№ 12 (66), 2009 г.
Аграрный вестник Урала
13
Экономика
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПТИЦЕВОДСТВА
В.И. НАБОКОВ,
доктор экономических наук, профессор, К.В. НЕКРАСОВ, соискатель, Уральская ГСХА
Ключевые слова: торговля, продукты птицеводства, качество товаров.
Торговля продуктами птицеводства в РФ в последние годы развивается весьма динамично. Так, розничная продажа населению России мяса птицы увеличилась с 2865 тыс. т в 2000 году до 5978 тыс. т в 2007 году, то есть в 2,1 раза, реализация яйца птицы - с 21,6 до 32.2 млрд шт., то есть на 49,1%. Этому способствует рост производства данных продуктов в хозяйствах всех категорий и увеличение денежных доходов населения.
Вместе с тем в торговле продуктами птицеводства имеются и весьма серьезные проблемы. Важнейшая из них - это качество продуктов, поступающих на потребительский рынок. Так, проверками, проведёнными в 2007 году специалистами Роспотребнадзора в организациях торговли, выявлены продукты птицеводства ненадлежащего качества, опасные для жизни и здоровья населения, а именно: мясо птицы отечественной 7,2% и импортной 10,4% от общего количества отобранных образцов (проб). Следует заметить, что аналогичное положение сложилось и по другим товарам: по маслу животному - соответственно 9,5 и 15,6%, маргарину и майонезу -6,2 и 12,7%, крупе - 10,4 и 17,1%, рыбной продукции - 10,0 и 13,3%, кондитерским изделиям - 11,2 и 18,7%, макаронным изделиям - 5,6 и 12,1% и т.д. При этом практически по всем видам продукции, в том числе по продуктам птицеводства, отмечается худшее качество импортного продовольствия по сравнению с отечественным [1].
Кроме того, специалисты Роспотребнадзора регулярно проверяют качество поступающих на розничные рынки продуктов птицеводства и других продовольственных товаров. Так, в 2007 году 6,4% отобранных ими образцов (проб) мяса и птицы оказались ненадлежащего качества и (или) опасными для жизни и здоровья населения. Из них по причинам:
■ отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции - 3,3%;
■ нарушение правил маркировки продукции - 1,2%;
■ нарушение условий хранения продукции - 1,1%;
■ нарушение сроков годности продукции - 0,3%.
Проверки, проводимые специалистами Роспотребнадзора, выявляют
практически в каждом объекте торговли и общественного питания факты торговли продуктами с истекшими сроками реализации, продажи некачественных товаров, обмана, обвеса и обсчёта покупателей, грубого отношения с покупателями. Имеют место нарушения температурного режима и технологии транспортировки, хранения и реализации товаров. Не изжиты факты торговли скоропортящимися продуктами питания на улице, в несанкционированных местах. Причём отмечается рост отдельных видов нарушений. Всё это отрицательно сказывается на здоровье населения.
В последние годы на российский потребительский рынок поступает значительный объём фальсифицированных продовольственных товаров. Кроме того, получила распространение информационная фальсификация, когда за основу берется известный с советских времен бренд - продукция, которой присвоен ГОСТ. При этом по техническим условиям предприятия вырабатывается продукция невысокого качества с похожим названием, которая реализуется по весьма высоким ценам. Это нередко вводит в заблуждение рядовых покупателей, неискушенных в секретах производителей, прежде всего больных и престарелых людей, приобретающих данную продукцию.
Важными причинами этого являются недобросовестность некоторых производителей и реализаторов товаров, а также недостатки в работе с кадрами предприятий промышленности, оптовой и розничной торговли, низкая квалификация работников и, безусловно, неэффективный контроль со стороны государственных органов и общественных организаций за их деятельностью.
Следует заметить, что в последние годы наблюдается дальнейшее повышение удельного веса в товарообороте розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка (до 84,8% в 2007 году) и снижение доли розничных рынков и ярмарок (до 15,2% против 26,2% в 2000 году). Это в целом способствует повышению культуры торгового обслуживания населения. Вместе с тем существенно затрудняет продажу продукции птицеводства, животноводства и растениеводства сельхозпро-
620075, г. Екатеринбург,
ул. Карла Либкнехта, 42;
тел. 8 (343) 350-97-18______
изводителями населению (минуя подчас многочисленные посреднические звенья) приобретение жителями городов и рабочих поселков данной продукции по доступным ценам непосредственно у производителей.
В предыдущее десятилетие в силу ряда причин сложилась значительная неравномерность в социально-экономическом развитии разных регионов и местных поселений. Это вызвало неравномерность и в развитии розничной и оптовой торговли, что проявилось в неоправданно значительной и усиливающейся неравномерности в обеспеченности населения торговой сетью, в размещении товарооборота по территории. В областных центрах торговля получила подчас излишнее по сравнению с ведущими отраслями экономики развитие, в малых городах и рабочих поселках - недостаточное. В связи с этим нередко жители малых и средних поселений вынуждены ездить за товарами в крупные города, областные центры [2].
При расширении розничной и оптовой торговой сети её развитие осуществлялось за счёт ввода в основном небольших магазинов и складов, в результате чего к настоящему времени торговая сеть оказалась в массе своей чрезмерно измельчённой. Это затрудняет внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров, в том числе самообслуживания, снижает эффективность деятельности организаций торговли.
Важная тенденция в современной торговле продуктами питания - это рост конкуренции. Так, в начале 2008 года высокий уровень конкуренции отметило 67% руководителей организаций розничной торговли Российской Федерации. И этот процесс, весьма очевидно, будет продолжаться. В оптовой торговле наблюдается аналогичная тенденция. Обычно рост конкуренции ведёт к качественным изменениям в состоянии и развитии торговли, к повышению культуры и качества торгового обслуживания населения.
