Л. А. Даринская
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
На современном уровне развития образовательных технологий — обучающих, коммуникативных, информационных — остается актуальным вопрос о выборе тех из них, которые смогут эффективно способствовать организации самостоятельной работы студентов с целью развития исследовательских умений и навыков, формирования исследовательской компетенции будущих выпускников. Если учитывать тот факт, что большинство современных студентов свободно владеют компьютерными технологиями и легко ориентируются в Интернете, то применение образовательных ресурсов сети может быть одним из средств организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Цель написания данной статьи — выявление возможностей образовательных интернет-ресурсов в организации самостоятельной работы студентов, ориентированной на развитие таких исследовательских навыков, как поиск, анализ и систематизация тематической информации.
В современном образовательном пространстве вуза взаимодействие преподаватель — студент предполагает активную субъектную позицию участников, то есть преподавателю отводится роль помощника-консультанта, тьютора по отношению к студенту. Авторитарный образовательный дискурс отходит в прошлое, в новой парадигме обучения акцент делается не на усвоенные и воспроизведенные студентом истины, высказанные лектором, а на то, чтобы студент, под руководством преподавателя, самостоятельно осуществлял поиск нового знания. Необходимым условием этого процесса является самостоятельная работа студента. В данном случае речь идет об изучении определенного блока информации, о работе с тематической литературой, о систематизации выявленных фактов и полученных данных, об анализе и интерпретации теоретикоэмпирического материала применительно к исследуемой проблеме, то есть о том, без чего невозможна исследовательская деятельность.
Однако недостаточно просто изменить традиционно сложивший процесс обучения в вузе и ввести в учебно-методический комплекс по дисциплине новые формы и виды самостоятельной работы студентов. Необходимо отобрать такие из них, которые были бы так же, если не в большей степени, эффективны, как уже применяемые, обеспечивали бы не только самостоятельную, но и качественную работу обучающихся. Эту задачу успешно решают на протяжении уже не одного десятка лет информационные технологии, значение которых постоянно возрастает как в повседневной, так и в профессиональной жизни. Этого нельзя сказать об учебных текстах, с проблемой прочтения которых студентами сталкивается не один преподаватель. Иначе говоря, в большинстве случаев студент не желает/не умеет читать рекомендуемую литературу в «книжном» варианте, предпочитая ему «электронный». Уже ни для кого не секрет, что в настоящее время основная масса читаемых текстов сосредоточена в интернет-пространстве. С одной стороны, у людей возникает зависимость от информационных, и в частности, от
© Л. А. Даринская, 2010
компьютерных, технологий, а их деятельность становится «виртуально» обусловленной. С другой стороны, «выход» в виртуальные миры открывает перед пользователем дополнительные возможности, в том числе для профессионального роста и самореализации.
Как уже было сказано выше, информационные технологии лидируют среди основных учебных материалов и вспомогательных средств в организации учебного процесса. Использование электронных учебных пособий, презентаций, видеофильмов и других визуальных материалов является мощным стимулом для повышения интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельной работы и включения студентов в исследовательскую деятельность. Наглядность, динамичность, гибкость, привычный для молодых людей способ восприятия информации делают информационные технологии незаменимыми в образовании, активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют развитию исследовательских умений и навыков. Рассмотрим на конкретных примерах, как можно использовать образовательные интернет-ресурсы в организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов.
Веб-квест. В переводе с английского quest обозначает поиск (ср. question — вопрос), этот термин хорошо знаком любителям компьютерных игр. Веб-квест активно употребляется в педагогике как задание проблемного типа с элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимо привлекать информационные ресурсы Интернета. Этот вид учебного задания был разработан B. Dodge и T. March [1], цель его — развитие аналитических навыков, креативности, творческого мышления. Это достаточно сложный вид задания как для студентов, так и для преподавателя, который должен обладать высоким уровнем профессионализма, в том числе в области информационнокоммуникативных технологий.
