Научная статья на тему 'Оценка рынка птицеводства в условиях продовольственной безопасности'

Оценка рынка птицеводства в условиях продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПТИЦЕВОДСТВО / POULTRY / РЫНОК / MARKET / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE / СПРОС / DEMAND / ПОТРЕБИТЕЛИ / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарбасов Василий, Федорова Екатерина

Предложена методика оценки рынка продукции птицеводства Республики Саха (Якутия), разработанная на основе анкетного опроса сельского и городского населения региона. Результаты анкетирования позволили выявить потребительские предпочтения птицеводческой продукции в условиях продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes a method of estimating the market poultry in Sakha Republic, developed on the basis of a questionnaire of the region. The results of the survey allowed to reveal the consumer preferences of poultry products in the conditions of food security.

Текст научной работы на тему «Оценка рынка птицеводства в условиях продовольственной безопасности»

УДК 339:636.5(571.56)

Василий Дарбасов,

доктор экономических наук, профессор,

ведущий сотрудник Отдела региональных экономических и социальных исследований Якутского научного центра Сибирского отделения РАН, Екатерина Федорова, старший преподаватель,

Якутская государственная сельскохозяйственная академия, г. Якутск

ОЦЕНКА РЫНКА ПТИЦЕВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

0<Х>00<Х><><>0<Х>00<Х><>0<Х><><>00^

Предложена методика оценки рынка продукции птицеводства Республики Саха (Якутия), разработанная на основе анкетного опроса сельского и городского населения региона. Результаты анкетирования позволили выявить потребительские предпочтения птицеводческой продукции в условиях продовольственной безопасности.

S u m m a r y

The article proposes a method of estimating the market poultry in Sakha Republic, developed on the basis of a questionnaire of the region. The results of the survey allowed to reveal the consumer preferences of poultry products in the conditions of food security.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, птицеводство, рынок, анкетный опрос, спрос, потребители. Keywords: food security, poultry, market, questionnaire, demand, consumers.

Обеспечение продовольственной безопасности России, особенно в условиях введения экономических санкций со стороны ряда западных стран, остается одной из стратегических задач социально-экономического развития страны [1].

В целом ряде регионов в настоящее время идет активный процесс формирования региональных рынков продовольствия, создания условий для эффективного производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, введения мер для повышения доходов населения и обеспечения полноценного питания. Формирование и дальнейшее развитие отечественного рынка продукции птицеводства -одна из актуальных научно-практических задач, решение которой позволит в короткие сроки насытить рынок диетическими и высококачественными продуктами питания.

Важнейшим условием успешного функционирования и развития любого рынка, в том числе рынка птицепродук-тов, является то, насколько хорошо товаропроизводители ориентируются в спросе и могут ли они обеспечить рентабельное производство востребованной рынком продукции и ее сбыт. Наличие информации о динамике и структуре платежеспособного спроса объективно устраняет элемент неопределенности в процессе формирования товарного ассортимента (или структуры производства), позволяет сконцентрировать имеющиеся финансовые, материальные и трудовые ресурсы на выпуске наиболее выгодной продукции.

Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить информацию о необходимых потребителям товарах и ценах, которые они готовы заплатить. Такая информация не только способствует изучению спроса, но и помогает выявить тенденции его изменения и развития. В качестве основной методики изучения спроса на продукцию птицеводства в Республике Саха (Якутия) был выбран метод анкетного опроса, проведенного в письменной форме. Согласно данной методике (рис. 1), нами разработан комплекс мероприятий, позволяющий определить потребительские предпочтения городского и сельского населения северного региона, включающий следующие этапы:

Первый этап. Постановка цели и задач. Главной целью настоящего исследования является определение состояния рынка птицеводческой продукции Республики Саха (Якутия) и будущего потенциала развития отрасли птицеводства. Результаты исследования должны выявить возможности текущего состояния птицеводства, что сможет создать основу для принятия стратегических решений в развитии отрасли. Анкетирование также должно помочь производителям понять, что важно для того или иного потребителя, на что он обращает внимание, какие характеристики являются для него приоритетными.

Второй этап. Классификация потребителей. Категории конечных потребителей нами сегментированы условно на три группы: активные потребители - в большинстве это те, кто покупает мясо птицы и яйца в среднем 2-3 раза в ме-

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

сяц в количестве более 2 кг мяса птицы и более 20 шт. яиц; средние потребители - население, приобретающее мясо птицы и яйца в среднем чаще одного раза в месяц в количестве от 1 до 2 кг мяса птицы и от 10 до 20 шт. яиц; пассивные потребители - население, приобретающее мясо птицы и яйца реже одного раза в месяц в количестве менее 1 кг мяса птицы и менее 10 шт. яиц.

