и
ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОЛЛЕДЖА
Ацдатпа
Бул макала e3eKTi мэселеге арналган - ^останай курылыс колледжiнде дуалды окыту элементтерiн ен-пзу. Жумыста дуалды окытудьщ максаты мен мшдет-Tepi карастырылады; «БК- СТРОЙ ЖШС» кажеттшп Yшiн 140 1000 «Гимараттар мен курылымдарды салу жэне пайдалану» бiлiктiлiгi 1401202 «^урылыстагы кургак эдю маманы» мамандыгы бойынша мамандар мен бшкп жумысшыларды дайындау айтылады.
s
m о
w О
и
О §
ш Е-
К
о
ш Е-
Сафонова Г.Г.,
заведующая учебной частью КГКП «Костанайский строительный колледж» г. Костанай
Неггзгг свздер: дуалды оцы-ту жуйеЫ, элеуметтт сертте-стер,жаца формация маманда-ры, эксперименттг алац, бизнес, жастар мен мемлекет муддесш бгргктгру.
Ключевые слова: дуальная система обучения, социальные партнеры, специалисты новой формации, экспериментальная площадка, объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства.
Keywords: dual system of training, social partners, experts of a new formation, experimental platform, association of interests of business, young man and state.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме - внедрению элементов дуального обучения в Костанайском строительном колледже. В работе прослеживаются цели, задачи дуального обучения; подготовка квалифицированных рабочих и специалистов специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 1401202 «Специалист по сухому методу строительства» для потребностей ТОО «БК-СТРОЙ».
Annotation
The article is devoted to an actual problem - introduction of elements of dual training in Kostanay building college. The purposes, problems of dual training are traced in this work; training of skilled workers and experts of specialty 1401000 «Construction and operation of buildings and constructions», qualifications 1401202 «The specialist in a dry method of construction» for requirements of BK-STORY.
На современном этапе развития перед Костанай-ским строительным колледжем стоит ряд вопросов. Каким должен быть колледж? Как организовать обучение? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? Как добиться 100% трудоустройства выпускников?
По мнению многих специалистов, найден ответ -создание системы дуального обучения.
Развитие дуального обучения отвечает задачам, поставленным Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в статье «Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда». Основой дуальной системы является параллельное обучение в учебном заведении и на
69
предприятии. Это позволяет решить главную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой современного производства. Такое обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать готовых специалистов. Спрос на специалистов новой формации диктует реализация масштабных проектов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия -это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни.
Если говорить о внедрении дуальной системы обучения внутри колледжа, то некоторые ее элементы применяются при подготовке специалистов уже давно. Это нашло отражение в совместном проведении круглого стола между преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа и социальными партнерами по темам:
«Профессиональная подготовка - веление времени» с участием начальника планово-технического отдела ТОО «БК Строймон-таж» Карпенко А.Н ;
«Качественное образование - будущее Казахстана»- с участием директора ТОО « Ирина и К» Корчинского А.В.;
«Бизнес. Формула успеха. Перспективы развития» с участием заместителя директора по административным вопросам ТОО «БК-Строй» Швецовой М.О.;
«Внедрение дуального обучения в учебно-воспитательный процесс колледжа, основы организации бизнеса» с участием представителя Палаты предпринимателей Ко-станайской области Кокжановой З.
Студенты колледжа проходят практику на предприятиях социальных партнеров, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках студентов. В то же время студенты во время
прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия, с условиями и экономическими возможностями предприятия.
Социальные партнеры оказывают материальную поддержку колледжу, имеют возможность участвовать в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в оценке уровня профессиональной подготовки и присвоения квалификации, итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров, принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование.
01 сентября 2015 года приказом № 284 ГУ «Управления образования» акимата Ко-станайской области КГКП «Костанайский строительный колледж» присвоен статус экспериментальной площадки по внедрению дуального обучения специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 1401202 «Специалист по сухому методу строительства».
В программе дуального обучения определены цели, задачи; корпоративный план подготовки квалифицированных рабочих и специалистов под потребность предприятия; возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства. 3
Подготовка 25 специалистов новой фор- 5 мации, способных максимально адаптиро- § ваться к изменяющимся условиям рынка и <2 требованиям работодателей, осуществляется § в колледже с 1 сентября 2015 года по специ- Щ альности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалифика- § ции 1401202 «Специалист по сухому методу ^ строительства» под руководством куратора группы Хибатулиной Т. А. и мастера произ- ® водственного обучения Ерманова Е. В. к
На подготовительном этапе реализации § дуальной системы обучения в колледже подготовлена нормативно-правовая документа-
70
ция; заключен договор с предприятием ТОО «БК-Строй»; определен контингент студентов; разработан экспериментальный рабочий учебный план обучения специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 1401202 «Специалист по сухому методу строительства».
На организационном этапе определена траектория обучения специальности; составлено расписания занятий; определены контрольные мероприятия по итогам обучения. Для получения профессиональных навыков в колледже имеется специализированный класс и производственная мастерская, оснащенная соответствующим оборудованием, инструментом и приспособлениями.
Подготовкой специалистов занимаются высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения прошедшие курсы повышения квалификации в:
Белоруссии (Минск) по теме «Организация и научно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих и специалистов», организованные Республиканским Институтом Профессионального Образования Республики Казахстан и Министерства Образования Республики Беларусь, АО Республиканском НМЦ развития ТиПО и присвоении квалификации; АО НЦПК «Эрлеу» и стажировку при ТОО «БК-Строй», ТОО «КнауфГипсКапчагай».
Знания, полученные ими в ходе повышения квалификации, успешно внедряются в учебно- воспитательный процесс на протяжении § первого семестра 2015-2016 учебного года.
^ Для знакомства с предприятием были ори
О ганизованы экскурсии:
^ • на кирпичный завод поселка «Садо-
О вый», где студенты увидели новейшие техно-
§ логии производства кирпича;
О • в ТОО «БК-Строй» -магазин « Строи-
О тельные материалы», складские помещения,
^ где ознакомились с продукцией сухие смеси
н фирмы Кнауф.
5 Во втором семестре 2015-2016 учебного § года будет использоваться траектория поперт ременного обучения в колледже и на производстве ТОО «БК-СТРОЙ» методом погру-
жения в производственную среду, получать навыки выполнения монтажа и отделки ГКЛ (гипсокартонных листов) материалами фирмы «Кнауф».
Проект рассчитан на 3 года (2015-2018 учебные годы).
Для внедрения программы дуального обучения, реализуемой в режиме эксперимента, в колледже создана рабочая группа из высоко-квалифийированных преподавателей и мастеров производственного обучения под руководством заместителя директора Симикиной Т.Н. Ежемесячно на заседаниях рабочей группы обсуждаются вопросы, возникающие проблемы, а также намечается перспективный план работы. Членами рабочей группы отмечено, что для успешного внедрения дуального обучения необходимо использовать Сингапурский метод т.е. создание в колледже учебных мастерских приближенных к условиям производства или на производстве - создание современных учебно-производственных цехов. Интеграция с производством и систематическая консультация практикующих специалистов поможет в подготовке компетентных специалистов в соответствии с потребностями населения и работодателя, что даст значимый социально-экономический эффект в масштабах всей страны.
Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение -перспективная система обучения в ТиПО», http://pedagog.kz/index.php?option=com_cont ent&view=article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95
2.«Вопросы перехода на дуальное образование», http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/ 01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/
3. Внедрение дуального обучения http:// www.orley-kost.kz/index.php/ru/nauchno-metodicheskij-bank-filiala/695-vnedrenie
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы.