Научная статья на тему 'Социальное партнерство новокузнецкого горнотранспортного колледжа и школ новокузнецка'

Социальное партнерство новокузнецкого горнотранспортного колледжа и школ новокузнецка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Т. В., Молчанова Е. С., Буркина В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство новокузнецкого горнотранспортного колледжа и школ новокузнецка»

В настоящее время Кузбасс активно включился в движение WorldSkills. Международные стандарты и требования к квалификации рабочих и специалистов среднего звена могут быть рассмотрены образовательной организацией в качестве исходных данных при взаимодействии с социальными партнерами. Понимая сложившуюся ситуацию, социальные партнеры помогают обучающимся нашего техникума при подготовке к участию в региональных отборочных соревнованиях по профессиональному мастерству WorldSkills Russia. С 2014 года обучающиеся ПЭМСТ принимают активное участие в региональных отборочных соревнованиях по профессиональному мастерству WSR, и в компетенции «сетевое и системное администрирование» заняли 3-е место. В 2016 году выпускник

нашего техникума принял участие в региональном отборочном этапе II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в компетенции «электромонтаж» и занял 2-е место.

Результатом взаимодействия ПЭМСТ с социальными партнерами является создание качественно новых условий для получения профессионального образования, адекватных современным требованиям, повышение привлекательности среднего профессионального образования для молодежи. Для работодателей — повышение гибкости и инвестиционной привлекательности профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на качественно новом уровне.

социальное партнерство новокузнецкого горнотранспортного колледжа

и школ новокузнецка

т. В. Вишнякова, мастер производственного обучения Новокузнецкого горнотранспортного колледжа Е. С. Молчанова, преподаватель дисциплин профессионального цикла, заслуженный мастер производственного обучения, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации В. Е. Буркина, мастер производственного обучения

В настоящее время актуальны вопросы социального партнерства профессиональных образовательных организаций и работодателей, возможности использования элективных курсов в профориентацион-ной работе современного колледжа.

От рабочих и специалистов высокой квалификации в условиях динамично меняющихся профессиональных технологий требуется не столько сумма конкретных знаний и умений, сколько способность гибко встраиваться в систему новых требований к профессионалу. Задачей профессионального образования сегодня является оптимизация профессионального самоопределения обучающихся школ. Проблема профессионального самоопределения — одна из важнейших в жизни человека — является способом

-лу-Ушв' '

Т. В. Вишнякова

Е. С. Молчанова

В. Е. Буркина

самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность — это основа удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации личности. Сложившиеся условия на рынке труда ставят современных подростков в жесткие условия конкуренции. Дефицит рабочих мест, разрушенная система трудоустройства, несовершенство законодательства приводят к тому, что выпускники школ

становятся социально незащищенными, теряют уверенность в завтрашнем дне.

Поэтому можно утверждать, что деятельность образовательных организаций по управлению профессиональным самоопределением обучающихся способствует их адаптации к условиям рынка труда и должна быть приоритетной в процессе социализации. Пока школа не в состоянии в одиночку выполнять функцию социализации обучающихся. Необходима организация социального партнерства между учреждениями общего и профессионального образования. Новокузнецкий горнотранспортный колледж на протяжении нескольких лет активно взаимодействует со школами Новокузнецка по профориентации.

Одна из форм совместной деятельности — это разработка и проведение элективных курсов как образовательно-развивающей среды для раскрытия индивидуальных склонностей, творческого потенциала и самостоятельности личности, обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся. Цель социального партнерства — личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.

Элективные курсы — новый элемент учебного процесса, позволяющий удовлетворять разнообразные познавательные интересы обучающихся. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Сегодня это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, так как направленность курсов обучающийся выбирает самостоятельно.

Организация элективных курсов решает следующие задачи:

• реализует индивидуализацию обучения, удовлетворяет образовательные потребности обучающихся;

• создает условия для того, чтобы подросток утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него;

• помогает старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

На базе колледжа для абитуриентов проводятся элективные курсы «Путь в профессию» по разным направлениям подготовки: строительство и эксплуатация автомобильных дорог

и аэродромов; строительство железных дорог; путь и путевое хозяйство.

Программа курса рассчитана на восемь часов, включает теоретический раздел, где обучающиеся знакомятся с понятием и значением профессии в жизни человека, классификацией профессий, уровнем профессиональной пригодности. Практический раздел включает знакомство школьников с путевым хозяйством: оборудованием и путеизмерительной аппаратурой, используемой в путевом хозяйстве, геодезическими инструментами, приспособлениями для проведения работ при изысканиях, проектировании и строительстве железных дорог.

