Научная статья на тему 'Социальное партнерство - ведущий механизм достижения современного качества образования'

Социальное партнерство - ведущий механизм достижения современного качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / УСТОЙЧЕВЫЕ СВЯЗИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Г. Е.

Сложившийся в Казахстане инновационный рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования. Однако образовательные учреждения пока еще не в состоянии переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают в лучшем случае равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя актуализация профессиональных компетенций требует превалирования практико-ориентированных форм. Реакцией на вызовы современного рынка является процесс модернизации системы образования в Казахстане. Реализуемые меры, как использование зарубежного опыта организации учебного процесса, внедрение инновационных технологий, компьютеризация обучающих процессов, должны повысить квалификационный уровень выпускников учебных заведений. В определенной степени решению обозначенной проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов работы по социальному партнерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство - ведущий механизм достижения современного качества образования»

Султанова Г.Е.,

заместитель директора

по учебной работе, КГКП « Костанайский строительный колледж», г.Костанай

Неггзгг сездер: элеуметтгк сергктестщ орнъщты байла-ныс, технология, келшм-шарт

Ключевые слова: социальное партнёрство, устойчевые связи, технология, договор.

Keywords: Social partnership, stable relations, technology, contract.

t* s

m о

<c л w О

L

О §

ш t-

к

рц

о

ш t-

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ВЕДУЩИЙ МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

^азакстандагы ^рделенген инновациялык ецбек на-рыгы, кэсштш бiлiм жYЙесiнде дэстYрлi тш табудыц жол-дарын карастыруын талап етедi . Алайда оку орындары жаца максатта мамандарды дайындап , кайта багдарлауда жагдайы жокДолданыстагы мемлекетпк бiлiм калыпта-ры теориялы; жэне практикалык окытуда тец аракатына-стьщты болжайды , бiрак кэciби бшктшкп жацгыртуда , практика- багдарлау формаларын талап етедi .

^азакстанда бшм жYЙеciн жетiлдiру процеci - казiргi нарыкка шакыру болып табылады . Оку процестерш уй-ымдастыруда шет елдер тэжiрибеciн колдану, инноваци-ялык технологияларды енгiзу , оку процестерш компью-терлеу, оку оындарындагы тYлектердщ квалификациялык децгейлерш кетеру жYзеге асырылады . Белгiленген дэрежеде керcетiлген мэселелердщ шешiлу эдici , окыту процесшде арнаулы эрiптеcтiктермен жумыс жасау каги-даларымен жYзеге асырылады.

Аннотация

Сложившийся в Казахстане инновационный рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования. Однако образовательные учреждения пока еще не в состоянии переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают в лучшем случае равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя актуализация профессиональных компетенций требует превалирования практико-ориентированных форм.

Реакцией на вызовы современного рынка является процесс модернизации системы образования в Казахстане. Реализуемые меры, как использование зарубежного опыта организации учебного процесса, внедрение инновационных технологий, компьютеризация обучающих процессов, должны повысить квалификационный уровень выпускников учебных заведений. В определенной степени решению обозначенной проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов работы по социальному партнерству.

Annotation

The innovative labor market which developed in Kazakhstan dictates need of revision of traditional approaches for system of professional education. However educational institutions are still not able to be reoriented on

Ш

the new purposes of training of specialists. The existing state educational standards assume at best an equal ratio of theoretical and practical training though updating of professional competences demands a prevalence of the practicalde-focused forms.

Reaction to calls of the modern market is process of modernization of an education system in Kazakhstan. The realized measures as use of foreign experience of the organization of educational process, introduction of innovative technologies, a computerization of the training processes, have to increase the qualification level of graduates of educational institutions. In a certain degree the solution of the designated problem is promoted by realization in the training process of the principles of work on social partnership [2].

