Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в системе дуального обучения'

Формирование профессиональных компетенций в системе дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / DUAL SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTHENHIP / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / COMPETITION OF PROFESSIONAL SKILLS / ДУАЛДЫқ ЖүЙЕ / КәСіБИ БіЛіМ БЕРУ / әЛЕУМЕТТіК СЕРі-ТЕСТіК / КәСіБИ ЖЕТіСТіКТЕР КОНКУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерманов Е.В.

В статье рассматривается преимущество и формирование дуального обучения. Министерство образования РК решает ряд проблем для развития дуальной системы. Дуальная система образования это взаимодействие моделей образования и производства, использование инноваций для пользы в подготовке кадров в сфере профессионального обучения.Мақалада дуалды оқыту артықшылықтары мен қалыптасу ерекшеліктері қарастырылады. ҚР білім беру жүйесіндегі дуалды оқытуды дамыту үшін санамаланған бірнеше міндеттерді шешу қажет. Дуалды оқыту жүйесі бұл оқыту мен өндірістің жетістік модельдер кооперациясын, инновациялық ұйымдарда және мақсатты кәсіби даярлауда пайда-ланылуы мүмкін деп тұжырым жасалады.Iin the article considered the disadvantages and formation of dual training. Ministry of education solves a number of problems for the development of the dual system. Dual system of education is the interaction and achievement of production models, innovative organizations and using of targets of professional sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в системе дуального обучения»

Ерманов Е.В.,

мастер производственного обучения, КГКП «Костанайский строительный колледж», г.Костанай

Нег1зг1 свздер: дуалдыц жуйе, кэсгби бшм беру, элеуметтт серг-тестщкэаби жетгстгктер конкурсы.

Ключевые слова: дуальная система, профессиональное образование, социальное партнерство, конкурс профессионального мастерства.

Keywords: dual system, professional education, social parthenhip, competition of professional skills.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Макалада дуалды окыту артык;шылык;тары мен калыптасу ерекшелiктерi карастырылады . КР бшм беру жуйесшдеп дуалды окытуды дамыту ушш санамаланган бiрнеше мiндеттердi шешу кажет . Дуалды окыту жYЙесi - бул окыту мен eндiрiстщ жетiстiк модельдер кооперациясын, инновациялык уйымдарда жэне максатты кэаби даярлауда пайда-ланылуы мYмкiн деп тужырым жасалады.

Аннотация

В статье рассматривается преимущество и формирование дуального обучения. Министерство образования РК решает ряд проблем для развития дуальной системы. Дуальная система образования - это взаимодействие моделей образования и производства, использование инноваций для пользы в подготовке кадров в сфере профессионального обучения.

Annotation

Iin the article considered the disadvantages and formation of dual training. Ministry of education solves a number of problems for the development of the dual system. Dual system of education is the interaction and achievement of production models, innovative organizations and using of targets of professional sphere.

m

Пропасть между теорией и реальностью - это извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в процессе получения той или иной специальности. Для О Казахстана дуальная система образования не явля- р£ ется новизной. Ведь если взглянуть назад, то мы О можем увидеть что именно по такому принципу го- к товились специалисты разных сфер деятельности. О Хотелось бы отметить, что метод дуального обуче- О

s

ния еще в советское время зарекомендовал себя как качественная «кузница мастеров» рабочих специальностей. Специалисты, получившие образование по дуальной системе еще Советского Союза, очень рц хорошо зарекомендовали себя на производстве. С ^ течением времени дуальный метод отодвигался на

58

второй план, в результате чего стало появляться больше теоретиков чем практиков, что очень сильно влияет на качество производства. Ведь без практических навыков очень тяжело освоиться на рабочем месте.

В настоящее время система дуального обучения, внедряемая в нашей стране, ставит задачу ликвидации большого разрыва между теорией и практикой. При этом ответственность в равной мере распределяется между учебными заведениями, предприятиями, государством и системой ТиПО. В рамках внедрения дуальной системы управлениями образования были подписаны Договора о Социальном партнерстве. Иными словами, предприятия должны оказывать посильную помощь в подготовке квалифицированных кадров, которые после окончания обучения займут рабочие места на производстве.

