УДК 378+316.31.4+37.0
Хлупина Надежда Олеговна
Методист, Киселёвский педагогический колледжи, nokhlupina@mail,ru Киселёвск, Кемеровская область
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье поднимаются проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Автор акцентирует внимание на необходимости овладения ИКТ-компетентностями, обозначенными в Профессиональном стандарте педагога. В соответствии с национальными задачами нашего государства проводится анализ преимуществ и недостатков организации самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной образовательной технологии веб-квеста. Использование веб-квест-технологии позволяет изменить отношение студентов к самостоятельной работе, совершенствовать общие компетенции (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, работа в команде), успешно выполнять соответствующие виды профессиональной деятельности, овладевая профессиональными компетенциями.
Ключевые слова: веб-квест, самостоятельная работа студентов.
В наш век информационного общества умение самостоятельно добывать знания, повышать свою квалификацию является показателем профессионализма. Умение принимать взвешенные, аргументированные решения, т. е. брать на себя ответственность, является одной из главных ценностей образования. Ни для кого не секрет, что современный образовательный процесс уже немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. Свободный доступ к информации, стремительное развитие современных информационных технологий создают новые условия для сферы образования, в частности для организации самостоятельной работы студентов.
Следовательно, возникает вопрос: использование каких современных технологий в организации самостоятельной работы студентов будет способствовать повышению мотивации к процессу обучения, учитывать интересы студентов, возможность работать в удобном для них темпе, способствовать овладению общими и профессиональными компетенциями?
Исходя из того, что современный студент большую часть времени проводит в сети Интернет, мы полагаем, что использование интернет-ресурсов, электронных ресурсов будет обеспечивать возможность доступа к заданиям для внеаудиторной самостоятельной работы и их выполнение в независимости от того, где находится студент: в библиотеке, в аудитории, дома или на улице [7].
На наш взгляд, в условиях реализации компетентностного подхода для организации самостоятельной работы студентов могут использоваться такие современные технологии, как веб-квест, дистанционное обучение. Эти технологии совершенствуют у студентов умения работать с информацией, расположенной на разных носителях, планировать свою деятельность, повышают интерес к изучению дисциплин и междисциплинарных курсов.
Именно веб-квест объединяет в себе элементы проблемного обучения, метода проектов, игры и предполагает активное использование информационных и коммуникационных технологий. Еще Д. Дьюи и его последователи обращались к проблемным методам, считая, «что постановка проблемы и поиск путей ее решения и размышлений над полученными результатами являются лучшими способами достижения основной цели - интеллектуального развития личности, формирования умений работать с информацией» [3, с. 198]. Как отмечает Е. С. Полат, метод проектов позволяет осуществлять поиск решения проблемы в практической деятельности, дает возможность осмыслить теоретические знания и формирует способность находить пути решения проблемных ситуаций [3].
Анализ интернет-ресурсов, научных статей и методической литературы показал, что веб-квест рассматривается как технология, проблемное задание, метод, форма и сред-
ство. Веб-квест как технология представляет собой совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Я. С. Быховский отмечает, что образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу [2].
По мнению М. В. Андреевой, веб-квест -это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [1].
Я. С. Быховский рассматривает веб-квест и как метод, и как форму. Веб-квест как метод - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, способов организации учебно-познавательной деятельности учащегося. Веб-квест как форма - упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием [2].
Под дистанционным обучением специалисты американской ассоциации (USDLA) понимают процесс обучения, в котором учитель и ученик географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса [9].
Под дистанционными образовательными технологиями Е. С. Полат понимает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [5, с. 12].
Таким образом, дистанционное обучение рассматривается как форма самостоятельного обучения с использованием электронных средств обучения, а дистанционные технологии предполагают применение средств информатизации и телекоммуникации для организации процесса обучения. Исходя из этого, веб-квест может использоваться в работе со студентами как форма организации дистанционного обучения.
Cynthia B. Leung и Zafer Unal провели исследование, направленное на выявление преимуществ и недостатков использования веб-квестов в процессе обучения. В качестве преимуществ использования веб-квестов были выделены личностно-ориентирован-
ный характер, привлекательность для студентов с различными сенсорными каналами восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики), эффективность использования времени в ходе учебного занятия, а также развитие компетенций, компьютерной грамотности и критического мышления. В качестве недостатков отмечались устаревание интернет-ресурсов, которые становятся недоступными, а также владение обучающимися определенными навыками для выполнения заданий веб-квеста [8].
