме того, студенты указали на отсутствие педагогической поддержки со сто-

роны педагогов и мастеров производственного обучения, которые, видимо, не в полной мере выполняют свою воспитательную функцию.

Среди основных трудностей в процессе общения в группе опрошенные указали следующие: отсутствие сплоченности коллектива (36,69 %), страх публичных выступлений перед одногруппниками (31,01 %) и наличие конфликта с ними (26,10 %). То есть практически треть обучающихся в той или иной степени недовольны складывающимися в коллективе взаимоотношениями, что, несомненно, отрицательно отражается на успешности их

2022. Том 12. № 4

образовательной и производственной деятельности.

Среди причин возникающих трудностей, по мнению студентов, преобладают две: возникновение скуки в процессе обучения и производственной деятельности (48,84 %) и неудовлетворительное материальное положение (51,94 %). Данный факт можно связать с тем, что многие студенты учатся в ПОО вынужденно, как мы выяснили ранее, у них слабая мотивация и не сформировано ценностное отношение к учебной и производственной деятельности. Неудовлетворительное материальное положение не позволяет студентам ПОО сконцентрироваться на образовательном процессе, так как многим из них приходится работать. Также возникающие проблемы объясняются усталостью в течение дня (37,47 %), неумением организовать свою учебную, производственную и воспитательную деятельность (32,56 %), нежеланием учиться (25,58 %), большой учебной нагрузкой (23,51 %) и др. Как видим, большинство трудностей обусловлено неумением обучающихся распределять свои силы и время, значительной учебной нагрузкой и низкой мотивацией к обучению.

Мы установили, что более половины (55,30 %) обучающихся ПОО сталкивались с учебными и жизненными трудностями и в школьные годы. Подавляющему большинству (72,90 %) трудно давались отдельные предметы, что свидетельствует о пробелах в их базовой подготовке. Достаточно большое количество опрошенных указали на проблемы в общении с одноклассниками (21,19 %) и учителями (20,41 %), что, на наш взгляд, может привести к повышенной конфликтности и стрессогенности образовательного процесса в ПОО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерно у одной трети обучающихся снижены адаптивные способности, так как

ISSN 2658-6762

они указали на трудности в процессе привыкания к студенческой жизни в ПОО. Один из путей развития этих способностей - это воспитательные мероприятия (адаптационные сборы, тренинги, игры на знакомство, творческие мероприятия и т. д.).

Среди трудностей, сопровождающих процесс обучения в настоящее время, респонденты отметили организацию и распределение времени (42,89 %), материальные проблемы (49,61 %) и трудности в учебной деятельности (39,79 %). Все это препятствует активному участию обучающихся ПОО в различных воспитательных мероприятиях.

Для того, чтобы справиться с вышеназванными трудностями, обучающимся в первую очередь, необходима помощь преподавателей (27,65 %), мастеров производственного обучения (23,00 %) и администрации (21,45 %). Следовательно, всем субъектам образовательного процесса в ПОО, прежде всего преподавателям, необходимо обладать навыками педагогической поддержки.

Среди форм внеучебной работы обучающиеся ПОО выделяют: участие в конкурсах производственного мастерства (35,92 %), а также работу в органах студенческого самоуправления (27,65 %), что является положительной тенденцией, так как позволяет ориентировать воспитательный процесс в ПОО на самовоспитание обучающихся и активизацию воспитательного потенциала студенческого коллектива.

Характеристику обучающихся ПОО необходимо дополнить представлением их ключевых ценностных ориентаций и установок (табл. 4), так как они во многом определяют успешность воспитательной деятельности.

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

59

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 4

Результаты опроса о приоритетных ценностях, идеалах и качествах личности студентов ПОО

Table 4

Results of a survey on priority values, ideals and personal qualities of students of professional educational organizations

№ п/п Вариант ответа Кол-во студентов %

Какие жизненные ценности и потребности вы считаете наиболее важными для себя?

1 Семья 301 77,78

2 Любовь 298 77,00

3 Дружба 280 72,35

4 Здоровье 207 53,49

5 Карьера 189 48,84

6 Богатство 184 47,54

7 Самореализация 178 45,99

8 Профессионализм 173 44,70

9 Развлечения, удовольствие 170 43,93

10 Материальное благополучие 167 43,15

11 Духовность, нравственность 134 34,63

Какие личностные качества вы больше всего цените в людях?

