ются в истории. Правильно заданный ученику вектор деятельности помогает ему стать настоящим профессионалом в постоянно меняющемся мире.
Большие усилия, терпение и время необходимы для деятельности наставника, но еще
больше — осознание огромной ответственности за другого человека, жизнь которого непременно измениться под влиянием наставничества. Взваливать ли на себя столь тяжкую и зачастую непосильную ношу — выбор каждого человека.
путь к успеху
Методическая разработка тематического родительского собрания
Л. В. Марченко, мастер производственного обучения ГПОУ «Киселевский политехнический техникум»
Пояснительная записка
В свете новых требований стандарта СПО необходимо изменить подход не только к преподаванию, но и к взаимодействию участников образовательного процесса. Эти изменения должны отразиться и на взаимоотношениях с родителями (законными представителями) обучающихся. Необходимо сделать их активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Если говорить о профориентационных мероприятиях, организуемых в нашем техникуме, то особый акцент хочется сделать на работе с родителями через следующие формы работы: групповые и общетехникумовские родительские собрания, индивидуальную работу с родителями слабо мотивированных на обучение студентов.
Кроме того, ФГОС СПО предполагает развитие социального партнерства с работодателями не только в вопросах организации практики обучающихся, но и в процессе обучения.
Объединение усилий педагогов, родителей и работодателей значительно повышает мотивацию обучающихся
Вот уже третий год мы проводим для обучающихся и их родителей родительские собрания с приглашением представителей работодателей.
Перед выходом на производственную практику на предприятия города по окончании курса МДК 1.1 «Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин» проводится родительское собрание совместно с обучающимися 2-го курса по профессии «машинист дорожных и строительных машин». В собрании участвуют представители базового предприятия, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав при Администрации Киселевского городского округа, мастера производственного обучения — выпускники техникума прошлых лет. Данное собрание сопро-
вождается выступлением вокальной группы обучающихся техникума «Унисон».
В рамках собрания решаются следующие задачи:
— обеспечить интеграцию усилий родителей и педагогов в деятельности по подготовке к промежуточной аттестации обучающихся 2-го курса;
— повысить мотивацию прохождения производственной практики,
— пополнить арсенал знаний родителей по вопросу прохождения производственной практики на предприятиях города;
— способствовать развитию культуры молодого рабочего;
— содействовать формированию прочной триединой связи: родители — студенты — техникум.
Такое собрание требует большой предварительной подготовки:
— заблаговременно оповестить родителей обучающихся (для этого подготовливаются и рассылаются приглашения на собрание);
— мастеру необходимо получить звонки от родителей с подтверждением присутствия на собрании;
— продумать форму и пригласить представителей базового предприятия СУЭК (социальный партнер), представитель КДН и ЗП, службы занятости;
— оформить актовый зал, презентации из жизни обучающихся в стенах техникума, стенгазеты;
— совместно с педагогом дополнительного образования разработать программу выступления студенческой вокальной группы «Унисон», включающую сольные номера.
Перед началом собрания гостям и родителям демонстрируются учебные стенды по профессии, выполненные обучающимися под руководством мастера производственного обучения С. И. Лебедева.
