Научная статья на тему 'Импровизация как необходимая составляющая музицирования (на примере дисциплины «Дополнительный инструмент (синтезатор)»)'

Импровизация как необходимая составляющая музицирования (на примере дисциплины «Дополнительный инструмент (синтезатор)») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1655
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗИЦИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / СИНТЕЗАТОР / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ЖАНРОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономарева Елена Владимировна

В статье дается структура творческого музицирования, рассматриваются возможности использования импровизации в процессе освоения синтезатора, дается общий анализ современных методик формирования импровизационных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импровизация как необходимая составляющая музицирования (на примере дисциплины «Дополнительный инструмент (синтезатор)»)»

Художественный опыт, приобретенный от общения с произведениями искусства, открывает доступ к более глубокому постижению мира, собственного «Я», пониманию конкретных це-леполагающих установок на вовлечение в непрерывный процесс отбора необходимых для себя и для утверждения своего жизненного credo художественных впечатлений

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2002. - 556 с.

2. Медушевский, В. В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. - 1980. - № 9.

3. Орлов, Г. Древо музыки / Г. Орлов. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.

4. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В. А. Мижериков. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

5. Сохор, А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / А. Сохор. - Л.: Советский композитор, 1981. - Ч. II. - 293 с.

6. Хайдеггер, М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. - М.: Алгоритм-книга, 2006. - 302 с.

УДК 78.07 ББК 85.315.49

Е. В. Пономарева

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗИЦИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(СИНТЕЗАТОР)»)

Аннотация. В статье дается структура творческого музицирования, рассматриваются возможности использования импровизации в процессе освоения синтезатора, дается общий анализ современных методик формирования импровизационных навыков.

Ключевые слова: музицирование, творческое музицирование, синтезатор, импровизация, жанровая импровизация, дополнительный музыкальный инструмент.

E. V. Ponomareva

IMPROVISATION AS A NESSESARY COMPONENT OF MAKING MUSIC (EXAMPLE OF DISCIPLINE «ADDITIONAL MUSICAL INSTRUMENT

(SYNTHESIZER)»)

Abstract. In this article is shown a structure of creative music-making and possibilities of using imrovisation in process of mastering of synthesizer as additional music instrument. Also it analyzes a new methods of improvisation skills forming.

Key words: music-making, creative music-making, synthesizer, improvisation, genre improvisation, additional musical instrument.

Вопросы обновления содержания дисциплины со всей очевидностью возникают перед каждым педагогом-музыкантом. От степени актуальности курса, его направленности на будущую профессию, созвучности современным тенденциям, от уровня его интегрированности в музыкально-педагогический процесс напрямую зависит заинтересованность студентов и их успешная дальнейшая самореализация. Поэтому использование импровизации в процессе электронного музицирования мы рассматриваем как необходимое условие обновления содержания дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)».

В программу курса заложена идея об использовании синтезатора в процессе вокально-хоровой работы в качестве аккомпанирующего инструмента. В каждом семестре предполагается изучение 9-10 аккомпанементов песен школьного репертуара и прохождение такого же количества путем чтения с листа. Это будет способствовать накоплению большого песенного репертуара как для уроков музыки, так и для внеклассной и внешкольной работы.

Предполагается, что главным видом деятельности музыканта любой специальности должно быть музицирование. От человека, получившего музыкальное образование, слушатели ждут уверенного владения музыкальным инструментом, свободного исполнения разнообразных произведений. Это вполне возможно при помощи электронного инструментария, где многие функции берет на себя электроника. Освоение современных синтезаторов позволяет приобрести и музыканту-педагогу и музыканту-исполнителю необходимую свободу действий, поэтому основной целью курса «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)» является формирование у студентов навыков творческого музицирования.

Слово «музицировать» происходит от немецкого, musizieren, что означает - заниматься музыкой. В широком понимании - это игра на музыкальном инструменте (инструментах) вообще, а в понимании камерном - исполнение музыки в домашней обстановке [8, 162]. «Художественную деятельность в единстве ее созидательных и созерцательных моментов многие рассматривают в целом как творческую... Дятельность интерпретатора, являясь относительно самостоятельной, заключается в творческом воссоздании и художественном прочтении продукта первичного художественного творчества» [3, 57]. Следовательно, процесс музицирования как вариативно-интерпретационный, по своей сути, является творческим.

