Научная статья на тему 'Обогащение профессионального опыта педагогов по организации самостоятельной работы студентов'

Обогащение профессионального опыта педагогов по организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / METHODOLOGICAL SUPPORT / TYPES AND FORMS OF SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлупина Надежда Олеговна

В статье рассматриваются практические аспекты организации самостоятельной работы студентов в профессиональных образовательных организациях, а также представлены результаты научного исследования, проведенного с целью подтверждения эффективности использования педагогами современных образовательных технологий, разных видов и форм самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHING PROFESSIONAL EXPERIENCE OF TEACHERS ON THE ORGANIZATION OF STUDENTS'' INDEPENDENT WORK

The article deals with the practical aspects of the organization of students› independent work in institutions of secondary vocational education, as well as provides the results of the scientific research conducted in order to confirm the effectiveness of teachers› use of modern educational technologies and different types and forms of independent work.

Текст научной работы на тему «Обогащение профессионального опыта педагогов по организации самостоятельной работы студентов»

Стоит отметить, что удовлетворенность студентов образовательным процессом отражается на уровне профессиональной мотивации. Так, основным достоинством обучения в университете студенты считают профессионализм преподавателей, высокий уровень теоретической и практической подготовки, оснащенность материально-технической базы (в том числе, лабораторий Ресурсного центра педагогического образования Московской области).

Таким образом, адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности рассматривается как сложный, многоплановый процесс целеустремленного и активного вхождения в профессиональную деятельность, в результате которого у студентов вырабатываются профессиональное самосознание, активно-положительное и мотивированное отношение к выбранному профессиональному пути в жизни и работе с различными категориями детей. Именно в этот период у студентов происходит закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, овладение профессионально-практическими умениями, нормами

педагогической профессии, освоение технологии решения профессиональных задач, развитие личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для работы с различными категориями детей и их семьями. Это способствует созданию условий для развития профессиональных компетенций и самореализации личности студента (в совокупности профессиональных знаний, социального опыта, гуманной установки к подопечным и др.), формирования собственного стиля педагогической деятельности.

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник. М.: Логос, 2002. 384 с.

2. Ильина Т. А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы // Новое в теории и практике обучения. М.: Просвещение, 1979. 106 с.

3. Методические рекомендации по творческому направлению деятельности. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.08.2016).

4. Сыромицкая И. А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза : моногр. Орск: Изд-во ОГТИ, 2008. 199 с.

5. Тимохина Т. В. Современные тенденции в профессиональной подготовке специалистов инклюзивной сферы // Инновации в образовании. 2016. № 2. С. 100-110.

УДК/UDC 377.1 Н. О. Хлупина

N. Khlupina

ОБОГАЩЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ENRICHING PROFESSIONAL EXPERIENCE OF TEACHERS ON THE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

В статье рассматриваются практические аспекты организации самостоятельной работы студентов в профессиональных образовательных организациях, а также представлены результаты научного исследования, проведенного с целью подтверждения эффективности использования педагогами современных образовательных технологий, разных видов и форм самостоятельной работы.

The article deals with the practical aspects of the organization of students> independent work in institutions of secondary vocational education, as well as provides the results of the scientific research conducted in order to confirm the effectiveness of teachers> use of modern

educational technologies and different types and forms of independent work.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы, методическое обеспечение, виды и формы самостоятельной работы.

Keywords: organization of independent work, methodological support, types and forms of self-study.

Значимость самостоятельной работы студентов определена требованиями ФГОС по формированию общих и профессиональных компетенций. Каждый педагог профессионального образовательного учреждения организует самостоятельную работу обучающихся

и стремится совершенствовать свои профессиональные компетенции в этой сфере.

Организация самостоятельной работы студентов зависит: от четкости работы каждого структурного подразделения учреждения среднего профессионального образования; умений педагога применять современные образовательные технологии, разные виды и формы самостоятельной работы; формирования положительного отношения студентов к самостоятельной работе, субъектной позиции будущего специалиста в ходе практических занятий; управления процессом овладения студентами общими и профессиональными компетенциями.

Мы разделяем точку зрения В. Сенашенко и Н. Жалниной, что для успешного выполнения целей и задач организации самостоятельной работы необходимы планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических структур, преподавателей; нормативное определение объема, структуры и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного плана [2, с. 104].

В помощь педагогам по организации самостоятельной работы студентов, разработке учебно-методического обеспечения нами предложены методические рекомендации, включающие нормы времени для разных видов самостоятельной работы, сами рекомендации по их выполнению, критерии оценки, а также алгоритм оформления заданий для самостоятельной работы [1].

