Научная статья на тему 'Практические аспекты профессионального мастерства при подготовке будущих специалистов'

Практические аспекты профессионального мастерства при подготовке будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / дуальная система / конкурентоспособность / информационные и производственные технологии. / professional competence / dual system / competitiveness / information and production technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г А. Ищенко, А В. Сошкин

В статье рассматривается проблема формирования профессионально важных качеств специалиста в процессе образования в колледже. Отмечается необходимость создания дуальной системы обучения, которая должна включать в себя проведение конкурсов профессионального мастерства и профессиональных проб, практических занятий по предметам специальных дисциплин, учебную и производственную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the problems on formation of future specialists’ professionally important qualities in the course of education in a college are considered. It is underlined that dual system of training is necessary, it can include professional skills competitions and professional tests, more practical training in special disciplines, and much practice at the factories and plants.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты профессионального мастерства при подготовке будущих специалистов»

Педагогическая наука и практика

УДК 377.5

<

ш О со

£ Ц2

О

о §

х

х

ш

CL

О ш f-

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МАСТЕРСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ацдатпа

Бипм беруге катысушыларды да, ж^-мыспен камтамасыз ететшдерд1 де сапалы мамандардын, кэсштш даярльщтарын калы птастыру проблемасына кещл бeлeдi. Дуалды окыту жуйесш журпзу кажеттш-ri туады. Дуалды окыту жуйесшщ эле-менттершщ 6ipi болып кэсштш шеберлер сайысы мен кэЫби ж^мыстар болып табы-лады. Дуалды жуйенщ екшпи сатыдаты элемент! болып арнайы пэндерден тэж1ри-белш сабактар журпзу жэне окулык, он-д1р1стш тэж1рибелер болып саналады.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования профессионально важных качеств специалиста в процессе образования в колледже. Отмечается необходимость создания дуальной системы обучения, которая должна включать в себя проведение конкурсов профессионального мастерства и профессиональных проб, практических занятий по предметам специальных дисциплин, учебную и производственную практику.

Annotation

In the article the problems on formation of future specialists' professionally important qualities in the course of education in a college are considered. It is underlined that dual system of training is necessary, it can include professional skills competitions and professional tests, more practical training in special disciplines, and much practice at the factories and plants.

Г.Л. Ищенко,

преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж

А.В. Сошкин,

мастер произвооственного обучения, Костанайский строительный колледж

Неглзгг создер: кэсгби кузыреттшк, дуалды жуйе, бэсекеге цабглепти, багдарламалык жэне ondipicmiK тех-нологиялар.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальная система, конкурентоспособность, ипформаци-онные и производственные технологии.

Keywords: professional competence, dual system, competitiveness, information and production technologies.

^ Педагогическая

Для успешной социализации, социальной адаптации в наше время к подготовке молодых специалистов в Казахстане предъявляются новые требования. Обществу необходимы высококвалифицированные, профессионально компетентные, творчески мыслящие, способные принимать правильные решения специалисты. А формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса подготовки будущих специалистов.

В послании H.A. Назарбаева народу Казахстана сказано, что образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации [1, с.30].

Это означает, что выпускники должны быть компетентными в своей профессиональной деятельности. Наличие профессиональной компетентности является важным условием востребованности и конкурентоспособности [2, с. 14]. Для этого необходимо повышать профессиональную компетентность современного педагога, которая обусловлена качеством профессионального образования и представляет гармоничный сплав профессиональных знаний, умений, а также ключевых компетенций и профессионально - значимых личностных качеств, обеспечивающих успешную педагогическую деятельность.

Для возникновения профессиональной компетентности необходима систематическая работа по ее формированию в процессе обучения.

Профессиональная компетентность современного специалиста состоит из трех компонентов: специальной, социальной и личностно-индивидуальной компетентно стей:

• в специальную компетентность помимо специальных знаний, умений и на-

_

яукя н практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^ выков входят умения проектировать свою профессиональную деятельность, обновлять профессиональные знания, умения и навыки, а также знания и умения по принятию профессиональных решений;

• социальная компетентность включает коммуникативную культуру личности, готовность к использованию информационно- коммуникативных технологий, языковые знания, умения и навыки, умение работать в команде, сотрудничать с коллегами, готовность к принятию социальной ответственности за свой труд, профессиональные решения и др.;

• для формирования личностно-индивидуальной компетентности необходим комплексный подход к развитию общего уровня культуры обучающихся путем личностно-ориентированной и развивающей направленности обучения.

