УДК 338.433
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ
РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
К. В. ЧЕПЕЛЕВА, аспирант кафедры предпринимательства и бизнеса E-mail: kristychepeleva@mail. ru Красноярский государственный аграрный университет
В статье дана характеристика современного состояния и перспектив развития продовольственного рынка России. Представлен обзор рынка сельскохозяйственного сырья. Рассмотрены тенденции развития продовольственного рынка: оборот торговли продовольственными товарами, структура продаж и качество продовольственных товаров, индексы потребительских цен, минимальный набор продуктов питания.
Ключевые слова: сельскохозяйственное сырье, продовольственный рынок, программа, регулирование, аграрная политика.
В России сельское хозяйство — одна из самых важных и приоритетных отраслей народного хозяйства. В последние годы в сельском хозяйстве наблюдается экономический рост, превосходящий по своим темпам развитие экономики страны в целом. Наибольшие темпы роста валовой продукции в сопоставимых ценах были достигнуты в 2008 г. Значительные успехи в аграрной сфере стали результатом реализации государственной программы
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.» (далее — Государственная программа).
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2008 г. составил 110,8 % и имел опережающий прирост по сравнению с показателем 2007 г. (103,8 %). Наибольшие успехи отмечены в растениеводстве — 117,6 %, в животноводстве — только 103,4 %.
Лидирует в растениеводстве производство зерна (увеличение — 26,5 млн т), что позволило пополнить государственные резервы и укрепить статус России как страны — экспортера этого стратегического продукта (табл. 1). Объем экспортных поставок зерна в 2008 г. составил около 19 млн т.
Рост валовой продукции сельского хозяйства в последние годы происходит главным образом за счет значительного наращивания зернового производства, поэтому базовым сектором российского продовольственного рынка является рынок зерна.
Таблица 1
Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2000—2008 гг., млн т [4]
Наименование 2000-2003, в среднем 2004 2005 2006 2007 2008
Абсолютный показатель В процентах к 2007 В процентах к 2000-2003
Зерновые и зернобобовые 76,1 77,9 77,9 78,2 81,6 108,1 32,5 42,0
Лен-долгунец 0,05 0,06 0,06 0,04 0,05 0,05 0,0 0,0
Сахарная свекла (фабричная) 16,0 21,8 21,3 30,7 28,8 29,1 1,0 81,9
Семена подсолнечника 3,8 4,8 6,5 6,7 5,7 7,3 28,1 92,1
Картофель 28,8 27,9 28,1 28,3 27,2 28,9 6,3 0,3
Овощи 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 13,0 13,0 17,1
Республика Татарстан Липецкая облает ь Тамбовская облает ь Белгородская облает ь Отав ропольский край Курская облает ь Воронежская облает ь Волгоградская облает ь Краснодарский край Ростовская облает ь
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2008 г. повысился в 61 регионе и сократился в 13. Данные о сборе зерновых культур по регионам России приведены на рис. 1.
Анализ данных рис. 1 показывает, что наибольший вклад в прирост общероссийского каравая вносят хлеборобы Ростовской области, Краснодарского края, а также Волгоградской и Воронежской областей.
Хорошая динамика отмечена в производстве семян подсолнечника, овощей, картофеля. Однако нет прогресса в льноводстве.
В 2008 г. в России был получен самый большой урожай подсолнечника за последние 16 лет — 7 349 тыс. т. Рекордным стал и экспорт продукции на основе этой культуры — 266 тыс. т. Для сравнения, в 2007 г. РФ экспортировала всего 52 тыс. т подсолнечного масла.
Почти не изменилось производство сахарной свеклы (фабричной). Несмотря на ее высокую урожайность в 2008 г. — 361,2 ц/га, производство составило всего 29,1 млн т (увеличение по сравнению с 2007 г. — 1,04 %), из них 28 млн т было направлено на производство сахара. Благодаря пошлинам на импорт сырцового сахара данная сельхозкультура с 2006 г. является в России основным сырьем для производства сахара. В 2008 г. производство сахара из сахарной свеклы составило 3,77 млн т, что соответствовало 61 % от общего производства сахара в РФ. В 2008 г. был совершен рывок по продуктивности: повышение коэффициента выхода сахара с гектара посевов, снижение потерь при уборке, транспортировке, хранении и переработке. Тем не менее тенденция снижения цен на сахарную свеклу повлекла за собой сокращение ее посевов на 23 %.
