Научная статья на тему 'Направления транснационализации российского потребительского рынка в условиях глобализации'

Направления транснационализации российского потребительского рынка в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1028
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЭКСПАНСИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / GLOBALIZATION / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / CONSUMER MARKET / EXPANSION / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / NATIONAL COMMODITY PRODUCER / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Снимщикова Ирина Викторовна, Лазгиев Михаил Маисович

В статье рассматривается проблема транснационализации как объективного фактора развития в условиях глобализации, и основные направления внедрения транснациональных корпораций на потребительский рынок России. На российский рынок в основном внедряются ТНК из сырьевых, пищевых отраслей производства и торговли. Главной целью многих ТНК стало проникновение и экспансия на рынки сбыта с продукцией, которая производится в третьих странах. Инвестиции вкладываются, прежде всего, в сферу обращения. ТНК постепенно захватывают не только внешнюю, но и внутреннюю оптовую и даже розничную торговлю. Глобализация потребительских рынков подтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталов за рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы. С учетом специфики привлекательности отечественного потребительского рынка, в настоящий период в большинстве подотраслей российского продовольственного рынка наибольшая доля принадлежит иностранным корпорациям. Значительная часть пищевой промышленности России сосредоточена в руках ТНК, которые могут контролировать розничные цены на продукты питания и закупочные цены на сельскохозяйственное сырье. Несмотря на противоречивые последствия деятельности, ТНК определяют в сегодняшних условиях динамику и структуру потребительского рынка, продвигают соответствующие мировым стандартам товары и услуги, стимулируют конкурентоспособность отечественных производителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS OF RUSSIAN CONSUMER MARKET TRANSNATIONALIZATION UNDER GLOBALIZATION

In the article, transnationalization is considered as an objective factor of development in the context of globalization and the main areas of transnational corporations’ penetration in the Russian consumer market are identified. The Russian market is significantly attractive for commodity and food transnational corporations. The main objective of the majority of TNCs is the introduction and expansion to the markets in order to trade goods, produced in the third countries. Investment is primarily made in the sphere of circulation. Transnational corporations are gradually capturing not only foreign, but domestic wholesale and retail trade. Consumer market globalization is confirmed by the world trade growth, the volume of foreign capital investment, and the international labor intensification. At present, considering the domestic consumer market attractiveness, in the majority of the Russian food market sub-sectors, the large share of investments belongs to the foreign corporations. A significant part of the Russian food industry is concentrated in the hands of transnational corporations, which can control the retail food prices and purchasing prices for agricultural commodities. Despite the contradictory effects of transnational activity, TNCs determine the dynamics and structure of the consumer market promote goods and services conforming to the international standards, stimulate the competitiveness of domestic manufacturers

Текст научной работы на тему «Направления транснационализации российского потребительского рынка в условиях глобализации»

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

1

УДК 339.146.4:005.44(470+571)

08.00.00 Экономические науки

НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Снимщикова Ирина Викторовна д.э.н., профессор, профессор кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента

Лазгиев Михаил Маисович

аспирант кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», Краснодар

В статье рассматривается проблема транснационализации как объективного фактора развития в условиях глобализации, и основные направления внедрения транснациональных корпораций на потребительский рынок России. На российский рынок в основном внедряются ТНК из сырьевых, пищевых отраслей производства и торговли. Г лавной целью многих ТНК стало проникновение и экспансия на рынки сбыта с продукцией, которая производится в третьих странах. Инвестиции вкладываются, прежде всего, в сферу обращения. ТНК постепенно захватывают не только внешнюю, но и внутреннюю оптовую и даже розничную торговлю. Глобализация потребительских рынков подтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталов за рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы. С учетом специфики привлекательности отечественного потребительского рынка, в настоящий период в большинстве подотраслей российского продовольственного рынка наибольшая доля принадлежит иностранным корпорациям. Значительная часть пищевой промышленности России сосредоточена в руках ТНК, которые могут контролировать розничные цены на продукты питания и закупочные цены на сельскохозяйственное сырье. Несмотря на противоречивые последствия деятельности, ТНК определяют в сегодняшних условиях динамику и структуру потребительского рынка, продвигают соответствующие мировым стандартам товары и услуги, стимулируют конкурентоспособность отечественных производителей

