Научная статья на тему 'Развитие рынка мяса птицы в России'

Развитие рынка мяса птицы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ИМПОРТ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MARKET OF POULTRY PRODUCTS / COMPETITIVENESS / PRODUCTION / IMPORTS / FOOD SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Ахмед-Наби Далгатович, Юдин Евгений Александрович

В статье проанализировано современное состояние рынка продукции птицеводства в России, а также отмечены основные тенденции его развития. Выявлены основные факторы, влияющие на развитие рынка мяса птицы. Представлено соотношение отечественной и импортной продукции на российском рынке мяса птицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF POULTRY IN RUSSIA

The article analyzes the current state of the market of poultry products the in Russia, and also were the main development trends. The main factors affecting the development of the market of poultry meat. Shows the ratio of domestic and imported products in the Russian market of poultry meat.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка мяса птицы в России»

МАГОМЕДОВ А-Н.Д., ЮДИН Е.А.

РАЗВИТИЕ РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ В РОССИИ

В статье проанализировано современное состояние рынка продукции птицеводства в России, а также отмечены основные тенденции его развития. Выявлены основные факторы, влияющие на развитие рынка мяса птицы. Представлено соотношение отечественной и импортной продукции на российском рынке мяса птицы.

MAGOMEDOVА-Н.Д., YUDINE.A.

DEVELOPMENT OF POULTRY IN RUSSIA

The article analyzes the current state of the market of poultry products the in Russia, and also were the main development trends. The main factors affecting the development of the market of poultry meat. Shows the ratio of domestic and imported products in the Russian market of poultry meat.

Ключевые слова: рынок продукции птицеводства, конкурентоспособность, производство, импорт, продовольственная безопасность.

Keywords: market of poultry products, competitiveness, production, imports, food safety.

Птицеводство является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей АПК. Кроме того, птицеводство - это отрасль, за счет которой можно в короткие сроки увеличить производство крайне нужной стране продукции и повысить уровень продовольственного обеспечения населения высококачественным белком животного происхождения. Продукция птицеводства является весьма привлекательной для российских потребителей. Высокая экономичность производства мяса птицы, которое обходится значительно дешевле производства говядины, свинины или баранины, и требует при этом меньшего расхода кормов, энергии и затрат рабочей силы, обеспечивает целесообразность дальнейшего развития птицеводства.

Рынок продукции птицеводства является одним из крупнейших среди рынков продовольственных товаров - в 2010 году в структуре производства мяса в России на птицу пришлось 40% (КРС - 24%, свиньи - 33%). Начиная с 2000 года на российском рынке продукции птицеводства, наметилась устойчивая тенденция роста производства мяса птицы. Птицеводство России является единственной отраслью в агропромышленном комплексе, которая смогла в короткие сроки (за период 2000-2010 гг.) увеличить объемы производства мяса птицы практически в 4 раза. Среднегодовой прирост мяса птицы за эти годы составил - 14%.

Импульсом для динамичного развития птицеводства послужил приоритетный национальный проект «Развитие АПК», а в последующем Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Сочетание государственной поддержки, инвестиционной политики, научного обеспечения и освоения конкурентоспособных ресурсосберегающих технологий позволило птицеводческим предприятиям увеличить производство мяса птицы.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1. Динамика производства мяса птицы в России (в убойном весе), тыс. тонн

Рынок продукции птицеводства представляет собой целостную, открытую организационно-экономическую систему, развивающуюся под воздействием факторов внешней и внутренней среды, опосредованных условиями развития производства, включающую совокупность предприятий и организаций, целенаправленно участвующих в производстве, заготовке, транспортировке, переработке, хранении и реализации конечного продукта птицеводства. Производством мяса птицы в настоящее время занимаются, как сельскохозяйственные предприятия, так и крестьянские (фермерские) хозяйства. Тем не менее, основное производство мяса птицы сконцентрировано в сельскохозяйственных предприятиях. Так, в 2010 г. в сельскохозяйственных предприятиях было произведено 3418 тыс. тонн в живом весе или 88,4% всего мяса птицы.

В процессе движения продукции птицеводства от производителя до конечного потребителя (населения) товарные группы (тушки, переработанная мясная продукция и т.д.) могут быть представлены на основных сегментах рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники продовольственной цепочки - производители продукции птицеводства, перерабатывающие предприятия, предприятия торговли и общепита.

Основными игроками птицеводческой индустрии России являются условно крупные холдинговые компании, а также крупнейшие птицефабрики, действующие на рынке самостоятельно. Агрохолдинги, как правило, представляют собой вертикально и горизонтально интегрированные компании, оперирующие несколькими птицефабриками. Часто они владеют активами по производству комбикормов, а также собственной сырьевой базой. В послед-

2 847

1

768

ние годы все птицеперерабатывающие и крупные птицефабрики с замкнутым циклом производства и переработки развивают собственную фирменную торговую сеть, причем наметилась тенденция роста объема реализации продукции через собственные магазины при одновременном сокращении поставок в розничную сеть. Другие формы организованной оптовой торговли пока не получили достаточного развития.

