Научная статья на тему 'Внедрение ЭУМК в образовательный процесс с целью формирования у обучающихся целостной картины изучаемого профессионального модуля'

Внедрение ЭУМК в образовательный процесс с целью формирования у обучающихся целостной картины изучаемого профессионального модуля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение ЭУМК в образовательный процесс с целью формирования у обучающихся целостной картины изучаемого профессионального модуля»

ВНЕДРЕНИЕ ЭУМК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ ИЗУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Е. С. Бурьба, Д. р. Сухинина, Н. В. ярощук,

преподаватели Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Е. С. Бурьба

В соответствии с федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» департаментом образования и науки Кемеровской области было принято положение об электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК) дисциплины для профессиональных образовательных организаций, которое регламентирует состав, структуру и требования к содержанию, оформлению, разработке электронного учебно-методического комплекса по дисциплине, профессиональному модулю, междисциплинарному курсу.

Принимая во внимание вышеуказанные документы, а также необходимость информатизации учебного процесса, мы, группа преподавателей Новокузнецкого горнотранспортного колледжа (авторы статьи), включились в работу над электронными образовательными ресурсами (ЭОР) с целью их апробации для использования в учебном процессе.

Д. р. Сухинина

Н. В. ярощук

Первые ЭОРы, разработанные преподавателями Е. С. Бурьба и Н. В. Ярощук и используемые в учебном процессе, представляли собой учебно-практические издания с элементами интеграции: сборники задач по ОП.07 Геодезия, ОП.05 Строительные материалы и изделия, МДК.01.01 Технология геодезических работ, МДК.01.02 Изыскания и проектирование железных дорог для обучающихся специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Сборники содержат систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения, и предназначены для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и для проверки знаний.

Имея большой опыт работы в системе СПО, учитывая желание и возможности обучающихся

Рис. 1. Электронные сборники решений типовых задач

заниматься самостоятельной познавательной деятельности, мы, преподаватели Е. С. Бурьба, Д. Р. Сухинина, Н. В. Ярощук, приступили к разработке электронного учебно-методического комплекса профессионального модуля ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и экс-плуатации железных дорог.

Актуальность разработки ЭУМК профессионального модуля заключается в том, что:

• его внедрение в образовательный процесс способствует формированию у обучающихся целостной картины изучаемого профессионального модуля, а также позволяет обеспечить самостоятельное усвоение материала

и индивидуализацию обучения (обучение становится личностно ориентированным), совершенствовать контроль и самоконтроль, повысить результативность учебного процесса;

• ЭУМК может использоваться в системе дистанционного обучения (обучающимися заочной формы обучения) для повышения его эффективности, ведь дистанционное обучение базируется на широком использовании информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих обеспечить качество образования, не уступающее очному обучению;

• высокая степень наглядности, комплексность и интерактивность делают ЭУМК профессионального модуля незаменимым помощни-

Рис. 2. Титульный лист ЭУМК ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

ком как для обучающихся, так и для преподавателей (в случае замены основного преподавателя по любой причине).

Благодаря ЭУМК повышается эффективность организации самостоятельной работы, активность обучающихся в образовательном процессе.

ЭУМК профессиональных модулей в Новокузнецком горнотранспортном колледже на сегодняшний момент отсутствуют. У преподавателей имеется большой методический материал отдельно по междисциплинарным курсам (МДК), учебным практикам, методические указания и рекомендации, рабочие тетради, слайд-лекции и др. Но все эти материалы разрознены, не объединены в единое целое. Случается, что междисциплинарные курсы в рамках одного профессионального модуля ведут разные преподаватели, которые не могут «слить» воедино даже рабочую программу всего модуля. Обучающиеся, переходя от одного преподавателя к другому в рамках одного профмодуля, не понимают, что изучение материала происходит в рамках формирования одной и той же профессиональной компетенции (поэтапно через все звенья профессионального модуля). Они сдают экзамены (диф-

ференцированные зачеты) по одному междисциплинарному курсу и не сохраняют конспекты, в которых содержатся базовые понятия, необходимый материал, который им может пригодиться в дальнейшем при изучении следующего междисциплинарного курса. Самое главное, что у некоторых обучающихся нет окончательного представления о дальнейшем применении сформированных профессиональных компетенций и практического опыта в учебном процессе. А ведь при выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР) по теме «Проектирование участка железнодорожного пути» обучающимся необходимо подтвердить сформированность профессиональных компетенций ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог. А в процессе защиты ВКР — продемонстрировать соответствие подготовки требованиям образовательных стандартов для присуждения квалификации «техник» по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Отсюда и возникают противоречия в целостной картине формируемых профессиональных компетенций.