Ключевые слова: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ЭКСПАНСИЯ, ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

UDC 339.146.4:005.44(470+571)

Economical sciences

AREAS OF RUSSIAN CONSUMER MARKET TRANSNATIONALIZATION UNDER GLOBALIZATION

Snimschikova Irina Victorovna Dr.Sci.Econ., professor of the Department of Institutional Economics and Investment Management

Lazgiev Mikhail Maisovich

postgraduate student of the Department of Institutional Economics and Investment Management Kuban State Agrarian University, Krasnodar

In the article, transnationalization is considered as an objective factor of development in the context of globalization and the main areas of transnational corporations’ penetration in the Russian consumer market are identified. The Russian market is significantly attractive for commodity and food transnational corporations. The main objective of the majority of TNCs is the introduction and expansion to the markets in order to trade goods, produced in the third countries. Investment is primarily made in the sphere of circulation. Transnational corporations are gradually capturing not only foreign, but domestic wholesale and retail trade. Consumer market globalization is confirmed by the world trade growth, the volume of foreign capital investment, and the international labor intensification. At present, considering the domestic consumer market attractiveness, in the majority of the Russian food market sub-sectors, the large share of investments belongs to the foreign corporations. A significant part of the Russian food industry is concentrated in the hands of transnational corporations, which can control the retail food prices and purchasing prices for agricultural commodities. Despite the contradictory effects of transnational activity, TNCs determine the dynamics and structure of the consumer market promote goods and services conforming to the international standards, stimulate the competitiveness of domestic manufacturers

Keywords: GLOBALIZATION, TRANSNATIONAL CORPORATIONS, CONSUMER MARKET, EXPANSION, FOREIGN DIRECT INVESTMENT, NATIONAL COMMODITY PRODUCER, NATIONAL INTERESTS

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

2

Объективным процессом развития мировой экономики и ее глобализации является влияние транснациональных компаний на функционирование потребительских рынков развивающихся экономик. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции в условиях глобализации.

В мировой практике различают две основные формы международных корпораций: транснациональные и многонациональные. Данное деление весьма условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а именно интернациональный характер деятельности компании. Поэтому, в самом общем виде, под транснациональными корпорациями понимают такие, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

На современном этапе под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды; 85% рынка меди и бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Общий объем накопленных прямых инвестиций превышает 4 трлн. долл., а объем продаж ТНК составляет 25% мировых, причем 1/3 продукции ТНК выпускается аффилированными зарубежными структурами. Объем продаж заграничных структур ТНК уже превышает весь мировой экспорт [4].

Анализ международной деятельности 100 крупнейших компаний мира, приведенных ЮНКТАД в 1999 г., свидетельствует о том, что все они (кроме банковских и финансовых учреждений) базируются в

промышленно развитых странах. На их долю приходится 15% зарубежных активов, 22% зарубежных продаж и 19% занятых в зарубежных филиалах ТНК [5].

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

3

Глобализация потребительских рынков создает дополнительные возможности для выхода стран на новые рынки, а это означает расширение их доступа к потокам капитала, технологиям, более дешевому импорту и более широким экспортным рынкам. Это подтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталов за рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы.

Расширение внешнеэкономических связей, открытие границ потребительского рынка России в 90-х гг. ХХ века, процессы глобализации проявились в транснационализации и росте доли ТНК в экономике страны.

Первые прямые зарубежные инвестиции были осуществлены в нашу страну в 1987 г. Уже к 1996 г. в Российской Федерации было зарегистрировано свыше 30 тыс. фирм и предприятий с иностранным капиталом, из которых 17 тысяч информировали российские статистические органы о начале своей практической деятельности. К этому периоду количество размещенных филиалов международных корпораций составило - 7793 [2].

На современном этапе в России присутствуют 80 из 100 крупных мировых ТНК. Это свидетельствует об открытости нашей экономики, повышении инвестиционного рейтинга и международного статуса, развитии конкурентной среды и реализации многообразных форм внешнеэкономического сотрудничества.