Третий этап. Определение оцениваемых показателей. В данном случае учитываются показатели, являющиеся основными индикаторами оценки потребительских предпочтений. К ним относятся: предпочитаемые виды продуктов из мяса птицы; частота и объем приобретения птицеводческой продукции; место покупки птицеводческой продукции; количество приобретения яиц и мяса птицы; характеристики продукции, важные при ее выборе; личные данные респондента и др.

Четвертый этап. Разработка анкет. Для проведения исследования были разработаны анкеты для жителей (потребителей) республики и анкета опроса продавцов птицеводческой продукции в регионе, с использованием разработок специалистов социально-предпринимательской корпорации «Тобол», проводивших маркетинговое исследование «Создание сети птицефабрик на территории Северо-Ка-захстанской области». В отличие от анкет, разработанных специалистами этой корпорации, нами были разработаны анкеты с учетом местных факторов и этнических особенностей жителей Севера. Участники получали анкеты (опросные листы), которые они должны были заполнить и отослать по назначению. В данном случае использовались

преимущественно закрытые вопросы, ответы на которые заключались в выборе одного из приведенных вариантов. Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа.

Пятый этап. Проведение анкетного опроса. Анкетирование потребителей и продавцов птицеводческой продукции проводилось методом случайной бесповторной выборки. Количество респондентов составило более 305 человек в возрасте старше 18 лет. Исследование проводилось в Республике Саха (Якутия). Анкетированием охвачены города и районы республики, представляющие разные экономические районы: г. Якутск, Мегино-Кангаласский, Намский районы (центральные), Нюрбинский район (западный), Таттинский район (восточный), Булунский район (северный (арктический), г. Мирный и Олекминский район (южный). Далее была проведена обработка данных анкетного опроса, в ходе которого сформирована электронная (компьютерная) база данных с использованием универсальной программы MS Ехе1.

Всех потребителей продукции птицеводства условно можно разделить на две группы: конечные и промежуточные. К конечным потребителям нами отнесены те, кто приобретает продукцию птицеводства с целью последующего непосредственного употребления, то есть население Республики Саха (Якутия). Промежуточные потребители -это те, кто приобретает продукцию птицеводства с целью дальнейшей переработки или перепродажи, то есть сети

1 этап. Постановка цели и задачи

Результаты могут создать основу для принятия стратегических решений в развитии отрасли, что поможет производителям понять, что важно для того или иного потребителя, какие характеристики являются для него приоритетными ч_✓

6 этап. Обработка

данных анкетного опроса

и

2 этап.

Классификация потребителей

Разделение потребителей на: промежуточные (рынки, магазины, супермаркеты, кафе, рестораны, столовые и т.д.) и конечные. Конечные потребители сегментированы на три группы: активные, средние, пассивные

5 этап. Анкетирование

Анкетирование проведено методом случайной

бесповторной выборки. Анкетированием охвачены: г. Якутск, Мегино-Кангаласский, Намский (центральные районы), Нюрбинский (западный район), Таттинский (восточный район), Булунский (северный (арктический) район), г. Мирный и Олекминский район (южный район)

7 этап. Передача информации на производство

8 этап. Выпуск востребованной

продукции птицеводства на рынке

9 этап. Поступление продукции на рынок

Рис. 1. Методика оценки рынка продукции птицеводства в Республике Саха (Якутия)

розничной и оптовой торговли. Магазины составляют наибольшую долю рынка сбыта продукции птицеводства, так как здесь оптом и в розницу ее закупает основная часть конечных потребителей. В таких учреждениях, как кафе, рестораны, столовые основным приоритетом является привлечение постоянных клиентов, поэтому эта группа потребителей особое внимание уделяет качеству приобретаемых продуктов.

Определены релевантные категории, такие как уровень дохода и частота потребления продуктов птицеводства. Результаты анкетирования показали, что дифференцировать потребителей в соответствии с уровнем дохода нет необходимости, поскольку уровень дохода населения не оказывает существенного влияния на потребление продукции отрасли птицеводства. В ходе исследования осуществлялась сегментация по всей совокупности респондентов по категориям конечных потребителей, которые условно разделены на три группы:

• активные потребители - в большинстве это те, кто покупает мясо птицы и яйца в среднем 2-3 раза в месяц в количестве более 2 кг мяса птицы и более 20 шт. яиц;

• средние потребители - население, приобретающее мясо птицы и яйца в среднем чаще одного раза в месяц в количестве от 1 до 2 кг мяса птицы и от 10 до 20 шт. яиц;

• пассивные потребители - население, приобретающее мясо птицы и яйца реже одного раза в месяц в количестве менее 1 кг мяса птицы и менее 10 шт. яиц.