Таким образом, данное исследование показало, что использование веб-квестов в образовательном процессе способствует развитию у студентов интереса, обеспечивает интерактивность процесса обучения, возможность работать в удобном темпе, а также позволяет развивать у них умение осуществлять поиск информации и критически относиться к ней.
В сети Интернет представлено достаточно большое количество веб-квестов, но в основном они адресованы учащимся школ. Мы в своей работе предполагаем, что использование веб-квестов позволит изменить процесс организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа, а также будет способствовать повышению мотивации к учебной деятельности, овладению ИКТ-компетентностями, обозначенными в Профессиональном стандарте педагога [4].
В начале нашего исследования мы провели анкетирование, в ходе которого выяснили, что все студенты 3-го курса (46 человек, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование») в домашних условиях имеют компьютер и выход в Интернет. Студентам также было предложено выразить свое отношение к самостоятельной работе. Для обработки результатов нами был построен индекс отношения к самостоятельной работе, рассчитываемый по следующей формуле:
где пр - количество студентов с положительным отношением;
по - количество студентов с отрицательным отношением;
пп - количество студентов с безразличным отношением.
Следовательно, значение индекса, равное -1, соответствует наиболее отрицательному отношению студентов к самостоятельной работе, значение, равное +1 - наиболее положительному. При индексировании ответов на вопрос в соответствии с такой числовой шкалой был получен результат +0,52, что указывает на положительное отношение студентов к самостоятельной работе.
В ходе изучения междисциплинарного курса (МДК) 03.06 Теория и методика математического развития студентам 3-го курса был предложен веб-квест «Открытие сундучка методики математики». Целью веб-квеста являлось изучение студентами средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и разработка материала для сундучка методики математики. Работа над веб-квестом продолжалась в течение трех недель. Предложенный веб-квест был создан с помощью сервисов Web2.0 https://sites. google.com/site/hlupinanadezdaolegovna/
В работе над веб-квестом студентов привлекла форма путешествия. Сначала они приветствовали друг друга, работая с сервисом linoit, на онлайн-доске разместили свое фото и пожелание участникам веб-квеста, что способствовало созданию творческой, доброжелательной атмосферы в группе. Познакомившись с заданием веб-квеста, студенты выбрали наиболее подходящую для себя роль, в соответствии с которой они должны действовать при выполнении задания. Регистрация на странице участников веб-квеста позволила преподавателю отследить выполнение студентами заданий и своевременно оказать необходимую помощь, а студентам - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль для достижения наилучших результатов работы. Вариативность и дифференцированный характер заданий веб-квеста способствовали повышению мотивации студентов к изучению материала, активизации как индивидуальной, так и групповой самостоятельной работы студентов.
Для поиска информации студентам были предложены ссылки на сайты, предварительно отобранные преподавателем. Использование предлагаемых ссылок и поисковых систем помогало студентам в выполнении заданий.
Первое задание, в зависимости от роли,
было направлено на изучение средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Используя электронные онлайн-библиотеки, студенты работали с учебными пособиями, справочниками, словарями, изучали информацию, затем оформляли и представляли ее в виде презентации, таблицы или схемы. Выполнение первого задания позволило студентам перейти к разработке материала для сундучка методики математики.
Во втором задании студентам, выполняющим роль методиста, необходимо было составить памятку для воспитателей на предложенную тему, воспитателям - создать дидактическую игру с математическим содержанием, писателям - разработать книгу для дошкольников, включающую материал математического содержания в разных литературных жанрах; мультипликаторам -подобрать и оформить сборник мультипликационных фильмов для дошкольников с математическим содержанием.
Приступив к выполнению второго задания, студентам, взявшим на себя одну и ту же роль, необходимо было распределить между собой обязанности для того, чтобы, работая в команде, в результате получить общий продукт деятельности. В процессе выполнения заданий студенты знакомились с работами сокурсников, выполняющих другие роли, а по завершении работы, заполнив анкету, смогли оценить их по предложенным критериям. Также студенты должны были осуществить самооценку выполненной работы на основе критериев оценивания. Анализ анкет рефлексии по результатам работы показал, что участие в веб-квесте для студентов было интересным, захватывающим, познавательным, увлекательным. За время путешествия, по мнению студентов, они научились тщательно отбирать материал для выполнения задания, работать на сайте с веб-квестом, работать в команде. По ходу выполнения заданий веб-квеста каждый студент мог задать вопрос, используя электронную почту, или добавить комментарий к конкретному заданию на сайте веб-квеста. Преподаватель, выступая в роли консультанта, направлял процесс поиска ответов на вопросы, поставленные в веб-квесте.
