Научная статья на тему 'Внедрение функциональных пищевых продуктов на потребительский рынок'

Внедрение функциональных пищевых продуктов на потребительский рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова О. В.

В статье приводится анализ причин, препятствующих внедрению на потребительский рынок функциональных продуктов питания, необходимость которых определяется неблагополучной экологической обстановкой в нашей стране. На основании анкетного опроса руководителей пищевой и перерабатывающей промышленности и торговли выявлено, что все респонденты относятся положительно к производству и внедрению на потребительский рынок данной группы пищевых продуктов. Установлены причины препятствия внедрению, основная из которых отсутствие экономической заинтересованности, определены стимулы для внедрения и предполагаемые источники финансирования, позволяющие производить и реализовывать функциональные продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение функциональных пищевых продуктов на потребительский рынок»

УДК 664.022.3; 612.391.4]: 339.138

Внедрение

функциональных пищевых продуктов на потребительский рынок

О.В. Евдокимова, канд. техн. наук, доц. Орловский государственный технический университет

ния здоровья людей. Атмосферный воздух загрязняется в основном токсичными элементами, которые прежде всего воздействуют на иммунную систему, что ведет к снижению резистентности организма.

Воздействие вредных химических соединений на организм человека привело к появлению понятия «отдаленные последствия», которые характеризуют канцерогенный, мутагенный и эм-бриотоксичный эффекты. В последние годы сюда же стали относить изменения в состоянии сердечно-сосудистой и нервной систем.

Основные направления экологизации продуктов питания предусматривают создание функциональных пищевых добавок и расширение ассортимента пищевых продуктов для профилактики здоровья населения экологически неблагоприятных регионов [5].

В обеспечении населения полноценным питанием важная роль отводится экономическим факторам, в частности, доходам населения. Анализ продовольственной корзины населения показал низкий уровень потребления продуктов животного происхождения (мясных, молочных) и высокий, превышающий нормы - зерномучных товаров и картофеля [2, 4].

Общую озабоченность вызывает питание школьников. С использованием социологических методов исследований, проводимых среди родителей школьников Орловской обл., получены данные, свидетельствующие о неполноценном питании детей не только в

100 - 87,9 95,2

90 □ - положительно

80 □ - отрицательно

70 П - затруднились ответить

60

50

40

30

20 10 5,2 6,9 4,8 6,9 8,4

-1 1 Г--1 1 1 1 1

0

Пищевая и перерабатывающая Оптовая торговля Розничная торговля

промышленность

Рис. 2. Отношение к ФПП в зависимости от сферы деятельности респондентов

В последнее время функциональным пищевым продуктам (ФПП) уделяется большое внимание. Развитие производства функциональных продуктов зависит от покупательского спроса на них и, соответственно, от уровня продаж. Для коррекции структуры питания населения очень важна проблема формирования навыков здорового питания с использованием функциональных продуктов [4].

Сегодня население многих промыш-ленно развитых регионов России подвергается воздействию комплекса факторов антропогенного загрязнения окружающей среды, что является одной из главных причин ухудшения состоя-

Рис. 1. Модель измерения латентной переменной при анализе отношений руководителей пищевой и перерабатывающей промышленности и торговли к ФПП

Ключевые слова: функциональные пищевые продукты; потребительский рынок.

школьных блоках питания, но и в домашних условиях. Согласно опросу родителей, завтрак их детей неполноценный (52 % опрошенных). Качество бесплатного питания детей в школах не удовлетворяет 45 % родителей. Потребление детьми продуктов питания не в полной мере соответствует физиологическим нормам [1, 3].

Один из путей улучшения пищевого статуса населения - внедрение на потребительский рынок ФПП, которые служат источником биологически активных веществ. В настоящее время российскими учеными разработаны и запатентованы сотни наименований ФПП, однако внедрение их производства на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности идет очень медленно.

Нами был проведен анкетный опрос руководителей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, розничной и оптовой торговли на совещании руководителей Департамента аграрной политики Орловской обл. в отношении ФПП.

Была разработана модель латентной переменной, позволяющая определить отношение руководителей к внедрению ФПП (рис. 1).

Был опрошен 151 респондент, из них 58 руководителей и ведущих специалистов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 21 -представители оптовой торговли и 72 -представители розничной торговли.

Как показал опрос, руководители предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в целом положительно относятся к производству и поставкам на потребительский рынок ФПП (рис. 2).

Представители оптовой и розничной торговли не дали ни одного отрицательного ответа, лишь 13,2 % затруднились с ответом, видимо, потому, что слабо представляют объемы спроса на данную группу товаров.