Действующие на территории России ТНК - наиболее мощные по таким обобщающим показателям, как: заграничные активы, продажи, число занятых на иностранных предприятиях. Их зарубежные активы оцениваются более чем в 1,3 трл долл, продажа - 1,25 трл долл, а число занятых - почти 11,7 млн человек.

Большинство ТНК начали освоение российского рынка с создания условий для сбыта своей продукции, за счет инвестиций в дистрибьютерские сети, систем послепродажного обслуживания,

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

4

рекламных компаний и т.п. Однако некоторые ТНК совместно с российскими партнерами стали создавать совместные предприятия для разработки проектной документации, производства промышленных образцов, в том числе и по товарам серийного выпуска. Появился ряд предприятий со 100%- ным иностранным контролем. ТНК представлены в четырнадцати отраслях, наиболее заметны они в электронной и электротехнической промышленности, автомобилестроении, нефтедобыче, химии, пищевой и пищевкусовой промышленности, фармацевтике, торговле и прочих услугах.

По прямым инвестициям в российскую экономику первое место занимает американский капитал, американские ТНК представлены в 11 из этих 14 отраслей. Они обосновались в электронной и электротехнической промышленности. Японские ТНК в этой же сфере, а также сфере торговых и прочих услуг [5].

Большинство ТНК функционирует в двух взаимосвязанных отраслях - электронной и электротехнической промышленности. Это ТНК со штаб-квартирами в восьми странах базирования - всемирно известные IBM, General Electric, ITT,AT amp, Hewlett-Packard, Digital Equipment, GTE, Motorola (США); Sony, NEC, Sharp Corp (Япония); Alcatel, Alstom, Thomson (Франция); ABB-Asia Brown Bovery Ltd (Швейцария-Швеция); Electrolux (Швеция); Philips Electronics (Нидерланды); Siemens (Германия); Cable and Wireless (Великобритания).

Первым направлением, вызвавшим интерес со стороны этих ТНК в России, оказалось налаживание сбыта, а затем сборки так называемого отверточного производства электронной и вычислительной техники.

Второй этап - с 1996 г., когда наметился новый виток конкурентной борьбы, и ТНК развернули широкое планомерное наступление на потребительский рынок России. Они начали заниматься сервисом, розничной торговлей, поставкой новейших моделей техники. В условиях

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

5

обострения конкуренции 19 ТНК пошли на раздел рынка на сферы влияния

[2].

В целом 21 ТНК из действующих в России 80 наибольших заявили о своих намерениях осуществлять инвестиции на общую сумму 52-54 млрд. долл. в шести отраслях российской промышленности: автомобильной, нефтегазодобыче, химии, пищевой и табачной промышленности, а также в системе общественного питания.

Несмотря на постоянное снижение удельного веса прямых инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений в экономику России, эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию за 2012 год вырос на 84% и составил 94 млрд долл. Таким образом, в общемировом рейтинге притока ПИИ Россия впервые заняла третье место [5].

Инвестиции конкретно в российскую экономику составили ровно 75% всех ПИИ в страны с "переходной экономикой". Всего приток ПИИ в эти страны за 2013г. составил 126 млрд долл., что свидетельствует о росте на 45% в годовом исчислении. В 2012г. Россия была лишь на девятом месте по объему притока ПИИ (51 млрд долл.). Самый заметный вклад в рост показателя внесла сделка по покупке британской BP 18,5% акций "Роснефти" - в рамках договоренности о поглощении "Роснефтью" компании ТНК- BP в марте 2013г. [5].

Иностранные инвестиции в РФ составили: в 2010 г. -114, 7 млрд долл, а в 2014 г. - 170,2 млрд долл. По структуре из низ 53% - в обрабатывающую промышленность, 18% - в торговлю. Основные

инвесторы: Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай.

На российский рынок в основном внедряются ТНК из сырьевых, пищевых отраслей производства и торговли. Примером служит активизации западных торговых сетей, внедряющихся на российский

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

6

потребительский рынок: IKEA, Spar, Metro Cash&Carry и др. [2].

Главной целью многих ТНК стали не инвестиции в российское производство, а проникновение и экспансия на рынке сбыта с продукцией, которая производится в третьих странах. Инвестиции вкладываются, прежде всего, в сферу обращения. ТНК постепенно захватывают не только внешнюю, но и внутреннюю оптовую и даже розничную торговлю.