Следует отметить, что России присуще наличие низкой отраслевой концентрации птицеводческого сектора, в отличии, например, от США и Бразилии, где основные объемы мяса птицы производятся и перерабатываются всего несколькими крупнейшими компаниями. Но постепенно структура российского птицеводства стремится к более высокому уровню консолидации.

Исследования современного состояния птицеводства позволили выявить факторы, влияющие на развитие рынка мяса птицы:

❖ экономические, являющиеся результатом реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

❖ институциональные, способствующие созданию условий для позитивного развития;

❖ организационные, обусловленные созданием вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем между существующими на рынке предприятиями.

Перечисленные факторы определяют динамику и формы конкуренции между предприятиями, регионами и округами в целом. Формирование конкурентной рыночной среды в достаточно сильной степени зависит от региональных условий, которые определяются, в частности, уровнем доходов населения в регионе, степенью специализации экономики региона и т.д.

Объем выпуска мяса птицы в 2010 г. вырос по отношению к 2009 г. по всем федеральным округам. Особенно он заметен в Северо-Западном и Южном федеральных округах. Лидером по производству мяса птицы является Центральный федеральный округ, на его долю приходится 40% производимого мяса птицы.

Дальневосточный ФО

Сибирский ФО Уральский <

Центральный ФО

Приволжский ФО

Северо-Кавказский ФО

Северо-Западный ФО

ЮЖный ФО

Рис. 2. Доли федеральных округов - производителей мяса птицы в российском объеме производства за 2010 г.

Прирост объемов производства мяса птицы получен, в основном, за счет повышения продуктивности птицы. В связи с этим значительно сократился срок откорма бройлеров, снижены затраты корма на единицу продукции на 3,5%, вывод молодняка - на 2%, что дало возможность отдельным птицеводческим предприятиям получать от родительской пары свыше 230 кг мяса. Средняя рентабельность производства мяса птицы в России за период 2007-2010 гг. составила 14,1%, при этом наиболее высокие показатели были характерны для производителей, работающих в Северо-Западном федеральном округе.

Огромную роль в формировании прироста птицеводческой продукции сыграли также такие факторы как:

❖ обеспечение товарных предприятий качественным потенциально высокопродуктивным племенным поголовьем;

❖ создание непосредственно на предприятиях базы (комбикормовые заводы) по производству сбалансированных кормов;

❖ оптимизация режимов содержания птицы;

❖ совершенствование технологических приемов защиты птицы от болезней, что позволило значительно увеличить продуктивность и сократить затраты кормов.

Наиболее привлекательными регионами как с точки зрения производства, так и сбыта мяса птицы являются ЦФО, ЮФО, СКФО и ПФО.

Привлекательность рынка сбыта

Критерии оценки привлекательности рынка сбыта

» Текущий и перспективный объем потребления мяса птицы

» Уровень дефицита/профицита

мяса птицы » Денежные доходы на душу населения

Высокая

Средняя

Низкая

Низкая

кшВш ЮиИд

Средняя

Высокая

Критерии оценки привлекательности пр оизв одств а

• Уровень конкуренции » Стоимость комбикорма » Инвестиции в основные фонды » Средняя рентабельность производства »Поголовье птицы

Рис. 3. Оценка привлекательности регионов для развития компании на рынке мяса птицы

В плане обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и удовлетворения всех слоев населения в настоящее время ведется политика по повышению качества и расширению ассортимента производимой птицеводческой продукции. Стремления производителей по расширению ассортимента производимой птицеводческой продукции являются обоснованными и логичными. С ростом доходов населения отмечается тенденция смещения потребительских предпочтений в сторону более дорогих продуктов. Структура потребления мяса птицы меняется в пользу охлажденного мяса с более высокой добавленной стоимостью (за период 2006-2010 гг. доля потребления охлажденного мяса увеличилась на 30 пунктов и составила 80% в общей структуре потребления мяса птицы).

Несмотря на рост отечественного производства мяса птицы, внутреннее предложение обеспечивает спрос населения только с учетом импорта.

Таблица 1.

Динамика импорта мяса птицы в Россию, тыс. тонн_

Показатель Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Импортные поставки 1390 1375 1205 1114 1328 1283 1294 1224 986 780

Удельный вес импорта, % 61% 59% 54% 48% 49% 44% 40% 36% 28% 22%

Анализ данных за период 2001-2010 гг. свидетельствует о постепенном замедлении роста импорта мяса птицы (среднегодовой темп снижения составляет 5,5%), связанном, прежде всего, с увеличением объемов выпуска этого вида мяса российскими производителями.