Музицирование включает шесть видов музыкально-творческой деятельности, разделенные на две группы: первая группа, основанная на донотной традиции, включает подбор по слуху, аранжировку и сочинительство; вторая, основанная на нотной традиции, включает чтение с листа, транспонирование и импровизацию.

Не все эти навыки одинаково востребованы в процессе электронного музицирования. Например, транспонирование производится путем простого нажатия кнопки на панели синтезатора. Ноты любого произведения в различных вариантах можно найти в сети internet, поэтому навык подбора по слуху становится менее актуальным. Каждое исполнение музыкального произведения на синтезаторе всегда связано с его творческой переработкой, новым взглядом на авторский текст, то есть, по сути, является аранжировкой. Что касается сочинения музыки, то оно является наиболее сложным, специфическим видом музыкальной деятельности, предполагает наличие особых музыкальных способностей и не является обязательным в деятельности работе педагога-музыканта. Чтение с листа в процессе электронного музицирования выступает не только как отдельный вид деятельности, но и в качестве необходимой составляющей входит в другие виды -аранжировку, исполнение музыки и игру в ансамбле. Однако чтение с листа, являясь общей, базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей, не может решить все вопросы, возникающие в процессе электронного музицирования.

Цель и задачи дисциплины дают возможность расширения сферы творческих навыков и умений. На основании анализа опыта работы в классе дополнительного инструмента и творческой практики студентов, а также в результате изучения особенностей электронного инструментария мы пришли к выводу о важности и необходимости формирования и развития в процессе электронного музицирования такого навыка, как импровизация.

«Импровизация - неожиданный, внезапный - встречающийся в ряде искусств особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения» [9, 508-510]. Импровизирование предполагает более свободное владение инструментом, проявление самостоятельности и креативности студентов. Сущность импровизации заключается в непосредственной свободе высказывания. Развитие навыков музыкальной импровизации должно способствовать психологической раскрепощенности будущего педагога, что, в свою очередь, положительно скажется на его общепрофессиональном уровне.

Рассмотрим, какое место занимает импровизация в исполнительских дисциплинах. В классе основного музыкального инструмента импровизационные навыки не требуются, так как исполнение музыкальных произведений там связано с пониманием авторского замысла, точным прочтением нотного текста. В концермейстерском классе, где ставятся аналогичные задачи интерпретации вокального произведения, иногда допускаются отступления от авторского текста, например, при чтении нот с листа или для облегчения сложной для исполнения фактуры. В дальнейшем, нотный текст уже выученного произведения исполняется без изменений. Поэтому импровизация в этих дисциплинах не предусматривается и, соответственно, не воспитывается.

Иначе дело обстоит в процессе исполнения музыки на синтезаторе, где творческие навыки актуальны и востребованы. Перечислим факторы, способствующие формированию навыков импровизации в курсе «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)».

Электронные инструменты постоянно продвигаются в сторону усложнения и расширения функций, что является стимулирующим фактором для творческого поиска. Но даже при наличии у синтезатора функции автоаккомпанемента всегда есть необходимость заполнения пауз, добавления вступлений и заключений, изменения фактуры и т. д.

Нотная запись партитур для синтезатора стала излишне упрощенной, содержит «пустоты» текста. Однострочная партитура с буквенно-цифровым обозначением гармонии зачастую не отражает авторской концепции произведения, не содержит достаточно информации, позволяющей сделать полноценный проект аранжировки. Исполнителю приходится, проявив импровизационные навыки, самостоятельно «достраивать» недостающее, заполнять паузы, развивать мелодию.

При исполнения или при чтении нот с листа на синтезаторе у более подвинутых в музыкальном и техническом отношении студентов наметилось стремление к спонтанной импровизации. В процессе занятий они проявили большую заинтересованность и креативность, часто самостоятельно изучая принципы импровизации, предлагали новые версии исполнения и даже собственные композиции (сочинения).