Новокузиецкии гориотрамспортный колледж г. Новокузнецк ЭУМК профессионального модуля

ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

ДПЙРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КВЛЕЮВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУД«>СТВ£ННО£ КАЗФНОЕ ПИ) «СОЮНАЛ ОС О В>АЭ06 АТЕ/1 ЬН01УЧРЕЖД» ИЕ НОВО К/ЭНСЦКИЙ ГОР НО ТРАНСПОРТА ЬЙ КО/1ЛЕДК (ГКПОУ Нооогсу^мецгмигормотрв нспортныи юлледпф

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

(раздел выпускной квалификационной работы) ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

для обуоющжея специальности 081)2.10 Строительство мелезмых дорог, нуI ь и 1гу 1ваое хол ЙС1 по

ЕР

Российс-аи Федерация

Нптиу1НР<^К( Х)1К г

Рис. 3. Раздел ЭУМК «Выпускная квалификационная работа» ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

Внедрение в учебный процесс ЭУМК профессионального модуля поможет нашим обучающимся увидеть формируемые компетенции в системе:

• все материалы, представленные в ЭУМК, созданы на высоком методическом уровне в соответствии с ФГОС СПО по специальности;

• в ЭУМК представлены все структурные компоненты ЭОР, согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013;

• при создании ЭУМК выдержаны все дидактические принципы: доступность, единство, научность, наглядность, системность, проблем-ность, сознательность обучения и др.,

• при создании ЭУМК выдержаны все методические принципы: модульность, вариативность, стереоскопичность (наглядное представление разных видов информации, таких как текст, звук, движение, графика), осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок, предъявление образцов решений);

• при создании ЭУМК выдержан принцип открытости:

- комплекс допускает дальнейшие изменения в своей структуре как по объему, так

и по составляющим блокам (в случае глобального изменения рабочей программы профессионального модуля при переходе на профессиональный стандарт);

- допускается включение новых модулей (блоков), а в них — новых учебных элементов (преподаватели планируют поэтапное включение видеолекций);

- информация, содержащаяся в ЭУМК, доступна для ее использования в локальных и глобальных сетях;

• структура и состав ЭУМК может меняться в связи с новыми требованиями к организации учебного процесса, внедрением инновационных технологий;

• ЭУМК включает в себя следующие обязательные разделы:

- нормативный;

- учебно-методический;

- контрольно-измерительный;

- информационный.

Наша работа продолжится до тех пор, пока идет процесс выявления положительных и отрицательных качеств ЭУМК профессио-

Рис. 4. Содержание учебно-методического раздела ЭУМК ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог

нального модуля ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог в процессе его использования обучающимися, пока экспериментально проверяются педагогические условия создания целостной картины профессионального модуля, пока уточняются возможности применения ЭУМК обучающимися как дневной, так и заочной формы обучения. Дея-тельностный подход позволит нам оценить: насколько активизируется деятельность обучающегося от задания к заданию; усилятся ли его интерес и желание использовать ЭУМК ПМ.01 после сдачи экзамена квалификационного, в период выполнения выпускной квалификационной работы; сумеет ли обучающийся применить накопленные знания и умения в дальнейшем; сможет ли он оказать консультативную помощь более слабым одно-группникам, используя ЭУМК.

В заключение хочется отметить, что разработка и внедрение в образовательный процесс электронного учебно-методического комплекса профессионального модуля — это наш первый опыт, который мы транслируем в педагогическом коллективе Новокузнецкого горнотранспортного колледжа через проведение интегрированных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов, мастер-классов «Междисциплинарная интеграция с использованием электронных образовательных ресурсов как средство повышения качества профес-

сионального образования». Также мы представляли свои работы:

• на Всероссийском педагогическом конкурсе «Электронное учебное пособие» при Всероссийском центре дистанционного образования «Прояви себя», май 2015 г. — диплом победителей;

• Общероссийском конкурсе инноваций «Качественное образование — будущее России» Национальной премии «Элита российского образования» в направлении «За инновации в области науки и технологии образования», номинация «Лучший урок с применением электронного обучения — 2015», ноябрь 2015 г. — диплом победителей;

• II Международном конкурсе педагогического творчества «Ступени мастерства», номинация «Электронное учебное пособие», февраль 2016 г. — диплом победителей II степени;

• Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век» (КРИРПО), статья «Электронные образовательные ресурсы с элементами междисциплинарной интеграции ка средство повышения качества профессионального образования (из опыта работы)», март 2016 г. — сертификаты участников, публикация в сборнике;

• областном конкурсе «Лучший электронный образовательный ресурс для профессиональных образовательных организаций», номинация «Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)», декабрь 2016 г.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Н. В. Авилова, преподаватель Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Сегодня на рынке труда чрезвычайно велик спрос на специалистов в области логистического управления потоковыми процессами: материальными, информационными, финансовыми, сервисными. В Новокузнецке логисты нужны и торговым фирмам, и промышленным компаниям, и транспортно-экспедиторским организациям, и даже коммерческим складам (компаниям, оказывающим складские услуги). Высокий спрос на логистов объясняется тем, что основной целью их деятельности является оптимизация совокупных затрат, начиная от поста-

вок сырья, материалов, комплектующих и т. д. и заканчивая конечным потреблением продукции покупателем.

В настоящее время ни один вуз Новокузнецка таких специалистов по ключевым логистическим функциям (закупка, транспортировка, складирование

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.