Соотношение отечественной и импортной продукции на российском рынке мяса птицы за последние годы изменилось в пользу отечественных производителей. Так, если к 2001 году доля импорта достигла рекордной отметки и составила 61% общих ресурсов мяса, то в 2010 г. - на 78% отечественной и 22% импортной. Основными странами-импортерами мяса птицы в Россию выступают США (69,7%), страны ЕС (12,6%), Бразилия (14,9%), прочие страны (2,8). Основную долю в структуре импорта мяса птицы в Россию составляют куриные окорочка из США.

Грудки, филе 3%

2% Крылья

1% Прочее

100% = 0.7 млн. тонн

Спинки и шейки

- Прочие I Бразилия

США

Рис. 4. Структура импорта мяса птицы, %

Цена на импортную продукцию на российском рынке ниже, чем цена отечественных производителей, поскольку себестоимость производства мяса бройлера в России в 2,8 раза выше, чем в США, и в 1,8 раза - чем в странах Западной Европы.

Выделяемые странами-импортерами субсидии на производство зерна, потребляемую в земледелии электроэнергию и другие способы стимулирования производства позволяют поставлять в Россию мясо птицы по демпинговым ценам, которые ниже себестоимости продукции отечественных производителей.

Завоз импортной продукции по демпинговым ценам позиционируется как социальная защита населения. На самом деле, это обеспечение сверхприбыли импортерам и сфере торговли, а для потребителя разницы в ценах на отечественное и импортное мясо птицы практически не существует. Отсутствие механизмов формирования ценовой политики создало условия для перекачивания средств от производителя в сферу торговли. Одной из мер, которая могла бы стабилизировать ценовую разницу между ценой производителя и потребительской ценой может стать введение фиксированной торговой наценки (не выше 15%) на основные продукты питания (в настоящее время такая наценка составляет 30-50%). Введение фиксированной наценки позволит смягчить скачок цен, не допустить сокращения спроса и создать благоприятную ситуацию для роста и развития птицеводческой отрасли в целом.

В соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства должны составлять не менее 85% в общем объеме товарных ресурсов. На сегодняшний день этот показатель по мясу птицы составляет 78%. При сохранении текущего темпа роста производства мяса птицы (14% в год) к 2013 г. будет достигнут уровень продовольственной безопасности по мясу птицы, установленный в Доктрине продовольственной безопасности РФ (85% российского производства).

Таблица 2

Прогноз выполнения показателя Доктрины по доле собственного производ-

ства мяса птицы в РФ, тыс. тонн

Показатели Текущая ситуация Прогноз

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Отечественное производство 2 217 2 555 2 847 3245 3700 4218

Импорт 1224 986 780 737 697 658

Доля собственного производства мяса птицы 64% 72% 78% 81% 84% 86%

Для достижения уровня продовольственной безопасности по мясу птицы необходимо увеличить его производство в убойном весе на 1371 тыс. тонн. Это потребует расширения кормовой базы и, как следствие, увеличения посевных площадей для кормовых и зерновых культур.

Рынок мяса птицы в России формируется под влиянием собственного производства продукции, внешней и внутренней торговли, перед которыми стоят такие общие цели, как содействие формированию стабильного внутреннего рынка, развитие отечественного производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции птицеводства и АПК в целом, оптимальное сочетание экспорта и импорта продовольствия.

Говоря о развитии рынка мяса птицы, необходимо еще раз подчеркнуть, что отрасль сильно восприимчива к мерам государственного регулирования, которые должны отвечать интересам отечественных производителей мяса птицы. Основная задача государственного регулирования состоит в том, чтобы обеспечить оптимальную пропорциональность организационно-экономических механизмов функционирования и развития рынка продукции птицеводства.

Организационно-экономический механизм, действующий на рынке мяса птицы, должен стимулировать не только устойчивое производство отечественных мясных продуктов птицеводства, но и его дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности. При этом политика по формированию эффективного конкурентоспособного отечественного рынка мяса птицы должна в перспективе обеспечить достижение уровня продовольственной безопасности, а также повысить качество жизни сельского населения и способствовать сохранению ресурсов для аграрного производства.

_Литература_

1. Магомедов А-Н.Д. Развитие рынка продукции птицеводства / Магомедов А-Н.Д. Арутюнян А.Г./ Коллективная монография. - Москва: ФГУ РЦСК, 2011.

2. Магомедов А-Н.Д., Маркетинг продукции птицеводства / Магомедов А-Н.Д., И.В. Ворошилова, Ю.Ю. Плиев / Коллективная монография. - Москва: ФГУ РЦСК, 2011.

3. Фисинин В.И. Производство мяса птицы в конце ХХ века: виды, структура, региональные особенности / В.И.Фисинин, В.В.Гущин // Птицефабрика. - 2006. - №2. - С. 4 - 7.

4. Официальный сайт Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации: mcx.ru

5. Официальный сайт Российской государственной статистики: http://gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.