1 007,5
□ 1 119,4 | 1 288
| 1 35' | 1 39
□ 1 41
□ 2 346,6
□ 2 41
3 40
Рис. 1. Сбор зерновых культур в регионах России в 2008 г., тыс. т [3]
Самообеспеченность картофелем и овощами (100 % и более) наблюдается в 22 субъектах РФ: 9 из них расположены в Центральном федеральном округе, по 3 — в Северо-Западном и Южном, 4 — в Приволжском, 1 — в Уральском, 2 — в Дальневосточном федеральных округах. Остальные регионы на 20 % и более зависят от ввоза данных продуктов.
В силу значительного отставания от уровня 1990 г. приоритетными в развитии отечественного сельского хозяйства являются отрасли животноводства. В последние годы, несмотря на неблагополучное состояние отрасли, в животноводстве достигнуты положительные результаты (табл. 2).
Производство скота и птицы за 2005—2008 гг. увеличилось на 25,7 %, что было обеспечено за счет роста производства свиней и птицы. Однако ситуация с производством мяса крупного рогатого скота (КРС) продолжает оставаться сложной. В частности, ежегодно снижается поголовье скота. Данная тенденция влияет также и на развитие рынка молока, где рост производства обеспечивается исключительно за счет повышения продуктивности молочного стада, в то время как численность поголовья коров снижается.
Мяса в 2008 г. произведено 9,3 млн т, что на 6,9 % больше, чем в 2007 г. Увеличение достигнуто
Таблица 2
Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в 2000—2008 гг., млн т [4]
6
4
,3
4,1
4
756,7
0
1 000
2 000
3 000
4 000
5 000
Продукция животноводства 20002005, в среднем 2006 2007 2008
Абсолютный показатель В процентах к 2007 В процентах к 2000-2005
Скот и птица на убой (в живой массе), всего 7,4 7,9 8,7 9,3 6,9 25,7
Крупный рогатый скот 3,3 3,0 3,0 3,1 3,3 -6,1
Свиньи 2,1 2,1 2,6 2,7 3,8 28,6
Птица 1,5 2,2 2,6 3,0 15,4 100,0
Молоко, млн л 32,6 31,4 32,0 32,4 1,3 -0,6
Шерсть 43,7 49,3 50,6 51,8 2,4 18,5
Яйца, млн шт. 35,8 37,9 37,9 37,8 -0,3 5,6
в основном за счет существенного прироста в птицеводстве и свиноводстве.
По расчетам Минсельхоза России, самые высокие темпы роста в 2008 г. из всех мясных секторов были в птицеводстве — 15,4 %. Помимо государственных субсидий (5 руб. за кг мяса, произведенного на убой в январе—июне) этому способствовало увеличение ввозных пошлин на сверхквотное мясо до 95 %, но не менее 0,8 евро за кг (было 60 %, но не менее 0,48 евро за кг).
Увеличение производства мяса зафиксировано в 64 регионах, сокращение — в 13. Данные о производстве мяса по регионам России приведены на рис. 2.
Анализ данных рис. 2 свидетельствует, что самый существенный вклад в этой сфере обеспечили животноводы Белгородской области.
Рынок молока характеризовался незначительным повышением объемов производства. Относительно соответствующего периода прошлого года оно составило 32,4 млн л. Надои молока на 1 корову увеличились на 266 кг (7 %) по сравнению с предыдущим годом.
Повышение производства молока наблюдалось в 49 регионах, снижение — в 28. Данные о производстве молока по регионам России приведены на рис. 3.
Пензенская область Алтайский край Омская область Липецкая область Томская область Ростовская область Республика Татарстан Ленинградская область Челябинская область Белгородская область
■ш 11,3
-1 12,1
1 15,5
1 17,5
1 22,4
1 27
—1 37
-1 4 1
47,9
1 97,4
Рис. 2. Производство мяса в регионах России в 2008 г., тыс. т [3]
Республика Дагестан Алтайский край Республика COA Оренбургская область Тюменская область Новосибирская область Республика Башкортостан Ростовская область Саратовская область Республика Татарстан
Рис. 3. Производство молока в регионах России в 2008 г., тыс. т [3]
Наибольший вклад в общероссийский прирост производства молока вносят Республика Татарстан, Саратовская область. Существен вклад Ростовской, Новосибирской, Тюменской областей и Республики Башкортостан.
Ситуация с самообеспеченностью мясными и молочными продуктами, уровнем их потребления населением регионов страны территориально неоднородна. Самообеспеченность свыше 10 % имеют по мясным продуктам 12, а по молочным — 20 субъектов РФ, в которых соответственно проживают
18.8 и 46,6 млн чел. При этом уровень среднедушевого потребления мясных продуктов, который выше среднего показателя по стране, достигнут в 4 регионах с населением 4,9 млн чел., по молочным — в 19 с населением 29,7 млн жителей [1].