Работая над выполнением веб-квеста, студент мог выбрать для себя наиболее удобный
темп выполнения задания, независимо от того, работает он в команде или индивидуально. По завершении веб-квеста студенты представляли собственные веб-страницы, содержащие творческие работы согласно предложенному заданию, и в устной форме защищали свои работы.
По нашему мнению, важным преимуществом использования веб-квестов в образовательном процессе является стимулирование студентов к самостоятельному аналитическому и творческому мышлению, привлечение их к оценке своих собственных результатов и результатов своих сокурсников. Мы полагаем, что использование данной технологии в организации самостоятельной работы позволяет активизировать деятельность студентов в образовательном процессе, способствует развитию у них умения работать в команде, совершенствованию коммуникативных умений, критическому отношению к предлагаемой информации.
Таким образом, студенты учатся не только у преподавателя, но и друг у друга. Выполняя задания, они работают с различными базами информации, учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения, у них формируется собственная профессиональная позиция. Использование веб-квеста «Открытие сундучка методики математики» для организации самостоятельной работы студентов способствовало развитию у них следующих компетенций: ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 3.1, ПК 5.1, ПК 5.4, ПК 5.5 [6].
На наш взгляд, участие студентов в веб-квесте позволило им расширить представления о возможностях совместной работы в сети Интернет при выполнении заданий и приобрести умения работать с веб-квестом. В ходе изучения МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста студенткой 3-го курса был разработан достаточно интересный интернет-проект -веб-квест «Создание электронной газеты "Радужное детство"» - и адресован родителям детей дошкольного возраста. Проект, реализация которого осуществлялась в ходе производственной практики, направлен на повышение педагогической культуры родителей в организации летнего отдыха детей дошкольного возраста.
На подготовительном этапе проводилось анкетирование родителей, разрабатывался макет газеты и план работы с родителями. На основном этапе проекта воспитатель знакомила родителей с электронной газетой, распределялись роли среди родителей и соответствующие каждой роли задания для газеты «Радужное детство». Родителям были предложены следующие роли: юрист, аниматор, диетолог, туроператор, медицинский работник, фоторепортер-дизайнер. Для каждой роли были определены задания: юристу - составить памятку для родителей о правах ребенка; туроператору - представить несколько маршрутов туров по России и за рубежом; диетологам - разработать памятку правильного рациона питания детей дошкольного возраста; группе аниматоров -продумать развлечения для детей на море, в лесу и горах; фоторепортерам-дизайнерам - предложить эскизы оформления памяток для родителей и развлечений для детей; медицинскому работнику - составить рекомендации для здоровьесбережения детей на отдыхе. На основе предложенных ссылок на интернет-ресурсы родители осуществляли поиск необходимой информации. Данная форма работы вызвала у родителей интерес, желание найти материал, т. к. тема проекта актуальна для родителей.
И на заключительном этапе проекта -родительском собрании - состоялась презентация газеты, родители делились своими впечатлениями о проделанной работе и выразили желание продолжить работу по созданию электронных газет с освещением информации на актуальные для них темы. Использование современных технологий позволило заинтересовать и привлечь внимание большинства родителей (88 % по результатам анкетирования) к проблеме организации летнего отдыха детей дошкольного возраста. Повторное анкетирование показало, что выбранная форма работы для родителей интересна, необычна и очень познавательна.
В результате проведенной работы мы констатировали, что большинство студентов (91 % по результатам опроса) отнеслось позитивно к использованию веб-квеста при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Подтверждением того, что предложенная форма работы
для студентов оказалась интересной и современной, является разработка студенткой веб-квеста, адресованного родителям детей дошкольного возраста.
Рассчитывая повторно индекс отношения к самостоятельной работе, нами был получен результат +0,63, который указывает на изменение положительного отношения студентов к самостоятельной работе, превышающее первоначальное значение индекса на 0,11.
Полученный в ходе исследования положительный результат позволил нам спланировать дальнейшую работу по разработке серии веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов по разным дисциплинам и междисциплинарным курсам. Мы убедились в том, что удобство размещения заданий и возможность их выбора активизирует студентов, меняет их отношение к самостоятельной работе, мотивирует к изучению междисциплинарного курса, а свободный доступ к заданиям позволяет осуществлять самоконтроль и контроль их
выполнения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что использование веб-квест-технологии эффективно влияет на процесс организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа. Использование веб-квестов дает возможность преподавателю и студентам дистанционно управлять самостоятельной работой, позволяет студентам работать в удобном для них темпе, а также предоставляет им возможность самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
Следовательно, использование веб-квест-технологии в организации самостоятельной работы студентов способствует развитию умения осуществлять поиск информации и критически относиться к ней, позволяет студентам учиться друг у друга, контролировать процесс выполнения заданий, выполнять работу в команде, согласовывать свои действия, а также повышать мотивацию к процессу познания.
