Научная статья на тему 'Состояние и проблемы торговли продуктами птицеводства'

Состояние и проблемы торговли продуктами птицеводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / продукты птицеводства / качество товаров / Trade / poultry farming products / Quality of the goods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набоков В. И., Некрасов К. В.

Получает развитие российская торговля продуктами птицеводства. Имеет место ненадлежащее качество товаров, в том числе продуктов птицеводства, поступающих на потребительский рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Has development the Russian produce market of poultry farming. Inadequate quality of the goods, including the products of poultry farming arriving on the consumer market takes place.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы торговли продуктами птицеводства»

№ 12 (66), 2009 г.

Аграрный вестник Урала

13

Экономика

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПТИЦЕВОДСТВА

В.И. НАБОКОВ,

доктор экономических наук, профессор, К.В. НЕКРАСОВ, соискатель, Уральская ГСХА

Ключевые слова: торговля, продукты птицеводства, качество товаров.

Торговля продуктами птицеводства в РФ в последние годы развивается весьма динамично. Так, розничная продажа населению России мяса птицы увеличилась с 2865 тыс. т в 2000 году до 5978 тыс. т в 2007 году, то есть в 2,1 раза, реализация яйца птицы - с 21,6 до 32.2 млрд шт., то есть на 49,1%. Этому способствует рост производства данных продуктов в хозяйствах всех категорий и увеличение денежных доходов населения.

Вместе с тем в торговле продуктами птицеводства имеются и весьма серьезные проблемы. Важнейшая из них - это качество продуктов, поступающих на потребительский рынок. Так, проверками, проведёнными в 2007 году специалистами Роспотребнадзора в организациях торговли, выявлены продукты птицеводства ненадлежащего качества, опасные для жизни и здоровья населения, а именно: мясо птицы отечественной 7,2% и импортной 10,4% от общего количества отобранных образцов (проб). Следует заметить, что аналогичное положение сложилось и по другим товарам: по маслу животному - соответственно 9,5 и 15,6%, маргарину и майонезу -6,2 и 12,7%, крупе - 10,4 и 17,1%, рыбной продукции - 10,0 и 13,3%, кондитерским изделиям - 11,2 и 18,7%, макаронным изделиям - 5,6 и 12,1% и т.д. При этом практически по всем видам продукции, в том числе по продуктам птицеводства, отмечается худшее качество импортного продовольствия по сравнению с отечественным [1].

Кроме того, специалисты Роспотребнадзора регулярно проверяют качество поступающих на розничные рынки продуктов птицеводства и других продовольственных товаров. Так, в 2007 году 6,4% отобранных ими образцов (проб) мяса и птицы оказались ненадлежащего качества и (или) опасными для жизни и здоровья населения. Из них по причинам:

■ отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции - 3,3%;

■ нарушение правил маркировки продукции - 1,2%;

■ нарушение условий хранения продукции - 1,1%;

■ нарушение сроков годности продукции - 0,3%.

Проверки, проводимые специалистами Роспотребнадзора, выявляют

практически в каждом объекте торговли и общественного питания факты торговли продуктами с истекшими сроками реализации, продажи некачественных товаров, обмана, обвеса и обсчёта покупателей, грубого отношения с покупателями. Имеют место нарушения температурного режима и технологии транспортировки, хранения и реализации товаров. Не изжиты факты торговли скоропортящимися продуктами питания на улице, в несанкционированных местах. Причём отмечается рост отдельных видов нарушений. Всё это отрицательно сказывается на здоровье населения.

В последние годы на российский потребительский рынок поступает значительный объём фальсифицированных продовольственных товаров. Кроме того, получила распространение информационная фальсификация, когда за основу берется известный с советских времен бренд - продукция, которой присвоен ГОСТ. При этом по техническим условиям предприятия вырабатывается продукция невысокого качества с похожим названием, которая реализуется по весьма высоким ценам. Это нередко вводит в заблуждение рядовых покупателей, неискушенных в секретах производителей, прежде всего больных и престарелых людей, приобретающих данную продукцию.