Привлекательность российского продовольственного рынка иностранные ТНК оценили давно. Для иностранных инвесторов она обусловлена целым рядом факторов:

- численность населения РФ составляет примерно 143 млн человек, поэтому российский потребительский рынок, рынок продовольствия являются в силу своей емкости одним из самых перспективных в мире для поставки товаров и продуктов питания;

- внутренний рынок продовольствия перспективен в связи с тем, что на современном этапе население страны потребляет недостаточное количество продуктов питания в расчете на душу населения, по сравнению с оптимальными биологическими норами потребления (к примеру, говядины, в расчете на душу населения потребляется в 1,5 раза меньше биологической нормы для человека);

- Россия не обеспечивает себя собственным производством, являясь одним из крупнейших импортеров продуктов питания из мировой корзины. Годовой объем импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья оценивается в размере 42,5 млрд долл США;

- Россия является уникальной страной для размещения производств пищевых продуктов с точки зрения обеспеченности сырьевой базой: на ее территории сосредоточено 55% черноземных почв мира, 20% мировых запасов пресной воды, 10% мировых пахотных земель;

- в РФ самый низкий среди государств «большой восьмерки» и стран БРИКС налог на прибыль, что увеличивает привлекательность для

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

7

зарубежных инвесторов;

- иностранные компании успешно конкурируют с отечественными,

за счет эффективных технологий, доступности к долгосрочному капиталу, продуманной стратегии, большого опыта работы, грамотного

менеджмента, огромных маркетинговых бюджетов, качественной логистики и портфеля брендов, поддержки экспансионисткой политики со стороны своих государств, значительных лоббистких ресурсов;

- либеральные законы, которые не всегда на пользу отечественной экономике и другим сферам жизнедеятельности населения страны, «служат» интересам иностранного капитала. Например, нежесткость закона по охране окружающей среды, дающая возможность переносить предприятия с грязным производством из развитых стран, а ТНК экономить затраты, что неблагоприятно для здоровья граждан. Во многих случаях российское законодательство не ограничивает деятельность иностранных компаний (даже предоставляет льготы), что обеспечивает им конкурентные преимущества.

С учетом этой привлекательности, в настоящий период в большинстве подотраслей российского продовольственного рынка наибольшая доля принадлежит иностранным корпорациям: почти 60% рынка переработки молока; более 70% рынка соковой продукции; порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов; более 90% рынка плодоовощной консервации; более 89% рынка пивоварения [3].

Значительная часть пищевой промышленности России сосредоточена в руках ТНК, которые могут контролировать розничные цены на продукты питания и закупочные цены на сельскохозяйственное сырье.

Доля иностранного капитала в пищевой промышленности уже составляет 60% и продолжает устойчиво расти. Примером могут служить представленные в таблице 1 известные компании [3].

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

8

Таблица 1 - Список реальных иностранных собственников

некоторых «российских» компаний

«Российская» компания Реальный собственник

«Вимм-Билль-Данн» PepsiCo

«Юнимилк» Danon

«Лебедянский» PepsiCo

«Балтика» Carlsberg

«НИДАН», «Мултон» Coca-Cola

«Кампомос» Atria plc

«Хлебный Дом» Fazer Bakeries

ГК «Русский алкоголь» Central European Distribution

«Парламент Г рупп» Corporation (CEDC)

«Балтимор-Холдинг» Unilever

Как только на российском рынке появляются сильное отечественное производство или бренд, пользующийся популярностью у потребителя, они сразу скупаются иностранными корпорациями. Примером является заключение пяти крупных сделок с российскими компаниями: приобретение PepsiCo «Вимм-Билль-Данн» - 5,4 млрд $; создание СП Бапопе-«Юнимилк» - Danon выплатил акционерам «Юнимилка» 120 млн евро за контроль в 57,5 % долей в новом СП; приобретение PepsiCo OAO «Лебедянский» - за 75,53 % акций было заплачено 1,4 млдр $; приобретение Coca-cola завода «Нидан» за 276 млн $; приобретение Unilever ЗАО «Балтимор-Холдинг» за 40 млн $.

