Научная статья на тему 'Роль информационных технологий при проведении практических занятий'

Роль информационных технологий при проведении практических занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий при проведении практических занятий»

нального модуля ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог в процессе его использования обучающимися, пока экспериментально проверяются педагогические условия создания целостной картины профессионального модуля, пока уточняются возможности применения ЭУМК обучающимися как дневной, так и заочной формы обучения. Дея-тельностный подход позволит нам оценить: насколько активизируется деятельность обучающегося от задания к заданию; усилятся ли его интерес и желание использовать ЭУМК ПМ.01 после сдачи экзамена квалификационного, в период выполнения выпускной квалификационной работы; сумеет ли обучающийся применить накопленные знания и умения в дальнейшем; сможет ли он оказать консультативную помощь более слабым одно-группникам, используя ЭУМК.

В заключение хочется отметить, что разработка и внедрение в образовательный процесс электронного учебно-методического комплекса профессионального модуля — это наш первый опыт, который мы транслируем в педагогическом коллективе Новокузнецкого горнотранспортного колледжа через проведение интегрированных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов, мастер-классов «Междисциплинарная интеграция с использованием электронных образовательных ресурсов как средство повышения качества профес-

сионального образования». Также мы представляли свои работы:

• на Всероссийском педагогическом конкурсе «Электронное учебное пособие» при Всероссийском центре дистанционного образования «Прояви себя», май 2015 г. — диплом победителей;

• Общероссийском конкурсе инноваций «Качественное образование — будущее России» Национальной премии «Элита российского образования» в направлении «За инновации в области науки и технологии образования», номинация «Лучший урок с применением электронного обучения — 2015», ноябрь 2015 г. — диплом победителей;

• II Международном конкурсе педагогического творчества «Ступени мастерства», номинация «Электронное учебное пособие», февраль 2016 г. — диплом победителей II степени;

• Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век» (КРИРПО), статья «Электронные образовательные ресурсы с элементами междисциплинарной интеграции ка средство повышения качества профессионального образования (из опыта работы)», март 2016 г. — сертификаты участников, публикация в сборнике;

• областном конкурсе «Лучший электронный образовательный ресурс для профессиональных образовательных организаций», номинация «Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)», декабрь 2016 г.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Н. В. Авилова, преподаватель Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Сегодня на рынке труда чрезвычайно велик спрос на специалистов в области логистического управления потоковыми процессами: материальными, информационными, финансовыми, сервисными. В Новокузнецке логисты нужны и торговым фирмам, и промышленным компаниям, и транспортно-экспедиторским организациям, и даже коммерческим складам (компаниям, оказывающим складские услуги). Высокий спрос на логистов объясняется тем, что основной целью их деятельности является оптимизация совокупных затрат, начиная от поста-

вок сырья, материалов, комплектующих и т. д. и заканчивая конечным потреблением продукции покупателем.

В настоящее время ни один вуз Новокузнецка таких специалистов по ключевым логистическим функциям (закупка, транспортировка, складирование

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019

33

и грузопереработка, управление запасами, дис-трибьюция и другим) не готовит. Именно поэтому вся ответственность за подготовку логистических менеджеров ложится на НГТК, в том числе готовящего выпускников по специальности «операционная деятельность в логистике».

В настоящее время теоретическая база логистики глубоко проработана, однако проблематичным остается проведение практических занятий по дисциплинам профессиональных модулей. Внедрение информационных технологий в процесс проведения практических занятий позволит решить данную проблему.

Следует помнить, что информационные технологии сегодня — это стремительно развивающиеся автоматизированные способы обработки информации, для реализации которых используются компьютеры (в том числе). Информационные технологии проникают в те области деятельности человека, где раньше невозможно было участие машины, например в управление, промышленность, торговлю и другие области [2]. Информационные технологии нашли также применение и в образовании, данному вопросу посвящено немало научных публикаций.

Внедрение информационно-компьютерных технологий в разработку процедур управления заказами, запасами, складированием, грузопе-реработкой, транспортировкой и распределением сыграет ключевую роль в освоении дисциплин профессиональных модулей, так как максимально компенсирует ограниченное время, предусмотренное учебным планом, на проведение практических занятий.

Задачи логистики трудоемки, так как оптимизация совокупных логистических затрат в конкретной задаче логистики уже сама по себе сложна. Именно трудоемкость и сложность решения логистических задач не позволяют охватить ключевые проблемы логистического управления, следовательно, дальнейшее проведение практических занятий в традиционной форме не представляется эффективным.

