Научная статья на тему 'Веб-квест технологии в организации исследовательской деятельности бакалавров и магистрантов гуманитарных направлений на занятиях по информатике'

Веб-квест технологии в организации исследовательской деятельности бакалавров и магистрантов гуманитарных направлений на занятиях по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веб-квест технологии в организации исследовательской деятельности бакалавров и магистрантов гуманитарных направлений на занятиях по информатике»

Н. С. Майкова, В. С. Федотова

Веб-квест технологии в организации исследовательской деятельности бакалавров и магистрантов

гуманитарных направлений на занятиях по информатике

На современном этапе развития российского образования одной из его приоритетных задач является поиск новых форм организации исследовательской деятельности студентов. В этом плане широкие возможности для формировании исследовательской компетентности обучающихся предоставляют веб-квест технологии.

Веб-квест (от англ. quest - продолжительный, целенаправленный поиск, который связан с определенной задачей, игрой; web-quest - англ. «поиск в сети Интернет») - это «проект, в котором часть или вся информация, с которой работают обучаемые, находится на различных сайтах Интернета» (Воробьев Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции: дис... канд. пед. наук, Пятигорск, 2004).

Профессиональная подготовка бакалавров и магистрантов гуманитарного профиля предполагает не только высокий уровень владения выпускником своим предметом, но и сформированные умения рационального и эффективного использования ресурсов информационной образовательной среды для достижения поставленных целей образования.

Под информационной образовательной средой понимается образовательная среда, базирующаяся на широком использовании информационных технологий, сложная система, включающая интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, знания технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие среды в ходе образовательного процесса; средства коммуникационных технологий, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам среды. Такая образовательная среда активизирует творческие процессы, предоставляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов в сочетании со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития личности обучающихся.

Формирование исследовательской компетентности студентов целесообразно осуществлять, используя в организации исследова-

135

тельской деятельности студентов интернет-технологии, в частности, в ходе создания веб-квестов, которые обеспечивают в процессе обучения виртуальную социокультурную среду изучаемой исторической эпохи, аутентичность используемых материалов, представленных в сети, мотивируют студентов к самостоятельной исследовательской деятельности, развивают информационную культуру обучающихся как необходимый компонент профессиональной компетентности современного выпускника университета.

Веб-квест предполагает самостоятельную поисковую работу обучающегося в сети Интернет с последующей обработкой отобранной информации (критический анализ, отбор, классификация, систематизация информации и т. п.) и представлением полученного результата в специально выбранной форме (презентация, выступление, стенгазета и т. п.) с целью решения какой-либо проблемы.

Разработчиками веб-квеста как вида задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March), определяющие веб-квест как исследовательски-ориентированную технологию, в которой вся используемая обучающимся информация добывается из Интернета.

В педагогике веб-квест технологии предполагают выполнение проблемного задания, иногда с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест состоит из следующих разделов: введение (краткое описание темы веб-квеста), задание (формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата), порядок работы и необходимые ресурсы (технология выполнения задания, последовательность действий), критерии оценки (содержательность, логичность представления информации и т.п.), заключение (краткое описание знаний, умений и навыков, формируемых в результате выполнения веб-квеста), используемые материалы (описание используемых информационных ресурсов, библиографические ссылки на них).

Применение веб-квест технологии предполагает прохождение обучающимися трех основных этапов: пропедевтический, алгоритмический и креативный.

Веб-квест технологии применяются как над кратковременными проектами в течение одного лабораторного практикума, так и в работе над долговременными проектами, в которых, переходя от одного этапа к другому, студенты реализуют поставленные учебные цели и задачи в соответствии с темой занятия или цикла занятий.

136

Проиллюстрируем использование веб-квест технологий в процессе развития исследовательских умений студентов и формирования высокого уровня их исследовательской компетентности на примере преподавания таких дисциплин как «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Настольные издательские системы», «Система Интернет».

На занятиях по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения» студенты получают задание составить презентацию о деятеле истории (деятеле науки, культуры, политики), первичную информацию о предстоящем проекте и начинают работать над ним. В числе первых заданий обучающемуся предлагается определиться с героем своей презентации и создать десять простейших слайдов с информацией о нем. С помощью сети Интернет необходимо подобрать самую общую информацию (библиографические данные - место рождения, годы жизни, наиболее известные факты из деятельности). Студенты, используя данные разнообразных сайтов, наполняют содержание своего проекта наиболее общей информацией (пропедевтический этап). На следующем этапе обучающиеся находятся в процессе сбора, анализа, обобщения и интерпретации подобранной информации в соответствии с требованиями заданий лабораторного практикума (алгоритмический этап). И, наконец, студенты размещают и структурируют информацию на слайдах, разрабатывая целостные практикоориентированные проекты (креативный этап).

