Научная статья на тему 'Внедрение и применение цифровых технологий в системе дополнительного образования (на примере работы в исполнительских классах ДМШ)'

Внедрение и применение цифровых технологий в системе дополнительного образования (на примере работы в исполнительских классах ДМШ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдошина Ольга Михайловна

В статье анализируется состояние детского музыкального образования на современном этапе. Обозначены основополагающие функции музыкальной педагогики, а также основные идеи и практические подходы к осуществлению компьютеризации музыкального образования. Раскрываются роль и значение внедрения в процесс обучения в исполнительских классах цифровых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение и применение цифровых технологий в системе дополнительного образования (на примере работы в исполнительских классах ДМШ)»

каждого нашего соотечественника, их сознание, мышление, духовный мир благодаря этому преображаются и обогащаются.

Безусловно, проводимые реформы играют важную роль не только в воспитании подрастающего поколения, но и привлекают его к педагогическо-инновационной деятельности, способствуя дальнейшему совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих мировым стандартам, для ведущих отраслей экономики нашей страны.

Список литературы

1. Указ «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» от 29.11.2017 г.

2. Закон Республики Узбекистан об образовании. Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997. 36 с.

ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КЛАССАХ ДМШ)

Авдошина О.М.

Авдошина Ольга Михайловна - преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано, Детская музыкальная школа № 30 Советского района, г. Казань

Аннотация: в статье анализируется состояние детского музыкального образования на современном этапе. Обозначены основополагающие функции музыкальной педагогики, а также основные идеи и практические подходы к осуществлению компьютеризации музыкального образования. Раскрываются роль и значение внедрения в процесс обучения в исполнительских классах цифровых инструментов.

Ключевые слова: культура, искусство, цифровые технологии, интеграция, электронно-образовательные ресурсы.

Образование в сфере культуры и искусства является национальным достоянием нашей страны. Важнейшую роль в формировании культурного потенциала играют учебные заведения культуры и искусства. Как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном обществе, рассматриваются школы искусств, художественные и музыкальные школы дополнительного образования, которые входят в систему непрерывного многоуровневого художественно-музыкального образования: школа, училище, ВУЗ.

Качество образования в этих школах является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. Изменения, внесённые новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определили новый аспект в основной деятельности детских музыкальных школ - реализацию дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ на основе Федеральных государственных требований.

Деятельность детской музыкальной школы дополнительного образования, таким образом, нацелена на реализацию этих программ, а также на отбор наиболее талантливых детей, что в свою очередь предполагает повышение качества преподавания в школах.

В своей работе в сфере дополнительного образования преподаватели опираются на накопленный, систематизированный и богатый опыт лучших музыкантов-исполнителей и педагогов. В настоящее время музыкально-исполнительская педагогика обрела свою теорию и встала на научную основу. Она стремится к расширению опыта, находясь в постоянном поиске наиболее результативных путей воспитания каждого ученика, к созданию условий для становления его индивидуальной творческой личности. Для успешной музыкально-педагогической деятельности педагог должен иметь приоритетные профессиональные и психологические качества: высокая музыкальная духовная культура, компетентность, музыкально-педагогичная интуиция, эмпатия, любовь к детям и потребность увлечь их.

Сегодня функции музыкальной педагогики значительно расширились. Задачей педагога исполнительских дисциплин является не только обучение игре на инструменте, но включает в себя музыкальное воспитание, музыкальное образование, музыкальное развитие и всестороннее развитие личности обучающегося. Однако необратимые процессы разрушения эффективной системы

музыкально-педагогической подготовки, сложившиеся в Х1Х-ХХ вв., актуализируют поиски новых путей переосмысления достижений в обучении музыкальному исполнительскому мастерству.

При обучении игре на традиционных музыкальных инструментах определяются и отслуживаются, прежде всего, качественные показатели - это «рост» обучающегося в соответствии с программными требованиями по классу, а также насколько расширились его исполнительские возможности в техническом, музыкальном и интеллектуальном плане.

Школа дополнительного образования неустанно создаёт благоприятные и максимально разнообразные условия для обучения, выполняя главный «заказ» родителей: научить ребёнка играть на инструменте, увлечь его музыкой, активизировать в процессе обучения и развить его мышление.

За два-три часа в неделю, отведённые для занятий в исполнительском классе, ребёнок учится исполнять не только сольную программу, но и аккомпанировать, импровизировать, сочинять, подбирать по слуху и играть в ансамбле. Дополняя друг друга, эти виды деятельности становятся прекрасным стимулом и мотивацией к занятиям.

Но учебный процесс не стоит на месте: создаются новые методы, решения, идеи. В настоящее время нововведения становятся нормой современного образования: это использование компьютерных и цифровых технологий.

Музыкальная культура вступила в новую фазу своего развития. Цифровые технологии по сравнению с нотной письменностью и аналоговой звукозаписью открыла принципиально новые возможности работы со звуком, создали возможность не только хранения и воспроизведения музыки, но и возможность получать нужное звучание по любому из его параметров - высоте, тембру, динамике и пространственной локализации.

Цифровой инструментарий, как и электроакустический канал беспредельно расширил круг слушателей и любителей электронного музицирования. Казалось бы, что интеграция цифровых технологий в музыкальном обучении нацелено на получение запрограммированного результата. И это в какой-то мере так.

