Научная статья на тему 'Веб-квест в иноязычном языковом образовании'

Веб-квест в иноязычном языковом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / WEB QUEST / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА / STUDENTS OF NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / TRAINING IN A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еловская Светлана Владимировна

Данная статья посвящена формированию и развитию информационно-коммуникационной компетентности обучающихся на основе использования технологии веб-квестов. Представлена информация об использовании веб-квеста в качестве проблемного задания c элементами ролевой игры в методике обучения иностранному языку; определены особенности применения данной технологии и этапы работы с ней. Выявлен высокий практический потенциал технологии веб-квестов, а также творческий характер, способствующий самовыражению, саморазвитию будущих бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB QUEST IN FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION

The author devoted this article to formation and development of information and communication competence of the web quests studying at a basis of use of technology. The author presented Information on use of web quest as a problem task with elements of role-playing game in a technique of training in a foreign language; defined features of use of this technology and stages of work with it and revealed high practical potential of technology of web quests and also the creative character promoting self-expression, self-development of future bachelors and masters.

Текст научной работы на тему «Веб-квест в иноязычном языковом образовании»

УДК 372

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-34-37

ВЕБ-КВЕСТ В ИНОЯЗЫЧНОМ ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

Еловская Светлана Владимировна,

Мичуринский государственный аграрный университет, Россия, г. Мичуринск e-mail: [email protected]

Данная статья посвящена формированию и развитию информационно-коммуникационной компетентности обучающихся на основе использования технологии веб-квестов. Представлена информация об использовании веб-квеста в качестве проблемного задания c элементами ролевой игры в методике обучения иностранному языку; определены особенности применения данной технологии и этапы работы с ней. Выявлен высокий практический потенциал технологии веб-квестов, а также творческий характер, способствующий самовыражению, саморазвитию будущих бакалавров и магистров.

Ключевые слова: веб-квест, студенты неязыкового вуза, информационно-коммуникационная компетентность, образовательная технология, обучение иностранному языку

Новая образовательная парадигма как новый «образ» педагогической науки предполагает создание системы языкового образования, ориентированной на творческий и развивающий характер педагогического процесса [1]. Современная ситуация в новом информационно загруженном обществе выдвигает свои требования к системе иноязычного языкового образования, поскольку традиционные формы обучения уже не могут в полной мере гарантировать соответствия Федеральных государственных образовательных стандартов стремительному изменению технологий и общества. Информационная открытость системы образования привела к изменению методов и средств обучения, учебных и профессиональных мотиваций студентов высших учебных заведений. Современный педагог должен уметь применять инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе, выполнять функции тьютора, обучить студентов навыкам самостоятельного поиска и правильной обработки необходимой информации, выявления проблемы и выработки правильного решения.

В современных условиях система управления учебными материалами организуется только при наличии электронных образовательных ресурсов. Для реализации электронного обучения иностранному языку в вузе

широко используются электронные библиотеки и учебники, языковые обучающие программные оболочки и иноязычные Интернет-ресурсы. Все это позволяет преподавателю изменить форму подачи учебного материала с целью повышения заинтересованности обучаемого к дисциплине «Иностранный язык» и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Одним из приоритетных направлений языковой подготовки в высшей школе является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся. Обозначенная компетентность в условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности человека является основной характеристикой будущих бакалавров и магистров независимо от области их профессиональной деятельности.

По утверждению О. Н. Зайцевой, «информационная компетентность представляет собой сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств» [2, с. 125]. Е. В. Мельник считает, что информационно-коммуникационная компетентность представляет собой комплексное умение самостоятельного поиска, отбора требуемой

информации с целью ее дальнейшего анализа, организации, представления и передачи; моделирования и проектирования объектов и процессов, реализации проектов, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий [3, с. 36].

На наш взгляд, формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности преследует цель качественного решения профессиональных задач будущими выпускниками вуза, способных самостоятельно вести поиск и обрабатывать нужную информацию, работать в группе с использованием современных коммуникационных технологий. Для определения уровня сформированно-сти информационно-коммуникационной компетентности у студентов выступают следующие показатели: понимание недостатка информации для решения определенной задачи; поиск нужной информации в различных информационных источниках и ее оценка; генерирование новой информации с помощью информационно-коммуникационных технологий; сохранение и передача информации и др.

Решению задачи формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности у студентов способствует формирование информационно-коммуникационной среды, представляющей собой самостоятельную структуру, которая навязывает пользователю свой «стиль общения», превращая человечество «homo sapiens в homo digital (человек оцифрованный)» [4, с. 419]. Современные студенты имеют достаточно большой опыт взаимодействия с различными медиаре-сурсами, которые могут быть успешно использованы в процессе обучения иностранному языку.