12 Сотрудничество 309 79,84

13 Доброжелательность 256 66,15

14 Честность 230 59,43

15 Справедливость 229 59,17

16 Оптимизм 225 58,14

17 Отзывчивость 222 57,36

18 Благородство 203 52,45

19 Взаимопомощь 192 49,61

20 Коллективизм 189 48,83

21 Общительность 184 47,54

22 Уважительность 181 46,51

23 Открытость 156 40,31

24 Терпимость 152 39,28

25 Целеустремленность 138 35,66

Какие личностные качества вы не приемлете в людях?

26 Способность к предательству 320 82,69

27 Несправедливость 211 54,52

28 Жестокость 201 51,93

29 Цинизм 200 51,67

30 Эгоизм 189 48,84

31 Агрессивность 182 47,03

32 Нетерпимость 175 45,22

33 Предвзятость 170 43,93

34 Пессимизм 160 41,34

35 Равнодушие 159 41,09

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Анализируя полученные ответы, мы выяснили, что на первых трех местах для обучающихся ПОО стоят семья (77,78 %), любовь (77,00 %) и дружба (72,35 %), что свидетельствует о стабильности их ценностных ориен-таций и приоритете духовных ценностей над материальными: богатством (47,54 %) и материальным благополучием (43,15 %). Отрицательной тенденцией можно считать достаточно невысокое место, которое занимает в данном рейтинге профессионализм (44,70 %), что свидетельствует о неустойчивой мотивации к осуществлению будущей профессиональной деятельности, несформированности ценностного отношения к ней. Это подтверждается и низкой рейтинговой позицией потребности в самореализации (45,99 %). Обобщив сказанное, еще раз подчеркнем, что приоритетными для обучающихся ПОО являются гуманистические ценности, что немаловажно.

Особой ценностью для студентов ПОО, согласно опросу, являются сотрудничество (79,84 %), доброжелательность (66,15 %), честность (59,43 %) и справедливость (59,17 %), т. е. качества, способные предопределить успешность воспитательного процесса в ПОО. Студенты ценят качества, на основе

которых возможна реализация различных воспитательных мероприятий и социально полезной деятельности, а главное, ориентированы на сотрудничество (79,84 %). Можно сделать вывод, что у обучающихся есть необходимый потенциал для формирования и развития их личностных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности с использованием «гибких навыков», но он, к сожалению, не всегда реализуется.

Самым неприемлемым для опрошенных личностным качеством оказалась способность к предательству (82,69 %). Далее со значительным отрывом следуют несправедливость (54,52 %), жестокость (51,93 %) и цинизм (51,67 %). Названные качества не могут присутствовать в структуре личности профессионала, да и просто культурного человека, поэтому воспитательный процесс должен быть направлен на их преодоление.

Социально-психологический портрет студентов ПОО необходимо дополнить характеристикой их семьи и условий жизни (табл. 5), так как эти факторы в совокупности определяют уровень воспитанности, с которым студенты начинают свое обучение в образовательной организации.

Таблица 5 Table 5

Социальные характеристики обучающихся ПОО Social characteristics of students of professional educational organizations

№ п/п Вариант ответа Кол-во студентов %

1 2 3 4

Ваш пол

1 Женский 176 45,48

2 Мужской 211 54,52

Где ты будешь проживать во время учебы?

3 С родителями по месту прописки 215 55,56

4 В общежитии 167 43,15

5 На съемной квартире 3 0,77

6 Пока точно не знаю 2 0,52

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 5

1 2 3 4

Образование отца

7 Высшее 143 36,95

8 Среднее специальное 176 45,47

9 Среднее 25 6,46

10 Начальное профессиональное 43 11,11

11 Начальное - -

12 Без образования - -

Образование матери

13 Высшее 168 43,41

14 Среднее специальное 180 46,51

15 Среднее 20 5,17

16 Начальное профессиональное 19 4,91

17 Начальное - -

18 Без образования - -

Состав твоей семьи

19 Один ребенок в семье 78 20,15

20 Двое детей в семье 213 55,04

21 Трое детей и более 96 24,81

22 Родители в разводе 129 33,33

23 Живешь с бабушкой и дедушкой 9 2,33

24 Сирота 15 3,86

Каков доход в твоей семье (количество рублей на одного человека)?