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, образовательных услуг, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса№

Поставив перед собой цель: осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов, способных максимально адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и требованиям работодателей, Костанайский строительный колледж большое внимание уделяет, прежде всего, организации и проведению профессиональной подготовки своих студентов, работе с социальными партнерами и трудоустройству своих выпускников.

В настоящее время очевидна взаимная заинтересованность предприятий и учебных заведений в сотрудничестве по подготовке таких кадров, которые были бы знакомы с новыми современными технологиями и быстро адаптировались к производственным условиям. Сделать это только в стенах колледжа невозможно, нужна практика на рабочих местах и переход на практико-ориентированное обучение. За время практики студенты успевают познакомиться с условиями работы подразде-

лений, оборудованием, получить практические навыки, поэтому после окончания колледжа они смело приходят на производство.

Наш колледж проводит большую работу по поиску новых предприятий, как для прохождения практики, так и закрепления за этими базами практик после окончания колледжа. Поскольку большинство предприятий частные, то связь с ними идет на обоюдно- выгодной основе. Хорошую помощь в проведении практик оказывают такие предприятия как: ТОО «БК-Строй», ТОО «БК-Строймонтаж», ТОО «Ирина и К», ТОО «КазТрансгаз-Ай-мак», ТОО «ПТЦ«Костанайпроект»,ТОО Промстройпроект», ТОО «Роберт Бош» , ТОО «Alina Trade» и т.д. всего заключено более 80 договоров.

Одним из стратегических направлений колледжа является налаживание устойчивых связей с социальными партнерами, формирование технологии социального партнерства на уровне учебного заведения.

Социальные партнеры колледжа оказывают хорошую материальную помощь. Так, в 2012 ТОО «Роберт Бош» предоставила колледжу электроинструмент и расходные материалы на сумму более 700 тыс. тенге.

В 2014 году ТОО «Alina Trade» оказала большую помощь при проведении областного конкурса профессионального мастерства «Лучший штукатур 2014 года», предоставив для конкурсантов материалы для выполнения конкурсной работы, показала мастер-класс по новым технологиям работы с сухими смесями торговой марки «Alina». Представители фирм «Роберт Бош» и «Alina Trade» проводят кон- К сультации, семинары не только для студентов, но и для преподавателей, и мастеров произ- О водственного обучения колледжа.

Вот уже более десяти лет основным соци- О альным партнером Костанайского строитель- § ного колледжа является ТОО «БК Строй» во о главе с генеральным директором Кимом Иго- О рем Романовичем. ^

Для проведения уроков производственно- ^ го обучения по новым технологиям ТОО «БК w Строй» произвел реконструкцию и оборудо- Рч вал в колледже новую мастерскую по сухому ^ методу строительства. В 2008 году был подписан трехсторонний договор о сотрудничестве

92

между ТОО «Кнауф Гипс Капчагай», ТОО «БК Строй» и КГКП «Костанайский строительный колледж». Фирма «Кнауф» отправила в адрес колледжа инструмент для монтажа, гипсокартон, профили металлические, сухие смеси, мультимедийный комплекс, фильмы и специальную литературу и др.

Фирма «Кнауф» заинтересована в специалистах данного профиля и на базе колледжа проводила курсы повышения квалификации по новым технологиям в строительстве как для работников ТОО «БК Строй», так и для преподавателей и мастеров производственного обучения строительных профессий.

Для студентов колледжа по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» социальным партнером ТОО «БК Строй» произведена реконструкция лаборатории по испытанию строительных материалов. Они же приобрели недостающее оборудование, инструменты, произвели сертификацию приборов для испытания продукции, выпускаемой в подразделениях ТОО «БК Строй» (кирпич, брусчатка, бордюр, цемент, бетон, щебень).

ТОО «БК Строй» за свой счет направлял преподавателей строительных дисциплин в г. Астану на курсы повышения квалификации по новым технологиям в строительстве. Оказывает материальную помощь на проведение спортивных мероприятий, профессиональных конкурсов, проводимых не только в колледже, но и в городах Алматы и Астане.

