Научная статья на тему 'Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в условиях социального партнерства колледж - предприятие: опыт, перспективы'

Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в условиях социального партнерства колледж - предприятие: опыт, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНОСТЬ / ACTUALITY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL TEACHING / БәСЕКЕЛЕСТіК / әЛЕУ-МЕТТіК ДОСТАСТЫқ / ДУАЛДЫқ ОқЫТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Г. И.

В статье освещены проблемы системы про­фтехобразования Костанайской области и КИПК. Описана актуальность социального пар­тнерства при подготовке современного конку­рентоспособного специалиста и представлена реализация системы дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в условиях социального партнерства колледж - предприятие: опыт, перспективы»

Вестник «Орлеу^-kst

69

Г.И. Смирнова,

методист КГКП «Костанайский индустриально-педагогический колледж»

Нег1зг1 свздер: бэсекелестк элеу-меттгк достастыц, дуалдыц оцыту.

Ключевые слова: актуальность, социальное партнерство, дуальное обучение.

Keywords: actuality, social partnership , dual teaching.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КОЛЛЕДЖ - ПРЕДПРИЯТИЕ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Ацдатпа

Макалада ^останай облысы мен ^ИПК кэсь би-техникалык бтм беру жYЙесшщ мэселелерi кетершедь Заманауи бэсекеге кдбшетп маман-ды даярлаудагы элеуметтiк серштестштщ езек-тшт суреттелт, дуальдi окыту жYЙесiн жYзеге асыру ^сынылады.

Аннотация

В статье освещены проблемы системы профтехобразования Костанайской области и КИПК. Описана актуальность социального партнерства при подготовке современного конкурентоспособного специалиста и представлена реализация системы дуального обучения.

Annotation

The article highlights the problems of vocational education of Kostanay region and specifically colleges. The relevance of social partnership in the preparation of modern competitive specialist is actual. The possible actions are shown from the government in solving these problems and actions to support the development of social partnership.

Проблемы повышения качества професси- К онального обучения, поставленные и обозначенные в государственной программе развития $ образования и науки на 2016 - 2019, могут быть решены посредством формирования эффектив- ^ ных механизмов взаимодействия с работодате- ^ лями по подготовке высококвалифицированных § специалистов [1]. Одним из актуальных вопро- ^ сов, стоящих перед системой профтехобразо- ^ вания Костанайской области, является про- к блема профессиональной подготовки будущих §

Рч

специалистов в условиях укрепления системы социального партнерства.

70

Вестник «Oрлеу»-kst

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что казахстанское образование призвано удовлетворять, с одной стороны, потребности личности в получении знаний, умений, навыков, с другой, общества в подготовке высококвалифицированных кадров.

Для развития нашего колледжа проблема социального партнерства приобретает актуальность в связи с необходимостью внедрения дуальной системы подготовки кадров, так как нам, как и любому другому учебному заведению, важно создать эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями - работодателями. Эта работа у нас ведется, она находится уже на третьем этапе. Первые шаги в этом направлении нами уже сделаны и дают свои результаты. Представители предприятий входят в состав государственных экзаменационных комиссий, которые присваивают квалификации нашим студентам.

При переходе на дуальную систему обучения мы учитываем те традиции, которые были заложены за 50 лет существования нашего заведения. За столь длительный период произошло много изменений: оптимизация, объединение, реформирование, переход на новые образовательные стандарты.

Традиционные знания, получаемые студентами в стенах колледжа, и считаюсь щиеся основой любой профессии, сегод-X ня частично не удовлетворяют запросам рр работодателей, так как рабочие места и ^ технологии, знания и умения постоян-м но обновляются, и сегодняшний студент бй может испытывать затруднения как завтрашний специалист. Требуются новые, § нестандартные подходы в формировании ^ профессиональных компетенций совре-н менных специалистов. Особое место за-£ нимает улучшение сотрудничества с со-£ циальными партнерами. В связи с этим и учебные занятия в колледже осуществляются параллельно с учебной прак-

тикой т. е трудовой деятельностью студентов, так как подготовка современного специалиста не возможна без отрыва от производства. К сожалению, социальное партнерство у нас находится не на должном уровне потому, что экономическая ситуация в стране поставила в затруднительное положение деятельность многих предприятий. Но эти трудности временные.

Социально-экономическая реальность требует от системы ТиПО таких специалистов, которые сразу, без адаптационного периода и стажировки могли бы качественно выполнять специфические профессиональные обязанности. Решение такой задачи во многом зависит и от повышения квалификации педагогических работников колледжа исходя из требований, предъявляемых к уровню компетенций студентов. Для этого необходимо, кроме курсов повышения квалификации, которые наши педагоги проходят ежегодно, согласно утвержденного графика, обеспечение возможности повышения квалификации и стажировки на предприятиях, и не только мастеров п/о, но и преподавателей спецдисциплин.

Подготовка современного специалиста невозможна в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми они встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения. Поэтому особое место среди слагаемых качества образования в нашем колледже отводится социальному партнерству.

Однако экономические проблемы, которые испытывают сегодня предприятия - партнеры, негативно сказываются на стабильности их работы, а соответственно, и на результаты прохождения практики нашими студентами.

И как альтернативное решение этих проблем, колледж рассмотрел свои вну-

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

тренние потенциальные возможности для обеспечения качества прохождения практики студентами на базе колледжа. Подготовлены и укомплектованы все учебные мастерские, целью работы которых является обеспечение условий для формирования у студентов профессиональных умений и навыков и т д. Нельзя не сказать и еще об одной проблеме - проблеме трудоустройства. Не секрет, что на многих предприятиях работают люди, не имеющие соответствующего профессионального образования. Значит, потенциальные места, на которые бы могли претендовать наши выпускники, уже заняты.

Это наталкивает на мысль, что предприятия - партнеры могли бы заранее доводить до сведения Управление образования о требуемых специалистах на предприятии и на перспективу осуществлять реальный заказ по подготовке кадров на имеющиеся вакантные места. Из вышесказанного вытекают следующие проблемы:

• Нет четкого механизма в организации проведения производственных практик на базе соцпартнеров;

• На уровне Управления образования не отслеживаются вакансии для возможного трудоустройства выпускников колледжа.

• Предприятия - соцпартнеры финансово не простимулированы государством, а значит и не заинтересованы в предоставлении студентам колледжа рабочих мест для отработки профессиональных навыков.

Если бы не существовало вышеизложенных проблем, или их нам удалось бы решить, то критериями результативности и эффективности работы учебного заве-

дения системы ТиПО в области социального партнерства могли бы выступить такие показатели, как:

- востребованность выпускников на рынке труда;

- востребованность учебного заведения на рынке образовательных услуг;

- реализация учебным заведением разнообразных форм сотрудничества с социальными партнерами,

- рост качества теоретических знаний и практических навыков выпускников,

- удовлетворенность обучающихся, преподавателей и сотрудников учебного заведения системы ТиПО, а так же работодателей оказываемыми образовательными услугами,

- высокая неформальная оценка своей работы сотрудниками колледжа.

Чтобы достичь высокого уровня этих показателей и высокой результативности, к уже имеющемуся опыту, необходимо добавить проведение более целенаправленной, системной работы по укреплению социального партнерства «колледж - предприятие». Это позволит осуществлять подготовку рабочих кадров по профессиям, востребованным на существующих рынках труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования и науки РК [Электронный ресурс] http://stepnogorsk. akmoedu.kz/documents/view/8795deca230 09594а6ее95е00сеШ04^=65228719В51 D339C&p=1

2. Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования.

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

К

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.