25 До четырех тысяч 72 18,60

26 Четыре-семь тысяч 179 46,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Семь-десять тысяч 94 24,29

28 Более десяти тысяч 42 10,85

Мы получили данные, что большинство обучающихся проживают с родителями по месту прописки (55,56 %), при этом остальные студенты живут в общежитии (43,15 %), что может негативно сказаться на образовательном процессе, так как многие из них не готовы к самостоятельной жизни без родителей. У обучающихся, проживающих в общежитии, часто наблюдаются проявления девиантного и делин-квентного поведения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо уделять большое внимание внеучебной воспитательной работе, направленной на студентов, проживающих в общежитии.

Проанализировав ответы респондентов об образовании родителей, мы установили,

что значительная часть из них имеет среднее специальное образование, и это определенным образом влияет на выбор их детей: обучающиеся видят, что для успешной жизнедеятельности родителям достаточно среднего, а иногда и начального профессионального образования, многие из них хотят продолжить рабочую династию.

Достаточно большое количество студентов воспитываются в многодетных семьях, у одной трети обучающихся родители в разводе, у половины обучающихся уровень дохода ниже прожиточного минимума. Данные факты делают задачу психолого-педагогического сопро-

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

62

Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

вождения и педагогической поддержки студентов ПОО приоритетной в процессе реализации воспитательной функции педагогами.

Итак, полученные нами результаты опроса по некоторым позициям совпадают с выводами, сделанными в исследованиях других ученых: ориентация обучающихся на про-

фессиональную деятельность, самостоятельный выбор большинством обучающихся ПОО рабочей специальности, второстепенное значение воспитательной деятельности. Подводя итоги, выделим особенности социально-психологического портрета студентов ПОО (рис. 2).

Особенности социально-психологического портрета студентов ПОО

Специфика юношеского возраста (юношеский максимализм, скептицизм, излишняя самоуверенность, инфантилизм и др.)

Возможные пробелы в воспитании, склонность к девиантному и аддиктивному поведе-

_нию, конфликтность_

Низкий уровень развития рефлексивных и прогностических способностей, низкая соци-

_альная ответственность_

Возможные пробелы в базовой подготовке, обусловленные трудностями усвоения учебных дисциплин и проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и учителями во

_время школьного обучения_

Низкая учебная мотивация, неспособность эффективно организовать свой образователь-

_ный процесс, целесообразно распределять время и усилия_

Для многих обучающихся среднее профессиональное образование приобретает вынужденный характер, лишающий его ценностного смысла

Отсутствие направленности на будущую профессиональную деятельность, неустойчивая мотивация к ее осуществлению, несформированность ценностного отношения

Тяжелое материальное положение, вынуждающее совмещать образовательный процесс

с трудовой деятельностью

Обостренное чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости и материальным ценностям, которые может дать владение рабочей профессией

Рис. 2. Характеристика социально-психологического портрета студентов ПОО Fig. 2. Characteristics of the socio-psychological portrait of students of professional educational organizations

Заключение

В рамках теоретического анализа определены специфические особенности социально-психологического портрета студентов ПОО: 1) в раннем юношеском возрасте накапливается большое количество личностных противоречий, которые часто приводят к конфликтному и нетерпимому поведению обучающихся, что затрудняет процесс их обучения и воспитания; 2) большая часть студентов воспитывается в

неполных семьях и имеет низкий материальный достаток, они преимущественно ориентированы на получение рабочей профессии, и профессиональная подготовка для них имеет первостепенное значение. Для организации эффективного и результативного образовательного процесса в ПОО должны учитываться возрастные, психологические, культурные и другие особенности студентов, а также экономические и социальные условия их жизни.

2022. Том 12. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

В ходе эмпирического исследования время, респонденты отметили организацию и было выяснено: 1) половина студентов ПОО распределение времени (42,89 %), материаль-(56,33 %) сделала самостоятельный выбор бу- ные проблемы (49,61 %) и трудности в учеб-дущей профессии, при этом большинство сту- ной деятельности (39,79 %); 4) особой ценно-дентов (55,81 %) имеют четкое намерение по- стью для студентов ПОО, согласно опросу, яв-лучить рабочую профессию; 2) половина сту- ляются сотрудничество (79,84 %), доброжела-дентов ПОО (55,30 %) сталкивалась с учеб- тельность (66,15 %), честность (59,43 %) и ными и жизненными трудностями и в школь- справедливость (59,17 %), т. е. качества, спо-ные годы, а подавляющему большинству собные предопределить успешность воспита-(72,90 %) трудно давались отдельные пред- тельного процесса в ПОО. Выявленные тен-меты, что свидетельствует о пробелах в их ба- денции необходимо учитывать в ходе построзовой подготовке; 3) среди трудностей, сопро- ения воспитательного процесса в ПОО.