Для снижения трудоемкости решения логистических задач и повышения результативности проведения практических занятий по дисциплинам профессиональных модулей необходимо организовать компьютерные классы, провести скоростной Интернет и развить использование программных продуктов: Excel, Mathcad и Statistica. Дадим краткую характеристику представленным программным продуктам.

Excel — программа, предназначенная для проведения экономико-статистических расче-

тов, составления таблиц и диаграмм, вычисления сложных функций [3].

Mathcad — программа, предназначенная для решения дифференциальных уравнений различными числовыми методами, построения двух-и трехмерных графиков и функций, выполнения вычислений в символьном режиме, выполнения операций с векторами и матрицами, символьного решения систем уравнений, поиска корней многочленов и функций, проведения статистических расчетов, работы с распределением вероятностей и т. д. [3].

Statistica — программа, предназначенная для статистической обработки данных [3].

Остановимся на ключевых оптимизационных логистических задачах, которые имеют наибольшую сложность решения в традиционной письменной форме, но достаточно легко решаются с помощью данных программных продуктов.

В конкретной функциональной области логистики и логистической функции оптимальным является то решение, которое, как правило, обеспечивает минимум совокупных затрат.

В области управления закупками ключевые проблемы вызваны определением потребности в материальных ресурсах (готовой продукции) в условиях риска. Справиться с этим может программа Mathcad, предусматривающая решение задач прогнозирования потребности. В современном мире эффективность деятельности организации зависит от надежности поставщиков, добросовестно отвечающих по взятым на себя обязательствам на поставку продукции, от которых, в первую очередь, зависит себестоимость и конкурентоспособность выпускаемой (реализуемой) продукции. Выбрать оптимального поставщика из числа компаний, которые уже сотрудничают с организацией, возможно с помощью алгоритмов, разработанных в литературе, находящих применение в программе Excel.

В процессе решения задачи обеспечения организации складским хозяйством возникает проблема определения его размера. Методика расчета технологических зон складского хозяйства в литературе разработана и находит применение в программе Excel. Если организация принимает решение организовать несколько складов, появляется новая проблема — их дислокация. Определить географические координаты расположения складов относительно обслуживаемых магазинов возможно с помощью пакетов Mathcad и Statistica.

При осуществлении функции управления запасами перед компаниями возникает проблема рационального управления многономен-

клатурными запасами, что вызывает массу проблем, поэтому на практических занятиях преподаватели дисциплин профессиональных модулей ограничиваются рассмотрением классических формул определения оптимальных размеров заказов, необходимых для формирования запаса, что не совсем корректно, поскольку они пригодны только для товаров одной номенклатуры. Решение данной задачи возможно с помощью программного продукта Mathcad.

На практике организации работают с много-номеклатурными запасами, что вынуждает их искать рациональные способы управления ими. Для решения данной проблемы в логистике разработан анализ АВС, позволяющий выявить значимые запасы с точки зрения стоимости их создания, объема продаж и т. д., а также анализ XYZ, позволяющий выявить скорость потребления товара. Методики проведения данных анализов глубоко проработаны и описаны практически в каждом исследовании, посвященном управлению запасами. Результатом анализа является группировка запасов на девять групп: АХ, АХ AZ, ВХ, ВХ ВZ, СХ, CY, СZ, в отношении каждой из которых можно предпринять соответствующие меры по оптимизации запасов (вплоть до их исключения).

Предположим, по результатам проведенного анализа было выявлено, что группа BY включает в себя номенклатурную группу «запасные части». Эта группа имеет среднюю стоимость содержания в запасах и явно выраженные тенденции изменения характеристик потребления. В отношении этой группы необходимо оптимизировать размер заказа для формирования запаса. Но, прежде чем приступать к оптимизации размера заказа запасных частей, необходимо определить, какую именно роль они играют в производственном процессе, поскольку их отсутствие может привести к остановке производственного процесса. Например, можно запасные части разделить на три группы по степени важности участия в производственном процессе.

К первой группе стоит отнести запасные части, отсутствие которых приведет к остановке основного процесса производства и большим затратам. Поскольку остановка технологического оборудования, где применяются данные запасные части, приведет к остановке всей технологической цепочки по выпуску продукции, оптимизация уровня запасов запасных частей этой группы создаст риск потерь при их отсутствии.

Во вторую группу можно включить детали, отсутствие которых значительно снижает резуль-

тативность процесса производства, но не останавливает выпуск товара.

В третью же группу можно включить те детали, отсутствие которых незначительно повлияет на ход производственного процесса и без которых можно обойтись достаточно длительное время [1, с. 72].