Как и любое проблемное задание, веб-квест может освещать разнобразную тематику, проблемные задачи можно выстраивать в зависимости от возрастающей степени сложности. Форма предъявления результатов самая разная — компьютерные презентации, веб-страницы, устные выступления и др.
Ссылаясь на B. Dodge [2], опишем те виды заданий, которые применяются в учебных веб-квестах и которые были включены для самостоятельной работы студентов в курсе учебной дисциплины «Социальная педагогика» (4-й курс бакалавриата факультета социологии СПбГУ, 2009/2010 уч. г.).
Пересказ — демонстрация понимания темы с анализом материалов из разных интернет-источников в формате презентаций. Например, студентами-социологами была выполнена работа на тему «Функциональный урбанизм как причина социальной исклю-ченности (на примере анализа тенденций социально-экономического развития городов во Франции)». Цель работы — показать влияние городского планирования на социализацию молодежи и наглядно продемонстрировать социальные проблемы, порожденные функциональным урбанизмом, а также выявить пути их преодоления.
Планирование и проектирование — разработка плана или проекта на основе заданных условий. Пример — веб-квест «Фокус-группа». Цель — обучение студентов-социологов одной из основных методик маркетинговых исследований. В результате работы над веб-квестом студенты не только знакомятся с методикой проведения фокус-группы, но могут попробовать себя в роли одного из сотрудников маркетинговой компании, что может помочь им в выборе будущего места работы. С помощью данного веб-квеста развиваются умение работать в команде, навыки решения проблем, критического и творческого мышления, способность делать выводы, наблюдать, классифицировать и сравнивать, а также навыки переговоров и достижения компромисса [3].
Аналитическая задача — поиск и систематизация информации. Пример — веб-квест «Искусство создания презентации» [4]. Цель — научиться грамотно и интересно предъявлять информацию в виде презентации. В процессе работы над веб-квестом студенты учатся работать с поисковыми системами, систематизировать найденное. Это включает как технический аспект создания слайдов, их смысловое и художественное наполнение, так и коммуникативный аспект, то есть умение студента эффектно и интересно преподнести эту информацию для аудитории. В результате у студентов развиваются умения выделять главное среди большого объема информации, представлять ее не только в виде текста, но и графически, а также навыки ораторского искусства.
Среди других видов заданий могут быть:
— Компиляция — переработка информации, полученной из разных источников, в результате — создание виртуальной выставки, «капсулы времени», «капсулы культуры» и др.
— Творческое задание —творческая работа в определенном жанре (эссе, видеоролик и т. п.).
— Детектив, головоломка, таинственная история — рассказ с выводами на основе противоречивых фактов.
— Достижение консенсуса —поиск и выработка решения по острой проблеме.
— Оценка —обоснование определенной точки зрения.
— Журналистское расследование — объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
— Убеждение — склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
— Научные исследования — изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных on-line источников [5].
Не только студенты, но и преподаватели могут создавать свои веб-квесты в качестве образовательных интернет-ресурсов [6]. Последовательность действий преподавателя:
1. Определите тему и цель веб-квеста.
2. Охарактеризуйте студентов, которым адресован веб-квест, учебную дисциплину, а также наиболее важные навыки, которыми должен обладать студент, чтобы справиться с заданием.
3. Опишите результаты работы в терминах образовательных стандартов и учебной программы, укажите, какие навыки и умения развиваются у студентов с помощью данного веб-квеста. Например, исследовательские — наблюдение и классификация, сравнение; коммуникативные — работа в команде, достижение компромисса и др.
4. Опишите алгоритм работы над веб-квестом. Сколько учебных групп примут участие в работе? На какое время рассчитана работа? Является ли задание междисциплинарным?
5. Предупредите о возможных проблемах, которые могут возникнуть при выполнении задания. Дайте рекомендации, как их избежать или разрешить.