— профессиональная ориентация План-сетка собрания
Тема родительского собрания «Путь к успеху»
Группы МЭ-121; МД-121
Место проведения Актовый зал
Задачи Обучающая: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,клиентами • обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по подготовке к промежуточной аттестации обучающихся 2-го курса • повысить мотивацию прохождения производственной практики Развивающая: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач • пополнить арсенал знаний родителей по вопросу прохождения производственной практики на предприятиях города • развивать культуру молодого рабочего Воспитывающая: ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы • содействовать формированию прочной триединой связи: родители — студенты — техникум
Форма проведения Круглый стол
Продолжительность 1,5 часа
Используемые методы Словесные: • выступления, беседы, прения Наглядные: • оформление актового зала • презентация мероприятия • музыка о профессии • презентации из студенческой жизни • стенгазеты • стенд журналов «машинист дорожных и строительных машин», • макеты по профессии, изготовленные студентами • стенд новой учебной литературы Практические: • частично-поисковый • демонстрация действующего макета по профессии • выступление вокальной группы «Унисон»
Межпредметные связи • Курс МДК 1.1 «Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин» • ПМ.1 «Осуществление технического обслуживания и ремонт дорожных и строительных машин» (машинист экскаватора одноковшового — тракторист)
Средства проведения • материально-техническое оснащение: приглашения родителям на совместное родительское собрание, оформление актового зала, журналы «Машинист дорожных и строительных машин», новая учебная литература • учебно-методические (дидактические) и технические средства обучения: слайды, ноутбук, проектор для презентации, видеоматериал
Литература В помощь классному руководителю. — Мн.: ООО «Классико-принт», 2003. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001
Интернет-ресурсы [email protected] — Булаева Юлия Владимировна Красноярский край Поселок Шушенское, Муниципальное образовательное учреждение Шушенская средняя школа № 2
Повестка собрания
1. Ознакомление с формами промежуточной аттестации обучающихся на 2-м курсе (ответственный: мастер п/о).
2. Ознакомление с требованиями к прохождению производственной практики на предприятиях города (ответственный: зам. директора по УПР).
3. Ответственность родителей за воспитание детей и подростков по пр. 569 МВД РФ ст. 5.35 (ответственный: ответственный секретарь ко-
ход собрания
миссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Киселевского городского округа).
4. Анализ рынка труда г. Киселевска (ответственный: представитель центра занятости Киселевского городского округа или представители работодателей).
5. Возможности расширения профкомпетенций в стенах техникума (дополнительные образовательные услуги) (ответственный: методист ДОУ).
Этапы Время Выступающий Содержание выступления КМО
1. Организация начала мероприятия 1.1. Презентация мероприятия 2 мин. 3 мин. Мастер п/о Перед началом собрания на экране проходит демонстрация слайдов из студенческой жизни 2-го курса (на фоне мелодии) Приветствие родителей групп МЭ-121 и МД-121. Представление: — администрации Киселевского политехнического техникума — представителя базового предприятия по социальному партнерству — представителя КДН и ЗП Презентация мероприятия — презентации из студенческой жизни Стенгазеты Стенд журналов «Машинист дорожных и строительных машин» — макеты по профессии, изготовленные обучающимися
1.2 10 мин. Обучающиеся группы МЭ-121 Выступление вокальной группы «Унисон» Фонограммы песен
2. Основная часть
2.1 5 мин. Мастер п/о 1-й вопрос собрания Ознакомление с формами промежуточной аттестации общеобразовательного цикла и по профессиональной подготовке на 2-м курсе обучения по семестрам Таблицы проведения промежуточной аттестации по семестрам на 2-м курсе
3 мин. Возможные прения
2 мин. Мастер п/о Решение по первому вопросу: Родителям интересоваться у мастеров производственного обучения успеваемостью своих сыновей ежемесячно Стенгазеты Стенд журналов «Машинист дорожных и строительных машин»
2.2 7 мин. Зам. директора по УПР 2-й вопрос собрания Ознакомление с требованиями к прохождению производственной практики на предприятиях города Макеты по профессии, изготовленные обучающимися
5 мин. Представитель базового предприятия «СУЭК» Требования, предъявляемые к практикантам Требования, предъявляемые к выпускникам техникума в соответствии с присвоенной квалификацией Стенд журналов «Машинист дорожных и строительных машин»
7 мин. Ведущий специалист отдела кадров ОАО «Аргеллит» Предоставление полного соцпакета для работников и студентов на предприятии «Аргеллит». Ответственность родителей за соблюдение трудовой дисциплины студента на практике (опоздания, прогулы) Макеты по профессии, изготовленные обучающимися
