Научная статья на тему 'Рынок спортивного питания в России'

Рынок спортивного питания в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ РЫНОК СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ / РЫНОК СПОРТИВНЫХ БАДОВ / СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ / ВЫСОКОБЕЛКОВЫЕ ПРОТЕИНОВЫЕ СМЕСИ / УГЛЕВОДНО-БЕЛКОВЫЕ НАПИТКИ / АМИНОКИСЛОТНЫЕ / ПОЛИВИТАМИННЫЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Первушин В. В., Бакуменко О. Е.

Приводятся результаты исследования продуктов функционального значения, представленного на современном рынке спортивного питания. Рассматривается вопрос норм качества и безопасности данной группы продуктов и некоторые предложения по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Первушин В. В., Бакуменко О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок спортивного питания в России»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

10,3 % руководителей пищевой и перерабатывающей промышленности указали эту причину, в то время как представители оптовой и розничной торговли считают данную причину одной из основных.

Для принятия положительного решения о производстве и реализации ФПП были поставлены три предполагаемых ответа: экономическая заинтересованность, необходимость исполнения социальной программы и повышение имиджа предприятия (рис. 3).

Наиболее значимую социальную роль в удовлетворении потребности населения ФПП признают представители розничной торговли (27,8 %), а для промышленности существенным фактором служит имидж предприятия (31 %).

Поскольку производство ФПП требует дополнительного финансирования на разработку, внедрение и продвижение инновационных товаров на потребительский рынок, был предложен вопрос о доли финансирования средств в это направление (рис. 4).

Представители оптовой и розничной торговли считают, что для внедрения на потребительский рынок ФПП основным источником финансирования служат собственные средства. Руководители и специалисты предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на собственные средства рассчитывают мало, считая, что необходима поддерж-

ка государства и региона для освоения социально значимой группы товаров. Эта поддержка может быть связана с льготным кредитованием предприятий.

Таким образом, анализ причин препятствия внедрения на потребительский рынок ФПП позволил сделать следующие выводы:

в связи с воздействием комплекса факторов антропогенного загрязнения окружающей среды возникает проблема экологизации продуктов питания, одно из направлений которого - создание функциональных пищевых добавок и расширение ассортимента пищевых продуктов для профилактики здоровья населения;

• с использованием модели измерения латентной переменной и анкетного опроса руководителей и специалистов пищевой промышленности и торговли установлено, что все респонденты относятся положительно к внедрению на потребительский рынок ФПП;

• по мнению представителей пищевой промышленности и розничной торговли, внедрению ФПП препятствует отсутствие экономической заинтересованности, представители оптовой торговли важным препятствием называют отсутствие организационных механизмов и распорядительных документов;

• представители пищевой промышленности считают необходимым поддержку финансирования социально значимых пищевых продуктов за счет

государственного и регионального бюджетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евдокимова О.В., Уварова В.И. Маркетинговая оценка качества питания школьников (на примере г. Орла)// Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 17-28.

2. Евдокимова О.В. Определение состава продовольственных товаров в минимальной потребительской корзине при маркетинговых исследованиях// Известия вузов. Пищевая технология. 2006. № 2-3. С. 108-110.

3. Евдокимова О.В. Оценка структуры рациона питания школьников по основным нутриентам/Инновацион-ные технологии обеспечения безопасности питания и окружающей среды: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 2007.

4. Евдокимова О.В., Уварова В.И. Социологические исследования в товароведении пищевых продуктов как основа определения потребительских предпочтений и мотиваций. - Орел: Орел-ГТУ, 2008.

5. Сизенко Е.И., Аксенова Л.М. Основные направления экологизации продуктов питания//Хранение и переработка сельхозсырья. 2008. №12. С. 15-17.

УДК 642.03

Рынок спортивного питания

в России

В.В. Первушин, асп., О.Е. Бакуменко, канд. техн. наук, доц. Московский государственный университет пищевых производств

Ключевые слова: российский рынок спортивной индустрии; рынок спортивных БАДов; спортивное питание; высокобелковые протеиновые смеси; углеводно-белковые напитки; аминокислотные, поливитаминные и минеральные комплексы.