Однако подгруппы конечных потребителей мяса птицы и подгруппы конечных потребителей яиц отличаются по своему долевому соотношению. Результаты исследования выявили следующее долевое соотношение подгрупп конечных потребителей мяса птицы (рис. 2).

¡Активные потребители I Средние потребители Пассивные потребители

Рис. 2. Долевое соотношение подгрупп конечных потребителей мяса птицы

Общее количество потребителей мяса птицы в Республике Саха (Якутия) по результатам исследования составляет примерно 94% населения, что эквивалентно около 900,8 тыс. человек. Таким образом, количество конечных потребителей в группах составляет: активные потребители - 342,3 тыс. человек; средние потребители - 306,3 тыс. человек; пассивные потребители - 252,2 тыс. человек.

На вопрос: «Где Вы обычно приобретаете мясные изделия из птицы/яйца?» 31% ответили, что покупают в розничных магазинах, 28% - в специализированных, 20% - в оптовых, 9% - в домохозяйствах населения, 6% - в супермаркетах, 6% - на рынках (рис. 3).

Дом. Рынок 6%

хозяйство

9% А

Супермар кет 6%

Опт. магазины^ 20%

Спец магазины 28%

Розн магазины 31%

Рис. 3. Долевое соотношение мест покупки мясных изделий из птицы

Анализ показал, что большая часть населения республики (52%) относится к группе активных потребителей яиц, что не удивительно, поскольку яйца являются незаменимым продуктом как для непосредственного потребления, так и для приготовления различных блюд. Общее количество потребителей яиц в Республике Саха (Якутия) по результатам исследования составляет 96%, что эквивалентно около 920 тыс. человек (рис. 4).

I Активные потребители

I Средние потребители

Пассивные потребители

Рис. 4. Долевое соотношение подгрупп конечных потребителей яиц

Таким образом, количество конечных потребителей в группах составляет: активные потребители - 478,4 тыс. человек; средние потребители - 257,6 тыс. человек; пассивные потребители - 184 тыс. человек.

По результатам исследования были получены следующие данные о местах покупки потребителями яиц: 38% покупают яйца в специализированных магазинах, 28% - в розничных магазинах, 17% - в оптовых магазинах, 7% - в домохозяйствах населения, в супермаркетах и на рынках - по 5% (рис. 5). Следовательно, специализированные магазины являются основными значимыми промежуточными

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

потребителями. Так, ОАО «Якутская птицефабрика» имеет 17 специализированных торговых точек по г. Якутску. Особого внимания заслуживает вопрос качества продукции. Данные анкетирования показывают, что размер яиц имеет определенное значение для оценки его качества, а цвет значения не имеет.

Как показали исследования, при покупке мясных изделий из птицы для оценки их качества опрашиваемые используют такие характеристики, как цвет и запах, как оказалось упаковка и размер особого значения не имеют [2].

Дом. Рынок 5%

Рис. 5. Долевое соотношение мест покупки яиц

Структура потребительских предпочтений по видам продуктов из мяса птицы показывает, что потребители в Республике Саха (Якутия) предпочитают покупать окорочка (голень) (31%), тушки (20%), крылышки (12%).

Необходимо отметить, что местные птицефабрики выпускают практически весь ассортимент видов продуктов из птицы (кроме готовых продуктов) (рис. 6). К примеру, Не-рюнгринская птицефабрика выпускает 18 наименований продукции из птицы как в замороженном, так и охлажденном виде. Жители региона хотели бы видеть на прилавках больше охлажденного мяса. Такой ответ дали респонденты преимущественно более зрелого возраста (от 46 лет и старше), ссылаясь на то, что в таком виде мясо птицы лучше сохраняет витамины, микроэлементы и прочие полезные вещества.

Готовые Субпродукты продукты;___ ; |

Фарш7%_9^в|^||^ 1

Крылышки

12%

^Грудки8%

Филе

Рис. 6. Долевое соотношение потребительских предпочтений по видам продуктов из птицы

При изучении потребительских предпочтений было определено, что только около 4% потребителей региона желали бы увидеть на рынке птицеводческой продукции новые виды мясных изделий, которые еще не представлены на рынке республики, например, такие как куропатка, индейка, мясо страусов, 3% - различные деликатесы из мяса птицы.