3 мин Мастер п/о Необходимые документы на практике: договоры, дневники, аттестационный лист о прохождении производственной практики, заверенные печатями Слайды документов на экране
8 мин. Возможные прения
2 мин. Мастер п/о Решение по второму вопросу: родителям контролировать трудоустройство и прохождение производственной практики. О любых пропусках или опозданиях обучающихся сообщать мастерам производственного обучения Стенгазеты Стенд журналов «Машинист дорожных и строительных машин»
2.3 5 мин. Ответственный секретарь КДН и ЗП 3-й вопрос собрания Ответственность родителей за воспитание детей и подростов по пр. 569 МВД РФ п. 5.35 Макеты по профессии, изготовленные обучающимися
2 мин. Возможные прения
2 мин. Мастер п/о Решение по третьему вопросу: родители и подростки предупреждены об административной ответственности по ст. 5.35. и обязаны соблюдать регламент пребывания на улице в вечернее время. Соблюдать правила поведения в общественных местах Макеты по профессии, изготовленные обучающимися
2.4 5 мин. Представитель центра занятости Киселевского городского округа 4-й вопрос собрания Анализ рынка труда г. Киселевска Слайды
Возможные прения
2.5. 5 мин. Методист ДОУ 5-й вопрос собрания Получение второй специальности через ДОУ (дополнительные образовательные услуги) Макеты по профессии, изготовленные обучающимися
3 мин. Возможные прения
2 мин. Мастер п/о Решение по четвертому вопросу: к обучению по второй смежной специальности обучающиеся приступят с 15 января Макеты по профессии, изготовленные обучающимися
3. Заключительная часть
3.1 5 мин. Студент 2-го курса Демонстрация действующего макета по профессии Макет по устройству электрооборудования в кабине трактора
3.2 10 мин. Обучающиеся группы МЭ-121 Выступление вокальной группы «Унисон» Фонограммы песен
3.3 3 мин. Обучающиеся группы МД-121 Четверо обучающихся собирают смайлики по залу (оранжевого цвета — понравилось мероприятие, желтого — ничего особенного для себя не узнал, белого цвета — зря пришел) Выступление вокальной группы Слайды из жизни студенческой жизни
3 мин. Возможные прения
4. Рефлексия 3 мин. Мастер п/о Подводит итог полученных смайликов
Конспект
Перед началом собрания на экране демонстрируются слайды с картинками из студенческой жизни 2-го курса (на фоне мелодии)
1. Организационная часть.
Мастер п/о: Я рада приветствовать в нашем зале родителей двух групп по профессиям «машинист экскаватора» и «машинист бульдозера». На нашем собрании присутствует представители администрации Киселевского политехнического техникума: директор ..., заместитель дирктора по учебно-производственной ..., методист ДОУ ... . Гости сегодняшнего собрания: заместитель директора по производству Сибирской угольной компании ..., ведущий специалист отдела кадров ОАО «Аргеллит» ..., ответственный секретарь КДН и ЗП при Администрации Киселевского городского округа ... .
Совместное родительское собрание открывает вокальная группа «Унисон», лауреат всероссийского конкурса исполнителей авторской песни в г. Барнауле и победитель областного
конкурса «Юные звезды Кузбасса». В составе группы трое студентов, чьи родители находятся сейчас в этом зале. Звучит песня о России. Выступление вокальной группы «Унисон» 2. Основная часть. Слайд с темой и повесткой собрания 2.1. Первый вопрос повестки собрания — ознакомление с формами промежуточной аттестации на 2-м курсе.
Выступление мастера п/о Одним из условий подтверждения освоения учебной программы является проведение промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация представляет собой оценку учебной деятельности обучающегося и контроль качества освоения им образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов, аттестационных испытаний. Форма промежуточной аттестации прописывается в рабочем учебном плане, утвержденном департаментом образования и науки. Слайд с таблицей
Формы промежуточной аттестации общеобразовательного цикла:
Литература Дифференцированный зачет 4-й семестр
Иностранный язык Дифференцированный зачет 4-й семестр
История Дифференцированный зачет 3-й семестр
Обществознание Дифференцированный зачет 3-й и 4-й семестры
Химия Дифференцированный зачет 3-й семестр
Биология Зачет 3-й семестр
Физическая культура Дифференцированный зачет 3-й и 4-й семестры
Математика Экзамен 4-й семестр
Информатика и ИКТ Дифференцированный зачет 4-й семестр
Физика Экзамен 4-й семестр
Формы промежуточной аттестации по профессиональной подготовке
Основы технической механики Дифференцированный зачет 3-й семестр
МДК.01.01 Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин Экзамен 3-й семестр
ПП.01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин Дифференцированный зачет 3-й семестр
Мастер п/о: Если у вас, уважаемые родители, возникли вопросы по теме выступления, готова на них ответить.