Во время тренировочного процесса организм спортсмена претерпевает значительные изменения, приводящие к оптимизации его работы, а это требует больших энергетических затрат. Для обеспечения организма достаточным количеством питательных компонентов спортсменам необходимо употреблять в пищу биологически активные добавки (БАД), так как с традиционным питанием невозможно получить адекватный уровень нутриентов.

На сегодняшний день рынок спортивных БАДов имеет колоссальные обороты и постоянно растет. Ассортимент предоставляемых добавок достаточно широк.

Российский спортивный рынок считается одним из самых перспективных

и динамично развивающихся. По оценкам Всемирной Федерации индустрии спортивных товаров (WFSGI), в ближайшие 10 лет объем российского рынка спортивной индустрии может достичь 12 млрд долл. США, или около 5 % мирового рынка.

Согласно прогнозам экспертов, по темпам роста, который составляет 2035 % в год, российский спортивный рынок в ближайшие годы займет первое место в мире. В настоящее время в Москве насчитывается более 1000 спортивных магазинов и более 10 розничных сетей, торгующих спортивными товарами, при этом на долю столичного рынка приходится около половины всех продаж спортивных товаров по стране. Еще 5-6 лет назад высокобел-

ковые протеиновые смеси, углеводно-белковые напитки, аминокислотные, поливитаминные и минеральные комплексы, предназначенные для питания спортсменов, были абсолютно недоступны для рядового потребителя. В настоящее время в нашей стране фит-несом занимаются свыше 2 млн человек, а объем московского рынка фит-нес-услуг составляет более 200 млн долл. Растет и потребление спортивного питания. В июле 2005 г. агентством «Бизнес-Рейтинг» было проведено исследование потребительских предпочтений на московском рынке спортивного питания. Опрос осуществлялся методом личного интервью в спортивных магазинах, фитнес-клубах и местах продаж спортивного питания. Це-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

левая выборка составила 300 потребителей. Согласно результатам опроса, доля респондентов, регулярно употребляющих спортивное питание, составляет 58 %. Под нерегулярным подразумевается потребление от случая к случаю и в период подготовки к соревнованиям - так ответили соответственно 27 и 12 % опрошенных. Другие варианты несистематического потребления отметили 3 % участников опроса. Среди всех потребителей спортивного питания преобладают мужчины -78 %. Кроме того, мужчины лидируют как среди регулярных, так и среди нерегулярных потребителей - на их долю приходится соответственно 82 и 73 % в каждой группе. Самый многочисленный сегмент по возрасту (52 %) - это потребители моложе 25 лет, причем среди регулярных потребителей возраст 18-24 года встречается значительно чаще, чем среди тех, кто потребляет эту продукцию нерегулярно. По такому параметру, как семейное положение, преобладает доля холостых/неженатых потребителей - 64 % опрошенных. Основные причины употребления спортивного питания: повышение эффективности тренировок, помощь в достижении результатов и экономия времени - так ответили 22 % респондентов. Поддержание спортивной формы и стремление нравиться окружающим в качестве причин отметили 20 % москвичей. Для того, чтобы было легче переносить физическую нагрузку и восстановить организм после тренировки, эту продукцию потребляют 15 % опрошенных. Необходимость употребления спортивного питания в связи с наращиванием мышечной массы и интенсивными тренировками назвали соответственно 13 и 11 % респондентов. Примерно одинаковые доли респондентов - по 4 % - в качестве цели потребления отметили укрепление здоровья, дополнение к основному питанию и похудение. Среди причин, не вошедших в основной список, упоминались употребление по совету тренера/ друзей/знакомых, интерес, нехватка времени готовить нормальную еду, удобство потребления, повышение работоспособности и др. Основные причины отказа от потребления спортивного питания: «устраивают обычные продукты», «предпочитаю натуральное», «это вредно, не натурально», «не хочу портить здоровье», «не знаю состава», «опасаюсь подделок». Сравнивая сегменты регулярного и нерегулярного потребления, можно увидеть четкую зависимость между длительностью занятий спортом и продолжительностью употребления спортивного питания. В сегменте регулярного потребления эта зависимость прямая - с увеличением срока занятий спортом рас-