вождающих процесс обучения в настоящее

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Hisler G. C., DeHart T., Krizan Z., Wright A. G. Neuroticism as the intensity, reactivity, and variability in day-to-day affect // Journal of Research in Personality. - 2020. - Vol. 87. - P. 103964. DOI: https://doi.org/10.1016/jjrp.2020.103964

2. Андриенко О. А., Безенкова Т. А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста // Перспективы науки и образования. - 2018. -№ 5. - С. 26-32. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.3 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=36332860

3. Бородина Н. В., Симонян А. Р, Украинцева И. И., Хачатурова Н. Ю., Ховякова А. Л. Особенности социологического портрета студента, обучающегося по наиболее востребованным и перспективным специальностям среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. - 2017. -№ 4. - С. 40-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32247172

4. Михалева Л. Н., Кожекина Т. В., Ельчанинова Е. Ю., Кузнецова Л. И., Новикова С. А. Социальный портрет и жизненные ценности педагогического колледжа // Педагогический журнал Башкортостана. - 2008. - № 6. - С. 74-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12797389

5. Байбародова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 17-25.

brary.ru/item.asp?id=35013622

6. Schick M. R., Spillane N. S., Breines J. G., Kahler Ch. W. Positive Psychological Characteristics and Substance Use in First Nation Adolescents // Substance Use & Misuse. - 2022. - Vol. 57 (8). -P. 1196-1206. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10826084.2022.2069266

7. Lemoyne J., Brunelle J.-F., Huard Pelletier V., Glaude-Roy J., Martini G. Talent Identification in Elite Adolescent Ice Hockey Players: The Discriminant Capacity of Fitness Tests, Skating Performance and Psychological Characteristics // Sports. - 2022. - Vol. 10. - P. 58. DOI: https://doi.org/10.3390/sports10040058

8. Borghuis J., Denissen J., Oberski D., Sijtsma K., Meeus W., Branje S., Koot H. M., Bleidorn W. Big five personality stability, change, and codevelopment across adolescence and early adulthood // Journal of Personality and Social Psychology. - 2017. - Vol. 113 (4). - P. 641-657. DOI: https://doi.org/10.1037/pspp0000138

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

DOI: http://dx.doi.org/10.24411/1813-145X-2018-20002

URL: https://www.eli-

64

Science for Education Today

2022. Том 12. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

9. Jansen K., Kiefer S. M. Understanding brain development: Investing in young adolescents' cognitive and social-emotional development // Middle School Journal. - 2020. - Vol. 51 (4). - P. 18-25. DOI: https://doi.org/10.1080/00940771.2020.1787749

10. Kim D, Nam J. K., Keum C. Adolescent Internet gaming addiction and personality characteristics by game genre // Plos One. - 2022. - Vol. 17 (2). - P. e0263645. DOI: https://doi.org/ 10.1371/j ournal .pone.0263645

11. Allen J. J., Anderson C. A. Satisfaction and frustration of basic psychological needs in the real world and in video games predict internet gaming disorder scores and well-being // Computers in Human Behavior. - 2018. - Vol. 84. - P. 220-229. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.chb.2018.02.034

12. Bender P. K., Gentile D. A. Internet gaming disorder: Relations between needs satisfaction in-game and in life in general // Psychology of Popular Media Culture. - 2020. - Vol. 9 (2). - P. 266-278. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/ppm0000227

13. Олейников А. В. Факторы психологической устойчивости к жизненным трудностям обучающихся среднего профессионального образования // Психологические исследования. -2016. - Т. 9, № 45. - С. 6. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.496 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=26165051

14. Шаламов В. В. Личностные свойства обучающихся образовательных организаций системы МВД России как условие готовности в учебной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С. 217-224. DOI: http://dx.doi.org/10.26170/po16-06-35 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=26638508

15. Blasi M. D., Giardina A., Giordano C., Coco G. L., Tosto C., Billieux J., Schimmenti A. Problematic video game use as an emotional coping strategy: Evidence from a sample of MMORPG gamers // Journal Behavioral Addictions. - 2019. - Vol. 8 (1). - P. 25-34. DOI: http://dx.doi.org/10.1556/2006.8.2019.02