С другой стороны, значительная часть студентов, получивших академическое образование, не может отойти от нотного текста, сделать облегченное переложение произведений популярных жанров, новую гармонизацию и тем более, импровизировать в рамках заданной пьесы. Таким студентам навыки творческого музицирования просто необходимы. Исполнение новых, интересных и посильных для исполнения пьес поможет их активизации, будет прививать им любовь к процессу музицирования, стимулировать к дальнейшим поискам.

Знакомство с импровизацией стимулирует и учебная практика студентов, и задачи дальнейшей педагогической деятельности. Специфика вокально-хоровой работы на уроке музыки в школе предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость подбора сопровождения к мелодии, элементарной импровизации вступления, отыгрышей, заключения, варьирования фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т. д. Некоторая свобода (импровизацион-ность) допустима и в мелодии при сохранении гармонической основы и ритмической структуры. Такие умения понадобятся при разучивании народных и популярных современных детских песен, особенно там, где отсутствуют ноты с полной фактурой. (Классический вокальный репертуар исключает широкое использование импровизации).

Педагог-музыкант, как правило, участвует в многочисленных культурно-воспитательных мероприятиях школы (праздничные огоньки, конкурсы, вечера, юбилеи школы и т. п.), где ему приходится аккомпанировать (включая импровизацию) на слух мелодиям неклассического репертуара, играть импровизации к театрализованным сценкам. Эта деятельность составляет часть профессиональных обязанностей педагога и вписывается в план воспитательной работы учебного заведения.

Наконец, в системе дополнительного образования такие навыки необходимы концертмейстерам различных дисциплин. Например, концертмейстеру хореографического класса умение импровизировать дает возможность освободить внимание для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. Он облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения в характере и жанре исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.

Педагог, свободно музицирующий, хорошо владеющий инструментом, будет всегда хорошим агитатором в пользу музыкального искусства. Играющий учитель, по мнению учащихся, -любимый учитель. Предполагается, что в своей будущей профессиональной деятельности студенты-музыканты должны свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, джазовые, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять, подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, аккомпанировать «с ходу» поющему и петь под собственный аккомпанемент, музицировать (импровизировать и сочинять) в различных жанрах.

Однако, как показывает опыт, студенты-практиканты и педагоги-музыканты чаще предпочитают пользоваться записями музыки, нежели исполнять ее «вживую». Навыки импровизации могут дать, как говорилось ранее, необходимую свободу педагогу-исполнителю, более уверенное владение инструментом.

Возникает вопрос, какова должна быть база для формирования этих навыков? Проблема заключается в том, что в период обучения в музыкальных школах и колледжах будущие студенты-музыканты не сталкиваются с необходимостью импровизировать из-за сложившейся традиции исполнения наизусть небольшого количества тщательно выученных произведений, что часто тормозит музыкальное развитие личности. (Исключение составляют учащиеся эстрадно-джазовых отделений, для которых джазовая импровизация является одним из основных видов деятельности). Таким образом, при поступлении в вуз студенты не имеют достаточной творческой базы для импровизации.

Все вышеперечисленное и многое другое заставляет рассматривать формирование навыков импровизации в процессе освоения дополнительного инструмента как ближайшую и необходимую задачу. Возникает вопрос: какое направление выбрать и на каких образцах учиться? Необходимо особо отметить ряд проблем, существующих в методическом обеспечении дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)»: отсутствие единой системы подходов, необходимого программного обеспечения, методической литературы, низкое качество репертуарных сборников и т.п. Что касается такой формы музицирования, как импровизация, то мы не можем анализировать и рекомендовать какие-либо конкретные вузовские программы, так как для факультетов музыкально-педагогического профиля таких методик не существует. Поэтому при создании программы дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)» мы будем опираться на различные методики формирования навыков импровизации. А так как студенты, не имеющие предварительной подготовки в области импровизации, выступают в роли начи-

нающих, то будет логично, в том числе, анализировать и рекомендовать методики, созданные для ДМШ.

