Научная статья на тему 'Организация совместной деятельности заочного отделения техникума с работодателями по подготовке квалифицированных специалистов'

Организация совместной деятельности заочного отделения техникума с работодателями по подготовке квалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация совместной деятельности заочного отделения техникума с работодателями по подготовке квалифицированных специалистов»

нанно выбирает профессию и образовательное учреждение. Когда учащийся, выполняя те или иные виды работ, понимает, что это ему не интересно, это тоже положительный результат курсов, так как подросток может выбрать другой профессиональный путь. Из 52 учащихся, прошедших данные элективные курсы, за последние три года 36 поступили в колледж, выбрав специальность по душе — строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Опыт внедрения и проведения элективных курсов оказался успешным и получил широкий

положительный отклик. В настоящее время в Кемеровской области активно проводятся профессиональные пробы, поэтому элективные курсы были модернизированы в профессиональные пробы, которые будут проводиться в колледже в новом учебном году.

Проведение подобных элективных курсов помогает подростку определиться со специализацией и понять, какая специальность ему больше подходит, дает возможность углубить знания в интересном для него направлении, приобрести определенные умения и навыки.

организация совместной деятельности заочного отделения техникума с работодателями по подготовке квалифицированных специалистов

Е. И. Пугачева, заведующая заочным отделением Кузнецкого индустриального техникума

Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях является социальное партнерство с работодателями. Его эффективность определяется востребованностью выпускников на рынке труда. Сегодня рыночные отношения предполагают становление новой системы социального партнерства в сфере профессионального образования, основными целями которого являются взаимовыгодная совместная деятельность образовательных учреждений и работодателей по повышению качества профподготовки; формирование механизмов нормативно-правового сопровождения партнерских отношений. Сегодня именно работодатели — основные заказчики необходимых им рабочих кадров, специалистов и основные эксперты подготовленных кадров. Решение обозначенной задачи возможно при наличии отлаженной системы совместной деятельности образовательного учреждения и работодателя.

Основные направления совместной деятельности заочного отделения Кузнецкого индустриального техникума с работодателями:

— согласование вопросов организации целевого набора;

— совместная разработка основной профессиональной образовательной программы, фонда оценочных средств, методических указаний по выполнению контрольных работ;

— привлечение специалистов для подготовки выпускной квалификационной работы;

— совместная деятельность в проведении квалификационных испытаний, организации разных видов практик;

— совместное участие в работе государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации.

При разработке основной профессиональной образовательной программы важно определить специфику и механизм формирования вариативной части программы с учетом требований к результатам обучения по профессии (специальности), выдвигаемых региональным рынком труда. Возникает необходимость выявлять изменения, происходящие в технологии производства и организации труда, определять необходимые для региона дополнительные профессиональные компетенции, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений, знаний и приобретаемого практического опыта. Представители различных служб АО «ЕВРАЗ ЗСМК» систематически корректируют предложения по распределению вариативной части профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы.

Для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, профессиональных и общих компетенций разработаны контрольно-оценочные средства (КОС). Фонд контрольно-оценочных средств ежегодно актуализируется, проходит внешнюю экспертизу работодателя.

Также работодатели систематически участвуют в рецензировании учебно-методических материалов по образовательной программе. Некоторые методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы получения образования разработаны с участием работодателей и имеют грифы согласования.

Для оценки качества подготовки студентов техникум приглашает представителей базовых предприятий на все виды квалификационных испытаний. Формой аттестации по профессиональным модулям является экзамен квалификационный. Экзамен проводится в виде выполнения кейс-заданий (производственные ситуации), защиты производственной практики путем разбора данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности студента на практике) или защиты портфолио. В состав экзаменационной комиссии обязательно входит представитель работодателя из числа руководящих работников предприятия.

Преддипломная практика является обязательной для всех студентов, проводится на 4-м (3-м) курсе после последней сессии и предшествует государственной итоговой аттестации. Преддипломную практику обучающийся проходит по месту своей работы, после нее проводится открытая защита также с участием представителей предприятий. Работодатели имеют возможность объективно оценить качество подготовки выпускников.