Для формирования умений педагога по использованию современных образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов методическая служба Киселевского педагогического колледжа регулярно проводит обучение педагогического коллектива и использует следующие формы методической работы: тематические педагогические советы, семинары, мастер-классы, круглые столы, конкурсы методических разработок, индивидуальные консультации и др. Наиболее результативной формой методической работы в этой сфере, на наш взгляд, является организация теоретических и практических семинаров.

На семинаре для педагогических работников «Подходы к организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО» рассматривались различные формы, виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, а также приведены резуль-

таты анкетирования студентов о том, какие виды самостоятельной работы они бы предпочли. По итогам проведения семинара педагоги в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей стали пересматривать сформулированные ими ранее задания для внеаудиторной самостоятельной работы, виды самостоятельной работы и нормы времени на их выполнение студентами.

Проведение теоретических семинаров на темы: «Комплексное методическое обеспечение образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО», «Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) как средство совершенствования педагогического процесса», — позволило преподавателям познакомиться с возможностями использования ЭУМК при организации самостоятельной работы. Педагогам были предложены варианты структурирования ЭУМК, этапы разработки и требования к его разделам. При этом под ЭУМК мы понимали совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентами знаниями в рамках учебной дисциплины, МДК и общими, профессиональными компетенциями в рамках профессионального модуля [3, с. 10].

С целью совершенствования профессиональных умений и навыков педагогов в разработке и наполнении электронных версий учебно-методического комплекса отделом информационно-коммуникационных технологий совместно с методической службой были проведены семинары-практикумы на темы: «Разработка и оформление электронных изданий учебного назначения в соответствии с требованиями ФГОС СПО», «Технология создания интерактивных электронных плакатов».

Предлагаемый материал семинаров «Использование ИКТ при организации самостоятельной работы студентов», «Возможности сетевых инструментов в организации самостоятельной работы студентов» позволил педагогам расширить знания о видах и формах самостоятельной работы студентов и актуализировать их использование в образовательном процессе.

При проведении семинаров в работе с педагогами мы обращали внимание на роль преподавателя и субъектную позицию студента, которая в ходе организации самостоятельной работы от курса к курсу изменяется. На млад-

ших курсах активную позицию занимает преподаватель, на старших — студент. Преподавателям предлагалось варьировать виды самостоятельной работы обучающихся в зависимости от курса обучения. Преподаватели, работающие со студентами младших курсов обучения, создавали методические указания, памятки, алгоритмы выполнения заданий, помогающие студентам освоить отдельные виды самостоятельной работы. Преподаватели, работающие со студентами старших курсов обучения, использовали комплексные задания. Разработка преподавателями электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) позволила студентам старших курсов самостоятельно осваивать некоторые темы дисциплин, профессиональных модулей.

Опытно-экспериментальная работа в Киселевском педагогическом колледже по проблеме организации самостоятельной работы студентов в течение трех лет показала, что у преподавателей накопился достаточный опыт, которым они делились в ходе тематических педагогических советов, при организации открытых уроков, семинаров, мастер-классов, круглых столов. В процессе организации и проведения открытых уроков в рамках тематического педагогического совета преподаватели демонстрировали используемые виды и формы самостоятельной работы студентов.

Например, в ходе открытого урока по дисциплине «Психология» на тему «Темперамент» была интересно организована групповая работа обучающихся 2-го курса. Им было предложено в рабочей тетради заполнить таблицу «Особенности типов темперамента», затем, объединившись в четыре подгруппы, обсудить и представить полученный результат. Для закрепления знаний студентам необходимо было определить тип темперамента персонажей на основе фрагментов из мультипликационных фильмов.

Студенты 3-го курса в ходе открытого урока по междисциплинарному курсу 03.06 «Теория и методика математического развития» на тему «Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников» защищали творческие работы, выполняемые в ходе веб-квеста, созданного с помощью сервисов Web 2.0 в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. На защите студенты представляли собственные вебстраницы с творческими работами, а также проводили самооценку и взаимооценку выполненных работ.

Мастер-классы дали возможность преподавателям научиться работать с некоторыми сервисами Web 2.0. Преподаватели, выступающие в роли «мастера», проводившего мастер-класс, в организации самостоятельной работы студентов делились опытом использования сетевых инструментов.

Например, преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены на мастер-классе «Использование learningapps.org в организации самостоятельной работы студентов» продемонстрировала варианты упражнений для студентов 2-го курса при изучении общепрофессиональной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы. Использование данного сетевого инструмента позволяет преподавателю при создании папки «Мои классы» отслеживать, кто из студентов выполнил задания, сколько правильных ответов, сколько неправильных, а также дает возможность увидеть время выполнения студентом задания. В ходе мастер-класса преподаватели сами выполняли задания, знакомились с вариантами заданий по разным категориям, а также, зарегистрировавшись, попробовали создать мультимедийное интерактивное упражнение по преподаваемой дисциплине или междисциплинарному курсу.

Преподаватель междисциплинарного курса 02.07 «Психолого-педагогические основы общения детей дошкольного возраста» на мастер-классе познакомила коллег с сервисом «Фабрика кроссвордов» и показала, как с помощью данного сервиса можно легко создавать и сохранять кроссворды по разным темам. Продемонстрировала кроссворды, которые создавали студенты 3-го курса при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Участники мастер-класса отгадали несколько кроссвордов, а также попробовали создать собственные.

Преподаватель междисциплинарного курса 01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» поделилась опытом по созданию студентами 3-го курса коллективной презентации на тему «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении». В презентации на слайдах по количеству студентов были представлены задания, которые размещались в личном блоге преподавателя. Каждый студент выбирал задание и, выполнив его, подписывал свою фамилию и имя. После этого студенты составляли коллективную

газету с помощью сервиса Wiki. Таким образом, создание коллективной газеты способствовало закреплению и применению полученных знаний по изученной теме, позволяло проявить творчество, а также умение работать в команде.

Преподаватель междисциплинарного курса 03.05 «Теория и методика экологического образования дошкольников» разработала веб-квест «Организация предметно-развивающей экологической среды в ДОУ» для студентов 3-го курса специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», созданный с помощью сервисов Web 2.0, поделилась опытом использования разработанного ею веб-квеста в работе со студентами. В ходе семинара преподаватель отметила, что процесс создания веб-квестов, несмотря на длительность, оказался для нее интересным, захватывающим, способствующим проявлению творчества. Создание, размещение веб-квестов в сети Интернет и использование в работе способствовали совершенствованию ее компьютерной грамотности. Педагог отметила, что при разработке и использовании веб-квестов в образовательном процессе появляется возможность:

• делиться опытом организации самостоятельной работы по междисциплинарному курсу, так как созданный веб-квест может корректироваться и вновь использоваться в работе со студентами;

• развивать у студентов исследовательские умения;

• осуществлять контроль за процессом усвоения знаний;

• развивать общие компетенции: ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество»; ОК 4 «Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития»; ОК 5 «Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности»; ОК 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами»;

• индивидуализировать процесс обучения;

• управлять и контролировать организацию самостоятельной работы.

Обогащению опыта педагогов по организации самостоятельной работы студентов также способствовал мастер-класс «Использование клипартов в работе со студентами

при создании электронных продуктов», проведенный преподавателем междисциплинарного курса 03.06 «Теория и методика математического развития». В ходе мастер-класса преподаватели расширили свои знания о том, что такое клипарты и как их можно использовать в работе со студентами. На примере самостоятельной работы, выполненной студенткой 4-го курса, участники мастер-класса имели возможность наглядно увидеть использование клипартов при разработке комплексной сказки, включающей задания математического, экологического содержания и на развитие речи детей, выполненной в программе PoweгPoint. В ходе мастер-класса участникам были предложены разнообразные шаблоны клипартов, с помощью которых им удалось самостоятельно создать презентацию.

Преподаватель междисциплинарного курса 01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» в ходе семинара поделилась опытом создания электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) профессионального модуля ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие» для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». ЭУМК данного модуля сформирован с целью систематизации учебных, учебно-методических, нормативных материалов, обеспечивающих качественное преподавание междисциплинарных курсов профессионального модуля и представляет собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих совокупность образовательных услуг, которые необходимы и достаточны для изучения профессионального модуля. ЭУМК ПМ.01 состоит из следующих разделов:

• нормативный, включающий рабочую программу профессионального модуля, кален-дарно-тематические планы, ФГОС специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», ФГОС дошкольного образования;

• учебно-методический, содержащий лекции, электронные версии учебников, слайд-лекции, презентации для проведения практических учебных занятий, учебные фильмы, методические рекомендации и материалы по выполнению практических, лабораторных работ, методические материалы для организации самостоятельной работы студентов по междисциплинарным курсам, входящим в содержание профессионального модуля;

• контрольно-измерительный раздел включает контрольно-оценочные средства;

• информационный — список используемой литературы, ссылки на интернет-ресурсы, глоссарий.