Важными причинами этого являются недобросовестность некоторых производителей и реализаторов товаров, а также недостатки в работе с кадрами предприятий промышленности, оптовой и розничной торговли, низкая квалификация работников и, безусловно, неэффективный контроль со стороны государственных органов и общественных организаций за их деятельностью.

Следует заметить, что в последние годы наблюдается дальнейшее повышение удельного веса в товарообороте розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка (до 84,8% в 2007 году) и снижение доли розничных рынков и ярмарок (до 15,2% против 26,2% в 2000 году). Это в целом способствует повышению культуры торгового обслуживания населения. Вместе с тем существенно затрудняет продажу продукции птицеводства, животноводства и растениеводства сельхозпро-

620075, г. Екатеринбург,

ул. Карла Либкнехта, 42;

тел. 8 (343) 350-97-18______

изводителями населению (минуя подчас многочисленные посреднические звенья) приобретение жителями городов и рабочих поселков данной продукции по доступным ценам непосредственно у производителей.

В предыдущее десятилетие в силу ряда причин сложилась значительная неравномерность в социально-экономическом развитии разных регионов и местных поселений. Это вызвало неравномерность и в развитии розничной и оптовой торговли, что проявилось в неоправданно значительной и усиливающейся неравномерности в обеспеченности населения торговой сетью, в размещении товарооборота по территории. В областных центрах торговля получила подчас излишнее по сравнению с ведущими отраслями экономики развитие, в малых городах и рабочих поселках - недостаточное. В связи с этим нередко жители малых и средних поселений вынуждены ездить за товарами в крупные города, областные центры [2].

При расширении розничной и оптовой торговой сети её развитие осуществлялось за счёт ввода в основном небольших магазинов и складов, в результате чего к настоящему времени торговая сеть оказалась в массе своей чрезмерно измельчённой. Это затрудняет внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров, в том числе самообслуживания, снижает эффективность деятельности организаций торговли.

Важная тенденция в современной торговле продуктами питания - это рост конкуренции. Так, в начале 2008 года высокий уровень конкуренции отметило 67% руководителей организаций розничной торговли Российской Федерации. И этот процесс, весьма очевидно, будет продолжаться. В оптовой торговле наблюдается аналогичная тенденция. Обычно рост конкуренции ведёт к качественным изменениям в состоянии и развитии торговли, к повышению культуры и качества торгового обслуживания населения.

Вместе с тем каждый четвёртый руководитель предприятия оптовой торговли России, как показывает опрос, из года в год отмечает недобросовестную конкуренцию со стороны уча-

Trade, poultry farming products, quality of the goods.

14

Аграрный вестник Урала

№ 12 (66), 2009 г.

Экономика

стников рынка потребительских товаров. Кроме того, усилия по развитию конкуренции в торговле продуктами питания сводят на нет получившие распространение в российских условиях такие уродливые явления, как плата за вхождение в торговые сети, разного рода бонусы и т.д.

Справедливости ради следует заметить, что участники потребительского рынка - хозяйствующие субъекты - в настоящее время находятся под влиянием целого ряда неблагоприятных внутренних и внешних факторов. Основными из них, как показал

опрос руководителей организаций розничной торговли РФ, проведённый Аналитическим центром при правительстве РФ в 2008 году, являются недостаток собственных финансовых средств (40% опрошенных), недостаточный платёжеспособный спрос населения (47%), высокий уровень налогов (46%), недостаточный ассортимент товаров (12%), высокие транспортные расходы (28%), высокий процент коммерческого кредита (22%), высокая арендная плата (32%) и недостаток торговых и складских помещений (12%). Более того, отри-

цательное влияние на российскую торговлю трёх последних факторов в последние годы даже усилилось [3].

