социальное партнерство и практикоориентированность профессионального образования
П. А. флейшгауэр, заместитель директора по учебно-производственной работе Киселевского горного техникума
Нормативной основой современного этапа развития профессионального образования является вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 ФЗ). Закон включает работодателей и их объединения в состав участников отношений в сфере образования (статья 2). Работодатели и их объединения как социальные партнеры включены в структуру системы образования (статья 10). Представители работодателей играют важную роль в создании и деятельности учебно-методических объединений, которые осуществляют научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования (статья 19). В соответствии со статьей 59 к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений. Социальные партнеры должны обязательно участвовать в проведении квалификационного экзамена (статья 74). Работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (статья 96). Таким образом, новый закон об образовании расширяет спектр направлений развития социального партнерства в системе профессионального образования.
Взаимодействие системы профессионального образования и производства, основанное на согласовании интересов всех участников этого процесса, требует нового подхода к формированию содержания профессионального образования.
В таком сотрудничестве особое значение приобретает внешняя оценка качества образования, которая может осуществляться внешними экспертами (социальными партнерами)
по следующим критериям:
— соответствие содержания образования требованиям ФГОС и профессиональным стандартам;
— уровень профессиональной квалификации выпускников и их востребованность на рынке труда и т. п.
Понимая, что социальное партнерство является важным фактором, обеспечивающим качественную подготовку выпускников, Киселевский горный техникум уже продолжительное время успешно сотрудничает с предприятиями: УК «Кузбассразрезуголь», ООО «Стройсер-вис», «СДС», ОАО «Кузбасская топливная компания», АО «СУЭК-Кузбасс»», «ЕВРАЗ-ЗСМК», ООО «Кора-ТК», ООО «УЧАСТОК «КОКСОВЫЙ», ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» и др.
Организуя взаимодействие с социальными партнерами, мы выходим на следующие результаты:
— совместная разработка ОПОП;
— допуск сетевых образовательных услуг;
— координация действий участников взаимодействия;
— взаимозачет образовательных достижений;
— подписание и реализация договоров с социальными партнерами;
— финансово-экономическое взаимодействие с социальными партнерами.
Механизм допуска образовательных услуг предполагает предварительную экспертизу качества всего комплекса образовательных услуг, предлагаемых образовательными организациями для реализации в очередном учебном году.
В рамках социального партнерства используются следующие механизмы:
1. Взаимодействие техникума и социальных партнеров, не предусматривающее взаимные финансовые обязательства:
— трудоустройство специалистов предприятий, социальных партнеров совместителями в техникум для ведения элективных курсов, производственных практик, кружков, работы ресурсных центров и др.;
— другие механизмы, не противоречащие действующему законодательству (экспертиза в ходе итоговой аттестации выпускников, стажировка педагогов, экскурсии на предприятия, участие в корректировке учебных программ, социальное взаимодействие с участниками педагогического процесса, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, социальные проекты, праздничные, волонтерские мероприятия).
2. Финансово-экономические механизмы деятельности образовательной сети в условиях нормативно-душевого финансирования предполагают использование нормативов, основанных на расчете стоимости бюджетной образовательной услуги в соответствии со стоимостью стандартной образовательной программы и числом студентов, обучающихся по этой программе, что обеспечивает возможность передачи финансирования из организации в организацию (производственная практика студентов, грантовые программы; спортивно-оздоровительные мероприятия, строительные отряды).
Примером служит пожертвование компании АО «СУЭК-Кузбасс» на приобретение современных обучающих комплексов, оборудования, про-
грамм, а также выплаты стипендий обучающимся техникума.
Взаимодействие техникума с работодателями помогает повысить качество обучения, а также дает возможность обучающимся получить специализированные навыки, которые могут быть в силу различных причин им были недоступны.
Компания АО «СУЭК-Кузбасс» оказывает поддержку обучающимся Киселевского горного техникума в приобретении профессиональных навыков через систему наставничества молодых специалистов, в проведении различных профессиональных конкурсов, поощряя победителей и выдвигая молодых специалистов на более престижные конкурсы. Примером является участие студентов в V Юбилейном молодежном научно-практическом форуме «Горная школа — 2016», целью которого является формирование эффективной отраслевой площадки для развития и комплексной оценки молодых перспективных работников горнодобывающих компаний и студентов.
«Горная школа» — крупнейший в России отраслевой образовательный проект, созданный на базе акционерного общества «Сибирская угольная энергетическая компания «СУЭК-Кузбасс», направленный на оценку и развитие личностного и профессионального потенциала лучших представителей молодежи горнодобывающей промышленности.
Борьба команд — участниц «Горной школы» — была упорной, участники пытались доказать, что они лучшие из лучших. Но на пьедестале почета всего три места, и в этом году все
три комплекта медалей завоевали хозяева, представители Кемеровской области.
Капитаном команды КГТ был выбран Павел Косарев, в состав команды от ПОО юга Кузбасса вошли по пять человек от ЛКГК, ПГТК, КГТ.
Работодатели активно участвуют в оценке качества подготовки выпускников техникума. Председателями и членами государственных экзаменационных комиссий являются социальные партнеры: инженерно-технические работники ООО «Шахта № 12», ООО «Шахтоуправление «Карагайлинское», АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «Талдинское Западное», АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «Котинское». На государственной (итоговой) аттестации выпускники защищают выпускную квалификационную работу. Специалисты предприятий — социальных партнеров — участвуют в разработке тем выпуск-
ных квалификационных работ. Ежегодно на педагогическом совете совместно с председателями и членами государственных экзаменационных комиссий проводится анализ профессиональной подготовки выпускников, составляется план мероприятий по устранению замечаний комиссии.
Таким образом, социальное партнерство техникума, организаций и предприятий представлено различными формами взаимодействия: производственная практика студентов, экспертиза в ходе итоговой аттестации выпускников, стажировка педагогов, экскурсии на предприятия, участие в корректировке учебных программ, строительные отряды, социальное взаимодействие с участниками педагогического процесса, совместное участие в реализации грантовых программ, в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, социальных проектах.
социальное партнерство в профессиональном образовании
КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
квалифицированных рабочих и специалистов
Е. А. шахова, заместитель директора по научно-методической работе Прокопьевского электромашиностроительного техникума
На современном этапе развития экономики профессиональные образовательные орагнизации должны быстро реагировать на изменения рынка труда. Этому может способствовать система социального партнерства как тип взаимодействия учреждений профессионального образования с субъектами и институтами рынка труда для согласования и реализации интересов участников этого процесса.
Профессиональные образовательные организации заинтересованы в развитии форм и механизмов социального партнерства, т. к. реализация данного направления служит достижению следующих целей и задач:
— развитие интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала профессионального образования;
— расширение имущественной и финансовой базы профессионального образования за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;
— обеспечение конкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества;
— создание новых специальностей в соответствии с потребностями экономики России;
— удовлетворение постоянно изменяющегося спроса на рынке труда;
— обеспечение широкой доступности профессионального образования;
— усиление инновационной составляющей образования.
Необходимость взаимодействия социальных партнеров с учреждениями профессионального образования подкрепляется еще рядом факторов:
— увеличение сложности производственных процессов, что ведет к повышению уровня требований к квалификации рабочих кадров и специалистов. Это делает необходимым постоянное обновление и развитие учебно-материаль-