Научная статья на тему 'Социальное партнерство -один из путей решения проблемы подготовки трудовых ресурсов страны'

Социальное партнерство -один из путей решения проблемы подготовки трудовых ресурсов страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОЛЛЕДЖ / СТУДЕНТЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдоченко И. Н.

В последнее время все актуальнее становится вопрос формирования эффективной системы взаимоотношений между организациями образования и предприятиями, союзами работодателей, службой занятости и др., именуемой системой социального партнерства. Сложившаяся экономическая ситуация вынудила нас искать новые пути для совершенствования учебного процесса. Тем более, что сама жизнь требовала кардинальных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство -один из путей решения проблемы подготовки трудовых ресурсов страны»

и

Вестник «Орлеу^-kst

Авдоченко И.Н.,

преподаватель специальных дисциплин, Костанайский политехнический колледж

Нег1зг1 свздер: элеумет-miK эрттестщ колледж, студенттер, жумыс бе-рушыер, ецбек нарыгы.

Ключевые слова: социальное партнерство, колледж, студенты, работодатели, рынок труда.

Keywords: social partnership, college, students, emp-§ loyers, labour-market.

m о

w О

L

О §

ш t-

K

PL,

О ш t-

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО -ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ

Ацдатпа

Сонау кезде элеуметпк эрштеспк деп аталатын бiлiм беру уйымдарымен жэне ж^мыс берушшердщ одактарымен, кэсшо-рындармен, жумыспен камту кызмет[мен жэне тагы баскалар-мен тиiмдi езара эpiптecу жуйесш калыптастыру мэceлeci eзeктi болып табылады. ^алыптаскан экономикалык жагдайлар бiздi оку процессш жeтiлдipу Yшiн жаца амалдар табуга талап eтeдi.

Аннотация

В последнее время все актуальнее становится вопрос формирования эффективной системы взаимоотношений между организациями образования и предприятиями, союзами работодателей, службой занятости и др., именуемой системой социального партнерства. Сложившаяся экономическая ситуация вынудила нас искать новые пути для совершенствования учебного процесса. Тем более, что сама жизнь требовала кардинальных изменений.

Annotation

The problems of forming the efficient system of interrelations between educational organizations and entrerprises, employers leagues, employment service and etc. named as the system of social partnership has been becoming more relevant for the last time. Established economic situation made us to look for the new ways for improving the educational process. Especially taking into consideration that life demands pivotal changes.

Ведущий фактор - это люди, их воля, энергия, настойчивость, знания. Это тот самый «золотой ключик», который позволяет нам открыть дверь к процветанию

и независимости.

Н. Назарбаев «Казахстан - 2030»

Начальное профессиональное образование молодежи - это путь к экономическому процветанию страны, ключ к высокотехнологичному процессу производства, средство борьбы с безработицей, основа социального равенства.

Поэтому роль технического и профессионального учебного заведения, как базового звена образования, чрезвычайно важна. Способность колледжа достаточно быстро реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, играет решающую роль.

КГКП « Костанайский политехнический колледж» работает уже 44 года на рынке образовательных услуг. Мы готовим специалистов для перерабатывающих предприятий отрасли

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

хлебопродуктов.

В нашем колледже есть, чем гордиться, у нас есть сложившаяся система подготовки высококвалифицированных кадров, есть своя хорошая материально-техническая база. Деятельность колледжа изначально ориентирована на подготовку и обеспечение рынка трудовых ресурсов страны, где в настоящее время ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих кадров.

В последнее время все актуальнее становится вопрос формирования эффективной системы взаимоотношений между организациями образования и предприятиями, союзами работодателей, службой занятости и др., именуемой системой социального партнерства. Сложившаяся экономическая ситуация способствовала поиску нами новых путей совершенствования учебного процесса. Тем более, что сама жизнь требовала кардинальных изменений. Одним из путей, выбранных нами, был новый подход к социальному партнерству.

24 ноября 2011 года в колледже создан Попечительский совет, в состав которого вошли 9 представителей социальных партнеров и 2 сотрудника колледжа. Целью создания Попечительского совета является содействие в решении актуальных задач Костанайского политехнического колледжа и формировании его, как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать производственные задачи на уровне современных технологий, и привлечении внебюджетных средств для укрепления материально - технической базы колледжа.

Основная цель сотрудничества КГКП « Костанайский политехнический колледж» с социальными партнерами - содействие в подготовке квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к сегодняшним и завтрашним требованиям рыночной экономики. Сотрудничество ведется по заключенным договорам. Основные направления, по которым выстраивается перспектива сотрудничества социального партнерства и взаимодействия с работодателями, следующие: наличие профессий, которые готовит колледж; соответствующий перечень работ на предприятии; наличие высококвалифицированных рабочих; программа сотрудничества; планирование партнерства (долгосрочные договора).

Рынок труда менялся особенно последние годы и, учитывая то, что подъем национальной экономики невозможен без развития и ре-

конструкции нашей промышленности, внедрения нового технологического оборудования, промышленного и гражданского строительства, а также постоянно проводя мониторинг рынка труда, определяя спрос на высококвалифицированных специалистов, основные специальности по профессиональной подготовке были сохранены и расширены согласно государственным стандартам и классификатору профессий.