6. Опишите ресурсы, которые необходимы для выполнения задания (электронные учебники, словари, поисковые системы, адреса электронной почты участников, компьютерные программы, оборудование, аудио- и видеоматериалы и др.). Приведите список ссылок на интернет-ресурсы.
7. Отметьте, если это необходимо, потребность в привлечении к работе других преподавателей, представителей различных организаций и т. п.
8. Приведите критерии оценки итоговых работ студентов с опорой на заявленные цели веб-квеста и образовательные стандарты.
9. Перечислите источники информации, использованные для создания и оформления веб-квеста.
10. Поблагодарите всех, кто разрешил воспользоваться своими ресурсами и помог в разработке веб-квеста.
Таким образом, использование возможностей веб-квеста в процессе организации самостоятельной работы студентов открывает широкие перспективы в развитии их исследовательских умений, коммуникативных навыков, самореализации в творческой деятельности.
Следует отметить, что использование интернет-ресурсов в учебном процессе, как правило, «обречено на успех». Виртуальное пространство для преобладающего большинства студентов не только привычно, оно уже является неотъемлемой частью их существования. Интернет вне конкуренции по сравнению с печатными изданиями, особенно для студентов, которые активно используют найденную на разных сайтах информацию при написании рефератов, курсовых работ и т. п. Кроме того, Интернет в настоящее время — чуть ли не основное средство виртуального общения в ЖЖ (живых журналах), социальных сетях, блогах (своего рода личных дневниках). Вот почему применение его ресурсов в образовании — процесс, по сути, необратимый.
Создание образовательного блога, то есть личного виртуального дневника, может стать интересной находкой в организации самостоятельной работы студентов. Студент публикует в блоге, который доступен преподавателю и другим студентам для комментариев и критики, свои заметки, эссе, рецензии и т. п. При создании блога следует соблюдать следующие условия:
1. Блог ориентирован на конкретную учебную проблему, его содержание раскрывает основную тему.
2. Структура блога соответствует логике исследования выбранной проблемы, раскрывает ее аспекты.
3. Блоги иллюстрируются картинками, графиками, аудио- и видеофрагментами, что делает исследование наглядным, а процесс работы интересным.
4. Блоги открыты и доступны как для преподавателя, чтобы он мог проверить, прокомментировать и оценить выполненную студентом работу, так и для студентов.
В качестве примера рассмотрим работу, выполненную студенткой первого курса магистратуры факультета политологии Шерстневой Натальей (в рамках учебной дисциплины «Педагогика», 2009/2010 уч. г.). Она анализирует блоги, созданные студентами колледжа Нью-Джерси (США) по учебному курсу «Гендер и массовая культура» [7].
Студентам дается задание создать свои собственные блоги на такие темы, как «Гендер», «Раса», «Класс», «Сексуальность» и т. д. Как правило, в одном блоге каждый студент должен осветить несколько аспектов гендерной проблематики:
1. Рассмотреть влияние игрушек и товаров для детей на становление их (детей) гендерной идентичности.
2. Составить коллаж из популярных рекламных образов и проанализировать, какие основные черты приписываются рекламой маскулинности и феминности, что транслирует рекламный образ в зависимости от изображения того или иного пола и гендера.
3. Проанализировать художественный фильм (для анализа предложен фильм «Джиа» Майкла Кристофера).
4. Проследить трансформацию гендера непосредственно в массовой культуре (в ее различных областях: телевидение и радио, кинематограф, музыка, видеоигры, мода, образование и т. д.).
Внутри каждой темы студент имеет право на свободное определение того, какой аспект он будет изучать.
Один из выбранных для рассмотрения блогов посвящен анализу популярного в США реалити-шоу “America’s Next Top Model” («Топ-модель по-американски») [8], в котором студентка Эрин посредством изучения моделей поведения участниц шоу и способов их взаимодействия друг с другом пытается определить наиболее часто приписываемые феминности атрибуты.