Такое сотрудничество должно значительно облегчить работу в подготовке молодых специалистов. Однако на деле мы столкнулись с некоторыми сложностями. И напрашивается такой вопрос: «какую ответственность должны нести предприятия по поводу трудоустройства детей?», к примеру, если в отрасли легкой промышленности легко устроить учащихся на практику, в строительной же отрасли с вопросом трудоустройства учащихся на практику мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. В наши дни некоторые предприниматели опасаются брать на себя ответственность за подготовку учащихся средне технических учебных заведений, ссылаясь на то что очень мало работы, своих рабочих нечем § занять, на самом деле просто не хотят тратить

<3 на это свое время. И наоборот, те кто с боль-га

О шой радостью согласен принять на практику студентов, не могут в полной мере обеспечить О их работой связанной непосредственно с их

§ компетенцией. А ведь сегодняшние студенО ты завтра по окончании учебного заведения § станут квалифицированными специалистами,

^ готовыми занять свою нишу в той или иной

н отрасли. Но, не имея за спиной стажа работы,

он они сталкиваются с проблемой трудоустрой-

§ ства, тем самым оказываясь в затруднитель-о

и ном положении.

Большинство предпринимателей сегодня,

принимая на работу специалистов, хотят видеть в своем штате молодых энергичных высококвалифицированных работников, но со стажем работы. Но увы, такого не происходит. И это замкнутый круг.

Оглянувшись в недалекое советское прошлое можно увидеть, что при прохождении производственной практики, за каждым учеником пришедшим на производство закреплялся наставник из числа высококвалифицированных специалистов, которые с большой ответственностью подходили к обучению и с радость делились своим опытом. Такое сотрудничество было очень интересным и плодотворным, а также повышало престиж рабочих специальностей. Предприятия сами того не замечая делали себе очень хорошую рекламу предоставляя сначала базу для практики, а в дальнейшем принимая на работу вчерашних практикантов. Вот где поистине прослеживалась равная доля ответственности участников дуального образования.

Мне кажется, сегодня нам стоит взять это на заметку и не изобретать велосипед. В основе дуальной системы обучения лежит равная ответственность за качество обучения, как со стороны работодателя, так и со стороны Министерства образования, акиматов и самих колледжей. Все вышеуказанные лица должны принимать участие в оснащении материально технической базы колледжей. Ну а что касается трудоустройства выпускников, то здесь уже должны принимать участие предприятия, как участники формирования заказа на специалистов. Акиматы как органы, формирующие кадровую потребность области и города, ну и конечно же учреждения ТиПО. Предприятия должны быть заинтересованы в трудоустройстве ими же подготовленными специалистами при наличии вакантных мест.

Идя в ногу со временем, не стоит забывать и о повышении профессиональной квалификации мастеров производственного бучения и преподавателей - спецпредметников. Только так мы сможем успешно развивать дуальную систему обучения. Ведь в настоящее время на рынке труда существует дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, а наша задача - общая задача его уровнять. В

учебный процесс нужно внедрять современные образовательные технологии, формирующие у обучающихся востребованные компетенции.

Основываясь на мировой опыт нужно усовершенствовать научно-методическое обеспечение системы ТиПО. Сегодня сложилась такая ситуация, когда Единый тарифно-квалификационный справочник не отвечает современным технологиям и технике, требованиям предъявляемым рынком труда к тем или иным профессиям. Вариантом решения данной проблемы может выступить система профессиональных стандартов. В Трудовом кодексе Профессиональный стандарт определен как стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда. Другими словами это нормативно - правовой документ с подробным описанием требований к должностным позициям.

Возрождение дуального обучения можно сравнить с возрождением сгоревшего леса. Должно пройти определенное время прежде чем мы сможем насладиться красотой, или же собирать плоды. Все работы по развитию дуальной системы образования стоит вести очень осторожно и без спешки. Внимательно изучать рабочие программы, и если нужно вносить коррективы. Искать надежных партнеров, готовых принять большую часть нагрузки в виде производственной практики, нагрузка на предприятия составляет порядка 60%.

В настоящее время созданы рабочие группы по разработке профстандартов по рабочим специальностям. На базе нашего учебного заведения так же создана рабочая группа по развитию дуального образования по компетенции «специалист сухого метода строительства» в состав которой входят мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин. Задача нашей рабочей группы состоит в том чтобы совершенствовать программу, находить новые пути развития дуальной системы.

Не маловажным является организация и проведение конкурсов по компетенциям, ко-

торые позволяют обмениваться опытом между учебными заведениями. Такое сотрудничество принесет положительный результат и внесет огромный вклад в развитие дуальной системы образования, такие встречи не обязательно устраивать в виде соревнований, а наоборот, в качестве показательных выступлений для обмена опытом и конечно же для работы над ошибками. Это значительно повысит эффективность работы над программой. К тому же, если такие мероприятия будут освещаться СМИ, это приведет к повышению престижа рабочих специальностей. У предпринимателей будет повышаться интерес к данной программе, что в дальнейшем упростит работу по привлечению последних к дуальной системе образования. Присутствуя на подобных мероприятиях, представители компаний, предприятий смогут воочию определять качество и квалификацию подготавливаемых специалистов в системе ТиПО. По окончании обучения студенты должны будут проходить квалификационные экзамены, где будут оценены их знания и навыки, полученные в процессе обучения.