Результаты исследования показали, что птицефабрикам необходимо развивать рекламу товаров путем четкой организации сортировки яичной продукции с их наименованием и полным описанием, так как на прилавках магазинов не представлен полный ассортимент яиц, что вызывает у покупателей затруднение в выборе покупки того или иного сорта. Необходимо отметить, что столичная птицефабрика выпускает помимо диетического и столового яйца, яйцо «Деревенское», обладающее повышенной пищевой ценностью, с высоким содержанием каратиноидов и витаминов Е; яйцо «Йодированное», способствующее успешному восполнению недостатка йода; яйцо «Здоровье», обогащенное селеном; также разработана новая категория яиц «Молодость глаз».

Опрошенные респонденты также отметили, что хотели бы видеть товар в хорошей упаковке. На наш взгляд, размещение дополнительной информации на упаковке повлияло бы на увеличение потребления продукции. К примеру, в США 30% населения такое размещение побуждает приобретать больше яиц, в результате потребление растет примерно на 10%. С появлением сетевых супермаркетов рынок диктует свои условия, и продавцам необходимо перейти на менее вместительную, но более привлекательную упаковку. Эту проблему можно решить модернизировав Якутскую птицефабрику, перейти на полную автоматизацию процесса сортировки и упаковки яиц. Можно использовать для фасовки бумажные или полимерные контейнеры по 15, 10, 6 яиц или даже по 4 яйца. В настоящее время основной тарой для промышленного производства и транспортировки от производителя к продавцу является бугорчатая прокладка (на три десятка яиц).

Важно подчеркнуть, что для 71,2% жителей республики важным критерием при покупке продуктов из мяса птицы является срок годности, 63,5% опрошенных респондентов при выборе продуктов из мяса птицы мотивируются прошлым опытом приобретения аналогичной продукции, для 60,6% важным критерием выступает цена, для 57,7% - известность производителя (рис. 7). Так как в данном опросе респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, итоговая сумма может не составлять 100%.

Данные о предпочтении потребителей мяса птицы и яиц того или иного производства, представленного на рынке Ре-

Рис. 7. Факторы, влияющие на выбор мясных изделий из птицы

спублики Саха (Якутия), были получены и систематизированы на основе вопросов анкеты «Мясные изделия из птицы/ яйца какого производителя Вы покупаете?». По полученным данным можно сделать вывод о том, что большинство жителей исследуемого региона предпочитают приобретать мясные изделия из птицы (70% из 100%) и яйца (86% из 100%) местного производства, а именно предпочтение отдают мясным изделиям из птицы ОАО «Нерюнгринская птицефабрика», яйца - ОАО «Якутская птицефабрика». Такой ответ респондентов мотивирован тем, что птицефабрики Якутии выпускают более свежую, экологически чистую и полезную продукцию, чем импортная, содержащая консерванты и стимуляторы роста. Учитывая мировые тенденции и результаты исследования предпочтений потребителей мяса птицы в Республике Саха (Якутия), птицефабрикам республики, в частности ОАО «Нерюнгринская птицефабрика», следует увеличить производство охлажденного мяса птицы, так как, по мнению опрашиваемых, заморозка снижает вкус мяса, и ассортимент выпускаемой продукции. Это позволит птицефабрикам быть конкурентоспособными на рынке продукции птицеводства.

Ответы работников магазинов, супермаркетов, рынков доказывают, что, наибольшим спросом пользуется мясо птицы местного производства, а из видов продуктов из мяса - тушки, окорочка и крылышки. Многие покупатели хотят приобретать готовую продукцию из мяса птицы, однако на рынках республики в основном распространено привозное мясо птицы. С экономической точки зрения на первый взгляд кажется, что выгоднее завозить продукцию птицеводства из других регионов страны. Но система государственного устройства любой страны или региона имеет определенные нормативно-правовые положения, защища-

ющие интересы, тип питания, традиционный уклад жизни местного населения. С этих позиций она должна в законодательном порядке оказывать поддержку товаропроизводителю для обеспечения своей продовольственной безопасности, а также для повышения конкурентоспособности местной продукции на продовольственном рынке.

Таким образом, предложенная методика оценки рынка продукции птицеводства позволила выявить покупательские предпочтения. Материалы исследований могут быть использованы предприятиями при проведении таможенной, товарной, ценовой и сбытовой политики регионов в условиях продовольственных санкций и импортозамещения товаров. Результаты анкетирования населения показали, что необходимо четко ориентировать выпуск продукции птицеводства на конкретного потребителя, охватывать процессами интеграции все сектора производства и сбыта продукции птицеводства, начиная с материально-технического снабжения и заканчивая оптово-розничной торговлей. Таким образом, оценка отраслевого потенциала региона дает основания для значительного роста производства сельскохозяйственной продукции, а также для повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Литература

1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р. 66 с.

2. Федорова Е.Я. Анализ потребительского спроса на птицеводческую продукцию // Аграрная наука. 2011. № 7. С. 10-11.

kat_torg@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.