Библиографический список
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. - М.: МШУ, 2004. - С. 20-25.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». - URL: http://ito.edu.ru/1999/IIiyi/30015.html (дата обращения: 06.03.2016).
3. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
5. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г № 544н. - URL: http://iro23.ru/sites/default/ ffles/prikaz_minitruda_rf_ot_18.10.2013_no544n_ ob_utverzhdenii_profstandarta_pedagoga.pdf (дата обращения: 06.03.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 г. № 1351. - URL: http://oaouspobpk.ru/ activity/fgos/FG0S_440201.pdf (дата обращения: 06.03.2016).
7. Хлупина Н. О. Формирование общих и профессиональных компетенций при самостоятельной работе студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. -№ 2 (18) - С. 49-55.
8. Cynthia B. L., Zafer ^.Advantages and Disadvantages of Classroom Instruction with WebQuests: Connecting Literacy and Technology // Journal ofReading Education. - 2013. - № 2. - P. 31-38.
9. The Theory and Practice of Online Learning / ed. by Terry Anderson. - Edmonton, 2011. - 472 p.
Поступила в редакцию 21.05.2016
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Hlupina Nadezhda Olegovna
Methodist, Kiselevsk Teachers College, nokhlupina@mail.ru, Kiselevsk
USING WEB-QUEST TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS 'INDEPENDENT WORK
Abstract. The article raises the problem of the use of information and communication technologies in the educational process. The author emphasizes the need of mastering ICT competencies outlined in the standard of education professionals, in accordance with the national objectives of our country, analyzes the strengths and weaknesses of the organization of independent work of students with the use of remote educational web quest technology. Using the web quest technology allows you to change the ratio of students to work independently, develop generic competences (search, analysis and evaluation of information, teamwork) successfully implement the relevant professional activities, mastering professional competences.
Keywords: Web Quest, students' independent work.
References
1. Andreeva, M. V., 2004. Texnologii veb-kvest v formirovanii kommunikativnoj i sociokul'turnoj kompetencii [Web-Quest Technologies in formation of communicative and social competence]. Informa-cionno-kommunikacionnye texnologii v obuchenii inostrannym yazykam [Information and communication technologies in teaching foreign languages]. Moscow: MPSU Publ., pp. 20-25 (in Russ.).
2. Bykhovsky, Y. S. Obrazovatel'nye veb-kves-ty [Educational web quests]. Materialy mezhdun-arodnoj konferencii "Informacionnye texnologii v obrazovanii. ITO-99" [Proceedings of the international conference "Information technologies in education. ITO-99"] [online]. Available at: http://ito.edu. ru/1999/III/1/30015.html (Accessed 6 March 2016) (in Russ.).
3. Polat, E. S., 2010. Sovremennyie pedagog-icheskie tehnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Academy Publ., 368 p.
4. Polat, E. S., Buharkina, M. Yu., Moses, M. V., 2004. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya [Theory and practice of distance education]. Moscow: Academy Publ., 416 p.
5. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagog-icheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel') [Professional
standard. The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)] [online]. Available at: http://iro23.ru/sites/default/files/pri-kaz_minitruda_rf_ot_18.10.2013_no544n_ob_ut-verzhdenii_profstandarta_pedagoga.pdf (Accessed 6 March 2016) (in Russ.).
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.01 Doshkol'noe obrazovanie [Federal State Educational Standard of secondary vocational education in the specialty 44.02.01 Preschool] [online]. Available at: http://oaouspobpk.ru/ activity/fgos/FG0S_440201.pdf (Accessed 6 March 2016) (in Russ.).
7. Hlupina, N. O., 2015. Formirovanie obshhix
1 professional'nyx kompetencij pri samostoyatel'noj rabote studentov [Formation of general and professional competences at students' independent work]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubez-hom [Professional Education in Russia and abroad],
2 (18), pp. 49-55 (in Russ., abstr. in Eng.).
8. Cynthia, B. L., Zafer, U., 2013. Advantages and Disadvantages of Classroom Instruction with WebQuests: Connecting Literacy and Technology. Journal of Reading Education, 2, pp. 31-38.
9. Anderson, Terry, ed., 2011. The Theory and Practice of Online Learning. - Edmonton, 472 p.
Submitted 21.05.2016