Уточним, что в данном исследовании не ставится задача разъяснить методы и приемы, дать конкретные примеры. Автором даются лишь общие рекомендации в отношении указанных педагогических технологий, которые в дальнейшем могут быть использованы при создании методической литературы для курса дополнительного музыкального инструмента.

Школьная программа «Музыка» включает репертуар различных жанров и стилей, поэтому уместно будет рассмотреть различные жанровые импровизации, включая джазовую. Для этого нужно ознакомиться как с современными, так и ранее изданными методиками педагогов-практиков, дать оценку их качеству и определить целесообразность использования анализируемых материалов.

Почти трехсотлетние традиции клавирного музицирования постепенно утрачивались, импровизация, которая на заре возникновения фортепиано была одним из основных видов музыкальной деятельности, к концу прошлого века постепенно сдавала свои позиции. Нельзя сказать, что в современной музыкальной педагогике вопросы импровизации совершенно не рассматривалась, но она всегда была единичным явлением и не выстраивалась в определенную систему.

Несмотря на то, что раньше обучение импровизации в ДМШ-ДШИ и колледжах не практиковалось, были попытки отдельных педагогов по созданию собственных альтернативных программ. Необходимо отметить, что такие программы затрагивают более широкий круг вопросов, нежели привитие импровизационных навыков. Например, импровизация и сочинение рассматривались в процессе развития у детей музыкального слуха (методика Г. Шатковского), в процессе развитии комплекса навыков музицирования (методика Н. Мордасова) или на начальном этапе обучения в процессе формирования первых игровых и слуховых навыков (учебное пособие Л. Ба-ренбойма, Ф. Брянской, Н. Перуновой).

В основном, такие методики были разработаны для детей младшего школьного возраста, когда необходимо вызвать интерес к занятиям, приобщить к игре на инструменте, после чего учащиеся переключались на другие виды деятельности. Эти программы и учебные пособия имели не обязательный, а рекомендательный характер. Не было единого направления, педагоги работали самостоятельно, причем импровизацией занимались только энтузиасты. Из-за отсутствия времени на уроке в средних и старших классах ДМШ-ДШИ обучение велось традиционно, на базе музыки академических жанров, поэтому преемственность не сохранялась.

Когда в 1988-1989 годы в учебные планы ДМШ и ДШИ был введен предмет по выбору, в перечень предметов по выбору вошла и импровизация. Для реализации этого нововведения появилась необходимость в соответствующих учебных пособиях, помогающих учащемуся и педагогу в их совместной работе.

Необходимо отметить, что наибольшей популярностью традиционно пользовалась джазовая импровизация. Этот жанр существовал и сохранялся довольно стабильно, правда джаз всегда исполнялся и пропагандировался достаточно узким кругом музыкантов. Джазовая импровизация предполагает высокое исполнительское мастерство, теоретическую грамотность, готовность к творчеству и постоянное совершенствование, поэтому мы можем рекомендовать только ее основные элементы.

Еще десять лет назад педагоги-музыканты отмечали недостаточное количество изданий, дефицит нотных сборников и музыкальных записей, отсутствие кино- и видеоматериалов, что было препятствием для полноценных занятий. Наличие сети Internet снимает многие проблемы, намного облегчая поиск нужного материала. Посредством Internet можно найти интересные нотные сборники, учебники, а функция «переводчик» поможет перевести комментарии на русский язык.

Много информации дает просмотр зарубежных джазовых «видеошкол», когда одно и то же задание многократно доносится до обучаемого посредством различных сенсорных каналов. Например - компьютерный курс «Повышайте свое исполнительское мастерство» Дэйва Лимины, профессора музыкального колледжа Беркли, Бостон, Массачусетс. Ученик слышит словесное объяснение и звучание музыкального фрагмента, читает нотную запись, видит клавиатуру с выделенными клавишами и руки пианиста, исполняющего задание. В конце видеоролика показано, как Дэйв Лимина музицирует вместе с коллегами-музыкантами. Такую видеошколу можно использовать в качестве модели обучения, наполнив ее иным содержанием.