Современные средства массовой информации и коммуникации выступают в качестве средства обучения иностранному языку. Методика обучения иностранным языкам предполагает использование в процессе обучения таких технических средств, как всемирная сеть интернет и ее разнообразные ресурсы: веб-сайты, электронная почта и электронные энциклопедии, телекоммуникационные проекты, блоги, видеоконференции, подкасты, чат-сессии, форумы и многое другое.

Веб-квест является современной интернет-технологией, которая используется в обучении иностранным языкам. Quest (продол-

жительный целенаправленный поиск) может быть связан с приключениями или игрой, а также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб-квест (webquest) в педагогике представляет собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Ролевая игра является одним из эффективных способов активизации поисково-исследовательской деятельности в процессе решения игровой задачи.

Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bemie Dodge и Tom March [5]. Я. С. Быховский дает следующее определение этой технологии: «Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и длительной работы. Целью первого типа квестов является углубление и расширение знаний и их взаимодействие в процессе обучения иностранному языку. Они рассчитаны на одно-три занятия. Цель второго типа квестов — углубление и преобразование знаний студентов. Они рассчитаны на длительный срок (семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах» [6].

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста в зависимости от изучаемого материала могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т. п.

Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов интернета в обучении языку требует от студентов соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами интернета. В связи с этим эффективная интеграции веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы; сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражне-

ниями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.

Веб-квест имеет четкую структуру и состоит из следующих разделов:

Введение - краткое описание темы веб-квеста.

Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.

Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться студенты, выполнив данный веб-квест.

Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Таким образом, рассматривая веб-квест как проблемное задание c элементами ролевой игры в методике обучения иностранному языку, можно сделать вывод о его высоком практическом потенциале, так как в сценарий целесообразно заложить все те действия, отношения и намерения, которые являются компонентами профессиональной деятельности.

Анализ современной методической литературы и опыт практической деятельности позволяют сделать вывод о том, что современная веб-квест технология способствует формированию и развитию высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности. Данная технология позволяет индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках группового обучения. Использование на занятиях по иностранному языку современных средств обучения способствует повышению мотивации к самообучению у студентов, формированию новых компетенций, реализации творческого

потенциала, повышению личностной самооценки.

Литература

1. Еловская С. В., Демина Л. А. Целостность иноязычного образовательного пространства вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (5). С.14-16.

2. Зайцева О. Н. Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь, 2013. С. 124-126.

3. Мельник Е. В. Содержание коммуникативной компетентности педагога // Психология и школа. 2004. № 4. С. 36-42.

4. Лутков С. А., Шварцман М. М. Парадоксы взаимодействия с информационно-коммуникационной средой // Новые технологии в образовании. Троицк, 2005. С. 419-420.

5. URL: http://ozline.com/learning/index.htm [Электронный ресурс] (дата обращения: 28.02.2018).

6. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99»/ URL: http://ito.bitpro.ru/1999 (дата обращения: 28.02.2018).

References

1. Elovskaya S. V., Demina L. А. Tselostnost' inoyazychnogo obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Integrity of foreign-language educational space of higher education institution] // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 1 (5). S. 14-16.

2. Zajtseva O. N. Formirovaniye informatsionno-kommunikatsionnoj kompetentnosti v sisteme urovnevogo obrazovaniya [Formation of information and communication competence of the level education system] // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya. Perm', 2013. S. 124-126.

3. Mel'nik E. V. Soderzhaniye kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga [Content of communicative competence of the teacher] // Psikhologiya i shkola. 2004. № 4. S. 36-42.

4. Lutkov S. А., Shvartsman M. M. Paradoksy vzaimodejstviya s informatsionno-kommunikatsionnoj sredoj [Interaction paradoxes with the information and communication environment] // Novye tekhnologii v obrazovanii. Troitsk, 2005. S. 419-420.

5. URL: http://ozline.com/learning/index.htm [Elektronnyj resurs] (data obrashcheniya: 28.02.2018).

6. Bykhovskij Ya. S. Obrazovatel'nye veb-kvesty [Educational web quests] // Materialy mezhdunarodnoj konferentsii «Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. ГГО-99»/ URL: http://ito.bitpro.ru/1999 (data obrashcheniya: 28.02.2018).

* * *

WEB QUEST IN FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION

Elovskaya Svetlana Vladimirovna,

Michurinsk State Agricultural University, Russia, Michurinsk e-mail: [email protected]

The author devoted this article to formation and development of information and communication competence of the web quests studying at a basis of use of technology. The author presented Information on use of web quest as a problem task with elements of role-playing game in a technique of training in a foreign language; defined features of use of this technology and stages of work with it and revealed high practical potential of technology of web quests and also the creative character promoting self-expression, self-development of future bachelors and masters.

Key words: web quest, students of non-language higher education institution, information and communication competence, educational technology, training in a foreign language

Об авторе:

Еловская Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания Мичуринского государственного аграрного университета

About the author:

Elovskaya Svetlana Vladimirovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Foreign Languages and Technique of their Teaching Department, Michurinsk State Agricultural University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.