Вместе с тем каждый четвёртый руководитель предприятия оптовой торговли России, как показывает опрос, из года в год отмечает недобросовестную конкуренцию со стороны уча-
Trade, poultry farming products, quality of the goods.
14
Аграрный вестник Урала
№ 12 (66), 2009 г.
Экономика
стников рынка потребительских товаров. Кроме того, усилия по развитию конкуренции в торговле продуктами питания сводят на нет получившие распространение в российских условиях такие уродливые явления, как плата за вхождение в торговые сети, разного рода бонусы и т.д.
Справедливости ради следует заметить, что участники потребительского рынка - хозяйствующие субъекты - в настоящее время находятся под влиянием целого ряда неблагоприятных внутренних и внешних факторов. Основными из них, как показал
опрос руководителей организаций розничной торговли РФ, проведённый Аналитическим центром при правительстве РФ в 2008 году, являются недостаток собственных финансовых средств (40% опрошенных), недостаточный платёжеспособный спрос населения (47%), высокий уровень налогов (46%), недостаточный ассортимент товаров (12%), высокие транспортные расходы (28%), высокий процент коммерческого кредита (22%), высокая арендная плата (32%) и недостаток торговых и складских помещений (12%). Более того, отри-
цательное влияние на российскую торговлю трёх последних факторов в последние годы даже усилилось [3].
Дальнейшее развитие торговли продуктами птицеводства требует прежде всего уменьшения влияния на неё указанных неблагоприятных факторов, существенного роста покупательной способности населения. Кроме того, предприятиям-производите-лям продукции птицеводства следует расширять фирменную торговую сеть по реализации своей продукции, использование прогрессивных форм обслуживания населения.
Литература
1. Российский статистический ежегодник. 2008 : стат. сб. / Росстат. М., 2008. С. 557-572.
2. Тавокин Ю. П. Исследование социально-экономических и политических процессов : уч. пособие. М. : ИНФРА-М, 2008.189 с.
3. Экономическая конъюнктура : информационно-аналитический сборник. М. : Аналитический центр при правительстве
РФ, 2008. 135 с. __________________________________________________
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
С.В. ВАСЕВ (фото), старший преподаватель,
Н.А. СВЕТЛАКОВА,
доктор экономических наук, профессор, Пермская ГСХА
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая преступность, предприятия АПК, экономическая эффективность.
Пермский край является индустриальным регионом с мощными добывающим и перерабатывающим секторами, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Природный и производственный ресурсный потенциал Пермского края находится на уровне Свердловской, Челябинской,
Тюменской областей и Республики Удмуртия. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, уменьшает привлекательность аграрной деятельности, в связи с чем данная деятельность постоянно нуждается в поддержке со стороны государства.
Аграрная политика в Пермском крае в 2003-2005 и 2006-2008 годах формировалась в рамках соответствующих областных целевых программ, целью которых было формирование эффективного и конкурентного агропромышленного производства, рост эффективности аг-ропродовольственного сектора и комплексное развитие экономики сельского хозяйства. Для выполнения поставленной цели отрасли необходима государственная поддержка в сфере качественного обновления машинно-тракторного парка и перехода на новые сберегающие технологии. Развитие сельскохозяй-
ственного производства определяется
наличием технической базы, оснащением сельхозтоваропроизводителей высокопроизводительными машинами и рациональным их использованием. Также низкая кредитоспособность основной части сельскохозяйственных товаропроизводителей края не позволяет им приобретать необходимую технику и оборудование на заёмные средства.
Сущность данного вида государственной поддержки заключалась в том, что при приобретении дорогостоящей (100 тыс. руб. и более за единицу) сельскохозяйственной техники и оборудования предоставляется субсидия от 35 до 80% (в зависимости от вида техники или оборудования).
Программами развития АПК ставился план по техническому переоснащению товарно-молочных ферм: приобретение 586 танков-охладителей, 147 раздатчиков кормов и кормосме-сителей, 389 резервных электростанций, тракторов - 285 единиц общей мощностью 43,5 тыс. кВт, зерноуборочных комбайнов - 165 единиц общей мощностью 20,5 тыс. кВт, кормоуборочных комбайнов - 145 единиц общей мощностью 15,1 тыс. кВт, прочей техники и оборудования - 430 единиц.
Данный план (согласно отчётам) успешно выполнялся. На рынке сельскохозяйственной техники и оборудования была создана конкуренция поставщиков.
614990, г. Пермь,
ул. Коммунистическая, 23;
тел. 8 (342) 212-53-94
Увеличилось число компаний, продающих или предлагающих технику в лизинг. Если в 2001 году вся техника приобреталась только через ОАО «Пермагрос-наб» и ОАО «Центральный агроснаб», то сейчас с производителями активно работает 12 лизинговых компаний. Средний размер компенсаций по молочному оборудованию составлял около 70%. В результате реализации данного мероприятия увеличилась покупка сельскохозяйственной техники, изменился и расширился ассортимент закупаемой техники и оборудования, что в большей степени стало отражать потребности производителей. Согласно отчётам Министерства сельского хозяйства Пермского края картина выглядит жизнерадостной и благоприятной. Цифры говорят о техническом перевооружении и модернизации. Однако на практике всё выглядит совершенно иначе.
В рамках контроля за реализацией краевых целевых программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса Пермского края, Контрольно-счётной палатой Пермского края (КСП ПК) по вопросам целевого и
Economic safety, economic criminality, agriculture enterprises, economic efficiency.