Однако сами педагоги-музыканты отмечают сложность джазовой импровизации, как не родственной русской музыке. «Главная проблема обучения джазу в том, что эта музыка «неадекватна» нашей культурной среде. Джаз в России - такая же экзотика, как индийская музыка. И дело даже не в том, что существует определенный дефицит информации. ... Суть в том, что корни джаза лежат в американской песенной культуре: это и гармония, и мелодизм, и ритмические приемы» [1, 12].

Джазовая импровизация - это только одна из разновидностей жанровой импровизации. Не отвергая возможностей ее ограниченного использования, можно предположить, что импровиза-

ция, опирающаяся на закономерности других жанров, будет более доступной для исполнения учащимися и студентами. Тем более, что песен джазовых стилей в репертуаре школьных и классных хоров не так много.

В процессе импровизации должен реализоваться тот музыкальный материал, который уже «на слуху» у ученика: это подбор известных мелодий, аккордов к ним, изучение приемов аккомпанемента. Этот же принцип можно использовать в случае импровизации любых жанров, опираясь на опыт, который уже получен студентами в процессе предыдущей музыкальной деятельности. Поэтому нас интересуют, в первую очередь, те программы, которые основываются на знакомых жанрах и закономерностях западноевропейской музыки. Такие методики в последнее время активно создаются отечественными музыкантами-педагогами. Проанализируем возможность их использования в процессе преподавания дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)».

В связи с модернизацией современного образовательного процесса в российской музыкальной педагогике наметился поворот в сторону творчества. Именно в последние десять-пятнадцать лет, благодаря вариативному подходу в обучении, появилась возможность создания авторских программ. Было выпущено много изданий различной степени сложности, разного уровня и качества, направленных на развитие музыкального творчества детей и взрослых, в том числе, импровизации.

Р. Столяр - импровизатор-полистилист. Его практический курс для фортепиано «Современная импровизация» выделяется на фоне других выходивших в России пособий по импровизации своим широким стилевым подходом. Автор знакомит со всеми основными системами организации звука, в том числе, с классико-романтической тональностью. Он считает, что чем большим количеством стилистических элементов владеет современный импровизатор, тем богаче его палитра и ярче конечный результат. «Необходимо не просто изучать историю музыки XX века, но быть в курсе последних музыкальных событий и новаций, регулярно прослушивая аудиозаписи и посещая концерты, - поскольку всё, что учащийся (и вообще любой из нас) слышит вокруг, может быть с успехом использовано в импровизации» [7, 4]. Книга Р. Столяра ценна своей практической частью, где уникальные методики вполне согласуются с дидактическими задачами.

Предлагаемая С. Гуреевым методика обучения импровизационному музицированию основана на музыке классико-романтического периода, содержит краткие аналитические разделы и конкретные примеры заданий. Автор предлагает использовать фрагменты известных произведений в качестве мелодико-гармонических моделей для последующего жанрово-фактурного варьирования. Этот интуитивно понятный и удобный метод вполне доступен студентам-музыкантам, подводит их к творческому комбинированию и расширению рамок применения полученных знаний и навыков. «Сменяя свои фактурные «одежды», музыкальная классика превращается из неприкосновенного памятника в живой язык, интуитивно понятный учащимся и открытый для создания новых импровизационных «сообщений» [4, 36].

С. Гуреев предлагает особую форму импровизации, которую определяет как прелюдии-«перформенсы» или ритмофактурные трансформации. Опираясь на примеры, студенты могут сами находить образцы и создавать собственные варианты их претворения. Такие задания могут быть использованы в качестве одной из творческих форм работы в курсе гармонии, что также может способствовать развитию интереса к этой достаточно сложной дисциплине.

В пособии В. Баранова [2] изложен необходимый материал по основным компонентам джазовой импровизации. В приложении к книге представлены популярные джазовые мелодии и их гармонические схемы для импровизаций. Пособие предназначено для учащихся старших классов ДМШ-ДШИ, уже владеющих определенными навыками творческого музицирования и знакомых с начальным курсом классической гармонии, но только приступающих к начальному этапу обучения джазовой импровизации. Поэтому данная методика вполне может быть использована в работе со студентами, получившими базовое музыкальное образование в объеме музыкальной школы.