За пределами критериев продовольственной безопасности находятся: по мясным продуктам 50 регионов с численностью жителей 87,4 млн чел., по молочным — 28, где 59,2 млн жителей. Крайне низкими показателями уровня самообеспеченности (менее 50 %) характеризуются: по мясным продуктам — 25 регионов, по молочным — 11 регионов. Их население соответственно составляет
47.9 и 22 млн чел. При этом в 15 субъектах РФ уровень среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов превышает средний показатель по стране (56—82 кг на 1 чел. в год). В то же время в 50 регионах (78,2 млн жителей) потребление мясных продуктов в расчете на душу населения ниже, чем в среднем по России, в 48 регионах (87,8 млн чел.) — по молочным [1].
В целом темпы роста в сельском хозяйстве в 2008 г. превзошли средние по экономике и пищевой промышленности, чего не наблюдалось с 2002 года. Несмотря на увеличение сельскохозяйственного производства, рост ввоза продовольствия значителен, и отечественная пищевая промышленность остается в существенной степени импортозависи-мой (рис. 4).
о
1 оо
о
160 140 120 100 80 60 40 20 0
I Темп роста ВВП
□ Индекс производства продукции сельского хозяйства
□ Индекс производства продукции пищевых продуктов(напитки и табак)
и Изменение объемов импорта
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 4. Индексы производства продукции и импорта в 1999-2008 гг., в процентах
к предыдущему году [3]
Значительный объем импорта продовольствия превышает рост внутреннего сельскохозяйственного производства, что создает угрозу продовольственной безопасности страны. Импортная продукция высокими темпами завоевывает российский продовольственный рынок. По статистическим данным, более 40 % всей продукции, лежащей на прилавках отечественных магазинов, ввозится из-за рубежа. Номенклатура импорта охватывает почти все виды продукции, хотя многие из них могли бы производиться российскими компаниями.
В 2008 г. - первом году реализации Государственной программы наблюдался экономический рост. Достигнутые показатели дают основание считать, что ее задания реально выполнимы [1].
Давая общую оценку реализации Государственной программы в 2008 г. (табл. 3), следует отметить, что из 54 плановых показателей развития отрасли и сельских территорий, включая 8 основных, недостигнутыми, по предварительным оценкам, оказались 8 [1].
Анализ данных табл. 3 показывает, что в числе невыполненных оказались взаимосвязанные показатели по индексу физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и коэффициенту обновления основных видов сельхозтехники в сельскохозяйственных организациях (сказался финансовый кризис), а также планы по импортозамещению на рынке мяса и молока.
В целях осуществления Государственной программы Министерство сельского хозяйства РФ подписало соглашения со всеми субъектами Российской Федерации, с 38 отраслевыми союзами и ассоциациями, Россельхозбанком, Росагроли-зингом и Россельхозакадемией. В соответствии с предварительными итогами выполнения соглашений субъектами РФ составлен их рейтинг. Лучшие результаты достигнуты сельхозтоваропроизво-
дителями Республики Татарстан, Белгородской области, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Алтайского и Ставропольского краев, Оренбургской, Ростовской и Нижегородской областей [2].
Расходы на сельское хозяйство из федерального бюджета в 2008 г. составили 138,3 млрд руб., включая взносы в уставные капиталы Рос-сельхозбанка и Росагролизинга. Они возросли по сравнению с 2007 г. в 2,1 раза (табл. 4). До 2 % увеличилась их доля в общих бюджетных затратах, что однако меньше доли сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны (4,4 %).
Суммарный показатель совокупной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по
Таблица 3
Основные показатели, характеризующие реализацию Государственной программы в 2008 г. [1]
Показатель 2008
План Факт
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 103,8 110,8
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 104,8 103,4
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 102,9 117,6
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве 115,0 97,5
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности (на члена хозяйства в мес.), руб. 7 085 8 163,3
Доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), % 61,1 60,8
Доля отечественного производства в формировании ресурсов молока и моло-копродуктов (в пересчете на молоко), % 78,3 77,8
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельхозорганизациях: - тракторы - комбайны зерноуборочные - комбайны кормоуборочные 5,2 4,5
7,4 6,8
11,8 9,6
Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий 104,8 104,8
Таблица 4
Основные характеристики федерального бюджета России на 2005-2009 гг., млрд руб. [2]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Расходы феде- 3 539,5 4 270,1 5 463,5 7 021,9 9 692
рального бюд-
жета, всего
Расходы феде- 25,9 44,0 67,2 138,3 182,8*
рального бюд-
жета на сельское
хозяйство
Доля сельско- 0,7 1,0 1,2 2,0 1,9
го хозяйства в
расходной части
бюджета, %
*С учетом дополнительно выделенных 17 млрд руб. на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, 45 млрд руб. — на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» и 25 млрд руб. — на пополнение уставного капитала ОАО «Ро-сагролизинг».
методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в России составляет всего лишь около 11 %, а в странах ОЭСР — 23 % [1]. Уровень данного показателя в РФ вдвое ниже, чем в других развитых в сельскохозяйственном отношении странах. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители находятся в неравных конкурентных условиях: отечественные предприятия вынуждены конкурировать с высокосубси-дированным импортом как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Ресурсное обеспечение Государственной программы в 2008 г. составило 118,1 млрд руб., из них преобладающая часть (76 641,5 млн руб.) — субсидии по кредитам (рис. 5).
Анализ данных рис. 5 свидетельствует, что на создание общих условий функционирования сельского хозяйства выделено 17 689,4 млн руб. (15 % средств), на развитие его приоритетных подотраслей — 14 982,1 млн (12,7 %), на достижение
0,50%
12,70%
64,90%
Рис. 5. Ресурсное обеспечение Государственной программы в 2008 г. [1]
финансовой устойчивости сельского хозяйства — 76 641,5 млн (64,9 %) и всего 639,8 млн руб. (0,5 %) -на регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Субсидированные кредиты повысились с 284,5 млрд руб. в 2007 г. до 310,4 млрд руб. в 2008 г. Объем субсидированных кредитов вырос несколько меньше, чем общая сумма ссуд в аграрном секторе. Соответственно их доля в общем объеме кредитов уменьшилась на 3 % и составила около 43 %. Снижение в 2008 г. на 30 % суммы субсидируемых инвестиционных кредитов, с одной стороны, -следствие более жесткой политики банков в условиях финансового кризиса, а с другой - результат пессимистических настроений инвесторов [2].
Существенно возросло кредитование крес-тьянско-фермерских хозяйств: им предоставлено ссуд более чем на 18 млрд руб., что на 37,5 % больше, чем в 2007 г. (13,1 млрд руб.) [2].
Государственная поддержка способствовала повышению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства для частных инвесторов. Объем инвестиций в основной капитал на развитие сельского хозяйства увеличился в 2004-2008 гг. в 3,3 раза [1].
Таким образом, среди положительных тенденций на рынке сельскохозяйственного сырья важно отметить новый подход государства к сельскому хозяйству в целом как приоритетной и перспективной отрасли национальной экономики. Итоги первого года реализации Государственной программы подтвердили эффективность механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики РФ.
Позитивным моментом является и то, что в 2004-2008 гг. в сельском хозяйстве наблюдается рост, превосходящий по своим темпам развитие экономики страны в целом. Наибольшие темпы роста валовой продукции в сопоставимых ценах
достигнуты в 2008 г. Это можно считать следствием бюджетно-кредитной поддержки сельскохозяйственной отрасли.
Среди отрицательных тенденций важно отметить то, что, несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции, его темпы в последние
ш Общие условия
функционирования сельского хозяйства
ни Развитие приоритетных подотраслей
□ Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
■ Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
годы остаются ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. Наблюдается значительная дифференциация регионов России по уровню самообеспеченности продовольствием. Ситуация осложняется ростом импорта продуктов питания, объем которого превышает пороговую величину продовольственной безопасности на 1015 % и составляет свыше одной четверти от общего продовольственного фонда. При таком положении импорт продовольствия служит не дополнением внутреннего агропромышленного производства, а альтернативой развитию отечественного производства отдельных видов мяса и мясопродуктов, сахара, молочных продуктов. Это приводит к сужению возможностей развития отечественного АПК и его отраслей и потенциально - к спаду производства.
Характерной особенностью продовольственного обеспечения населения страны стало также то, что по мере резкого увеличения импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и роста цен на них расширяется российский экспорт зерна. Россия, войдя сравнительно быстро в пятерку крупнейших стран - экспортеров зерна, по-прежнему остается и крупнейшим нетто-им-портером продовольствия.
Исходя из результатов анализа рынка сельскохозяйственного сырья, важно выявить тенденции становления продовольственного рынка, который является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского товарного рынка и имеет значительный потенциал для роста. Состояние продовольственного рынка во многом определяется объемами и структурой импортных поступлений, ростом доходов населения, динамикой цен, возможностями АПК.
Продовольственный рынок функционирует как одна из составных частей экономики, отражающая социально-экономическое состояние общества, и является важной бюджетообразующей сферой деятельности. В России в структуре розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в общем объеме составляет 46,2 %.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2008 г. оборот розничной тор-
говли продовольственными товарами в Российской Федерации составил 6 342,8 млрд руб., что на 1 451,4 млрд руб. (29,7 %) больше, чем в 2007 г. (рис. 6).