Поскольку отсутствие запасных частей второй и третьей групп не приводит к остановке производственного процесса, именно в отношении данных двух групп можно прогнозировать оптимальный размер заказа для формирования запаса на будущий период. Таким образом, можно оптимизировать размер заказа для формирования запаса и как следствие — затраты по организации закупочных процессов. Оптимальность заказа подразумевает минимальность не размера заказа, а именно расходов, связанных с их созданием и содержанием, поэтому некоторый резерв запаса всегда будет в наличии. И для остальных восьми групп можно найти свой путь оптимизации.

Данные задачи достаточно легко решаются с помощью табличного процессора Excel и программного продукта Statistica. Полученные расчеты характеризуют состояние запасов в компании и помогают принимать оптимальные решения применительно к каждой отдельной товарной группе.

В повседневной деятельности организации довольно часто встречаются случаи, когда спрос на отдельные группы товаров носит стохастический характер (например, запасные части для ремонта оборудования). В подобной ситуации определить оптимальный размер запаса можно, прибегнув к помощи программного продукта Mathcad.

При управлении транспортировкой продукции ключевой проблемой выступает маршрутизация перевозок (рациональное распределение автомобилей между заказчиками). Эта проблема находит решение в программном продукте Mathcad. Рассчитать количество транспортных средств, затраты на топливо, техническое обслуживание транспортных средств, тарифы и т. д. можно в Excel.

И еще многие другие проблемы можно решать с использованием данных программных продуктов, принципы работы с которыми можно найти в специализированной литературе.

Проведение практических занятий в компьютерном классе может быть сопряжено с некоторыми трудностями, связанными с незнанием программных продуктов Mathcad и Statistica, поэтому в процессе практического занятия обу-

чающимся необходимо предоставлять полный алгоритм решения подобной оптимизационной задачи в рамках данной компьютерной программы в печатной форме.

Таким образом, внедрение рассмотренных программных продуктов позволит сделать процесс изучения дисциплин профессиональных модулей более эффективным и дать обучающимся качественные практические умения

управления материальными и сопутствующими потоками.

1. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. — 304 с.

2. Познавательная википедия. — Режим доступа: http://www.daz.su.

3. Свободная энциклопедия википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wikipedia.org.

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Г. Е. Моргунова, кандидат культурологии, директор Мариинского педагогического колледжа имени императрицы Марии Александровны

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню информационной культуры специалиста. Идет четвертый этап внедрения компьютерных технологий в образовательных организациях. По сравнению с 80-ми годами XX века, когда все начиналось и, как правило, сводилось к установке компьютеров и обучению педагогов, теперь это уже изменение форм, методов и средств образовательного процесса. Поэтому колледж продолжает развитие своей информационной среды, взяв за девиз высказывание специалиста по обучению НИТ Д. Джонсона: «Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями — но учителя, которые не используют технологии, будут заменены учителями, которые их используют».

Несколько лет назад на страницах журнала «ОКО» мы делились результатами по информатизации образовательного процесса колледжа. Тогда работа была сконцентрирована на совершенствовании материально-технической базы, подготовке кадров для использования ИКТ, разработке информационно-методического обеспечения учебного процесса и внедрении элементов автоматизированных систем управления на основе Программы информатизации Мариин-ского педагогического колледжа до 2012 г.

В результате необходимые материально-технические условия перехода к новому уровню использования ИКТ были созданы, функционировали программы «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн», «Экспресс-расписание», «Консультант плюс», «Ирбис» и «1С: Колледж». Преподаватели повысили уровень ИКТ-компетентности

на курсах в КРИРПО и на семинарах-практикумах в колледже, студенты — на курсах «Основы информационной культуры» и «Пользователь ПК», через успешное участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эйдос», Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования.

Разрабатывались электронные издания учебного назначения с регистрацией в «Информре-гистре», часть из которых были представлены на Международной выставке-ярмарке в Кемерове (2012, 2013 гг.). Показателем качества созданных продуктов стали диплом I степени и золотая медаль, полученную на выставке. Электронные продукты учебного назначения представлялись также на областном фестивале «Арт-Профи форум», на выставке творческих работ студентов СПО Кемеровской области, где были отмечены дипломом III степени и благодарственными письмами. Создание электронных кабинетов позволило поделиться опытом с коллегами из других техникумов в рамках областной консультации «Электронный кабинет преподавателя — информационно-технологическое обеспечение реализации ФГОС» (2012 г.).

Электронные пособия учебного назначения, выполненные в рамках дипломного проектирования студентов, были взяты на вооружение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.