Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития дуальной системы при подготовке специалистов в условиях социального партнерства на примере КГКП "Костанайский сельскохозяйственный колледж"'

Анализ и перспективы развития дуальной системы при подготовке специалистов в условиях социального партнерства на примере КГКП "Костанайский сельскохозяйственный колледж" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук С.А.

Статья посвящена вопросам подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства на примере КГКП «Костанайский сельскохозяйственный колледж». Описываются характерные особенности системы дуального обучения, предполагающие тесное сотрудничество системы образования и предприятий. Особое внимание уделено взаимодействию колледжа с социальными партнерами. Дана характеристика положительных и отрицательных сторон данного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития дуальной системы при подготовке специалистов в условиях социального партнерства на примере КГКП "Костанайский сельскохозяйственный колледж"»

Вестник «Эрлеу^-kst

о

оо

£ w О

u о

4 о к

X Ш Е-

5

о

Ш Е-

Полищук С.А.,

преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Костанайский сельскохозяйственный колледж»

Нег1зг1 свздер: ын-тымацтастыц, дуальды ЖYйесi, оцу-эд1стемел1к кешеш, тджiрибе.

Ключевые слова: сотрудничество, дуальная система, учебно-методический комплекс, практика.

Keywords: Cooperation, dual system, educational and methodical complex, practice.

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ КГКП «КОСТАНАЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Ацдатпа

«^останай ауылшаруашылык колледж^ КМ^К енеге кер-сету ретшде элеуметлк серштестш жагдайында жогары бшкл мамандырды дайындау с^рактарына арналган макала. Дуалды бiлiм беру жYйесшщ негiзгi сипаттары бейнеленедi, ейткеш б^л жYЙе бiлiм мекемесi жэне кэсшорындарды тыгыз карым-катынас орнатуына ниет б!вдред^ Ерекше назар колледждiц элеуметтш серiктестiкпен ез-ара карым-катынасына, сондай-ак аталмыш ын-тымактастыктыц жагымды жэне жагымсыз т^старына кецiл бель недi.

Аннотация

Статья посвящена вопросам подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях социального партнерства на примере КГКП «Костанайский сельскохозяйственный колледж». Описываются характерные особенности системы дуального обучения, предполагающие тесное сотрудничество системы образования и предприятий. Особое внимание уделено взаимодействию колледжа с социальными партнерами. Дана характеристика положительных и отрицательных сторон данного сотрудничества.

Annotation

The article is devoted to the preparation of high qualified experts in the conditions of social partnership , the example of the Kostanai agricultural college. Describing the characteristics of the dual training system , as it expects closely cooperation of the education system and enterprises. The college's interaction with social partners , also positive and negative sides of the current partnership took into consideration.

Дуальная система в мире доказала свою эффективность. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. И опираясь на Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, в ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования. В перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования [1]. И в нынешнее время современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, решают задачу ликвидации разрыва между теорией и практикой, предприятиями, государством и системой ТиПО. Ведь известно, что качество теоретических знаний будущих специалистов зависит от образовательного учреждения, а практические навыки формируются во время профессиональной практики.

Вестник «Орлеу^-kst

Костанайский сельскохозяйственный колледж начал внедрять дуальную систему образования относительно недавно, приняв участие в совместном Казахстано - Германском проекте «Профессиональное образование девочек и женщин и поддержка процесса реформирования системы образования в Казахстане» по подготовке специалистов квалификации «фермер-менеджер». Совместно с германскими представителями, преподавателями колледжа были разработаны учебные программы, подобран дидактический материал. По предметам английский язык, казахский язык, животноводство был создан учебно-методический комплекс, который на протяжении всего времени активно используется преподавателями колледжа в своей педагогической деятельности [2;3;4]. Наряду с этим был подготовлен учебный план и экзаменационный материал [5;6]. Также немаловажной частью реализации данного проекта стало посещение учебных заведений Германии для ознакомления с опытом работы немецких коллег - педагогов профилирующих дисциплин.

В процессе внедрения системы дуального обучения была проделана большая работа по привлечению в проект социальных партнеров: ТОО «ОХ Заречное», ТОО « Садчиковское », ТОО « Каменск-Уральское». С ними колледж заключил соответствующее соглашения, которые действуют и в настоящее время.

Результат не заставил долго ждать. Уже со второго семестра студенты, пройдя теоретический курс в первом семестре, начали применять и применяют свои знания на практике. Исходя из этого, участвуя в посевной компании, а в начале третьего семестра и в уборочной, студенты подкрепляют теорию практикой. Также большое внимание уделяется направлению сельского хозяйства - животноводству, студенты колледжа принимают участие в текущем уходе за разным типом животных.

В квалификационных экзаменах представители предприятий участвуют в качестве членов квалификационных комиссий. Кроме того, ведущие специалисты предприятий участвуют в оценке знаний и умений студентов.

В процессе взаимодействия колледжа с социальными партнерами по данной специальности были выявлены как положительные, так и негативные стороны.

Очевидно преимущество именно такой формы подготовки специалистов, где потенциальный работодатель в ходе практической работы может самостоятельно оценить уровень подготовки студента и сделать соответствующие выводы.

Минус заключается в ограниченном принятии на работу готовых специалистов из-за отсутствия вакансий.

Конечно, социальные службы проводят «Ярмарки вакансий», но это не всегда устраивает выпускников, хотя некоторым из них делают хорошее предложение. И на мой взгляд, более тесная взаимосвязь ТиПО, службы социальной сферы и предприятий могла бы дать наибольший эффект не только при подготовке специалиста, но и в вопросе его дальнейшего трудоустройства и трудовой деятельности.

Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Послании Главы государства «Казахстанский путь 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»[Текст]//Казахстан-ская правда. - 2014. 29 января.

2. Уралбаева, А.А., Учебно-методический комплекс по предмету: «Английский язык»[Текст]/ А.А. Уралбаева, Т. Видерманн, Костанай, -2009. - 563 с.

3. Бусурманова А.С. Учебно-методический комплекс по предмету: «Казахский язы-к»[Текст] /А.А. Уралбаева, Т.Видерман. Костанай, 2009. -670 с.

4. Галиулин А.Н. Учебно-методический комплекс по предмету: «Животноводство» [Текст] /А.А. Уралбаева, Т.Видерман, Коста-най, -2009. -574 с.

5. Мерманн Р., Экспериментальный учебный план для специальности «Фермерское хозяйство (по профилю)» [Текст] /А.А. Уралбаева, Костанай, 2009. - 492 с.

6. Уралбаева А.А. Экзаменационный материал для специальности «Фермерское хозяйство (по профилю)»[Текст]/А.А. Уралбае-ва, Т. Видерманн, Костанай. - 2009. - 296 с.

m

о

Рч

w

О *

s

1-4

о §

S

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.