При положительном отношении к ФПП лишь около 10 % внедряется на потребительский рынок. Поэтому в анкете был поставлен вопрос: «Что, по Вашему мнению, препятствует внедрению на потребительский рынок ФПП?». Предполагалось шесть вариантов отве-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

тов. Данные обработки результатов приведены в таблице.

Одна из причин препятствия внедрения на потребительский рынок ФПП -ведомственные барьеры. Такую причину отвергли руководители и специалисты предприятий и организаций оптовой и розничной торговли. Это объясняется тем, что сфера торговли независима от региональных департаментов торговли в вопросах ассортимента товаров и показателей ассортимента (широта, полнота, устойчивость, новизна).

Тот факт, что ведомственные барьеры препятствуют внедрению ФПП, подтвердили 6,9 % представителей пищевой и перерабатывающей промышленности. Это связано с тем, что крупные компании по производству пищевых продуктов диктуют ассортимент выпускаемой продукции, и предприятия на местах не имеют права разрабатывать новые виды продукции. Требуются согласие и разрешение, что практически делает невозможным внедрение на потребительский рынок инновационной продукции в регионах.

Недостаток информации о научно-технических разработках также служит препятствием для всех сфер, связанных с производством и реализацией ФПП. Причины слабой информированности состоят в том, что специалисты не знакомятся с патентами на изобретение, в которых российские ученые отражают научно-технические разработки, в том числе в области ФПП, обогащенных физиологически функциональными ингредиентами. Кроме того, в отраслевых журналах приводятся инновационные технологии по созданию ФПП.

Отсутствие экономической заинтересованности - одна из главных причин, не позволяющая предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности производить ФПП. Чтобы инновационный продукт питания был востребован, необходимо использовать все механизмы коммуникации с потребителем. Это долгий и затратный период жизненного цикла любого товара, особенно инновационных продуктов питания. Для оптовой и розничной торговли экономическая заинтересованность играет значительно меньшую роль по сравнению с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, где 88,6 % руководителей и специалистов указали именно эту причину главной, препятствующей производству ФПП. Это связано с тем, что на всех этапах жизненного цикла товаров принимают участие специалисты предприятий-производителей (технологи, товароведы, маркетологи). Требуется финансирование каждого этапа, и трудно прогнозировать получение рентабельности.

Руководители и специалисты Ведомственные барьеры Недостаток информации Отсутствие экономической заинтересованности Отсутствие организационных механизмов Отсутствие законодательной базы Отсутствие распорядительных документов

Пищевой и перерабатывающей промышленности 6,9 10,3 88,6 13,8 17,2 10,3

Оптовой торговли - 23,8 - 33,3 9,5 33,3

Розничной торговли - 8,4 30,5 16,6 20,8 23,6

9о 8о 7о 6о 5о 4о 30

2о 10

76,2

53,4

31

15,5

56,9

9,5

14,4

27,8

15,3

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Оптовая торговля

Розничная торговля

□ - экономическая заинтересованность Щ- необходимость исполнения социальной программы П- повышение имджа предприятия

Рис. 3. Роль факторов для принятия положительного решения о производстве и реализации функциональных пищевых продуктов

0

120 100 . 80

95,2

97,2

60 40 20

0

44,8

32,7

22,4

4,8

1,4 1,4

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Оптовая торговля

□ - государственный бюджет

- региональный бюджет

- собственные средства

Розничная торговля

Рис. 4. Источники финансирования на разработку, внедрение и продвижение ФПП на потребительский рынок

Более 1/3 представителей промышленности связывают экономическую заинтересованность с отсутствием законодательной базы, касающейся выпуска ФПП. По нашему мнению, эта группа инновационных товаров должна иметь государственную поддержку в виде закона о снижении налогообложения на их производство. Для торговли также должны быть ограничения по торговым надбавкам на эти группы товаров, поскольку они относятся к продуктам социального назначения.

Отсутствие организационных механизмов также препятствует производству и продвижению на потребительский рынок ФПП. На наш взгляд, это

касается местных органов власти, которые с учетом антропогенной нагрузки на население в отдельных регионах должны разрабатывать программы оздоровления населения за счет обогащения продуктов питания микронутриентами. Программы должны содержать также и перечень организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, ответственных за выпуск отдельных видов ФПП (хлебобулочные, молочные, мясные и др.).

Организационные механизмы тесно связаны с такой причиной препятствия внедрению, как отсутствие распорядительных документов. Однако лишь

10,3 % руководителей пищевой и перерабатывающей промышленности указали эту причину, в то время как представители оптовой и розничной торговли считают данную причину одной из основных.

Для принятия положительного решения о производстве и реализации ФПП были поставлены три предполагаемых ответа: экономическая заинтересованность, необходимость исполнения социальной программы и повышение имиджа предприятия (рис. 3).

Наиболее значимую социальную роль в удовлетворении потребности населения ФПП признают представители розничной торговли (27,8 %), а для промышленности существенным фактором служит имидж предприятия (31 %).