При изучении дисциплины «Настольные издательские системы» бакалаврам и магистрантам предлагается разработать банк разнообразных макетов публикаций - от визиток и рекламных листов до сложных брошюр и каталогов. Студент имеет возможность самостоятельно выбрать тематику, цветовую гамму, стиль оформления, содержание своего будущего проекта. При выполнении заданий лабораторного практикума с использованием веб-квест технологий студент проходит те же самые этапы: от получения задания и самостоятельного определения тематики будущего проекта до представления готового веб-квеста.

На занятиях по курсу «Система Интернет» студентам гуманитарных направлений, в частности, будущим специалистам по связям с общественностью или студентам-филологам предлагается осуществить поиск информации в сети Интернет в соответствии с указанными требованиями и используя специализированные научные поисковые системы.

Задание: используя научную поисковую систему Академия Google, подберите информацию для доклада по указанной теме, ис-

137

пользуйте 10 - 12 сайтов. Представьте в виде таблицы с заголовками № п/п, URL адрес, тип источника (статья, книга, банк рефератов), название статьи, книги и т.п. используемые вами источники. Продумайте способ представления полученной вами информации.

Предлагается некоторое количество вариантов тем. Тема сформулирована очень лаконично и не допускает нахождения готовой информации (заранее написанной работы). Например, может быть предложена следующая тематика: формулы приветствия в русском языке; устаревшая лексика в сказках А.С. Пушкина; этимология названий дней недели; функции частиц в русском языке; «муж» и «жена» в пословицах и загадках; средства изображения природы в повести И.С. Тургенева «Ася»; тема «Здоровье» в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках; названия одежды в фольклоре; образы «антикультуры» в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки».

Таким образом, веб-квест реализуется в виде целостного законченного проекта - компьютерной презентации, выполненной с помощью MS PowerPoint, набора шаблонов печатной продукции, выполненных средствами MS Publisher, новой информации качественного более высокого уровня в виде доклада, реферата, курсовой работы и т. п.

Преподаватель в данном случае выступает в роли модератора (раскрывает потенциальные возможности студента и его способности путем создания ситуаций обмена мнениями, подводит к принятию самостоятельного решения благодаря реализации внутренних возможностей, не привносит ничего нового, а только потенциальное делает явным), консультанта (либо предлагает готовое решение, либо указывает способ деятельности, которым можно решить проблему), фасилитатора (оказывает психологическую помощь студентам в их личностном развитии с использованием общения в качестве основного инструмента), проблематизатора (проблемати-затор или «интеллектуальный провокатор, дразнящий собеседника» системой своих проблемных вопросов выводит собеседника на границу его незнания, обеспечивает рождение собственных информационных запросов, формирует «ученое незнание», помогает в формулировке познавательных проблем и вопросов» и т.п., в то время как студент занимает позицию исследователя, ответственного за получаемый результат, собственные знания, организацию своего рабочего времени, отбор используемых материалов.

Использование веб-квест технологий способствует более основательному и осознанному исследованию темы, привлечению современных научных концепций, размещенных в сети Интернет и не всегда еще оперативно доступных в традиционных источниках информации.

138

Следует обратить внимание, что веб-квест технологии предусматривают точное описание критериев оценки выполнения задания, поэтому перед началом работы студенты знакомятся с этими критериями, и у них формируется полное понимание того, что от них требуется и к чему следует стремиться при создании проекта. Оцениваются, например, самостоятельность работы, грамотное оформление информации, умение отвечать на вопросы, объем и глубина представленных сведений.

Результатом организации исследовательской деятельности студентов гуманитарных направлений с использованием веб-квест технологий являются профессионально-ориентированные веб-квесты, предназначенные для воплощения в реальной образовательной практике в качестве методического сопровождения уроков (истории, литературы, рисования и т. п.) в средней общеобразовательной школе, материалов рекламного характера на производстве и т. п., информационных сообщений и т. п.

Таким образом, веб-квест технологии, используемые в организации исследовательской деятельности студентов гуманитарных направлений, выполняют следующие функции: интегративную (аккумуляция и обобщение распределенной в сети Интернет информации по рассматриваемому вопросу), гносеологическую (приобретение новых и обобщение имеющихся у студентов знаний и умений по информатике, развитие навыков поиска и отбора информации в сети Интернет), аксиологическую (познавательная ценность разрабатываемого веб-квеста), праксиологическую (критический анализ и оценка содержания веб-квеста с точки зрения полезности и достоверности информации), развивающую (развитие активности и самостоятельности, критического мышления, воображения и фантазии в процессе создания презентаций, воспитательную (привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков, поиску информации по различным источникам, воспитание патриотических чувств на примере изучения жизнедеятельности конкретного исторического деятеля и его вклада в историю развития Отечества).

Используемые в организации исследовательской деятельности студентов веб-квест технологии не только способствуют закреплению имеющихся у обучающихся исследовательских умений, но и формируют новые. Студент учится самостоятельно отбирать и структурировать материал, определять главное, высказывать новые идеи, принимать решения, самостоятельно формулировать тему исследования, способ представления его результатов аудитории, тем самым, проходя все основные этапы работы над исследовательским проектом.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.