Электронный учебно-методический комплекс обеспечивает более детальную структуризацию содержания профессионального модуля; интерактивность (в том числе, удобство навигации) возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения. Материалы ЭУМК могут использоватьс студенты 2-го и 3-го курсов на учебных занятиях, в самостоятельной работе, а также в ходе педагогической практики по профессиональному модулю.

Заместителем директора по учебно-производственной работе совместно с преподавателем междисциплинарного курса 03.05 «Теория и методика экологического образования дошкольников» был разработан ЭУМК по педагогической практике для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на основе материалов преподавателей междисциплинарных курсов. Данный ЭУМК включал: положение об учебной и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования; рабочие программы учебной и производственной практики по всем пяти профессиональным модулям, обозначенным в ФГОС СПО; календарно-тематические планы по видам практики и курсам обучения; дневники учебной и производственной практики для студентов со 2-го по 4-й курс, содержащие методические рекомендации по выполнению заданий педагогической практики. ЭУМК по педагогической практике для удобства размещался на сайте Киселевского педагогического колледжа, где студенты и преподаватели всегда могли познакомиться с необходимыми материалами и подготовиться к практике.

Преподавателями в организации самостоятельной работы обучающихся использовались и дистанционные образовательные технологии. Так, преподаватель дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» на семинаре поделился опытом использования системы дистанционного обучения МсюсПе для организации самостоятельной работы студентов 2-го курса. Он продемонстрировал прикрепленные файлы студентов

с выполненными работами, показал удобство работы с данной программой.

Таким образом, проведенные семинары, семинары-практикумы, индивидуальные консультации помогли педагогам (37,5 %) убедиться в собственных знаниях, способствующих составлению электронных пособий; расширили имеющиеся знания: уточнили виды электронных изданий учебного назначения и требования к их оформлению — 46,9 % педагогов; познакомились с электронными изданиями учебного назначения и требованиями к их оформлению — 15,6 %.

Проведенные тематические педагогические советы позволили одним педагогам (26,7 %) посредством мастер-классов поделиться опытом организации самостоятельной работы студентов, способствующей овладению студентами общими и профессиональными компетенциями, а другим (73,3 %) — приобрести практические умения, навыки и повысить собственную профессиональную компетентность в контексте организации такой работы.

По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы преподавателями Киселевского педагогического колледжа составлены сборники заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по профессиональному модулю «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», дисциплине «правовое обеспечение профессиональной деятельности», междисциплинарному курсу 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста», междисциплинарному курсу 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников». Презентация сборников позволила отметить используемые педагогами современные разнообразные формы и методы организации самостоятельной работы студентов.

Повышению уровня профессионализма педагогов способствовало их участие в конкурсах, выставках международного, всероссийского и областного уровней, где представление преподавателями электронных,учебно-методических пособий по организации самостоятельной работы студентов было достаточно результативным.

Также, согласно плану-сетке мероприятий некоммерческой организации «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области», в Прокопь-

евске, Киселевске были организованы круглые столы на темы: «Подходы к организации самостоятельной работы студентов в условиях ФГОС СПО» (декабрь, 2015 г.), «Возможности сетевых инструментов для организации самостоятельной работы студентов» (апрель, 2016 г.), где педагоги, методисты делились опытом использования ИКТ, сетевых инструментов в организации самостоятельной работы. Обсуждение данной проблемы в ходе круглого стола показало, что тема актуальна для каждого педагога и много обсуждается в образовательных учреждениях, однако есть определенные сложности в ее контроле, выделении критериев оценки заданий.

Таким образом, организованная педагогами работа по разработке сборников заданий для самостоятельной работы студентов, сайтов (блогов) с размещением заданий веб-квестов в сети Интернет, использованию сетевых ресурсов, ЭУМК для организации самостоятельной работы позволила дифференцировать процесс обучения студентов, разно-

образить виды и формы самостоятельной работы от курса к курсу, что отразилось на уровне овладения студентами общими и профессиональными компетенциями.

Обмен опытом преподавателей по организации самостоятельной работы студентов в ходе тематических педагогических советов при проведении открытых уроков, семинаров, мастер-классов как внутри образовательного учреждения, так и в ходе городских круглых столов способствовал их профессиональному обогащению и развитию.

1. Организация самостоятельной работы обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях: метод. рекомендации / авт.-сост. В. И. Сахарова, Н. О. Хлу-пина. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. 126 с.

2. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103-109.

3. Шалкина Т. Н., Запорожко В. В., Рычкова А. А. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства : моногр. Оренбург, 2008. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.