Возможные прения
Проект решения по первому вопросу:
Родителям интересоваться у мастеров производственного обучения успеваемостью своих сыновей ежемесячно.
2.2. Ознакомление с требованиями к прохождению производственной практики на предприятиях города. Слово по второму вопросу предоставляется зам. директора по УПР ... .
Выступление зам. директора по УПР
Зам. директора по УПР: С ... по ... студенты 2-го курса выходят на производственную практику. Часть договоров о социальном партнерстве подписаны, часть — в стадии подписания. Окончательный список предприятий для трудоустройства будет готов через неделю.
Учебная и производственная практика по профессиональному модулю ПМ.1 «Осуществление технического обслуживания и ремонт дорожных и строительных машин» предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими необходимых умений практической работы по избранной специальности, овладение навыками профессиональной деятельности, приобретение практического опыта.
Программа практики является составной частью профессионального модуля МДК 1.1 «Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин».
На 2-м курсе обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен уметь:
— проверять техническое состояние дорожных и строительных машин,
— осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.
Студенты обязаны проходить производственную практику по выбранной профессии. Необходимо так зарекомендовать себя, чтобы на 3-м курсе обязательно приняли на этом предприятии на практику. Администрация техникума будет отслеживать прохождение практики на предприятиях города. Хотелось бы, чтоб нареканий в наш адрес со стороны работодателей не было.
Мастер п/о: Если у вас, уважаемые родители, возникли вопросы по теме выступления, задайте их, пожалуйста.
Возможные прения
Мастер п/о: Продолжит выступление по второму вопросу собрания представитель базового предприятия (социальный партнер) ... .
Выступление гостя
Представитель базового предприятия: Коротко расскажу о требованиях, предъявляемых к практикантам на нашем предприятии, требованиях, предъявляемых к выпускникам техникума в соответствии с присвоенной квалификацией, смежных профессиях, которые всегда будут востребованы на производстве ... .
В завершении своего выступления отмечу, что в настоящее время нашим рабочим приходится иметь дело со сложной техникой, поэтому диплома техникума недостаточно. Необходимо получать высшее образование. Наставляйте, вразумляйте своих детей на получение высшего образования, а для этого необходимо получить достойное образование в техникуме.
Мастер п/о: Если у вас, уважаемые родители, возникли вопросы по теме выступления, задайте их, пожалуйста.
Возможные прения
Мастер п/о: Слово предоставляется ведущему специалисту отдела кадров ОАО «Аргел-лит» . .
Выступление гостя
Ведущий специалист отдела кадров ОАО «Аргеллит»: Предприятие «Аргеллит» предоставляет полный соцпакет для работников и студентов учебных заведений. Родители несут ответственность за соблюдение трудовой дисциплины студентами на практике (опоздания, прогулы). Документом, подтверждающим лечение по болезни, служит больничный лист, а не медицинская справка из поликлиники.
Мастер п/о: Если у вас, уважаемые родители, возникли вопросы по теме выступления, задайте их, пожалуйста.
Возможные прения
Мастер п/о: Завершит выступления по второму вопросу мастер п/о по профессии «бульдозерист» ... . Он расскажет о необходимых документах по практике — это договоры, дневники, аттестационный лист о прохождении производственной практики, заверенные печатями.
Выступление мастера п/о
Проект решения по второму вопросу: родителям контролировать трудоустройство и прохождение производственной практики. О любых пропусках или опозданиях учеников
сообщать мастерам производственного обучения.