Анализ данных рис. 6 показывает исключительно положительную динамику оборота розничной торговли в целом, оборота торговли продовольствием и оборота торговли продуктами питания в частности. Это свидетельствует об увеличившейся покупательной способности населения и повышении предложения товаров на российском продовольственном рынке.
Доля продуктов питания в структуре оборота розничной торговли в 2008 г. составила 45,6 %, что соответствует уровню 2004 и 2005 гг., но существенно ниже, чем до социально-экономических преобразований 1990-х гг. (на продовольственные товары в 1970 г. приходилось 58 %, в 1980 г. - 47 %). Снижение доли продовольствия в розничном товарообороте обусловлено более высокими темпами роста торговли непродовольственными товарами за последние десятилетия по сравнению с продуктами питания.
Продолжается активное развитие торговых сетей, что, с одной стороны, способствует увеличению конкуренции, стимулирует товаропроизводителей к расширению ассортимента и повышению качества продукции внедрению современных технологий производства. Но с другой - приводит к диктату этого формата торговли в установлении цен реализации продуцентами, увеличению розничных цен в связи с высокими торговыми наценками, концентрации сбыта, что вызывает сокращение числа продовольственных магазинов «шаговой доступности» в крупных городах. По экспертным оценкам, в 2008 г. на торговые сети приходилось более четверти оборота розничной торговли в стране.
По сравнению с 2007 г. в 2008 г. в структуре продаж продовольственных товаров повысилась
2008
2007
2006
2005
2004
14,6
□ Оборот торговли продуктами питания
■ Оборот торговли продовольственными товарами
□ Оборот розничной торговли, всего
0,0
5 000,0 10 000,0 15 000,0
Рис. 6. Оборот розничной торговли по РФ в 2004-2008 гг., млрд руб. [4]
доля торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих продукты питания через систему специализированной розничной торговли, в удовлетворении спроса населения на продукты промышленной выработки (мясо всех видов и мясопродукты, мясные и рыбные консервы, молочные продукты, масло животное и растительное, сыры жирные, кондитерские изделия и др.) Эта доля в общем обороте розничной торговли достигала более 86,8 % (в 2007г. - 84,8 %).
По статистическим данным, на территории России на 01.12.2008 функционировали 3 728 розничных рынков, что почти на четверть меньше, чем в 2007 г. Снижение связано как с закрытием части рынков в связи с отсутствием надлежащих условий торговли, несоблюдением требований безопасности и санитарии, так и с трансформацией ряда рынков в торговые центры и другие современные форматы торговли. За 2008 г. количество рабочих мест на рынках сократилось на 11 % (на 127,7тыс.). В то же время наблюдались уменьшение использования торговых мест и рост числа субъектов Федерации, где этот показатель был ниже 70 %.
Фактически намерения по обеспечению специальными торговыми местами непосредственных сельхозтоваропроизводителей для продажи продуктов на рынках особых результатов не дали: сельскохозяйственные рынки в 2008 г. составляли всего 5 % от общего количества розничных рынков. Правда, их число увеличилось по сравнению с 2007 г. на 1,5 %. Но и при ограниченном количестве аграрных рынков на них не было занято 32,8 % торговых мест, а на кооперативных рынках пустовали 14,4 % таких мест [2]. Непосредственные производители сельскохозяйственных продуктов все еще далеки от рынков сбыта, отдалены от потребителей несколькими заслонами посредников.
12 000
В крупных и средних организациях розничной торговли в конце 2008 г. отмечался значительный рост продаж основных продуктов питания (рис. 7).
Так, если в ноябре 2007 г. по сравнению с октябрем снизилась реализация мяса и птицы на 2 %, колбасных изделий — на 2,4 %, масла растительного — на 4,5 %, консервов мясных — на 7,4 %, то в декабре по сравнению с ноябрем продажа мяса и птицы увеличилась на 17,7 %, в том числе птицы — на 27,2 %, масла животного — на 17,7 %, масла растительного — на 18,2 %, колбасных изделий — на 21 %.
Качество продовольственных товаров, поступивших в 2008 г. в розничную торговлю, как в предыдущие годы, оставалось невысоким, а по ряду из них по сравнению с 2007 г. даже снизилось. За январь—сентябрь 2008 г. из общего количества отобранных образцов (проб) установлены ненадлежащее качество или опасность товаров отечественного производства. Были также выявлены следующие нарушения:
— отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции;
— нарушение правил маркировки и хранения;
— нарушение сроков годности: масла животного — 30 %, сыров жирных — 19 %, кондитерских изделий — 16 %, мяса и птицы — 13 %, масла растительного — 10 %.