Первое занятие называется «Человек в мире профессий». Преподаватель, дисциплин профессионального цикла Елена Семеновна Молчанова всегда очень увлеченно рассказывает ребятам о своем любимом деле, об особенностях железнодорожных профессий и предъявляемым к ним требованиям, о перспективах и основных направлениях развития железнодорожного транспорта в XXI веке. Как интересно создавать своими руками красоту железного полотна, как много современного оборудования, которое может использовать в работе настоящий профессионал, как ответственно надо относиться к результатам своей работы. И, конечно, она говорит об успехах своих выпускников.

После такой увлекательной беседы у обучающихся появляется естественное желание строить железную дорогу, быть настоящим профессионалом своего дела.

Курсы проводятся один раз в неделю в течение трех месяцев: час теории в кабинете дисциплин профессионального цикла и два часа практики в учебной мастерской. Что интересно, учащиеся школ никогда не опаздывают на занятия, всегда задают очень много вопросов и с удовольствием выполняют практические задания. Для них очень важна оценка их работы, поэтому в конце каждого занятия на это обязательно отводится время.

Отзывы учащихся это подтверждают: «Я надеюсь, что приобретенные мною умения и знания на элективных курсах помогут мне в дальнейшей жизни. Специальность очень понравилась, и я планирую поступить в ваш колледж после окончания 9-го класса»; «Элективные курсы мне помогли в выборе учебного заведения, где мне нравится учиться».

После окончания курсов ребятам выдается сертификат. Но важнее, конечно, другой результат — познакомившись ближе с профессией, подросток быстрее и легче самоопределяется, оценивает свое желание и возможности, осоз-

нанно выбирает профессию и образовательное учреждение. Когда учащийся, выполняя те или иные виды работ, понимает, что это ему не интересно, это тоже положительный результат курсов, так как подросток может выбрать другой профессиональный путь. Из 52 учащихся, прошедших данные элективные курсы, за последние три года 36 поступили в колледж, выбрав специальность по душе — строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Опыт внедрения и проведения элективных курсов оказался успешным и получил широкий

положительный отклик. В настоящее время в Кемеровской области активно проводятся профессиональные пробы, поэтому элективные курсы были модернизированы в профессиональные пробы, которые будут проводиться в колледже в новом учебном году.

Проведение подобных элективных курсов помогает подростку определиться со специализацией и понять, какая специальность ему больше подходит, дает возможность углубить знания в интересном для него направлении, приобрести определенные умения и навыки.

организация совместной деятельности заочного отделения техникума с работодателями по подготовке квалифицированных специалистов

Е. И. Пугачева, заведующая заочным отделением Кузнецкого индустриального техникума

Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях является социальное партнерство с работодателями. Его эффективность определяется востребованностью выпускников на рынке труда. Сегодня рыночные отношения предполагают становление новой системы социального партнерства в сфере профессионального образования, основными целями которого являются взаимовыгодная совместная деятельность образовательных учреждений и работодателей по повышению качества профподготовки; формирование механизмов нормативно-правового сопровождения партнерских отношений. Сегодня именно работодатели — основные заказчики необходимых им рабочих кадров, специалистов и основные эксперты подготовленных кадров. Решение обозначенной задачи возможно при наличии отлаженной системы совместной деятельности образовательного учреждения и работодателя.

Основные направления совместной деятельности заочного отделения Кузнецкого индустриального техникума с работодателями:

— согласование вопросов организации целевого набора;

— совместная разработка основной профессиональной образовательной программы, фонда оценочных средств, методических указаний по выполнению контрольных работ;

— привлечение специалистов для подготовки выпускной квалификационной работы;

— совместная деятельность в проведении квалификационных испытаний, организации разных видов практик;

— совместное участие в работе государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации.

При разработке основной профессиональной образовательной программы важно определить специфику и механизм формирования вариативной части программы с учетом требований к результатам обучения по профессии (специальности), выдвигаемых региональным рынком труда. Возникает необходимость выявлять изменения, происходящие в технологии производства и организации труда, определять необходимые для региона дополнительные профессиональные компетенции, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений, знаний и приобретаемого практического опыта. Представители различных служб АО «ЕВРАЗ ЗСМК» систематически корректируют предложения по распределению вариативной части профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.