Научная статья на тему 'Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте фгос СПО по профессии «Ювелир»'

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте фгос СПО по профессии «Ювелир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ижмулкин О.П., Орлова Н.В., Шишова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте фгос СПО по профессии «Ювелир»»

социальное партнерство

Таким образом, совместная деятельность заочного отделения Кузнецкого индустриального техникума с работодателями подтверждает свою актуальность. Только в тесном единстве с работодателями становится возможным эффективно реализовать основную функцию образовательного учреждения — удовлетворе-

ние потребности рынка труда в высококвалифицированных кадрах. Нам всем необходимо стремиться к тому, чтобы наши выпускники были успешными в своей профессиональной деятельности.

дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных

программ в контексте фгос спо по профессии «ювелир»

О. П. Ижмулкин

Н. В. Орлова

М. В. шишова

О. П. Ижмулкин, директор Губернаторского техникума народных промыслов, г. Кемерово Н. В. Орлова, заместитель директора по учебно-методической работе М. В. шишова, заместитель директора по учебно-производственной работе

Губернаторский техникум народных промыслов в ходе реализации профессиональных образовательных программ по профессии «ювелир» использует элементы дуального обучения.

Положение техникума о порядке организации и проведения дуального обучения предусматривает совмещение теоретической и практической подготовки: студент овладевает основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте — Кузбасской ювелирной фабрике «Золотое руно» (руководитель — Юрий Павлович Филиппов).

На базе техникума неоднократно проводились совместные совещания и круглые столы, педагогические советы с приглашением представителя КЮФ «Золотое руно» — главного инженера и начальника цеха О. А. Кашиной, — на которых решались первоочередные задачи подготовки профессионалов через организацию практик.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение студентами необ-

ходимых умений и опыта практической работы по профессии.

Исходя из основного принципа дуальной системы обучения — равная ответственность образовательной организации и предприятия за качество подготовки кадров, — можно сделать вывод, что дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды: техникум и предприятие-работодатель.

Для представителей КЮФ «Золотое руно» дуальное обучение — это возможность подготовить для себя кадры через активное участие в образовательном процессе:

— оказывать консультативную и практическую помощь студентам во время практики;

— наглядно демонстрировать приемы выполнения операций;

— осуществлять контроль качества выполняемой работы;

80

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №4 (55) 2017

- социальное партнерство -

— участвовать в разработке учебных программ междисциплинарных курсов (предложения по реализации вариативной части);

— согласование практических заданий для выпускной квалификационной работы;

— участие в работе государственной экзаменационной комиссии на государственной итоговой аттестации и др.

Техникум при организации дуального обучения несет ответственность в соответствии с законодательством:

— за формирование и утверждение распорядительного акта по списочному составу студентов, направляемых на фабрику для дуального обучения;

— получение студентами в полном объеме образования в соответствии с ФГОС СПО, учебным планом и программой дуального обучения;

— выдачу документа об уровне квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена студентами по результатам освоения модуля образовательной программы;

— соблюдение студентами действующих на фабрике правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, требованй иных локальных актов, требований по использованию имущества предприятия;

— обеспечение реализации мастером производственного обучения в пределах предоставленных ему полномочий ФГОС СПО, программы дуального обучения, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по заполнению журнала учета проводимых занятий, контролю за ведением дневника студентами, систематическому внесению данных об успеваемости студентов в журнал практических занятий);

— обеспечение учета результатов освоения программы дуального обучения в рамках государственной итоговой аттестации.

Для студентов дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность, безболезненно адаптироваться к условиям трудовой производственной деятельности и немедленно применить приобретенные знания и умения.

Не секрет, что материально-техническая база образовательной организации существенно отличается от материально-технической базы профильных предприятий. ФГОС по профессии «ювелир» предполагает наличие ювелирной и ограночной мастерских с дорогостоящим оборудованием. На КЮФ «Золотое руно» студентам техникума предоставляется возможность пройти обучение на различных рабочих местах, а также возможность использования студентами расходных материалов при изготовлении изделий (драгоценные металлы и камни).

Немаловажным является тот факт, что применение технологии дуального обучения способствует снижению нагрузки на бюджет техникума по обеспечению материально-технической базы для подготовки по профессии «ювелир», что еще раз актуализирует важность партнерства техникума и фабрики.

В заключение следует подчеркнуть, что реализация дуального обучения способствует переходу на качественно новый уровень подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для производства, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников техникума, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, также развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 4 (55) 2017

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.