На данном предприятии работает слажен-^ ный коллектив, который организует произ-§ водственную практику на высоком уровне. ^ Студенты вливаются в коллектив, распре-

Я деляются по строящимся объектам города и

е^ активно участвуют в строительстве жилого ^ фонда, промышленных зданий; выполняют К работы, связанные с каменной кладкой, отделкой помещений, сварочными и сантехни-й ческими работами.

щ Сотрудники предприятия, имеющие ба-^ зовое образование и большой стаж работы, 3 председательствуют на защите дипломных ^ проектов и отмечают высокий уровень под-^ готовки специалистов, что является одним из главных показателей учебного заведения.

Этим летом, на базе ТОО «БК-Строй»,

студенческий строительный отряд колледжа будет работать на стройплощадке ЖК «Ар-ман» (мкр. Северо-Запдный г. Костаная). Бойцы студенческого стройотряда смогут не только заработать во время летних каникул и развить свои профессиональные навыки, но и оставить конкретный след в истории стро-итеьства своего родного города. Они будут обеспечены спецодеждой и питанием.

В новом 2015-2016 году колледж выходит на новый уровень взаимного сотрудничества с ТОО «БК-Строй», планируя внедрить дуальную форму обучения. Уже заключен трехсторонний договор с ТОО «БК-строй» и Палатой предпринимателей Костанайской области, разработана программа внедрения дуального обучения для специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» квалификации 1401202 - Специалист по сухому методу строительства, которая была представлена на рассмотрение Совету по экспериментальным программам.

Основные задачи программы:

• установление качественно новых партнерских отношений между КГКП «Ко-станайский строительный колледж» и ТОО «БК-Строй» на основе взаимной заинтересованности в сотрудничестве и взаимной ответственности за результаты подготовки специалистов по специальности 1401000 -Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, квалификации 1401202 -мастер по сухому методу строительства;

• модернизация образовательной программы по по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации «мастер по сухому методу строительства» для реализации модели дуального образования;

• комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ГОСО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

• повышение уровня профессионального образования и профессиональных навыков выпускников;

• координация и адаптация учебно -производственной деятельности колледжа к условиям производства на предприятии;

• изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта инновационного образовательного процесса. Постоянное повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения и административного состава КГКП «Костанайский строительный колледж» с целью обеспечения качества подготовки специалистов и рабочих кадров по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации «мастер по сухому методу строительства» с учетом требований ГОСО;

• организация стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения КГКП «Костанайский строительный колледж» для изучения новых технологий и освоения современного высокотехнологичного оборудования;

• анализ и оценка результатов апробации модели взаимодействия образовательной организации с предприятием по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования.

Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и средне-специальных учебных заведений [4].

К основным преимуществам дуального обучения можно отнести: во-первых, обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают выдвинутым требованиям работодателя. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студен-

тов, ведь за два с половиной года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует студентов учиться увлеченно. Для студентов колледжа дуальное обучение - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальное обучение обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. Дуальное обучение предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается [1].

В Костанайском строительном колледже делается все для того, чтобы на строящиеся объекты города и области пришли высококвалифицированные специалисты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранович, М.Л. Экономические и социальные эффекты образования. Опыт статистического анализа [Текст]/М.Л. Гранович. — М.: Просвещение, 2001. — 256 с. К

2. Государственная программа развития <i образования Республики Казахстан на 2011- О 2020 годы. Утверждена Указом Президента р£ Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года О № 1118 zakon.kz §

3. Стратегический план Министерства ^ образования и науки Республики Казахстан о на 2011-2015 годы // zakon.kz/141156-zakon- Ё respubliki-kazakhstan-ot-27.html §

4. Родиков, А.С. Некоторые аспекты про- ц филизации образовательных услуг дуальной § системы европейского образова-ния [Текст]/ ^ А.С. Родиков // Вестник Военного универси- о тета. — 2010. — № 3 (23). — С. 41-46. Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.