Научная статья на тему 'Элементы дуального обучения в образовательном процессе как одна из форм государственно-частного партнерства'

Элементы дуального обучения в образовательном процессе как одна из форм государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ / WORKING SKILLS / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ФГОС СПО / STUDY PLAN / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галанина Марина Алексеевна, Бочанова Наталья Владимировна

В статье доказывается перспективность дуального обучения для российской системы среднего профессионального образования, описываются этапы внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stages of dual education as one of the forms of state and private partnership

This article shows the progress of dual education in Russian system of vocational training and the stages of this system implementation in the training process at the college as well.

Текст научной работы на тему «Элементы дуального обучения в образовательном процессе как одна из форм государственно-частного партнерства»

д

УАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Элементы дуального обучения в образовательном процессе как одна из форм государственно-частного партнерства

lii

ГАЛАНИНА Марина Алексеевна,

кандидат педагогических наук, директор Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса, Тюмень

Аннотация

В статье доказывается перспективность дуального обучения для российской системы среднего профессионального образования, описываются этапы внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс техникума.

Ключевые слова

государственно-частное партнерство, дуальное обучение, профессиональное образование, рабочая профессия, учебный план, ФГОС СПО

БОЧАНОВА

Наталья Владимировна,

заместитель директора Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса, Тюмень

Идея дуального обучения пришла к нам из Германии. Именно там дуальная система является наиболее распространенной и популярной среди молодежи траекторией профессионального образования. Почти полувековой опыт применения данной модели подготовки рабочих кадров в Германии, а также опыт ее адаптации к условиям целого ряда других стран позволяют выявить теоретико-методологические и организационно-практические основания, обеспечивающие возможность их использования в российском профессиональном образовании.

Среди преимуществ дуальной системы выделим основные:

• профессиональные навыки, полученные обучающимися в процессе дуального обучения, увеличивают гибкость и мобильность работников, снижают их социальную дезадаптацию;

• приобретение профессиональных навыков позволяет выпускникам более успешно продвигаться по карьерной лестнице;

• достойная стипендия от предприятия влияет на повышение качества жизни обучающихся.

Однако перед нами не стоит задача полностью воспроизвести германскую систему профессионального образования. Сегодня более целесообразным является внедрение отдельных ее элементов, адаптация системы к российским реалиям.

Проект внедрения дуальной системы в отдельно взятом техникуме

В 2014 году в Тюменском техникуме индустрии питания, коммерции и сервиса был разработан Проект внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс «Время работать вместе!».

Необходимость разработки проекта, позволяющего более эффективно переориентироваться на рыночные отношения, была продиктована самой жизнью: в связи с ускоряющимися темпами развития региональной экономики работодатели испытывают дефицит квалифицированных кадров. Вместе с тем обучение специалиста, востребованного рынком труда, может занять от 3 до 5 лет, включая годы обучения в профессиональной образовательной организации и дополнительное корпоративное обучение на предприятиии, при этом активно расходуются экономические ресурсы государства и бизнеса одновременно. Однако

работодателям уже сегодня нужны квалифицированные кадры, полностью удовлетворяющие их запросам.

Целью проекта внедрения элементов дуального обучения является совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей регионального рынка труда в квалифицированных кадрах и повышение конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг.

В рамках заявленной цели проектом предусмотрено решение следующих задач:

1) разработать и модернизировать совместно с работодателями образовательные программы, которые бы полностью удовлетворяли требованиям ФГОС и запросам работодателей;

2) развить и совершенствовать принципы и механизмы сетевого взаимодействия и кооперации с социальными партнерами;

3) реализовать практическую подготовку обучающихся на основе принципов дуального обучения;

4) разработать механизм совместного финансирования профессионального обучения — распределения затрат на профессиональное обучение пропорционально между государством и бизнесом;

5) удовлетворить запросы рынка труда Тюменской области в квалифицированных кадрах.

Этапы проекта

На начальном этапе проектирования была проведена большая подготовительная работа: проведен системный анализ факторов (внешних и внутренних), оказывающих существенное влияние на деятельность техникума (SWOT), что позволило оценить риски, сформулировать преимущества образовательной организации на региональном рынке образова-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И

УАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

тельных услуг и определить направления работы по внедрению проекта.