2.3. Мастер п/о: Третий вопрос повестки собрания — ответственность родителей за воспитание детей и подростков по пр. 569 МВД РФ ст. 5.35.
Слово для выступления предоставляется ответственному секретарю КДН и ЗП при Администрации Киселевского городского округа ... .
Выступление гостя
Ответственный секретаь КДН и ЗП: Родители и подростки предупреждены об административной ответственности по ст. 5.35 и обязаны соблюдать регламент пребывания на улице в вечернее время. Уголовные правонарушения совершаются, как правило, из-за избытка свободного времени и слабого контроля со стороны родителей.
Мастер п/о: Если у вас, уважаемые родители, возникли вопросы по теме выступления задайте их, пожалуйста.
Возможные прения
Проект решения по третьему вопросу:
родители и подростки предупреждены об административной ответственности по ст. 5.35. Обязаны соблюдать регламент пребывания на улице в вечернее время. Соблюдать правила поведения в общественных местах.
2.4. Мастер п/о: Рассмотрим немаловажный вопрос не только для нашего техникума, но и для города. Анализ рынка труда г. Кисе-левска проведет представитель центра занятости Киселевского городского округа ... .
Выступление гостя.
Мастер п/о: Если у вас, уважаемые родители, возникли вопросы по теме выступления, задайте их, пожалуйста.
Возможные прения
2.5. Мастер п/о: В стенах нашего техникума есть прекрасная возможность получения второй специальности. Как это возможно сделать, вам расскажет методист ДОУ ... .
Выступление методиста ДОУ
Получение смежной профессии даст возможность быть более востребованным на рынке труда. Для обучающихся техникума действуют скидки при обучении по смежной специальности. Для машиниста бульдозера есть возможность получить профессию машиниста экскаватора одноковшового, и наоборот.
Кто заинтересован в получении второй специальности, после собрания могут индивидуально согласовать вопросы по оплате и сроках обучения.
Мастер п/о: Если у вас, уважаемые родители, возникли вопросы по теме выступления, задайте их, пожалуйста.
Возможные прения
Проект решения по пятому вопросу:
к обучению по второй смежной специальности студенты приступят с 15 января.
3. Заключительная часть.
3.1. Мастер п/о: В стенах техникума у обучающихся есть множество возможностей проявить себя не только в учебе или на практике, но и во внеучебное время. Предлагаем вашему вниманию демонстрацию действующего макета по профессии. Работу макета демонстрирует студент 2-го курса ... .
Демонстрация макета
Во время демонстрации родителям предлагают нарисовать на смайлике определенного цвета эмоцию, которую вызвало собрание (оранжевого цвета — понравилось мероприятие, желтого — ничего особенного для себя не узнал, белого цвета — зря пришел).
3.2. Мастер п/о: Думаю, что некоторые родители, сидящие в этом зале, с нетерпением ждут этой минуты — выступления вокальной группы «Унисон». Свою группу лучше всего представит ее руководитель — педагог дополнительного образования ... .
Педагог дополнительного образования: Мне приятно представить моих вокалистов: Алексей Попов, Александр Шабалин, Евгений Конников. Спасибо родителям этих студентов. Остальные участники вокальной студии «Унисон» — студенты 1-го курса обучения. Что интересно: сегодня эти ребята сначала были на занятиях. После занятий в этом зале прошло мероприятие «Минута славы». Конечно, устали. Сами приняли решение выступить в полном составе на этом родительском собрании.
Во время выступления фоном идут слайды с фотографиями из жизни гр. МЭ-121, МД-121
Четверо обучающихся собирают смайлики по залу и прикрепляют их на экран
На экране — фотография здания техникума
Мастер п/о: Подведем итог. Результаты показывают высокую оценку нашего мероприятия. Мы рады, что в стенах Киселевского политехнического техникума присутствует позитив, способствующий укреплению триединой связи: родители — обучающиеся — техникум. Благодарим вас, уважаемые родители, вас, уважаемые обучающиеся, вас, уважаемые гости, за совместную работу.
До новых встреч!