В книге Э. Кунина [5] впервые предложена методика освоения основ ритмики современных музыкальных жанров. Автор одинаково внимательно рассматривает, помимо джазовой, также ритмику рок- и поп-музыки. Так как в современном детском песенном репертуаре достаточно широко представлены образцы рок- и поп-музыки, то пособие может представлять интерес для педагогов и студентов именно благодаря анализу ритмики этих направлений.

Очень актуальным и своевременным можно назвать методическое пособие Ф. Соколова [6]. Предложенный автором краткий курс из 16 уроков представляет собой стройную, логичную систему развития способностей к импровизации, сочинения мелодий и их гармонизации. В ее основе лежит принцип использования функциональных возможностей I, IV, V ступеней лада.

Автор пособия находит свой, оригинальный метод решения проблемы музицирования, позволяющий начинающему музыканту легко и с интересом войти в мир музыкального творчества. Поэтому пособие Ф. Соколова будет очень полезно в работе с теми студентами, которые либо не

получили полное базовое образование, либо только начинают знакомиться с музыкальным искусством и приступают к освоению исполнительских навыков. Учитывая, что за предыдущие два десятилетия контингент ДМШ-ДШИ значительно уменьшился, и ряды студентов, желающих получить музыкально-педагогическое образование, пополнились людьми, не обучавшимися в музыкальной школе, то данное пособие можно рекомендовать для работы с начинающими в классе дополнительного музыкального инструмента.

В последнее десятилетие вопросам творческого развития, обучения навыкам импровизации музыки и ее сочинения уделяется довольно большое внимание. На основании проведенного исследования автор делает вывод о необходимости формирования импровизационных навыков в рамках освоения дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)». Включение импровизации в качестве необходимого компонента творческого музицирования в музыкально-педагогический процесс должно быть методически грамотным, взвешенным, педагогически оправданным.

В результате анализа учебных пособий можно сделать вывод о целесообразности использования основных идей анализируемых авторских методик творческого музицирования в классе дополнительного музыкального инструмента. Эта проблема требует дальнейшего изучения. Импровизация - достаточно широкая сфера деятельности, поэтому ближайшим направлением исследования следует считать вопрос ее классификации, определения специфики, структуры, области применения и необходимых навыков. Перспективным направлением можно назвать разработку методики формирования импровизационных навыков с учетом особенностей электронных музыкальных инструментов, основанной на комплексном подходе к этому явлению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агранович, В. А. Пространные рассуждения о джазовой педагогике // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: мат-лы 1-й Международ. межвуз. науч.-практ. конф. / отв. ред. Р. Панкевич. - Екатеринбург: УрГПУ, 2001. - Т. I. - С. 12-14.

2. Баранов, В. М. Музицирование любителей джаза: пособие по начальному обучению джазовой импровизации / В. М. Баранов. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. - 52 с.

3. Бочкарев, А. А. Психология музыкальной деятельности / А. А. Бочкарев. - М.: Классика-ХХ1, 2008. - 352 с.

4. Гуреев, С. Г. Играем с музыкой / С. Г. Гуреев. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. - 40 с.

5. Кунин, Э. И. Секреты ритмики в джазе, рок- и поп-музыке / Э. И. Кунин. - М.: Синкопа, 2001. - 57 с.

6. Соколов, Ф. В. Музыкальный конструктор: пособие по развитию музыкального творчества детей / Ф. В. Соколов. - СПб.: Композитор • СПб, 2009. - 132 с.

7. Столяр, Р. С. Современная импровизация. Практический курс для ф-но: учеб. пособие / Р. С. Столяр. -СПб.: Планета музыки: Лань, 2010. - 160 с.

8. Энциклопедический музыкальный словарь / отв. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: БСЭ, 1959. - 326 с.

9. Ямпольский, И. М. Импровизация // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 2. - С. 508-510.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.