Можно выделить Топ-10 брендов, которые за 5 лет и менее достигли оборота в 1 млрд рублей, принадлежащих ТНК (таблица 2).

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

9

Таблица 2 - Бренды на российском потребительском рынке,

принадлежащие ТНК

Владелец бренда Бренд Выручка от продажи бренда (в год) Рекламный бюджет бренда(в год)

Carlsberg «Балтика» Более 70 млрд. руб Более 700 млн.руб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anheuser-Busch InBev «Клинское» Более 20 млрд. руб Более 400 млн руб

PepsiCo «Домик в деревне» Более 20 млрд. руб Более 400 млн руб

PepsiCo «Чудо» Почти 20 млрд. руб Более 700 млн руб

PepsiCo «Фруктовый сад» Более 15 млрд руб Почти 400 млн руб

Примечание: составлено автором работы по данным отчета «Участие иностранного капитала в пищевой промышленности России». //Минсельхоз РФ, 2013 г.

Также можно назвать в рамках Топ-10 «псевдороссийские» бренды, которые за пять лет и менее достигли оборота в 1 млрд рублей, принадлежащих ТНК (таблица 3).

Таблица 3 - «Псевдороссийские» бренды на потребительском рынке,

принадлежащие транснациональным компаниям

Владелец бренда Бренд Выручка от продажи бренда (в год) Рекламный бюджет бренда (в год)

Coca-Cola «Добрый» 20 млрд. руб Почти 600 млн.руб

PepsiCo «Веселый молочник» Более 10 млрд. руб н/д

СП «Danon» Юнимилк «Простоквашино» Более 30 млрд. руб Более 200 млн руб

British American Tobacco «Ява Золотая» Почти 20 млрд. руб Более 11 млн руб

Central European Distribution Corporation «Зеленая марка» Почти 25 млрд руб 34 млн руб

Примечание: составлено автором работы по данным отчета «Участие иностранного капитала в пищевой промышленности России». //Минсельхоз РФ

Отечественные компании пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий. Однако и в этом сегменте прослеживается общий для всех подотраслей тренд - поглощение мелких компаний крупными корпорациями, в том числе - западными.

Наибольший ущерб от экспансии ТНК на российском продовольственном рынке несут отечественные товаропроизводители.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

10

1) Иностранные корпорации на данный момент времени уже полностью контролируют целый ряд важнейших подотраслей пищевой промышленности страны, что является прямой угрозой продовольственной безопасности, негативно сказывается на национальной экономике.

2) Отечественные сельхозпроизводители несут убытки и терпят потери как поставщики сырья для предприятий перерабатывающей промышленности.

3) Отсутствие адекватной государственной поддержки отечественного товаропроизводителя, ценовые диспаритеты и дисбалансы, низкая конкурентоспособность российских товаров [3].

На современном этапе, экономическое развитие страны подвержено воздействию целого ряда внутренних деструктивных факторов, оказывающих влияние прямо или косвенно на динамику потребительского рынка. К ним относится: низкая инвестиционная активность; слабая конкурентоспособность промышленного, аграрного производства и производимых товаров и услуг; высокая степень износа основных фондов и как следствие, утрата научного и производственно-технического потенциала; суженный платежеспособный спрос значительного количества населения; низкое качество жизни и высокий уровень бедности большой части жителей.

С целью решения данных проблем, для обеспечения национальных интересов и роста экономики необходимо:

- активизация внедрения ТНК, функционирующих в сфере обрабатывающей промышленности;

- создание с участием ТНК совместных научно-исследовательских предприятий, поскольку имеющиеся сегодня не приносят России высоких достижений в виде новейших технологий и новых товаров (за редким исключением);

- переориентация вложений компаний в те отрасли, которые требуют

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

11

реструктуризации и модернизации, с длительным сроком окупаемости, например, машиностроения.

Развивая свою деятельность в российской экономике, иностранные ТНК планируют улучшить собственное финансовое состояние (увеличить производство, капитализацию прибыли) и способствовать дальнейшему развитию компании. Таким образом, общемировой характер деятельности ТНК получает законченный вид.