16. Bonnaire C., Baptista D. Internet gaming disorder in male and female young adults: The role of alexithymia, depression, anxiety and gaming type // Psychiatry Research. - 2019. - Vol. 272. -P. 521-530. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.psychres.2018.12.158

17. Gnatyshina E., Uvarina N., Savchenkov A., Pakhtusova N., Shumakova O., Savelyeva N. Stress Resistance of Teachers as one of Factors of Effective Educational Activities // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2021. - Vol. 227. - P. 761-772. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-16-0953-4_75 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46983259

18. Ivanova O. E., Uvarina N. V., Lysenko Y. V., Pakhtusova N. A., Savchenkov A. V. Development of the concept of managing stakeholders in the Russian educational agglomeration based on the agile methodology // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - 2021. -P. 012004. DOI: http://dx.doi.org/10.1088/1755-1315/650/1/012004 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=46763766

19. Кучерова О. Е., Тарасова С. И., Анохина С. В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2018. -№ 4. - С. 63-72. DOI: http://dx.doi.org/10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-6 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=36952228

20. Садовникова С. М. Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. -№ 2. - С. 101-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22260528

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

21. Семенова Н. В. Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, № 5. -С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41827483

22. Thompson M., Fetter A., Perez J. College Student Psychological Distress: Relationship to Self-Esteem and Career Decision Self-Efficacy Beliefs // Career Development Quarterly. - 2019. -Vol. 67 (4). - P. 282-297. DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12199

23. Adler N. E., Epel E. S., Castellazzo G., Ickovics J. R. Relationship of subjective and objective social status with psychological and physiological functioning: Preliminary data in healthy white women // Health Psychology. - 2000. - Vol. 19 (6). - P. 586-594. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-6133.19.6.586

Поступила: 19 мая 2022 Принята: 11 июля 2022 Опубликована: 31 августа 2022

Заявленный вклад авторов:

Вклад соавторов в сбор эмпирического материала представленного исследования, обработку данных и написание текста статьи равнозначный

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Савченков Алексей Викторович

доктор педагогических наук, доцент,

кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, проспект Ленина 69, 454084, Челябинск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7268-1533 E-mail: alex2107@mail.ru

Уварина Наталья Викторовна

доктор педагогических наук, профессор,

кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, проспект Ленина 69, 454084, Челябинск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1490-3302 E-mail: nuvarina@yandex.ru

Гнатышина Елена Александровна

доктор педагогических наук, профессор,

кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, проспект Ленина 69, 454084, Челябинск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-6540-3535 E-mail: mopr9@mail.ru

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Информация об авторах

2022, vol. 12, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2204.03 Research Full Article / Article language: Russian

Determining specific features of vocational students' socio-psychological portrait

Alexey V. Savchenkov a Natalia V. Uvarina1, Elena A. Gnatyshina1 1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract

Introduction. The problem of reducing the role of moral education is becoming especially relevant for secondary vocational education. The purpose of this study is to identify the specific features of students' socio-psychological portrait for organizing an effective and efficient educational process in vocational educational institutions. The identified features are supposed to be used in the course of preparing future teachers for implementing moral education within the framework of vocational educational settings.

Materials and Methods. The study followed systemic, axiological, contextual, nuclear and learner-centered approaches. The authors also relied on S.L. Rubinshtein 's structural approach to personality studies, as well as on the conception of preparing future teachers for moral educational activities (A.N. Tkacheva et al). A survey based on the questionnaire developed by the author was conducted in the Ural Federal District (the Russian Federation). It was aimed at identifying the features ofvocational students' socio-psychological portrait. The research sample consisted ofsecond, third and fourth-year vocational students (n = 387).

Results. This article analyzes the views of Russian and international researchers on the following aspects: age characteristics of vocational students (psychological characteristics of adolescence); the main difficulties faced by students in the learning process; socio-psychological portrait of vocational students. The article also presents the results of a survey of vocational students in the Ural Federal District, aimed at identifying the features of their socio-psychological portrait. Within the framework of the theoretical analysis, the following specific features of the socio-psychological portrait of vocational students have been revealed: 1) during the adolescence, a large number of personal contradictions often lead to conflicts and intolerant behavior ofstudents, which complicates the process of their training and

Acknowledgments

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation by a state assignment ("Monitoring the effectiveness of educational practices in universities to create an educational environment in educational institutions and develop tools for adapting best practices").