Формирующийся в Костанайской области рынок труда характеризуется серьезными изменениями в сфере занятости всего населения и поэтому профессиональная подготовка в колледже сосредоточена на выпуске конкурентоспособных специалистов, имеющих повышенный разряд по выбранной профессии (с возможностью получения дополнительного образования по выбранному направлению), которые должны войти в мир рыночных отношений с определенным багажом теоретических знаний, профессиональными навыками и умениями. Это во многом способствует быстрому трудоустройству выпускников колледжа на предприятия различных форм собственности.

Примером социального партнерства является работа нашего колледжа со многими предприятиями города, в числе которых АО « Агромаш-Холдинг», АО « Баян-Сулу», ТОО « Любимая Ева» и т.д.

Эффективность партнерства с крупными предприятиями проявляется:

• в возможности направлять на производственную практику подгруппы студентов;

• в полном объеме выполнять программу практики в соответствии с государственными стандартами специальности;

• в прохождении стажировки преподавателей для изучения новой техники, эксплуатируемой на производстве.

В ходе работы с социальными партнерами всегда четко и организованно решаются вопросы практики и трудоустройства студентов колледжа.

Рабочие программы, индивидуальные задания, методическая помощь, отчетность - это прямая обязанность колледжа, а предоставление соответствующих рабочих мест, соблюдение требований техники безопасности и охраны труда, знакомство с новыми технологиями, оборудованием - это компетенция предприятий.

Обязательным условием является участие

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

к

Рч

о

и

Вестник «Орлеу^-kst

s

m о

w О

и

О §

ш Е-

S

о

ш Е-

компетентных специалистов (руководителя предприятия, главных специалистов, начальника участка, начальника цеха) в экзаменационных и квалификационных комиссиях, вовлечение работодателей в модернизацию учебно-материальной базы колледжа, привлечение работодателей к участию во внутри-колледжных мероприятиях (Конкурс среди студентов «Лучший по профессии», «День открытых дверей», «День знаний», «Встреча с бывшими выпускниками колледжа, работающими по специальности», круглые столы, мастер-классы и пр.); привлечение работодателей к рецензированию дипломных работ, осуществление совместной разработки учебных программ по новым открывающимся профессиям (например, по специальности « Машиностроение» к разработке программ были привлечены ведущие специалисты АО « Агро-маш-Холдинг»). В 2014-2015 учебном году педагогами колледжа в тесном взаимодействии с социальными партерами были разработаны программы по дуальной системе обучения для ряда специальностей колледжа.

Испытывая потребность кадрового потенциала в обновлении грамотными, современно мыслящими, владеющими новыми технологиями молодыми специалистами, руководители предприятий разработали свою политику взаимоотношений с нашим колледжем с учетом своих возможностей и потребностей: закрепление постоянных рабочих мест, т.е. наши студенты проходят производственную практику на одних и тех же предприятиях; ориентация на способных студентов, в дальнейшем - их трудоустройство; закрепление наставничества из числа передовых спе-циалистов; укрепление учебно-материальной базы колледжа ; профориентационная работа; участие в учебно-воспитательном процессе.

Мы стараемся организовать практику таким образом, чтобы обеспечить студентам возможность специализироваться по избранной профессии и создать перспективу роста их производственной квалификации, а также иметь материальное вознаграждение. Таким образом у нас имеют возможность проходить практику студенты по специальности « Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» на АО « Баян-Сулу».

На сегодняшний день перечень наших специальностей отвечает потребностям рынка труда и колледж готов идти навстречу своим партнерам, открывая новые профессии с уче-

том требований предприятий. Так, в 2015-2016уч.году, по заказу АО « Баян-Сулу» будет проводиться набор студентов по рабочей специальности « Карамельщик».

Основным результатом последовательной работы коллектива колледжа по развитию взаимодействия с работодателями стало создание эффективной системы делового сотрудничества с предприятиями, дающей существенные преимущества каждой из сторон.

Работодатели получают возможность реально участвовать в управлении качеством подготовки требуемых специалистов, колледж своевременно реагировать на изменения рынка труда, тем самым стабильно сохранять потребность в деятельности учебного заведения.

Итак, результат успешного взаимодействия с социальными партнерами для колледжа состоит в следующем: решение вопросов трудоустройства выпускников; обеспечение качества их подготовки; стажировка и повышение квалификации педагогов; определение и установление квалификации выпускников; прогнозирование потребности в специалистах тех или иных профессий на предприятиях региона; совершенствование содержания профессионального образования, учебных программ в соответствии с требованиями современного производства, работодателей; разработка образовательных стандартов, графиков учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента РК от 07.12.2010 г. № 1118 - Астана, 2010

2. Кайгородцев А. Проблемы и приоритеты развития системы высшего образования в Республике Казахстан - Режим доступа: http:// www.group-global.org/publication/view/1696

3. Баталов Ю., Колос Е. Научно-методологические подходы инновационного управления высшим образованием Казахстана[Текст]-Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2011

4. Исенов, Н. Н Социальное партнерство как фактор подготовки конкурентоспособных специалистов [Текст] / Исенов Н. Н. // Педагогический вестник ВКО. - 2008. - №2. - С. 15-16.

5. Егоров, В. Социальное партнерство в системе профессионального образования [Текст] / Егоров В. // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. - 2006. - №1. - С. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.