Деятельность преподавателей специальных дисциплин, направленная на обновление и совершенствование образовательного процесса, одновременно способствует и повышению квалификации педагогов в профессиональной подготовленности студентов.

Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание как участников образовательного процесса, так и работодателей. Возникает необходимость созда- 2 ния дуальной системы обучения, которая = позволила бы усилить практическую й подготовку специалистов в учебном заведении и сократить период его предмет- Й ной и социальной адаптации к условиям 5 производства [3, с. 8].

с;

Одним из элементов дуальной систе- о мы является проведение конкурсов про- ^ фессионального мастерства и профес- ^ сиональные пробы. Это опыт, который ^ демонстрирует, что достижение высоких ^ результатов в учении может сыграть не- н маловажную роль в будущем студентов,

что именно такие мероприятия пробуждают в участниках конкурса пытливость, любознательность, любовь к профессии.

На архитектурно-строительном отделении проводятся конкурсы профессионального мастерства по специальностям «Архитектура» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Конкурс способствует включению каждого участника в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и помогает развить эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности студента.

Для этого преподаватели специальных дисциплин подготавливают задания для выполнения в творческих мастерских или производственных отделах. В конкурсах профессионального мастерства преподаватели специальных дисциплин используют поэтапные разноуровневые индивидуальные задания для каждого курса и для каждого студента. Творческие задания помогают участникам активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения. Так, в конкурсах профессионального мастерства по специальности «Архитектура» студенты творили в мастерских коло-ристики, художественной мастерской, а ^ в конкурсах профессионального мастер-^ ства по специальности «Строительство и 5 эксплуатация зданий и сооружений» ра-< ботали в конструкторском, инженерно-и-о зыскательном, производственно-техни-5 ческом отделах.

Конкурс «Лучший по профессии» фор-о мирует готовность к требованиям со-^ временного мира и предупреждает появ-~ ление негативных качеств в социальном к; становлении личности.

Наряду с вовлечением студентов в раз-± личные виды конкурсов проводятся профессиональные пробы по строительным

аука и практика ^

профессиям «Каменщик» и «Сухой метод строительства». На профессиональные пробы приглашаются учащиеся школ. Студенты строительных профессий выполняют разнообразные виды работ по разметке и шпатлевке стен и учат школьников простейшим операциям по своей профессии. Основой для проведения таких мастер- классов служит двухслойная перегородка С112.

На протяжении трех лет на площадке колледжа проводится региональный чемпионат «\\7ог1с18кШ8» Костанай по компетенции «Сухое строительство» и «Штукатурные работы», где студенты колледжа занимают призовые места. Победители принимают участие в республиканском чемпионате «\\7ог1с18кШ8» Казахстан. Мастер производственного обучения является экспертом данного мероприятия.

Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения также принимают участие в предлагаемых конкурсах. В колледже проходят конкурсы «Лучший председатель предметной комиссии», «Учитель года», «Мастер года», которые требуют большой подготовки, профессиональных качеств, опыта и педагогических знаний.

Вторым из элементов дуальной системы в обучении является проведение практических занятий по предметам специальных дисциплин, учебные и производственные практики. Преподаватели формируют профессиональную направленность студентов, помогая на занятиях раскрывать навыки своей будущей специальности.

Преподаватели специальных дисциплин на практических занятиях по предметам специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» организовывают самостоятельную и учебную работу студентов так, чтобы она

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая увлекала их, тем самым способствуя развитию знаний, умений и навыков не только в области информационных технологий, но и в профессиональной деятельности. Используя логические построения, математический расчет и аналитическое мышление, преподаватели внедряют в образовательный процесс новые педагогические технологии, методы и средства обучения. Достичь поставленных целей представляется возможным при помощи новейших компьютерных программ «Arci CAD», «Avto CAD» и «Компас», которые преподаватели специальных строительных дисциплин изучили на курсах с получением сертификатов. Для более углубленного изучения данных программ студентам в колледже предлагаются дополнительные занятия.