В состав квалификационной комиссии должны входить ведущие специалисты предприятий социальных партнеров, которые должны будут профессионально оценить качество подготовки учащихся и их профессиональную пригодность. Таким образом, мы сможем наладить работу очень большого и не простого механизма под названием «дуальное обучение», в котором стороны будут слажено работать. ^

Обучение будет проходить на высоком S уровне, показывая тем самым готовность учебного заведения на подготовку высоко- со квалифицированных специалистов, готовых независимо от места и ситуации продемон- ^ стрировать высокий уровень подготовки по ® своей компетенции. WorldSkills International § — международное движение, целью которого 2 является популяризация рабочих профессий, р повышение статуса, стандартов профессио- ^ нальной подготовки и квалификации по все- 3 му миру. ^

В прошлом учебном году на базе Коста-найского строительного колледжа прошел ре-

и

гиональный конкурс профессионального мастерства среди студентов учебных заведений технического и профессионального образования Костанайской области Worldskills -2016 по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы». В конкурсе участвовали студенты группы 309 СМ - 1 Забашта Андрей, Лысенко Анатолий, Куйбагаров Диас, Турма-ганбетов Куандык, Черемисов Сергей, Черемисов Тимур. Работу конкурсантов оценивало компетентное жюри, в состав которого входили заместитель директора по административным вопросам ТОО «БК-СТРОЙ» — Швецова Марина Олеговна, мастера производственного обучения — Цыбаненко Сергей Николаевич, Коржавина Роза Кабиевна. В качестве независимых наблюдателей присутствовали эксперт чемпионата Worldskills Kazakhstan Оленберг Виктор Иванович, и заместитель директора по строительству ТОО «БК-СТРОЙ» Югай Гранит Николаевич. По мнению членов жюри и независимых наблюдателей, студенты показали достаточно высокий уровень мастерства, умение сосредоточиться на задаче, составляя алгоритм выполнения конкурсного задания, соблюдение технологии выполнения работы и требований охраны труда. Уже в сентябре 2016 года победитель областного этапа конкурса в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» Черемисов Сергей принял участие в национальном чемпионате в рамках движения WorldSkills в г.Астана. За участие в конкурсе Сергей был награжден сертификатом и ценным подарком от спонсо-он ров, представителей фирмы «КНАУФ». Мне, 5 как молодому специалисту, участие в данном ^ конкурсе профессионального мастерства дало го возможность пройти обучение при Объедитесь нии юридических лиц «Ассоциация коллед-^ жей Республики Казахстан» Кэсшкор по теме £ « Организация и методическое обеспечение § работы экспертов «World Skillss Kazakhstan»

2 по компетенции сухое строительство и штукаре турные работы».

^ Профессиональные конкурсы, чемпионаты

3 развивают личные качества участников, такие ^ как уверенность в своих силах, ответствен-н ность, целеустремленность. Дух соревнова-

ний дает ребятам дополнительный стимул к совершенствованию своих профессиональных умений.

Для участников соревнований победа являются хорошим стартом в начале большого профессионального пути. Для работодателей - гарантия качества подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов.

В завершении хотелось бы еще раз напомнить о том, что дуальная система образования это совсем не новшество для Казахстана, это так сказать трактовка в новом формате. Все что от нас требуется это внимание и внимательность при выполнении поставленной задачи по подготовке специалистов высокого уровня, специалистов идущих в ногу со временем, специалистов способных достойно представлять выбранную профессию и продолжать в дальнейшем делится опытом с новым поколением специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента РК от 07.12.2010 г. № 1118 - Астана, 2010.

2. Закон РК «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» от 18.12.2000 года № 129-2.

3. Олейникова, О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьёва. Центр изучения проблем профессионального образования, 2006.

4. Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования [Текст]/Т.М. Глушанок // Современные проблемы науки и образования. - 2008.

5. «Коллеги» - педагогический журнал Казахстана - http://collegy.ucoz.ru/publ/67-1-0-7858.

6. Интервью журналу «Техникалык жэне кэсштш Б1Л1М. Техническое и профессиональное образование», № 4 - 2012.

7. Витвицкая О.Г. Внедрение дуальной системы обучения в колледже.[Электронный ресурс] http://ineu.edu.kz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.