For citation

Savchenkov A. V., Uvarina N. V., Gnatyshina E. A. Determining specific features of vocational students' socio-psychological portrait. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (4), pp. 46-71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.03

H Corresponding Author: Alexey V. Savchenkov, alex2107@mail.ru © Alexey V. Savchenkov, Natalia V. Uvarina, Elena A. Gnatyshina, 2022

2022, vol. 12, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

moral education; 2) most of the students are brought up in low-income single-parent families, they are mainly focused on obtaining a working profession, and vocational training is ofparamount importance for them. During the empirical study, it was found that: 1) nearly half of those surveyed (56.33%) made an independent choice of their future profession, while the majority of the students (55.81%) had a clear intention to get a working profession; 2) more than half (55.30%) of vocational students faced educational and life difficulties during their school years, and the vast majority (72.90%) had difficulty in certain subjects, which indicates gaps in their basic training; 3) among the difficulties accompanying the learning process, the respondents mentioned time management (42.89%), low income (49.61%) and learning difficulties (39.79%); 4) among special values, the vocational students mentioned cooperation (79.84%), goodwill (66.15%), honesty (59.43%) and justice (59.17%). The identified qualities can determine successful and efficient moral educational process at vocational educational institutions.

Conclusions. The results of the theoretical analysis and empirical research, namely the identified age, psychological, cultural and other characteristics of students and economic and social conditions of their living, must be taken into account in order to organize an effective and efficient educational process in vocational educational institutions. Some points of the survey results coincide with the conclusions made in previous research investigations: the orientation of students towards professional activities, the independent choice of a working profession by the majority of vocational students, and the secondary importance of moral educational activities.

Keywords

Vocational students; Adolescence; Moral educational activities; Value orientations of students.

REFERENCES

1. Hisler G. C., DeHart T., Krizan Z., Wright A. G. Neuroticism as the intensity, reactivity, and variability in day-to-day affect. Journal of Research in Personality, 2020, vol. 87, pp. 103964. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.jrp.2020.103964

2. Andrienko O. A., Bezenkova T. A. On the work experience of teaching activities organization with adolescent students. Prospects of Science and Education, 2018, no. 5, pp. 26-32. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36332860

3. Borodina N. V., Simonyan A. R., Ukraintseva I. I., Khachaturova N. Yu., Khovyakova A. L. Features of the sociological portrait of a student studying in the most popular and promising specialties of secondary vocational education. Bulletin of the Adyghe State University. Series 3. Pedagogy and psychology, 2017, no. 4, pp. 40-49. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32247172

4. Mikhaleva L. N., Kozhekina T. V., Elchaninova E. Yu., Kuznetsova L. I., Novikova S. A. Social portrait and vital values of pedagogical college students. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2008, no. 6, pp. 74-82. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12797389

5. Baibarodova L. V., Gruzdev M. V., Kharisova I. G. Training Of Future Teachers To Educational Activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 2, pp. 17-25. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.24411/1813-145X-2018-20002 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35013622

6. Schick M. R., Spillane N. S., Breines J. G., Kahler Ch. W. Positive psychological characteristics and substance use in first nation adolescents. Substance Use & Misuse, 2022, vol. 57 (8), pp. 11961206. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10826084.2022.2069266

7. Lemoyne J., Brunelle J.-F., Huard Pelletier V., Glaude-Roy J., Martini G. Talent identification in elite adolescent ice hockey players: The discriminant capacity of fitness tests, skating performance

2022, vol. 12, issue 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

and psychological characteristics. Sports, 2022, vol. 10, pp. 58. DOI: https://doi.org/10.3390/sports10040058

8. Borghuis J., Denissen J., Oberski D., Sijtsma K., Meeus W., Branje S., Koot H. M., Bleidorn W. Big five personality stability, change, and codevelopment across adolescence and early adulthood. Journal of Personality and Social Psychology, 2017, vol. 113 (4), pp. 641-657. DOI: https://doi.org/10.1037/pspp0000138

9. Jansen K., Kiefer S. M. Understanding brain development: Investing in young adolescents' cognitive and social-emotional development. Middle School Journal, 2020, vol. 51 (4), pp. 18-25. DOI: https://doi.org/10.1080/00940771.2020.1787749