Поскольку производство ФПП требует дополнительного финансирования на разработку, внедрение и продвижение инновационных товаров на потребительский рынок, был предложен вопрос о доли финансирования средств в это направление (рис. 4).

Представители оптовой и розничной торговли считают, что для внедрения на потребительский рынок ФПП основным источником финансирования служат собственные средства. Руководители и специалисты предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на собственные средства рассчитывают мало, считая, что необходима поддерж-

ка государства и региона для освоения социально значимой группы товаров. Эта поддержка может быть связана с льготным кредитованием предприятий.

Таким образом, анализ причин препятствия внедрения на потребительский рынок ФПП позволил сделать следующие выводы:

в связи с воздействием комплекса факторов антропогенного загрязнения окружающей среды возникает проблема экологизации продуктов питания, одно из направлений которого - создание функциональных пищевых добавок и расширение ассортимента пищевых продуктов для профилактики здоровья населения;

• с использованием модели измерения латентной переменной и анкетного опроса руководителей и специалистов пищевой промышленности и торговли установлено, что все респонденты относятся положительно к внедрению на потребительский рынок ФПП;

• по мнению представителей пищевой промышленности и розничной торговли, внедрению ФПП препятствует отсутствие экономической заинтересованности, представители оптовой торговли важным препятствием называют отсутствие организационных механизмов и распорядительных документов;

• представители пищевой промышленности считают необходимым поддержку финансирования социально значимых пищевых продуктов за счет

государственного и регионального бюджетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евдокимова О.ВВ, Уварова В.И. Маркетинговая оценка качества питания школьников (на примере г. Орла)// Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 17-28.

2. Евдокимова О.В. Определение состава продовольственных товаров в минимальной потребительской корзине при маркетинговых исследованиях// Известия вузов. Пищевая технология. 2006. № 2-3. С. 108-110.

3. Евдокимова О.В. Оценка структуры рациона питания школьников по основным нутриентам/Инновацион-ные технологии обеспечения безопасности питания и окружающей среды: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 2007.

4. Евдокимова О.В., Уварова В.И. Социологические исследования в товароведении пищевых продуктов как основа определения потребительских предпочтений и мотиваций. - Орел: Орел-ГТУ, 2008.

5. Сизенко Е.И., Аксенова Л.М. Основные направления экологизации продуктов питания//Хранение и переработка сельхозсырья. 2008. №12. С. 15-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 642.03

Рынок спортивного питания

в России

В.В. Первушин, асп., О.Е. Бакуменко, канд. техн. наук, доц. Московский государственный университет пищевых производств

Ключевые слова: российский рынок спортивной индустрии; рынок спортивных БАДов; спортивное питание; высокобелковые протеиновые смеси; углеводно-белковые напитки; аминокислотные, поливитаминные и минеральные комплексы.

Во время тренировочного процесса организм спортсмена претерпевает значительные изменения, приводящие к оптимизации его работы, а это требует больших энергетических затрат. Для обеспечения организма достаточным количеством питательных компонентов спортсменам необходимо употреблять в пищу биологически активные добавки (БАД), так как с традиционным питанием невозможно получить адекватный уровень нутриентов.

На сегодняшний день рынок спортивных БАДов имеет колоссальные обороты и постоянно растет. Ассортимент предоставляемых добавок достаточно широк.

Российский спортивный рынок считается одним из самых перспективных

и динамично развивающихся. По оценкам Всемирной Федерации индустрии спортивных товаров (WFSGI), в ближайшие 10 лет объем российского рынка спортивной индустрии может достичь 12 млрд долл. США, или около 5 % мирового рынка.

Согласно прогнозам экспертов, по темпам роста, который составляет 2035 % в год, российский спортивный рынок в ближайшие годы займет первое место в мире. В настоящее время в Москве насчитывается более 1000 спортивных магазинов и более 10 розничных сетей, торгующих спортивными товарами, при этом на долю столичного рынка приходится около половины всех продаж спортивных товаров по стране. Еще 5-6 лет назад высокобел-

ковые протеиновые смеси, углеводно-белковые напитки, аминокислотные, поливитаминные и минеральные комплексы, предназначенные для питания спортсменов, были абсолютно недоступны для рядового потребителя. В настоящее время в нашей стране фит-несом занимаются свыше 2 млн человек, а объем московского рынка фит-нес-услуг составляет более 200 млн долл. Растет и потребление спортивного питания. В июле 2005 г. агентством «Бизнес-Рейтинг» было проведено исследование потребительских предпочтений на московском рынке спортивного питания. Опрос осуществлялся методом личного интервью в спортивных магазинах, фитнес-клубах и местах продаж спортивного питания. Це-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.