Государственная итоговая аттестация в соответствии с учебным планом на заочном отделении проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломного проекта или дипломной работы для специальности «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

В процедуре ГИА непосредственное участие принимают представители работодателя, как в составе ГЭК, так и в качестве слушателей по приглашению или заявке.

Тематика выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) соответствует содержанию профессиональных модулей, учитывает запросы предприятий и организаций работода-

телей, носит индивидуальный характер в соответствии с образовательной траекторией.

Темы дипломных проектов разрабатываются совместно с представителями соответствующих служб (механических, энергетических) различных предприятий города, региона, согласовываются с председателем ГЭК (работодателем). Студенты заочной формы получения образования проходят преддипломную практику на своих рабочих местах, поэтому руководителям преддипломной практики и выпускной квалификационной работы приходится прилагать немало усилий при разработке тем дипломного проектирования, которые в большинстве случаев носят исследовательский характер. Например, «Внедрение технологии обратного осмоса для очистки воды в химическом цехе ПВС АО «ЕВРАЗ ЗСМК», «Аналитический обзор конструкции печного выталкивателя стана 250-2», «Использование пара котлов конвертерных цехов АО «ЕВРАЗ ЗСМК» для выработки электроэнергии» и др.

Большинство дипломных проектов имеют практическую значимость и предлагаются представителями работодателя к внедрению в производство.

Выпускники заочного отделения занимаются научно-практической работой. Например, Максим Петров принимал участие в научно-технической конференции молодых специалистов, которую ежегодно проводит АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Надежда Дмитриевна Подбережная, преподаватель техникума, выступала в качестве научного руководителя его работы.

Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы свидетельствуют о соответствии качества подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта и регионального рынка труда. В результате сравнительного анализа проведенной государственной итоговой аттестации выпускников 2016/17 учебного года в сравнении с 2015/16 учебным годом были сделаны следующие выводы:

1) уровень профессиональной подготовки выпускников техникума соответствует требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по всем специальностям;

2) доля студентов, окончивших техникум с оценками «4» и «5», составляет 32 %;

3) большинство студентов показали высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, готовность применять свои знания и умения для успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, совместная деятельность заочного отделения Кузнецкого индустриального техникума с работодателями подтверждает свою актуальность. Только в тесном единстве с работодателями становится возможным эффективно реализовать основную функцию образовательного учреждения — удовлетворе-

ние потребности рынка труда в высококвалифицированных кадрах. Нам всем необходимо стремиться к тому, чтобы наши выпускники были успешными в своей профессиональной деятельности.

дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных

программ в контексте фгос спо по профессии «ювелир»

О. П. Ижмулкин

Н. В. Орлова

М. В. шишова

О. П. Ижмулкин, директор Губернаторского техникума народных промыслов, г. Кемерово Н. В. Орлова, заместитель директора по учебно-методической работе М. В. шишова, заместитель директора по учебно-производственной работе

Губернаторский техникум народных промыслов в ходе реализации профессиональных образовательных программ по профессии «ювелир» использует элементы дуального обучения.

Положение техникума о порядке организации и проведения дуального обучения предусматривает совмещение теоретической и практической подготовки: студент овладевает основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте — Кузбасской ювелирной фабрике «Золотое руно» (руководитель — Юрий Павлович Филиппов).

На базе техникума неоднократно проводились совместные совещания и круглые столы, педагогические советы с приглашением представителя КЮФ «Золотое руно» — главного инженера и начальника цеха О. А. Кашиной, — на которых решались первоочередные задачи подготовки профессионалов через организацию практик.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение студентами необ-

ходимых умений и опыта практической работы по профессии.

Исходя из основного принципа дуальной системы обучения — равная ответственность образовательной организации и предприятия за качество подготовки кадров, — можно сделать вывод, что дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды: техникум и предприятие-работодатель.

Для представителей КЮФ «Золотое руно» дуальное обучение — это возможность подготовить для себя кадры через активное участие в образовательном процессе:

— оказывать консультативную и практическую помощь студентам во время практики;

— наглядно демонстрировать приемы выполнения операций;

— осуществлять контроль качества выполняемой работы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.