тет длительность потребления. В сегменте же нерегулярного потребления зависимость обратная - чем больше срок занятий спортом, тем меньше продолжительность потребления. Таким образом, потреблять продукты спортивного питания респонденты начинают чаще всего на первом этапе занятий, т. е. если продолжительность занятий составляет менее года. Затраты на спортивное питание изменяются в зависимости от длительности потребления этой продукции. Так, при переходе из группы потребляющих спортивное питание менее года в группу тех, кто потребляет его 1-3 года, затраты увеличиваются на 47%. Средняя величина оптимальных, по мнению потребителей, затрат на спортивное питание составляет около 6 тыс. руб. в месяц (под оптимальными понимаются затраты, необходимые для достижения оптимальных спортивных результатов). Средние необходимые затраты на спортивное питание в группе регулярных потребителей выше аналогичного показателя в группе нерегулярных потребителей на 25 %.

Ежегодно на мировом рынке появляются новые продукты спортивного питания, которые оперативно попадают на российский рынок. Растет ассортимент спортивного питания на полках и в интернет-каталогах магазинов, расширяется классификация этой продукции, повышается осведомленность потребителей. По результатам опроса, на сегодняшний день самый популярный вид спортивного питания - это протеины - белки, которые чаще остальных видов употребляют 59 % респондентов. На втором месте - витамины и минералы, которые указали 50 % потребителей. Аминокислоты и креатин чаще остальных видов спортивного питания употребляют соответственно 46 и 38 % опрошенных. Такую продукцию, как энергетики и гейнеры, предпочитают по 18 % москвичей. По результатам исследования, 76 % потребителей спортивного питания предпочитают продукты зарубежных производителей и только 13 % отдают предпочтение отечественным маркам. Зарубежные фирмы позиционируются на российском рынке как производители высококачественных препаратов, которые выпускаются по самым передовым производственным технологиям. Однако авторитет спортивного питания импортного производства подрывается наличием подделок и невысоким качеством продукции, предлагаемой малоизвестными производителями. Отечественные производители предпочитают конкурировать с иностранными марками с помощью низких цен на продукцию. Качество и эффективность спортивно-

го питания российских производителей, за исключением нескольких ведущих фирм, воспринимается потребителями как очень низкие. Эту тенденцию усиливают лабораторные тесты некоторых продуктов отечественного производства, подтверждающие несоответствие ингредиентов установленным нормам. При выборе той или иной марки спортивного питания большинство потребителей ориентируются на эффективность продукта - этот критерий указали 72 % респондентов. Безопасность для здоровья наиболее актуальна для 61 % опрошенных. Стоимость продукции влияет на выбор 33 % потребителей. На марку/производителя при выборе спортивного питания обращают внимание 26 % опрошенных. Советы и консультации тренера, продавца или друзей влияют на выбор 19 % опрошенных, а вкус продукта имеет особое значение для 14 %. Наименее важные составляющие при выборе этой продукции - удобство упаковки и реклама - их отметили соответственно 4 и 3 % респондентов.

Таким образом, с одной стороны, на рынке спортивного питания наблюдается множество факторов, способствующих его развитию: развитие фитнес-индустрии, увеличение числа фитнес-клубов, постоянное расширение ассортимента, повышение общей культуры потребления. С другой стороны, существуют факторы, тормозящие развитие этого рынка, среди них недостаточно развитое потребление специализированных продуктов для спорта и фитне-са, низкая осведомленность потенциальных потребителей о составе и технологиях производства спортивного питания, распространенность представления о вредности и «химическом» происхождении этой продукции, развитие «серого» рынка, т. е. нелегальных поставок известных раскрученных марок, наличие в продаже подделок популярных продуктов.

В настоящее время в Москве доля тех, кто в той или мере потребляет спортивное питание, составляет 2030 % посетителей фитнес-центров и тренажерных залов. В то же время для игроков рынка огромный интерес представляет сегмент потенциальных потребителей, которые пока по тем или иным причинам воздерживаются от покупки этой продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рисман М. Биологически активные пищевые добавки: неизвестное об известном: Справочник. - М.: Арт-бизнес центр, 1998.

2. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов. - Санкт-Петербург: ГИОРД, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.