Поэтому, несмотря на противоречивые последствия деятельности ТНК, они во многом определяют в сегодняшних условиях динамику и структуру потребительского рынка, продвигают соответствующие мировым стандартам товары и услуги, стимулируют

конкурентоспособность отечественных производителей. Являясь инвесторами, ТНК активно влияют на уровень экономического развития регионов страны: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ и др.

Являясь разработчиками новейших видов продукции с наиболее востребованными потребительскими свойствами на основе передовых технологий, знаний и НИОКР, продвигая их на российском рынке, ТНК прямо и опосредованно способствуют технологическому развитию производства. Эти процессы ведут к распространению профессиональных знаний, обмену опытом между сотрудниками из разных стран, движению рабочей силы, благодаря чему меняет свой облик национальный рынок труда, для которого характерными становятся тенденции конвергенции профессиональной подготовки персонала.

Следовательно, ТНК в условиях глобализации выступают движущей силой многих ключевых процессов мировой и национальных экономик. Выступая базовым игроком в процессе международной конкуренции, они соперничают друг с другом, а также малым и средним бизнесом,

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

12

трансформируют институциональную среду, структуру и границы национального потребительского рынка, формируют новые

потребительские стандарты.

Литература:

1. Актуальные проблемы мировой экономики и международных

экономических отношений: материалы студенческой научной конференции. Краснодар, КубГАУ, 2012.-298 с.(с.254-256).

2. Ковалев Н.А. «Иностранные транснациональные компании и субъекты российской экономики: проблемы согласованности интересов».//Экономические науки, 2006 г.

3. Отчет «Участие иностранного капитала в пищевой промышленности России». //Доклад Минсельхоз РФ, 2013 г.

4. Пузакова Е.П. Мировая экономика. Серия «Учебники и учебные

пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. -480с. (с. 134-137).

5. Доклад о мировых инвестициях 2013 г. Обзор: «»Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития». //Отчет Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ООН, Нью-Йорк, Женева, 2013 г.

6. Снимщикова И.В. Инновационный потенциал потребительской сферы

региона в условиях международной экономической взаимозависимости /Трубилин И.Т., Мельников А.Б., Снимщикова И.В.// Труды Кубанского государственного

аграрного университета. Издательство: Кубанский государственный аграрный

университет (Краснодар)1Б8К: 1999-1703, Том: 1, Номер: 36, Год: 2012.

References:

1. Aktual'nye problemy mirovoj ekonomiki i mezhdunarodnyh ekonomicheskih otnoshenij: materialy studencheskoj nauchnoj konferencii

[Current problems of world economy and international economic relations: materials of student scientific conference], Krasnodar - KubSAU - 2012. - p.298 (pp.254-256)

2. Kovalev N.A. Inostrannye transnacional'nye kompanii i sub’ekty rossijskoj ekonomiki: problemy soglasovannosti interesov. [Foreign transnational corporations and actors of the Russian economy: problems of interests’ reconciliation], Еkonomicheskie nauki, 2006

3. Otchet «Uchastie inostrannogo kapitala v pishhevoj promyshlennosti Rossii», [Report: International investments in the food industry of Russia], Ministry of agriculture of the Russian Federation report, 2013

4. Puzakova E.P. Mirovaja ekonomika [World economy], Serija «Uchebniki i uchebnye posobija». Rostov n/D: «Feniks». - 2001. - p. 480, (pp.134-137).

5. Doklad o mirovyh investicijah, 2013. Obzor: «Global'nye proizvodstvennye sistemy: investicii i torgovlja v interesah razvitija». [World Investment Report, 2013. Review: Global value chains: investments and trade for development], Report of UNCTAD, UN, New York, Geneva, 2013

6. Snimshhikova I.V. Innovacionnyj potencial potrebitel'skoj sfery regiona v uslovijah mezhdunarodnoj ekonomicheskoj vzaimozavisimosti [Innovative potential of the regional consumer sphere under conditions of international economic interdependence], Trubilin I.T., Mel'nikov A.B., Snimshhikova I.V. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

13

universiteta.: Kuban State Agrarian University (Krasnodar) ISSN: 1999-1703. no: 36. - 2012.

Vol.: 1. -

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/07.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.