Однако в сфере музыкального образования идея технологического подхода остаётся не до конца реализованной и пока не получает достаточного применения и развития, так как некоторые педагоги-практики скептически относятся к применению цифровых фортепиано, синтезаторов. Это можно объяснить спецификой музыкальной исполнительской педагогики, где огромная роль принадлежит воспитанию творческой индивидуальности и которая в основном оперирует художественными образами и переживаниями, а также неприятием искусственного звука цифрового фортепиано, и тем более синтезатора. Это и понятно. Однако, автор уверен, что идеальным вариантом в период обучения ребёнка в школе было бы использование и механического, и цифрового фортепиано как дополнительного.

В музыкально-исполнительской практике, изучая и осваивая цифровые инструменты, педагогам необходимо определить для себя специфику всех вариантов и предоставляемых компьютерной техникой предметных сфер интонирования, искать пути взаимодействия их между собой и внедрять их в учебной процесс в ДМШ. Усилия педагогов при обучении ребёнка часто направлены на освоение и изучение инструмента, а творчество детей часто остаётся в стороне. Эта некоторая незначительность детского продуктивного творчества объясняется ещё и тем, что преподаватели фортепиано, скрипки, флейты и других инструментов часто выступают преимущественно проводниками классических музыкальных произведений. К тому же многие дети, приходя в ДМШ из разных социальных слоёв со сложившимися музыкальными пристрастиями, больше тяготеют к популярной эстрадной песенной культуре, рок-музыке, а нередко к низкопробной «попсе».

Поэтому педагогу в работе приходится учитывать спонтанно сложившийся музыкальной опыт своих воспитанников и обладать терпимостью к значимым для учеников явлениям. Ведь именно «эту» музыку хотят играть наши дети.

Разумным компромиссом между сложившимся интонационно-слуховым опытом детей и задачей обучения на инструменте, направленным на формирование их музыкальной культуры, может явиться цифровой синтезатор с его функциями аккомпанемента. На уроке ребёнок подбирает понравившуюся мелодию, но, обнаружив, что сочинение его изначально носит неполноценный характер из-за невозможности прибавить к нему многоэлементную фактуру, адекватную полноценному звучанию, может потерять интерес к этой форме деятельности. И чтобы этого не произошло, педагог преподносит ему совершенный, полноценный аккомпанемент, иногда заменяющий целый оркестр. На уроке можно наблюдать, как загораются глаза ребёнка, так как творческий продукт его становится интересен и мотивирует к дальнейшему творчеству.

В памяти цифровых фортепиано и синтезаторов запрограммировано огромное количество автоаккомпанементов, которые можно использовать с популярными песенками из мультфильмов и на примере подачи их с классическими, танцевальными, стилистически ритмизованными или плавными

70

аккомпанементами. Все эти неограниченные возможности цифровых инструментов мы и должны предлагать учащимся. Такая работа принесёт несомненную пользу для развития музыкального мышления и целостного восприятия музыкальных сочинений.

Параллельно с освоением акустического фортепиано, требующим затрат времени на большую работу в области звука, техники, кантилены, учащийся начинает осваивать и управлять автоаккомпанементом непосредственно на уроке. Это не требует от ребёнка большой сноровки, но моментально заставляет работать гармонический слух и учит ориентироваться в основных аккордах тональности, удерживать ритм и управлять им. От подобных форм проведения урока учащийся с удовольствием занимается домашним музицированием без участия педагога. Таким образом, воспитательное значение работы, связанной с цифровыми инструментами, имеет большое значение в области саморазвития учащихся.

Применение цифровых технологий в учебном процессе связано с расширением предметной сферы творчества учащихся: наряду с задачами исполнительского интонирования сюда входит и создание новых тембров, звуков, гармонии, а также установка правильного динамического баланса голосов всей фактуры. Это творческая работа расширяет свои границы и охватывает все виды деятельности учащегося: композиторскую, звукорежиссёрскую и редакторскую. Таким образом, обучение на электронном инструменте параллельно с традиционным становится более глубоким и многогранным. Кроме того, яркость, качество и точность звука цифрового фортепиано пробуждает творческую фантазию и желание музицировать, а возможность регулировать динамику звука позволяет заниматься ребёнку дома в любое время суток, не создавая шума для окружающих (можно музицировать в наушниках).

Наконец, музыкально-ориентированная работа с аудио-информацией даёт возможность ученику познакомиться с исполнительским искусством музыкантов прошлого и настоящего, а также отечественных и зарубежных интерпретаторов. Трудно выполнимая задача - сравнивать художественные трактовки нескольких музыкантов - сегодня становится логичным и доступным приёмом.

Электронно-образовательные ресурсы как инновационные педагогические технологии позволяют совершенствовать педагогический процесс, способствуют формированию культуры ребёнка. При этом личность педагога остаётся эталоном профессионализма и целевым ориентиром. А цифровые технологии являются базовым инструментарием, которые в руках опытного педагога позволяют достигнуть ещё большего эффективного результата.

Список литературы

1. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002.

2. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике // Стратегии и методики.

М.:Классика-ХХ1, 2007.

3. Фролов М.И. Учимся музыке на компьютере // Самоучитель для детей и родителей. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.