Дальнейшее развитие торговли продуктами птицеводства требует прежде всего уменьшения влияния на неё указанных неблагоприятных факторов, существенного роста покупательной способности населения. Кроме того, предприятиям-производите-лям продукции птицеводства следует расширять фирменную торговую сеть по реализации своей продукции, использование прогрессивных форм обслуживания населения.

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2008 : стат. сб. / Росстат. М., 2008. С. 557-572.

2. Тавокин Ю. П. Исследование социально-экономических и политических процессов : уч. пособие. М. : ИНФРА-М, 2008.189 с.

3. Экономическая конъюнктура : информационно-аналитический сборник. М. : Аналитический центр при правительстве

РФ, 2008. 135 с. __________________________________________________

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

С.В. ВАСЕВ (фото), старший преподаватель,

Н.А. СВЕТЛАКОВА,

доктор экономических наук, профессор, Пермская ГСХА

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая преступность, предприятия АПК, экономическая эффективность.

Пермский край является индустриальным регионом с мощными добывающим и перерабатывающим секторами, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Природный и производственный ресурсный потенциал Пермского края находится на уровне Свердловской, Челябинской,

Тюменской областей и Республики Удмуртия. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, уменьшает привлекательность аграрной деятельности, в связи с чем данная деятельность постоянно нуждается в поддержке со стороны государства.

Аграрная политика в Пермском крае в 2003-2005 и 2006-2008 годах формировалась в рамках соответствующих областных целевых программ, целью которых было формирование эффективного и конкурентного агропромышленного производства, рост эффективности аг-ропродовольственного сектора и комплексное развитие экономики сельского хозяйства. Для выполнения поставленной цели отрасли необходима государственная поддержка в сфере качественного обновления машинно-тракторного парка и перехода на новые сберегающие технологии. Развитие сельскохозяй-

ственного производства определяется

наличием технической базы, оснащением сельхозтоваропроизводителей высокопроизводительными машинами и рациональным их использованием. Также низкая кредитоспособность основной части сельскохозяйственных товаропроизводителей края не позволяет им приобретать необходимую технику и оборудование на заёмные средства.

Сущность данного вида государственной поддержки заключалась в том, что при приобретении дорогостоящей (100 тыс. руб. и более за единицу) сельскохозяйственной техники и оборудования предоставляется субсидия от 35 до 80% (в зависимости от вида техники или оборудования).

Программами развития АПК ставился план по техническому переоснащению товарно-молочных ферм: приобретение 586 танков-охладителей, 147 раздатчиков кормов и кормосме-сителей, 389 резервных электростанций, тракторов - 285 единиц общей мощностью 43,5 тыс. кВт, зерноуборочных комбайнов - 165 единиц общей мощностью 20,5 тыс. кВт, кормоуборочных комбайнов - 145 единиц общей мощностью 15,1 тыс. кВт, прочей техники и оборудования - 430 единиц.

Данный план (согласно отчётам) успешно выполнялся. На рынке сельскохозяйственной техники и оборудования была создана конкуренция поставщиков.

614990, г. Пермь,

ул. Коммунистическая, 23;

тел. 8 (342) 212-53-94

Увеличилось число компаний, продающих или предлагающих технику в лизинг. Если в 2001 году вся техника приобреталась только через ОАО «Пермагрос-наб» и ОАО «Центральный агроснаб», то сейчас с производителями активно работает 12 лизинговых компаний. Средний размер компенсаций по молочному оборудованию составлял около 70%. В результате реализации данного мероприятия увеличилась покупка сельскохозяйственной техники, изменился и расширился ассортимент закупаемой техники и оборудования, что в большей степени стало отражать потребности производителей. Согласно отчётам Министерства сельского хозяйства Пермского края картина выглядит жизнерадостной и благоприятной. Цифры говорят о техническом перевооружении и модернизации. Однако на практике всё выглядит совершенно иначе.

В рамках контроля за реализацией краевых целевых программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса Пермского края, Контрольно-счётной палатой Пермского края (КСП ПК) по вопросам целевого и

Economic safety, economic criminality, agriculture enterprises, economic efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.