В результате в блоге делается вывод о том, что представления о женщине-модели и женщине-матери зачастую противоположны и даже отрицают друг друга. При этом Эрин утверждает, что то, каким представляется феминность в рамках данного реалити-шоу — всего лишь вторичное звено длительного пути формирования гендера/образа, и отсылает читателей блога к сложившимся в обществе стереотипам и «нормам», которые легли в основу «гендерной идеологии».
Следующий блог принадлежит студенту-юноше и посвящен гендерным аспектам японского аниме [9]. Свое исследование студент Лео Маага (Leo Mahaga) проводит на эмпирическом материале — японской анимации, в основе которой, по его выражению, «лежит радикальное стремлении избежать нормализации». В данном случае он исследует поведенческие аспекты матери(-ей), представленные в японском мультфильме «Счастливый урок» (The Happy Lesson). В результате проделанной работы он формулирует вывод некоторым каламбурным образом: «Мать вовсе не должна быть матерью, для того, чтобы быть матерью», то есть, прежде всего, ей нужно оставаться самой собой, той, кто любит и заботится о своем ребенке, в то время как соответствие уже заложенным моделям и образцам материнства не является гарантией любви к своему ребенку и понимания его.
Таким образом, проделанный студентами колледжа анализ определенной проблемы является оригинальным самостоятельным исследованием, где помимо реферативной работы, то есть описания и пересказа каких-либо источников и фактов, есть еще и рефлексивная составляющая, в которой проявилась личность каждого студента.
Анализ представленного в интернет-пространстве опыта создания образовательных блогов дает возможность преподавателям использовать его при разработке собственных заданий для самостоятельной работы студентов, разнообразить и качественно улучшать образовательный процесс. Грамотное использование возможностей интернет-ресурсов способствует развитию у студентов навыков исследовательской деятельности и повышает интерес к изучаемому предмету. Кроме того, существенным достоинством такой модели организации обучения является то, что она позволяет рассматривать изучаемую проблему с разных сторон и в различных контекстах, что особенно актуально в междисциплинарных исследованиях.
Подводя итоги, суммируем главные достоинства использования образовательных интернет-ресурсов, а именно — создание веб-квестов и образовательных блогов в организации самостоятельной работы студентов:
1. Наглядность. Такая система позволяет использовать различные возможности Интернета (вставка изображений и видеороликов) и оживить процесс подачи информации.
2. Структурированность. Веб-квест и образовательный блог сами обладают четкой структурой и дают возможность разбить исследование на несколько тематических разделов.
3. Многогранность — проблемная область рассматривается в нескольких аспектах параллельно, что особенно актуально для междисциплинарных проектов. Это обеспечивается самой спецификой подачи информации, когда внутри одного веб-квеста или
блога могут публиковаться сразу несколько постов (мини-статей), каждый из которых может быть посвящен тому или иному аспекту изучаемого вопроса.
4. Интерактивность. Благодаря тому что веб-квесты и блоги не замыкаются на себе, но предполагают обсуждение и критику, обеспечивается определенное дискурсивное поле, в рамках которого могут взаимодействовать студенты и преподаватели.
Интернет-ресурсы
1. URL: http://ozline.com/learning/index.htm (дата обращения — 24.09.2010).
2. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. URL: http://webquest.sdsu. edu/taskonomy.html (дата обращения—12.09.2010).
3. URL: http://kvest2010.mirtesen.ru (дата обращения — 30.08.2010).
4. URL: http://sites.google.com/site/dlyawebkvesta/home (дата обращения — 10.09.2010).
5. URL: http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/tasksimap/ (дата обращения —
4.09.2010).
6. URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php (дата обращения—29.09.2010).
Т. Blogging in College: Gender & Pop Culture’s Blog. URL: http://genderpopculture.blogspot. com (дата обращения — 4.09.2010).
8. Blog «Model behavior». URL: http://eduff.blogspot.com (дата обращения — 4.09.2010).
9. Blog «More Than Just Cartoons». URL: http://astoldbyleo.blogspot.com (дата обращения —
24.09.2010).
Статья поступила в редакцию б октября 2010 г.