Согласно проекту студенты техникума большую часть учебного времени должны проводить на конкретном предприятии, где для них организовано проведение лабораторно-пра-ктических занятий и всех видов практики. Занятия должны проводить опытные наставники из числа квалифицированных специалистов предприятия.

Выбор партнера

На этапе подготовки решалась задача по поиску и привлечению партнеров для реализации проекта внедрения дуального обучения. Предприятие-партнер должно было обладать необходимыми ресурсами для реализации образовательного процесса и вместе с тем иметь современное производственное оснащение.

Наиболее удачным для нас вариантом стало сотрудничество с Тюменским филиалом Российско-Германского концерна КЦА ДОЙТАГ ДРИЛЛИНГ, где соединились все условия, необходимые для внедрения элементов дуального обучения: в КЦА имеются собственный учебный центр с оборудованными учебными классами, современные логистические центры, оснащенные новейшим оборудованием и технологиями, и, что наиболее ценно, на предприятии работают специалисты-наставники, имеющие большой опыт работы по немецкой дуальной системе подготовки рабочих кадров.

Сотрудничество с КЦА ДОЙТАГ ДРИЛ-ЛИНГ возникло на почве взаимного интереса:

- с одной стороны, в КЦА стояла острая проблема подготовленных кадров для работы в логистических центрах концерна (на протяжении нескольких лет вакансии специалистов закрывали выпускниками ВПО, которые были не готовы к трудовой деятельности по рабочим профессиям, а специалистов по логистике в тюменской системе СПО (НПО) никто не готовил);

- с другой стороны, в 2013 году в техникуме открылась специальность «Операционная деятельность в логистике» с присвоением выпускникам квалификации «Операционный логист», и перед нами стояла задача организации производственной практики для обучающихся в современных логистических центрах.

По новому учебному плану

Проект внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс стартовал в начале 2014/15 учебного года. Группа по специальности «Операционная деятельность в логистике», сформированная с учетом требований будущих работодателей, предъявляемых к уровню знаний абитуриентов, приступила к обучению по новому учебному плану. Дуальное обучение на предприятии организовано с целью освоения профессионального модуля «Выполнение работ по профессии кладовщик». В программах, разработанных совместно со специалистами КЦА ДОЙТАГ, предусматривается:

- освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций по рабочей профессии;

- приобретение обучающимися практического опыта;

- совмещение обучения на базе предприятия и в техникуме при условии обеспечения выполнения ФГОС.

Обучение с использованием элементов дуальной системы имеет целый ряд преимуществ перед традиционными формами образования: при дуальной целевой подготовке обучающиеся приобретают на ранних стадиях обучения необходимые для трудовой деятельности профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы они по-но-в ому осмысливают будущую специальность и принимают обоснованное решение о правильности ее выбора. Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях.

И снова о преимуществах дуальной системы

Внедрение элементов дуальной системы подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой.

Дуальная система создает высокую мотивацию обучающихся к получению знаний и приобретению навыков в работе, одновременно являясь инструментом популяризации рабочих профессий.

Для предприятий дуальное образование — это возможность подготовить специалистов, максимально соответствующих корпоративным стандартам, не требующих переучивания и адаптации на начальном этапе профессиональной деятельности.

На государственном уровне внедрение элементов дуального образования поможет существенно экономить бюджетные средства за счет инструментов софинансирования подготовки квалифицированных кадров.

Система дуального обучения способна реально объединить образование и бизнес, ввести в практику нормы совокупной ответственности за подготовку кадров и явиться одной из наиболее востребованных форм государственно-частного партнерства.

Перед нами не стоит задача полностью воспроизвести германскую систему дуального обучения, более целесообразным является внедрение отдельных ее элементов.

Целью проекта внедрения элементов дуального обучения является совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей регионального рынка труда.

Предприятие-партнер должно обладать необходимыми ресурсами для реализации образовательного процесса и вместе с тем иметь современное производственное оснащение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.