К сожалению, и зарубежные поставщики продовольствия на российский рынок продают низкокачественные продукты. В 2008 г. установлены ненадлежащее качество или опасность 26 % импортных кондитерских изделий, 21 % продукции рыбной пищевой товарной, 11 % сыров жирных.
Несмотря на принимавшиеся меры по импор-тозамещению продовольствия, в 2008 г. его ввоз значительно возрос (рис. 8).
10 335
8 000
6 000 -
Мясо и птица, тыс. т
Изделия колбасные, тыс. т
■ Масло животное, тыс. т
■ Масла растительные, тыс. т
Яйцо птицы, млрд шт.
2 000 -
2 904 2 924 2 980
-2 736-- ■ 2 211- ш 2 382 2 515
- 1 175- -X
хе -9ве- -47$- - 476 -А- 492 - 493 -▲
- —ЭЩ
- $4,3
- $3,5
2 950 2 551
1 268
508 -$3,2-
Сахар, тыс. т
Хлебные продукты (мука, крупа), млнт Картофель, тыс. т
■ Овощи, тыс. т
Рис. 7. Продажа продуктов питания в РФ в 2004—2008 гг., тыс. т [4]
$0 000
5 523
3 000
0
40 355 30 255 20 155 10 5 0
36
27,6
Импорт
продовольствия в РФ
2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 8. Импорт продовольствия в РФ в 2004-2008 гг., млрд руб. [4]
Анализ данных рис. 8 показывает, что в 2008 г. темпы роста импорта выше по сравнению со всеми предшествующими годами - 30,4 % (2007 г. - 27,7 %,
2006 г. - 24,1 %, 2005 г. - 25,2 %). Импорт увеличился не только в стоимостном выражении, но по ряду товарных позиций - и в натуральном. За январь-ноябрь 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом
2007 г. закупки за рубежом молока и сливок сгущенных увеличились на 25,6 %, изделий и консервов из мяса - на 20,8 %, мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) - на 18,1 %, масла сливочного и прочих молочных жиров - на 14,3 %. В то же время ввоз сахара снизился на 29,5 %, макаронных изделий -на 12,9 %, масла подсолнечного - на 10,1 %, мяса птицы свежего и мороженого - на 5,7 %.
Насыщение рынка во всевозрастающей степени зависит от импортируемого продовольствия. Если в 2004 г. доля зарубежных продовольственных товаров в розничной торговле Российской Федерации составляла 37 %, то в 2008 г. - 46 %. На прилавках крупных городов импортные товары преобладали, а в Москве их доля достигала 73 %. Темпы роста ввоза продовольствия все еще опережают среднегодовое развитие сельского хозяйства. Это вынуждает крупные предприятия пищевой промышленности работать на зарубежном сырье. Как известно, снижение импортной продовольственной зависимости является одной из ключевых проблем государственной политики.
В последнее время ситуация на внутреннем рынке продовольственных товаров характеризуется резким ростом розничных цен на многие их виды. Цены производителей сельскохозяйственной продукции стали фактором рос-
от ряда предыдущих лет характеризуется более резким подорожанием продовольственных товаров. По данным Федеральной службы государственной статистики (Рос-стат), в декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. индекс потребительских цен на продовольственные товары, включая алкогольные напитки, в РФ составил 116,5 %. Это явилось годовым максимумом за последние семь лет (по сравнению с 2007 г. они повысились на 15,6 %, в 2006 г. - на 8,7 %, в 2005 г. - на 9,8 %, в 2004 г. - на 12,3 %, в 2003 г. - на 10,2 % и в 2002 г. - на 11 %) (рис. 9).
Анализ данных рис. 9 показывает, что в начале XX в. рост потребительских цен на продукты питания в России был еще выше и в 2001 г. достигал 117,1 %. Цены на продовольственные товары без алкогольных напитков в декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. выросли на 17,6 %. Динамика роста потребительских цен на продовольствие в федеральных округах РФ представлена на рис. 10.
Как показывает анализ данных рис. 10, самое значительное повышение потребительских цен на продовольствие в 2008 г. было в Южном, СевероЗападном и Сибирском федеральных округах.
Среди субъектов Российской Федерации в 2008 г. наибольшие темпы роста потребительских цен на продукты питания отмечались в Смоленской области и Калмыкии (по 20,8 %), Ставропольском крае (20 %), Тамбовской (19,8 %), Магаданской (19,3 %) областях, Республике Адыгея (19,2 %), Республике Ингушетия (19,2 %) и Республике Мордовия (19,1 %), а также в Калининградской области (19,1 %). Самые низкие - в Чукотском (7,3 %), Ямало-Ненецком (9,8 %) и Ненецком (9,9 %) автономных округах, Московской области (13,8%), Хабаровском (14,5%) и Забайкальском (14,8 %) краях.