10. Kim D, Nam J. K., Keum C. Adolescent Internet gaming addiction and personality characteristics by game genre. Plos One, 2022, vol. 17 (2), pp. e0263645. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0263645

11. Allen J. J., Anderson C. A. Satisfaction and frustration of basic psychological needs in the real world and in video games predict internet gaming disorder scores and well-being. Computers in Human Behavior, 2018, vol. 84, pp. 220-229. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jxhb.2018.02.034

12. Bender P. K., Gentile D. A. Internet gaming disorder: Relations between needs satisfaction in-game and in life in general. Psychology of Popular Media Culture, 2020, vol. 9 (2), pp. 266-278. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/ppm0000227

13. Oleinikov A. V. Factors of psychological resilience to life difficulties of secondary vocational education students. Psychological Research, 2016, vol. 9, № 45. pp. 6. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.496 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26165051

14. Shalamov V. V. Personal characteristics of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a condition of their readiness for training activities. Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 6, pp. 217-224. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.26170/po16-06-35 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26638508

15. Blasi M. D., Giardina A., Giordano C., Coco G. L., Tosto C., Billieux J., Schimmenti A. Problematic video game use as an emotional coping strategy: Evidence from a sample of MMORPG gamers. Journal Behavioral Addictions, 2019, vol. 8 (1), pp. 25-34. DOI: http://dx.doi.org/10.1556/2006.8.2019.02

16. Bonnaire C., Baptista D. Internet gaming disorder in male and female young adults: The role of alexithymia, depression, anxiety and gaming type. Psychiatry Research, 2019, vol. 272, pp. 521530. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.psychres.2018.12.158

17. Gnatyshina E., Uvarina N., Savchenkov A., Pakhtusova N., Shumakova O., Savelyeva N. Stress resistance of teachers as one of factors of effective educational activities. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2021, vol. 227, pp. 761-772. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-16-0953-4_75

18. Ivanova O. E., Uvarina N. V., Lysenko Y. V., Pakhtusova N. A., Savchenkov A. V. Development of the concept of managing stakeholders in the Russian educational agglomeration based on the agile methodology. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2021, pp. 012004.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46763766 19. Kucherova O. E., Tarasova S. I., Anokhina S. V. Professional education of the future specialist in the general system of educational work of colleges of secondary vocational education. Scientific Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2018, vol. 4 (4), pp. 63-72. (In Russian) DOI:

DOI:

http://dx.doi.org/10.1088/1755-1315/650/1Z012004

URL:

http://dx.doi.org/10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-6 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36952228

URL:

© 2011-2022 Science for Education Today

© ®

All rights reserved

69

2022, vol. 12, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

20. Sadovnikova S. M. Pedagogical support of students in the system of secondary vocational education. Vocational Education in Russia and Abroad, 2014, no. 2, pp. 101-107. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22260528

21. Semenova N. V. Conception development of student social maturity in professional educational organizations. World of Science. Pedagogy and Psychology, 2019, vol. 7, no. 5, pp. 13. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41827483

22. Thompson M. N., Fetter A. K., Perez J. College student psychological distress: Relationship to self-esteem and career decision self-efficacy beliefs. Career Development Quarterly, 2019, vol. 67 (4), pp. 282-297. DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12199

23. Adler N. E., Epel E. S., Castellazzo G., Ickovics J. R. Relationship of subjective and objective social status with psychological and physiological functioning: Preliminary data in healthy white women. Health Psychology, 2000, vol. 19 (6), pp. 586-594. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-6133.19.6.586

Submitted: 19 May 2022 Accepted: 11 July 2022 Published: 31 August 2022

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

The authors' stated contribution:

The contribution of authors to the collection of empirical material of the presented research, data processing and writing of the text of the article is equivalent

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

Information about the Authors

Alexey Viktorovich Savchenkov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor,

Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Lenina avenue 69, 454084, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7268-1533, E-mail: alex2107@mail.ru

2022, vol. 12, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

Natalia Viktorovna Uvarina

Doctor of Pedagogy, Professor,

Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Lenina avenue 69, 454084, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1490-3302, E-mail: nuvarina@yandex.ru

Elena Alexandrovna Gnatyshina

Doctor of Pedagogy, Professor,

Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Lenina avenue 69, 454084, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-6540-3535 E-mail: mopr9@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.