Большую поддержку в формировании и совершенствовании профессиональных навыков студенты получают на практических занятиях во время геодезической практики, где студенты, работая с геодезическими приборами, выполняют задания, необходимые на производстве. Умения и навыки, полученные во время геодезической практики, студенты используют в дальнейшем в технологической практике на базовых предприятиях. Так, студенты строительных специальностей во время строительства торгового центра на Зеленом рынке и жилых домов во время прохождения технологической практики в ТОО «БК-Строймонтаж» выставляли маяки для выравнивания пола, передавали отметки на верхние этажи, фиксировали и проверяли высоту объектов и выполняли другие геодезические работы. Во время летних каникул студенты работают стажерами геодезистов на предприятии «АБЗ плюс» и в частных фирмах по месту жительства в районах Костанайской области. Только деятель-

ность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для студентов фактором развития.

На практических занятиях по предметам специальности «Архитектура» используются различные подходы к составлению композиций, при этом развиваются творческие способности и самостоятельность в работе, студенты обучаются художественным приемам. Во время практики студенты выполняют рисунки в различных красивых местах города и изготовляют макеты зданий, соблюдая все требования ГОСТа.

В ходе прохождения практик развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Студенты в производственных бригадах приобретают навыки и профессиональный опыт при выполнении каменной кладки, отделки помещений и монтажа перегородок из гипсокартона в строящихся домах на объектах города в строительных организациях ТОО «БК-строй», ТОО «Саулет», ТОО «Ирина и К», ТОО «БК-Маркет».

У студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. Ребята начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, учатся общаться между собой, с мастерами и рабочими, овладевают ком- 2 муникативными умениями.

Преподавателям специальных дис- й циплин и мастерам производственного < обучения в условиях личностно-ориен- Й тированного подхода приходится высту- 2

пать больше в роли организатора само- о

с;

стоятельной активной познавательной О

I

деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника, которые ^

направляют свои профессиональные 2

умения не просто на контроль знаний и ^ умений студентов, а на диагностику их н деятельности. Для диагностики исполь-

Педагогическая наука и практика

о;

х <

m О

го

£ ua О а;

О §

ГЕ

X ш

CL

О ш Н

зуется мониторинг качества знании по итогам семестра и отчет по практике.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения предлагают студентам «путешествовать» по миру знаний, получать мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Началом применения информационных технологий стало использование рекламных видеороликов в виде презентаций. В качестве творческой работы студенты делают свои презентации по предметам, которые в дальнейшем помогают им в работе при выполнении заданий и способствуют лучшему восприятию тем уроков.

Профессионально значимые качества специалиста, основанные не столько на объеме и полноте конкретного знания, сколько на способности пополнять его, умении ставить и решать профессиональные задачи, могут продуктивно использоваться в дальнейшей деятельности будущего специалиста [4, с.4].

Каждый год колледж проводит «круглый стол» с приглашением руководителей строительных организаций и выпускников строительного колледжа с целью ознакомления с внедрением новейших технологий на предприятиях, обмена опыта, обучения производственным процессам преподавателей, мастеров и студентов колледжа, а в дальнейшем- предоставления рабочих мест будущим выпускникам. Также ежегодно для студентов организовываются экскурсии на базовые предприятия колледжа, чтобы изучить новые производственные технологии и внедрение их в образовательный процесс.

Организация мероприятий, прове-

дение конкурсов и обязательные практические занятия, учебные и производственные практики по программе обучения способствуют созданию благоприятных условий для качественной подготовки специалистов, формированию у них целостного профессионального мышления и получения первых профессиональных навыков [5, с. 12].

Самое важное - научить студентов понимать функциональный смысл связи теории с практикой, применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность будущего специалиста.

Чем больше выпускник колледжа будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Если есть труд - значит, будет и успех!

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. Послание «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» / H.A. Назарбаев. Астана, Акорда, 2012. -53с.

2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 1995. - 189с.

3.Родиков A.C. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образования /A.C. Родиков // Вестник Военного университета. - 2010. - №3. С. -8-9.

4.Агранович М.Л. Экономические и социальные эффекты образования / М.Л. Агранович - М. Просвещение, 2001. -252с.

5.Подласый И.П. «Продуктивная педагогика» / И.П. Подласый - М., 2003. -202с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.