Ю8,7
та цен на продовольственные товары.
Ситуация с цена- Рис. 9. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в России в 2001-2008 гг.,
ми в 2008 г. в отличие в пр°центах на конец периода [4]
120 118 116 114 112 110 108 106 104 102
первой необходимости повлек за собой удоро-
■ 2005 жание продовольствен-
■ 2006 ного набора (рис. 11).
□ 2007 Анализ данных рис.
и 2008 11 показывает, что стоимость минимального набора продуктов пита-
Центральный Северо- Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальне-
Федеральный Западный Федеральный Федеральный Федеральный Федеральный восточный
округ Федеральный округ округ округ округ Федеральный
округ округ
Рис. 10. Индексы потребительских цен на продовольствие в федеральных округах Российской Федерации, в процентах к предыдущему году [2]:
Изменение потребительских цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров представлено в табл. 5.
Анализ данных табл. 5 свидетельствует, что в 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост потребительских цен несколько замедлился только на молоко и мо-локопродукты, масло подсолнечное и плодоовощную продукцию, а по всем другим группам и видам продовольствия существенно увеличился.
Некоторые изменения в 2008 г. претерпела структура стоимости минимального набора продуктов питания. В структуре стоимости минимального набора продовольствия по сравнению с 2007 г. понизилась доля расходов на рыбопродукты, молочные продукты, яйца, сахар, а также на плоды и овощи. Если сравнить с показателями 2001 г., то можно констатировать сокращение доли в стоимостной структуре минимального набора продуктов питания мясопродуктов (на 1,5 п. п.), рыбопродуктов (0,9 п. п.), жиров (0,3 п. п.), яиц (0,4 п. п.), сахара (1 п. п.), плодов и овощей (0,6 п. п.).
Существенный рост цен на продукты питания
ния в декабре 2008 г. составила 2 116,4 руб. на 1 чел. Этот показатель систематически рос по сравнению с предшествующими годами:
— в 2008 г. — на 17,4 %;
— в 2007 г. — на 22,3 %;
— в 2006 г. — на 9,2 %;
— в 2005 г. — на 10,7 %.
Между тем денежные доходы в среднем на душу населения в декабре 2008 г. достигли 20 587 руб. против 3 112 руб. в декабре 2000 г. (повышение в 6,6 раза). Таким образом, соотношение стоимости минимального душевого набора продуктов питания к денежным доходам на 1 чел. в 2008 г. было значительно лучше, чем в 2000 г. В то же время значительный рост цен на мясо и мясопродукты в 2008 г. привел к сокращению их потребления в малообеспеченных семьях. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения по основным продовольственным товарам в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом существенно снизилась.
По сравнению с 2007 г. в 2008 г. наибольший прирост стоимости минимального набора продуктов питания зафиксирован в Южном (21,9 %) и Уральском (20,2 %) федеральных округах, а самый
Таблица 5
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров (декабрь к декабрю) в 1999—2008 гг., % 4]
Наименование 2008 к 2007 2007 к 2006 2006 к 2005 2005 к 2004 2004 к 2003 2000 к 1999 1999 к 1998
Хлеб и хлебобулочные 125,9 122,4 111,1 103,0 116,7 116,5 170,2
изделия
Крупа и бобовые 125,8 124,7 112,1 100,2 111,6 83,6 179,5
Макаронные изделия 133,8 123,6 104,7 101,9 114,6 108,4 140,0
Мясо и птица 122,2 108,4 105,9 118,6 119,6 128,3 133,5
Рыба и морепродукты 115,1 109,0 107,8 112,7 111,5 132,1 133,7
Молоко и молочные 112,2 130,4 108,7 110,5 112,8 121,1 138,7
продукты
Масло сливочное 110,5 140,3 106,8 108,2 106,8 104,1 103,6
Масло подсолнечное 122,1 152,3 98,8 102,1 102,1 90,7 109,8
Плодоовощная 107,7 122,2 110,3 114,3 103,3 97,0 130,7
продукция
Сахар-песок 107,6 95,7 114,9 99,9 107,5 170,7 73,2
Рис. 11. Динамика стоимости минимального набора продуктов питания в РФ в 2004—2008 гг., руб. на 1 чел. [3]
низкий — в Приволжском федеральном округе (15,2 %) (рис. 12).
Анализ данных рис. 12 показывает, что наиболее высокой стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2008 г. была в Дальневосточном федеральном округе (2 943,7 руб.), а самой низкой — в Приволжском федеральном округе (1 904,7 руб. — на 35,3 п. п. меньше). Максимума она достигла в Чукотском (5 630,6 руб.) и Ненецком (4 047,4 руб.) автономных округах (266 и 191 % к среднероссийской стоимости продовольственной корзины соответственно).
Таким образом, исследование развития продовольственного рынка России выявило ряд тенденций. Несмотря на то, что государством выделяется меньше всего средств (0,5 % от всей суммы) из Государственной программы на регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рынок продовольственных товаров является динамично развивающимся сегментом товарного рынка. Увеличивающийся платежеспособный спрос населения способствует росту выпуска продукции отечественными обрабатывающими производствами. Однако опережающий рост доходов и спроса домашних хозяйств по сравнению с динамикой внутреннего производства
продолжает покрываться за счет наращивания импорта.
Основные потребители импортного продовольствия — крупные города федерального значения. Мировое производство продовольствия развивается быстрыми темпами, и для отечественных потребителей стали значительно более доступны продукты питания иностранного производства, которые в несколько раз дороже отечественных аналогов. При этом часто в страну ввозятся не востребованные в самих государствах-экспортерах некачественные и даже вредные для здоровья человека продукты питания.
Одной из проблем продовольственного рынка является система торговли продовольственной продукцией.
На внутреннем рынке продовольственных товаров наблюдается резкий рост розничных цен, связанный с колебаниями мировых цен на продукты питания и превышением темпов увеличения издержек производства на отечественную продукцию по сравнению с выручкой от ее реализации.
Производители сельскохозяйственных продуктов все еще далеки от рынков сбыта, отдалены от потребителей несколькими заслонами посредников. Продовольственные товары прежде чем попасть к потребителю проходят долгий путь среди посредников, что приводит к многократному повышению цен. В результате доходы посредников в среднем в три — четыре раза превышают доходы производителей. Сокращение излишних звеньев в цепи «производитель—потребитель» и развитие прямых хозяйственных связей становятся одной из актуальнейших проблем повышения эффективности производства. Кроме того, при неразвитости рыночной инфраструктуры движение продукции от
непосредственного
Чукотский АО Ненецкий АО Дальневосточный ФО Уральский ФО Сибирский ФО Южный ФО Приволжский ФО Оренбургская область Тамбовская область Республика Мордовия Республика Татарстан
5 630,6
4 047,4
2 943,7
2 278 2 128,8
1989,5 ■ 1904,7 1 826,4 1 823,5 1806 1 749,6
1 000
2 000
3 000
4 000
5 000
6 000
Рис. 12. Стоимость минимального набора продуктов питания в некоторых федеральных округах и субъектах Российской Федерации в 2008 г., руб. [3]
производителя до потребителя приводит к удорожанию ее более чем вдвое, что позволяет сделать вывод о смещении баланса экономических интересов в сторону торговых организаций, а не сельскохозяйственных товаропроизводителей. Последние не могут повышать
0
цены адекватно росту затрат на ее производство, в то время как потребители наблюдают ежемесячный рост цен на продовольствие, обусловленный во многом неконтролируемым ростом тарифов.
Приходится констатировать, что на внутреннем рынке растет доля крупных торговых сетей, которые зачастую предъявляют завышенные требования к продукции, условиям поставок и расчетов, устанавливают высокие торговые наценки. Идет монополизация рынков сбыта зарубежными торговыми компаниями, из-за чего меняется структура оптовой торговли не в пользу отечественной продукции.
В современных условиях нарушен баланс экономических интересов производителей, потребителей и торговых организаций. Почти 80 % приходится на торговые организации, среди которых ежегодно увеличивается удельный вес крупных торговых сетей. Все торговые сети строят свои экономические отношения с поставщиками отечественного продовольствия с позиции бескомпромиссных требований, не соответствующих этике партнерских отношений, а нередко и законодательству.
Отечественная система торговли продовольственными товарами еще не сформирована и не может конкурировать с зарубежными компаниями, у которых хорошее финансовое состояние и значительный опыт работы на мировом рынке.
В современных условиях для развития продовольственного рынка России помимо государственной поддержки и стимулирования национального аграрно-продовольственного сектора необходимы:
— развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех
товаропроизводителей аграрно-продовольствен-ного сектора;
— недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;
— внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;
— стимулирование перехода от производства «обезличенного» продовольствия к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей.
Список литературы
1. Гордеев А. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства — залог продовольственной стабильности страны // АПК: экономика, управление. 2008. № 7.
2. Петриков А. Об итогах работы агропромышленного и лесохозяйственного комплексов // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 5.
3. Продовольственный рынок в 2008 году: статистический обзор // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 5.
4. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/Main. htm.